ОстафьевоЛожка дегтя в золоте осени |
|
Сентябрь 2006 г.
В погожий сентябрьский денек мы с семьей решили отправиться за город, чтобы по давно сложившейся типично петербургской традиции «пошуршать листвой» в разгар золотой осени. Так как судьба неожиданно занесла нас в Москву, а изменять привычкам нам не хотелось, из всего многообразия пригородных предложений выбор пал на «усадебный комплекс» Остафьево: возможно, потому, что наши утренние сборы как всегда затянулись, а вышеназванная парковая зона находится вблизи нашего местожительства, а, возможно, потому, что имя Петра Андреевича Вяземского, коему принадлежало Остафьево во время оно, сопряжено в нашем сознании с именем Александра Сергеевича Пушкина, который, естественно, «наше все». Практически моментально выехав на Варшавское шоссе, мы уперлись в хвост вяло перемещавшихся автомобилей. «Помидорники задрали», – пронеслось в голове что-то совсем непоэтическое. Оказалось, любители позднего сбора урожая здесь практически не при чем. Виновниками затора стали представители свадебного кортежа, помятое авто ГИБДД и аж перевернутый УАЗик, учинившие совсем не кстати грандиозную аварию. Надеемся, без жертв. Довольно быстро нашли саму усадьбу, свернув с трассы направо по указателю на аэропорт, далее ехали до Троицкой церкви. Весь путь от шоссе занял не более пяти минут. С парковкой особых проблем не было, хотя практически все стояночные места были заняты свадебными машинами ("суббота есть суббота"). Музей-усадьба Остафьево – «Русский Парнас» Сразу при входе строгий охранник направил нас к билетной кассе (как будто на лице у нас было написано рьяное нежелание приобретать входные билеты в парк). Мы поинтересовались, есть ли какая-либо экспозиция и сколько стоит фотосъемка. В ответ мы услышали, что усадебный дом на ремонте (везет же нам на реконструкционные работы в последнее время!), но есть небольшая выставка, на которой можно фотографировать и так, по входному билету. А в парке съемка и вовсе бесплатная. Пруд в парке Не крути ворот – не сливай пруд! Галерея по правую руку от усадьбы. "Вяземский" дуб скован металлическими обручами. Немного разочарованно мы взглянули на очередную стройку и направились к флигелю, где можно было что-то посмотреть. Обойдя его со всех сторон и не найдя никаких опознавательных знаков, указывающих на вход, мы направились к западным воротам, где любезный охранник сообщил нам, что оказывается, чтобы нас впустили внутрь здания, нужно позвонить в звонок одной из многочисленных дверей. Небольшой музей находится в подвале галереи правого флигеля. По счастью, в тот момент, когда мы вернулись к исходной точке, одна из дверей открылась сама. Но нас ожидал новый сюрприз. Очень милый музейный охранник попросил наши билеты, которые мы, правда, после некоторых поисков и битью себя по карманам ему протянули. На что он нам так же мило сообщил, что это совсем не те билеты. «Как же так? – удивились мы, – а какие те?» Короче, выяснилось, что «те» нам недодали. Но над нами сжалились (после коротких переговоров с кассиром по телефону) и разрешили посмотреть достаточно куцую так называемую экспозицию практически лишь фотографий интерьеров усадьбы до ее разрушения русскими разгильдяями, прикрывавшимися всякими пафосными лозунгами. Фотография столовой (начало ХХ века) От былого великолепия усадебного дома остались лишь голые стены. Справедливости ради надо сказать, что там еще присутствовало несколько репродукций с достаточно известных портретов Пушкина, Карамзина, самих Вяземских, Гоголя, Лермонтова и прочих лиц из учебников по литературе, два-три предмета мебели, пара книжиц из некогда колоссальной домашней библиотеки князей Вяземских, ну, может еще пяток вещиц для того, чтобы непредвзятый посетитель мог составить представление... О чем? Об эпохе? Об окружении Вяземского? О самой усадьбе? Особым предметом гордости служительниц музея является огромный макет усадебного комплекса Остафьево, наверняка выполненный с большой любовью и знанием предмета. В центральном доме усадьбы (на макете) даже включается свет, что не может не вызвать умиление у среднестатистического экскурсанта и членов его семьи дошкольного возраста. Тепло поблагодарив служительниц, мы выразили надежду, что обязательно вернемся сюда, когда реставрация будет завершена. Выйдя же наружу, мы слегка пожали плечами, мол, ребята, конечно, стараются, но экспонатов явно не хватает, сравнить даже с недавно посещенными нами Приютино и музеем-усадьбой Державина в Петербурге (тоже, кстати, восстановленными буквально из руин). За усадебным домом – памятник Вяземскому. Рядом – памятник Карамзину. Здесь Карамзин работал над семью томами "Истории государства российского". Именно в этой усадьбе А.С. Пушкин читал друзьям главы из "Евгения Онегина", а его тезка Грибоедов комедию "Горе от ума". Здесь бывали Константин Батюшков и Евгений Баратынский, Василий Жуковский и Денис Давыдов, Вильгельм Кюхельбекер и еще некоторые из тех, кто в нашем представлении ассоциируется с золотым веком русской культуры. Между памятниками вглубь парка уходит липовая аллея. Пушкин называл ее "русским парнасом". А вот и памятник Александру Сергеевичу. Совсем небольшой. Чуть дальше – ажурный мостик над протокой. Очей очарованье, красок буйство! Унылая пора, ничего не поделаешь... Где-то в глубине парка неожиданно услышали окрик охранника на детей, что ходить следует только по дорожкам. Нам, петербургским дикарям, привыкшим рассекать по зарослям английских парков, пришлось объяснять нашим малолетним балбесам, что в России в парках принято ходить по дорожкам, и встретили немой вопрос в их глазах. Уже выходя из парка, решили, что называется, «добить» пленку и сделать последний кадр некоего «Кабинета медали», обозначенного на плане как хозяйственная постройка. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется очередной охранник и спрашивает: «Что, постройка понравилась?» «Понравилась, – говорим, – А что, снимать нельзя?» – «Нет, можно, только билет предъявите на фотосъемку». Далее начинается совершенно дурацкий диалог в стиле «есть билет на балет», да и тот отобрали во флигеле перед ознакомлением с экспозицией. Нам даже попытались прочитать краткую лекцию о правилах посещения общественных мест, которую нам пришлось прервать, ибо Сам-Начальник-Охраны (как впоследствии выяснилось, это был именно он) оказался не совсем в курсе правил внутреннего распорядка (ну, не успели еще ребята договориться за что брать деньги, за что не брать и кому чего предъявлять!). Хотя навязчиво, как паранойя, прилип вопрос: что это – мелкий мухлеж или типично русское разгильдяйство? На самом деле, от всего посещения этого славного местечка Остафьево осталось лишь досадное чувство разочарования. Волшебную атмосферу намоленного места нужно холить и лелеять, а не разрушать казенными выходками блюстителей порядка. Хотели восстановить очаг культуры – получили очередной московский кич. Хотели свозить детей в этот самый очаг культуры, так их теперь долго никуда даже "хэппи-милом" (прости, Господи) не заманишь. Воистину, благими намерениями вымощена дорога известно куда! Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks!
Прочие литературные экзерсисы: Гаврила Державин как зеркало екатерининской эпохи; Приютино. Парк Оленинского периода; Об "арзамасцах" в Арзамасе, а также Большое Болдино; Пушкинские места под Гатчиной; Аллегория осени. Царскосельские этюды; Салтыков-Щедрин и Пошехонская старина; Мастер и Маргарита. Булгаковская Москва; Сергей Есенин. Рязань и Константиново; Шуя и Владимир. 140 лет со дня рождения К.Д. Бальмонта; Левитан, Островский и немного Сусанина; Усадьба в Рождествено. Набоковские берега; Новгород-Северский и "Слово о полку Игореве"; Музей "Слова" в ярославском Преображенском монастыре; Крестцы и "Мелкий бес" Федора Сологуба; Музей Астрид Линдгрен "Юнибакен" в Стокгольме; Бейкер-стрит. Музей Шерлока Холмса; Все наши путешествия на сайте trassa.narod.ru |
© trassa.narod.ru |