Гаврила Державинкак зеркало екатерининской эпохи |
|
Июнь 2006 г. В Петербурге, в сквере перед Александринским театром стоит памятник Екатерине II. Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских вельмож вокруг пьедестала разными способами дают понять размеры своих достоинств. Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается императрица с лукавой улыбкой и скипетром-эталоном в царственных руках.
Как-то так вышло, что с именем Державина нам довелось встречаться несколько чаще, чем требует того элементарное знакомство с русской литературой. То в Карелию поедем – глядишь, Гаврила Романович уж и водопад Кивач воспел. То вдруг в Тамбов занесет – а он и здесь губернатором побывал. Ходишь по Басманной, в дом дяди Александра Сергеевича зайдешь – так и тут без Державина никуда... То по любимой когда-то Фонтанке пойдёшь-прошвырнёшься – и дом-музей поэта неподалеку. Пожалуй, в этот-то музей мы и направимся. Музей-усадьба Г. Р. Державина Особняк этот Гаврила Романович приобрёл уже будучи секретарём императрицы Екатерины II, и о его пути к этой должности вполне можно порассуждать, прогуливаясь по залам музея. Между прочим, особняк Державина был построен по проекту действительно интереснейшего архитектора екатерининской эпохи Николая Львова, который к тому же приходился Державину свояком: они были женаты на сёстрах Дьяковых. После смерти родителей юные Львовы воспитывались в доме своего дяди Державина. Еще одним свояком Державину и Львову приходился Василий Капнист, также оставивший заметный след в русской литературе того времени. Музей Державина на Фонтанке, кстати, относительно новый, он распахнул свои двери лишь в 2003 году, до этого во дворце вельможи екатерининских времен находились коммунальные квартиры, поэтому от подлинного убранства не сохранилось практически ничего. Впрочем, это отнюдь не помешает нам поразмышлять о временах «просвещённого абсолютизма». * * * Как известно, Екатерина II взошла на престол в результате дворцового переворота. Ранним утром 28 июня 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении братьев Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, осознав безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, после чего был взят под стражу и через некоторое время отошел в мир иной в Ропшинском дворце под Петербургом. По официальной версии, причиной смерти стал "приступ геморроидальных коликов"... В это время в Петербурге обретался Мелкопоместный дворянин из богом забытого села под Казанью, он рано лишился отца, мать его погрязла в бесконечных тяжбах с соседями, да и молодой провинциал пристрастился к картишкам... В общем, как и полагается настоящему мушкетёру, он умел вкусно есть, сладко спать, махать шпагой и в перерывах писал стихи. Разумеется, ни одно из этих занятий не приносило ему денег, а соответствовать высокому званию гвардейца как-то надо было. Как на грех, перед самым переворотом у Державина украли ротные деньги. Из-под подушки. Во всяком случае, так он позже в своей биографии рассказывал. Чтобы как-то свести концы с концами, Державин переводится в Так и участвовал он в событиях 1762 года в форме голштинского пехотинца... Судьба оказалась благосклонной к начинающему поэту. Доберись он до Ораниенбаума днём раньше, вряд ли ему удалось бы остаться в Преображенском полку. Но – обошлось. Он дослужился до офицерских чинов, участвовал в подавлении Пугачёвского восстания, не прекращая при этом литературных экзерсисов. С удивительной способностью оказываться в нужное время в нужном месте Державин и тут пришелся ко двору... * * * Среди причастных к восшествию немецкой принцессы на русский престол была и княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Она удивительным образом оказалась в числе
30 сентября 1783 года Екатерина II издала указ «Об учреждении Российской Академии» для изучения филологических и других гуманитарных наук. Ее президентом стала Дашкова. Здесь надо отметить, что в Петербурге уже действовала Академия, основанная ещё Петром I. Её президентом был гетман Разумовский, чьим бесспорным достоинством было родство с Алексеем, фаворитом Елизаветы Петровны. В 18 лет Кирилл Разумовский получил шокировавшее учёный мир назначение президентом Петербургской академии наук «в рассуждение усмотренной в нём особливой способности и приобретённого в науках искусства». Фактически управление академией при Разумовском осуществляли директора. И, между прочим, как раз в это же время директором Петербургской Академии наук была княгиня Дашкова. Зачем императрице надо было городить огород из нескольких академий, сложно сказать. Наверное, ей тоже хотелось немного побыть матерью-основательницей российской науки. Петербургская академия наук на Васильевском острове Первоначально заседания новоявленных академиков проводились как раз в конференц-зале "старой" академии, той самой, что всегда размещалась на Васильевском острове. Еще одним местом встреч академиков было загородное имение княгини Дашковой "Кирьяново", названное в честь святых Кира и Иоанна. Именно в день их тезоименитства Екатерина II Усадьба Кирьяново
В конце концов Академией было приобретено собственное здание, на берегу Фонтанки за Обуховским мостом. По образцу древнегреческой Академии Платона при здании был разбит ботанический сад с теплицами. По какому-то удивительному совпадению Академия Российская расположилась рядом с усадьбой Державина (её современный адрес – Фонтанка, 112). Фонтанка, 112 Немного забежав в будущее, заметим, что Павел I не простил Дашковой участия в свержении Петра Третьего. Он удалил ее от двора, а Российскую Академию закрыл. Впрочем, не надолго. После убийства Павла для её размещения на Васильевском острове построили новое здание. Здание на 1-й линии В.О., 52 А Николай I со свойственным ему прямолинейным мышлением не понял, зачем нужен весь этот балаган с двумя академиями, и присоединил Российскую Академию к Петербургской. * * * Здесь мы отвлечемся от Дашковой и проблем языкознания и посмотрим на эпоху царствования Екатерины под несколько другим углом. Как оценили итоги правления императрицы потомки? Разумеется, Екатерину II немедленно нарекли «Великой»! Шутка ли, Крым-то стал нашим!
Титульный лист-посвящение первого «Словаря Академии Российской» Однако среди историков бытует мнение о чрезвычайном цинизме и лицемерии Екатерины II. При этом исключительно большую роль в её деятельности играла пропаганда. Понятно, что основные усилия двора были нацелены на легитимизацию власти Екатерины, к которой она пришла в результате переворота. Но этого ей было мало. Екатерина в буквальном смысле требовала от своих подданных любви к Отечеству (и к "матушке-императрице", само собой). Для достижения этой цели она особо уповала на силу печатного слова. (Не здесь ли кроется особенная любовь к русскому языку, внезапно пробудившаяся в немецкой принцессе?) Если в середине XVIII века в России издавалось всего два журнала, во времена Екатерины их число возросло до двухсот! Императрица, горячо поддержав возникновение журнальной периодики, исходила из своего понимания её значения в деле пропаганды. Она искренне верила, что сочинитель должен пылать "любовью к отечеству и государю". Она желала, чтобы все публицисты и литераторы поддерживали монархию и прославляли государственный строй России, закрывая глаза на его недостатки. Ну, если только не подмечая отдельные, свойственные обществу (но ни в коей мере не повелительнице). Основной тезис императрица сформировала на страницах своего собственного журнала "Всякая всячина":
И горе тому, кто не мог в этом признаться. Трагический опыт Новикова и Радищева тому подтверждением. А Державин не просто оказался в мейнстриме, он стал "лучшим учеником", чётко уловившим требования царицы к правильному печатному слогу. Произошло это следующим образом: В 1781 году императрица Екатерина II написала (есть, впрочем, мнение, что написала не совсем сама – не настолько хорошо говорила она по-русски; поговаривают, что литературным негром императрицы был небезызвестный журналист Новиков, за что впоследствии и поплатился) – так вот, написала Екатерина для своего пятилетнего внука, великого князя Александра Павловича, сказку о царевиче Хлоре. По сюжету этой сказки, сын киевского князя Хлор обладал удивительными способностями. Прознавший про это киргизский хан похитил мальчика и приказал тому отыскать розу без шипов. Царевич отправился с этим поручением. Ему встретилась дочь хана, веселая и любезная Фелица. Она всячески помогала мальчику в выполнении этого маленького, но ответственного поручения. Наконец, они увидели перед собой крутую каменистую гору, на которой растёт роза без шипов (символ добродетели). С трудом взобравшись на гору, царевич сорвал этот цветок и поспешил к хану. Тот отослал его вместе с розой к киевскому князю. «Сей обрадовался столько приезду царевича и его успехам, что забыл всю тоску и печаль.... Здесь сказка кончится, а кто больше знает, тот другую скажет». Эта сказка подала Державину мысль написать оду к Фелице (богине блаженства, по его объяснению этого имени): так как императрица любила забавные шутки, говорил он, то ода эта и была написана во вкусе ея.
В предисловии к посланию императрице Державин набирается храбрости и выпаливает:
Княгиня Дашкова в своём порыве "поставить наш язык в независимое положение от иностранных слов и выражений" начала издание ежемесячного журнала «Собеседник любителей российского слова, содержащий разные сочинения в стихах и в прозе некоторых российских писателей». Одой Державина "К Фелице" был открыт первый номер издания. Стихотворение было напечатано под заглавием: "Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санктпетербурге. Переведена с арабского языка 1782."
Почитайте! Там в 26 строфах Державин источает такой елей, что приличному человеку было бы стыдно находиться и на месте автора, и на месте адресата. Но нет... Державин был щедро одарён императрицей – она пожаловала ему золотую табакерку с пятью сотнями червонцев (большая по тем временам сумма!) и честь представления ей в Зимнем дворце. Вообще, это сочинение имело решительное влияние на всю дальнейшую судьбу поэта. Новая ода произвела много шуму при дворе и в петербургском обществе. Слава Державина утвердилась; в "Собеседнике" было опубликовано несколько посвящённых ему произведений, где Державина называли мурзою, арабским переводчиком и т.п. Дела поэта резко пошли в гору. Он входит в число первых академиков создаваемой Академии наук, участвует в составлении первого толкового словаря. Получает назначения в губернаторы Олонецкого края, затем Тамбовским наместником. Наверное, мало кто из поэтов в истории может похвастаться столь оглушительным успехом своего вовремя написанного произведения!
В 1803 году Гаврила Романович отходит от государственных дел и полностью фокусируется на литературном поприще. И близость дома на Фонтанке к Академии опять играет ему на руку. Члены Российской академии с давних пор установили между собой обычай собираться по вечерам и читать друг другу свои новые сочинения. Здесь в центре официальной литературной жизни неожиданно оказывается адмирал Александр Шишков. Выбранный еще в 1796 году в члены Российской академии, Шишков углубился в изучение церковно-славянского языка и очень скоро стал смотреть на себя как на авторитетнейшего представителя филологии (что, впрочем, было весьма далеко от правды). Ярый консерватор, он был недоволен всякими нововведениями, а их было много. После короткой, но мрачной павловской эпохи наступило время, полное надежд и упований. Сам император Александр I стал во главе либерального движения и вселил в своих подданных уверенность в неизбежности коренных реформ. (Вскоре все эти "души прекрасные порывы" закончились аракчеевщиной и военными поселениями, но тогда об этом ещё ничего не знали). На литературном небосклоне ярко загорается новая звезда. Интересно, что ею стал Николай Михайлович Карамзин, в биографии которого были схожие с Державиным моменты. И тот, и другой были выходцами из татарской знати, перешедшей в свое время на службу к русскому царю. Оба служили в Преображенском полку. Но на этом сходство их кончается, и начинаются различия. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку современной ему эпохи. В качестве образца он использовал грамматику и синтаксис французского языка, по ходу вводя в русский язык множество новых слов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «человечный»)... Поэзия Карамзина кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. После европейского путешествия 1789–1790 годов Карамзин написал знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала автора известным литератором. Некоторые филологи считают, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература. Последовавшая за "Письмами" повесть "Бедная Лиза" лишь упрочила его славу. Разумеется, переворот, совершенный в русском языке и литературе Карамзиным, встретил массу противников в лице фанатичных приверженцев старины. Во главе этой партии и встал пользовавшийся громадным влиянием адмирал Шишков.
Для борьбы с ненавистными ему новшествами он основал в 1811 году официальное общество под именем «Беседы любителей русского слова», задумав сделать домашние чтения "академиков" публичными. Деятельным помощником в осуществлении этой идеи явился Державин, который предоставил в распоряжение нового общества обширную залу в своём доме, принял на себя все расходы и пожертвовал для его библиотеки значительное собрание книг. В роскошном петербургском особняке Державина, Первое заседание общества состоялось 14 марта 1811 года в обстановке чрезвычайно торжественной: здесь были почти все министры, члены Государственного Совета, сенаторы – в полной парадной форме. Газета "Северная почта" так писала о об этом событии: "...Огромная зала, нарочно для сего устроенная песнопевцем Фелицы, собрание почетнейших мужей, сидевших за пространным столом, и стечение до двух сот особ обоего пола, избраннейших людей в городе, – представляли в сем случае весьма почтенное зрелище. (…) Главная цель сего общества состоит в том, чтобы посредством публичных чтений распространить круг любителей российской словесности (…), стараться об украшении слога, очищении оного от иностранных речений и правил, ему не свойственных". Все последующие собрания "Беседы" отличались таким же официозом: посетители впускались по заранее разосланным билетам; приглашённые являлись в мундирах и орденах, дамы – в бальных платьях; в особенных случаях бывала и музыка с хорами. В действительные члены общества принимались только люди «солидного» возраста, занимавшие притом видное положение в служебной иерархии. В.Л. Боровиковский «Портрет Г.Р. Державина»
К обществу «истинных любителей русского слова», созданному адмиралом, принадлежали придворный поэт Державин, баснописец Крылов, переводчик «Илиады» Гнедич, знакомый нам со школьной скамьи Грибоедов, граф-графоман Хвостов, приятель Пушкина Кюхельбекер, а также менее известные широкому кругу читателей, но оставившие заметный след в литературной жизни того времени Катенин, Шаховской и др.
Илья Репин «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г.» Пушкин в своих воспоминаниях пишет:
Уже на современников сцена, когда патриарх литературы благословил 15-летнего лицеиста в свои преемники, произвела большое впечатление. В дальнейшем, когда раскрылся гений Пушкина, событие приобрело вид символической передачи творческой эстафеты от первого поэта XVIII века первому поэту XIX века. Одобрение Державина произвело огромное влияние и на самого Пушкина. Он неоднократно возвращался к нему в своих произведениях, а в «Евгении Онегине» сказал своё знаменитое:
Впрочем, нам не удастся закончить наше короткое повествование на столь оптимистичной ноте. Дело в том, что в своём письме Антону Дельвигу в июне 1825 года Пушкин пишет такие строки:
Такой разворот во мнении гения русской поэзии не может не удивлять. Впрочем, если вспомнить, в чьём стане оказался Александр Сергеевич, всё становится на свои места. Несмотря на "благословление" Державина, своим "парнасским отцом" Пушкин всегда считал своего дядю, Василия Львовича, который и ввёл молодое дарование в круг "арзамасцев". И произошло это в самый разгар битвы "карамзистов" с "архаистами", как впоследствии назовут участников общества "Беседа" литературоведы. Литературные баталии того времени ничуть не уступал нынешним Даже на смертном одре настоящие "арзамасцы" не прекращали своей битвы с "архаистами". Пушкин так описывает кончину своего дяди:
В общем, в нашем затянувшемся рассказе давно пора уже поставить точку. В качестве эпилога поделимся маленьким литературным открытием. После смерти Пушкина в его бумагах было найдено странное стихотворение, в котором обычно иронически относящийся к себе поэт вдруг забирается на пьедестал и пафосно декламирует что-то вроде «Я вас любил, толпа...» Несмотря на то, что при жизни поэта это стихотворение нигде не публиковалось, в школьную программу оно почему-то вошло как «литературное завещание» Пушкина. Однако всё может быть намного проще (и интереснее). В 1795 году Державин в поисках новых форм перерабатывает стихотворение Горация «К Мельпомене». Вот оно:
А вот текст Пушкина:
И вот, вспоминая истинное отношение Пушкина к Державину (читая его, кажется, читаешь дурной, вольный перевод с какого-то чудесного подлинника), понимаешь – Пушкин «перевёл» стихотворение Державина (а не Горация), сохранив при этом архаизмы и «выдержав строфу». На этой ноте, пожалуй, можно и закончить наш долгий рассказ. Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks! Прочие литературные экзерсисы: Об "арзамасцах" в Арзамасе, а также Большое Болдино; Пушкинские места под Гатчиной; Аллегория осени. Царскосельские этюды; Приютино. Парк Оленинского периода; Салтыков-Щедрин и Пошехонская старина; Мастер и Маргарита. Булгаковская Москва; Сергей Есенин. Рязань и Константиново; Шуя и Владимир. 140 лет со дня рождения К.Д. Бальмонта; Левитан, Островский и немного Сусанина; Усадьба в Рождествено. Набоковские берега; Новгород-Северский и "Слово о полку Игореве"; Музей "Слова" в Преображенском монастыре, Ярославль; Крестцы и "Мелкий бес" Федора Сологуба; "Юнибакен", музей Астрид Линдгрен в Стокгольме; Бейкер-стрит. Музей Шерлока Холмса; Все путешествия на сайте trassa.narod.ru |
© trassa.narod.ru |