Жемчужное ожерелье ПосвирьяПодпорожье – Важины – Согиницы – Заозерье – Посад – Волнаволок |
|
16 апреля 2005 г. Маршрут: из СПб по Мурманскому шоссе на Лодейное Поле – Подпорожье, далее по кругу по грунтовке: Важины, Согиницы, Заозерье, Посад, Волнаволок – и обратно в СПб через Подпорожье. Время в пути: Старт из СПб в 8.30, возвращение – в час ночи. Экипажи: Мы с Eeyore договорились встретиться на выезде из города по "Мурманке" рядом с "Икеей" в восемь с небольшим, но не смогли подняться в такую рань... В общем, экипажи начали движение без нас, и нам досталась роль догоняющих. Встреча с Eeyore произошла под Пашой, вторую машину мы догнали уже возле Лодейного Поля. Слово "догнали", впрочем, не вполне здесь уместно, ибо в обоих случаях ребятам пришлось нас ждать. Дорога до Лодейного Поля – это всем известное Мурманское шоссе с внезапными выбоинами на асфальте на магистральном участке, отличным покрытием от Кисельни до Потанино и на лодейнопольской объездной. Остальная часть "Мурманки", как и дорога Лодейное Поле – Подпорожье, была серьезным испытанием для подвесок наших автомобилей. Плакат в Подпорожье Само "жемчужное ожерелье" связывает плачевного вида грунтовка. Складывалось впечатление, что снег сошел не только вместе с асфальтом, но и с грунтом. Тающий снег поднял уровень рек до впечатляющих размеров. В одном месте, между Важинами и Согиницами, дорогу чуть не смыло, местные сказали – вода на полметра поверх асфальта текла. Выглядело впечатляюще: перешеек шириной в асфальт, сразу по краям – метровые обрывы с камнями... Я даже сразу и не сообразил, что здесь произошло. Подпорожье Небольшой город расположен на берегу Свири. Поселение у Верхне-Свирских порогов возникло в начале XVIII века. Сюда по приказу Петра I были переведены крестьяне из Новгородской губернии для проводки судов через пороги. Рост поселка начался со строительством Верхне-Свирской ГЭС в 1932 году; еще до войны здесь был создан небольшой городок, в котором жили строители. Так описывается город в официальных источниках. Когда читаешь о таких "городках строителей", невольно задумываешься о том, что строительство свирских электростанций до странности совпадает по времени с прокладкой Беломорканала и других строек века. Вот что мы находим у писателя Серафима Четверухина: "Мучительное это слово – "Свирь"!.. Не слово, а черта, отделившая одну жизнь от другой, юность от взрослости, волю от порабощения. Ведь "Свирь" в тридцатые, полунепонятные годы была не столько названием порожистой реки, сколько половиной термина "СвирьЛАГ"... " После перестройки в 1950-х годах Верхне-Свирской ГЭС поселок был преобразован в город, в состав которого включили железнодорожную станцию Погру и несколько прилегающих селений. Плотина Верхне-Свирской ГЭС создала водохранилище, перекрывшее пороги, которые начинаются недалеко от города. Водохранилище, впрочем, скрыло не только пороги: Ивины, Гакручей, Остречины – воспоминания об этих деревнях нет-нет, да проскользнут в описаниях Посвирья: Когда село Остречины ... уже исчезло, скрытое мелкой водой Ивинского разлива, образовавшегося после пуска Верхнесвирской ГЭС, посреди бескрайней, как потоп, воды стояла на пригорке только церковь Рождества Богородицы. Церковь эту хорошо было видно с проходящих мимо теплоходов... Потом, в начале шестидесятых, на излете хрущевской десятилетки, церковь Рождества Богородицы взорвали... Николай Коняев. "Храм над водами" Основная часть Подпорожья расположена на высоком левом берегу Свири. На другом берегу – поселок Ольховец, входящий в черту города. Перебравшись через Свирь по плотине гидроэлектростанции, мы дружно бросились фотографировать первую достопримечательность поездки. Верхнесвирская ГЭС Важины От Подпорожья до Важин 10 километров. Асфальтированная дорога вывела нас на берег реки Важинки. Тяжелые льдины, наседая друга на друга и ломаясь под напором потока, застыли в реке, сдерживаемые невидимым затором. Из-за тяжеловесного моста вынырнула белоснежная церковь. Деревенька за мостом называется Курпово. Но, очевидно, граница между двумя селами так и не была демаркирована, поэтому во всех справочниках нахождение Воскресенской церкви обозначена через "слэш": Важины/Курпово. Воскресенская церковь – потрясающе смотрится на фоне вздыбленного льда. Церковь эта была построена в 1630 г. Датировать постройку позволяет надпись на досках иконостаса: "... лета 7138 года сентября 26 дня совершен бысть сей храм..." (цитата по книге Гоголицыных "Памятники архитектуры Ленинградской области", Л., 1987). В 1827–31 гг. артель олонецких плотников перестроила ставший ветхим храм (источник тот же). В соответствии с модами нового века, разумеется. Внутрь храма нам попасть не удалось – поэтому ни резного иконостаса, ни "первоначального плана и объемного решения" артели олонецких плотников нам увидеть не удалось. А жаль! У церкви – кладбище. Много могил с одной и той же фамилией. Возвращаемся через мост в Важины, поворачиваем налево. Дорога ведет вдоль берега Важинки на север. Через 5 км кончается асфальт и начинается тряска по неровному грейдеру. Вдоль дороги высятся бревна лесоповала. Съезжаем с грунтовки к церкви. Купола деревянного ансамбля видны издалека, промахнуться невозможно. Согиницы Никольская и Ильинская церкви и колокольня. «Самое впечатляющее место Посвирья» Деревенька Согиницы (в некоторых источниках – Согинцы) находится в 14 км от Важин строго на север. Здесь, на мысу, вдающемся в небольшую речку, внезапно необычно широко разливающуюся в этом месте, находится целый ансамбль – памятник деревянного зодчества – два храма и колокольня. Одна из церквей – простая, в форме избы. Другая – шатровая, возвышающаяся над колокольней и доминирующая над пространством вокруг.
К церквям приходится идти по щиколотку в снегу. Зачем, зачем я надел полуботинки! Холодно... Но стоит поднять голову – и сразу забываешь о дискомфорте: крест буквально плывет в бездонном голубом небе. Вид с крыльца церкви на весеннюю Важинку. Лишь размеренный шум ручья нарушает безмолвие места. Испытываешь восхищение гармонией и удивляешься поразительному умению древних выбирать места для культовых построек. Не хочется произносить ни слова, словно боясь нарушить тишину пробуждающейся природы. Но надо продолжать экскурсию. Заозерье От Согиниц до Заозерья около 8 км. Внимательно смотрим на указатели – Заозерье находится немного в стороне от "трассы", на берегу Вачозера. Съезжаем с грунтовки (направо), спускаемся в низину. Маленькая часовенка очень уютно расположилась на берегу озера. За ней – островок, поросший редким по весне лесом. Красиво! Интересно было бы посмотреть на это же место летом. Наверное, с трудом можно заставить себя уехать... Впрочем, и сейчас, ранней весной, есть свои определенные прелести – листва не закрывает объекты съемки, тишина окружающего пространства оглушает. Даже не слышно птичьего щебета – еще не вернулись перелетные птицы. Часовня Петра и Павла Когда мы собирались в эту небольшую поездку, я, запасаясь фотопленками, задумался – не слишком ли скучным получится фотоальбом? Одни церкви и часовенки, пусть даже деревянные и живописные. Я оказался неправ – фотоальбом получился совсем нескучным, а поездка наша едва не стала одним из самых запоминающихся приключений. Сфотографировав часовню в Заозерье (особенно живописным получался стожок сена рядом с часовней), мы прыгнули по машинам и по очереди стали разворачиваться. Первым развернулся Eeyore, вслед за ним, спустившись в низину, наши спутники на "шестерке". Они слегка подвязли на развороте, но бодро были вытолкнуты из грязи выскочившими из машины пассажирами. Я был последним. Увидев увязание "шестерки", я решил выбрать местечко посуше. Съехал колесами с дороги (дорога в этой деревне – утрамбованная колесами грязь), и вместо того, чтобы быстро сдать задним ходом, был вынужден остановиться, пропуская невесть откуда взявшиеся "Жигули" какого-то местного жителя (невтерпеж ему было, бедняге, подождать меня пару минут). Процесс увязания начался мгновенно. Судорожно пытаясь раскачать машину, я увидел уже спешащих нам на помощь спутников. Раскачка удалась... почти. Хватило одного мгновения, чтобы слегка сбросить амплитуду, договариваясь с "толкателями", как колеса нашего "Пассата" немедленно ушли в грязь. Оказывается, я выбрал для разворота место прямо в незаметном ручейке, который нес талые воды с возвышенности в озеро. Машина легла на брюхо. Достали трос. Порвали его. Три раза. За забором стоявшего поодаль домишки я увидел трактор. Появилась надежда не по уши измазаться в грязи. Но также быстро и умерла – старушка, обретавшаяся в доме тракториста, вынуждена была меня огорчить тем, что тракториста нет, а трактор – сломан. Негромко матерясь, народ пошел за саперными лопатками. Началась тоскливая процедура откапывания. Подкладываемые под колеса доски из ограды стоявшего неподалеку полуразвалившегося амбара оказались достаточно гнилыми – и ломались прежде, чем их удавалось подсунуть под домкрат. Вдруг откуда ни возьмись появились два человека – мы решили, что местные пришли к нам на помощь. Неведомым образом в их руках оказались лопаты, достаточно прочные доски, и ребята очень умело и оперативно поддомкратили машину. Один из "местных" незаметно отлучился и через какое-то время вернулся на внедорожнике. "Дёрг!" – и "Пассат" оказался на свободе. Я зачем-то полез за деньгами. "Драйвер, а драйвер! – строго сказал мне владелец джипа. – Оставь деньги себе!" Один из наших спасителей (слева) рядом с моим несколько запыленным "Пассатом" Фото А.Силантьева Есть у меня подозрение, что все ж таки ребята были "не совсем гавайцами, а в некотором роде даже совсем не гавайцами". Наверное, питерские рыбаки внезапно пришли мне на помощь. Спасибо им огромное! Страна должна знать своих героев! Фото А.Силантьева Слегка отмыв лобовое стекло и фары, мы продолжили наше путешествие. На следующий день, в поисках мойки, я неоднократно видел, как народ на остановках показывал пальцами на мой "Пассат", облепленный двухсантиметровым слоем густой подпорожской грязи. Посад Через 14 км, после продолжительной тряски по грунтовке и ожидания поезда на ж/д переезде в Токарях (думается мне, кстати, что эти Токари не имеют никакого отношения к металлообработке. Скорее всего, это искаженное угро-финское название) мы приехали в Посад. Главная дорога здесь делает крутой поворот направо, и сразу за ним, на небольшом сельском кладбище, возвышается часовня. В справочниках датируется XVII веком. Сколько бы ей ни было, 300 или 400 лет, все равно удивляет своей сохранностью. Место, правда, не столь выигрышное, как в Заозерье, но, с другой стороны, не надо разворачиваться в грязном ручье:-) Часовня Флора и Лавра. Крест и солнце.
Небольшая часовенка скрыта почти со всех сторон деревьями. Нам повезло – листвы еще не было. Уже чувствовалась усталость, поэтому процесс фотографирования был недолгим. Достопримечательностей дальше не предвиделось, голодные дети начали ныть, надо было искать место под бивуак. У нас в багажнике лежало заблаговременно заготовленное мясо для шашлыка – нужно же было дать детям стимул ехать созерцать с нами "седую старину", да и одной "деревяшкой" сыт не будешь. Впрочем, наши неугомонные спутники, оказывается, еще не пресытились духовной пищей, и нам пришлось с тоской в глазах и бурчанием в животах следовать за ними дальше. Волнаволок Здесь когда-то были две церкви... В "Памятниках архитектуры Ленинградской области", стародавнем, но наиболее интересном описании достопримечательностей этих мест, Волнаволоку посвящена отдельная статья в разделе "Деревянное зодчество". Сейчас на месте волнаволокских церквей – две кучи углей. Ансамбль сгорел дотла летом 2004 года. По отзывам очевидцев, состояние церквей до пожара было неважнецкое, а вот место – очень выигрышное: церкви стояли в низинке на открытом перешейке между двух озер, Пидьмозером и, пардон, Мудозером. С обеих сторон дорога спускается к этому месту с небольших пригорков и оттуда они хорошо смотрелись. Таким был ансамбль до июня 2004 года. Фото Олега Юркова. Взято с его сайта "Дорогами Русского Севера" Грустные, подавленные и голодные, мы доехали до развилки на Пидьму/Подпорожье (9 км от Посада). Eeyore & Co. уехали смотреть еще какие-то церкви, мы же, договорившись встретиться у развилки на Сидозеро, поехали искать местечко для пикника. Недалеко от трассы было найдено потрясающее место: под елочкой, на пригорочке, мы разбили бивуак и устроили шашлык. Близость трассы не смущала – машин там практически нет. Через пару часов, когда весь провиант был съеден, вернулись Eeyore и Госс, по колено мокрые, голодные, но довольные. Они нашли еще один объект для "Рейтинга". Eeyore был, как всегда, краток: "На Сидозеро идти вокруг трёх заливов через три ручья, два болота и одну реку (через реку перекинуты бревна, остальное – вброд). В один конец около 2,5 км. Достойное завершение в целом неэкстремальной поездки". Найдено было: Церковь каменная, неинтересная, в форме сарая – 1 штука: http://www.around.spb.ru/guide/eeyore/view.php?id=631 Церковь деревянная, интересная, но "с некоторой придурью в облике" – 1 штука: http://www.around.spb.ru/guide/eeyore/view.php?id=632 * * * Пора было двигать домой. Дальше, по асфальту, дело пошло веселее. Через 15 км мы въехали в Подпорожье, на прощание сфотографировали плотину ГЭС в желтых лучах заходящего солнца, расстались с остановленным на посту ГАИ экипажем компаньонов, чуть-чуть поплутали по городу и устремились в надвигающиеся сумерки. Дорога назад была достаточно неприятной – в полной темноте, пытаясь вернуться домой не сильно за полночь, я очень боялся попасть в какую-нибудь яму – а это было несложно, т.к. после зимы "Мурманка" весьма раздолбана. Домой мы вернулись в час ночи.
Ссылки: Достопримечательности Посвирья в Рейтинге Eeyore Церкви Олонецкого края. Фотографии А. Госса на сайте "Окрестности Петербурга" Отчет С. Тихомирова Подпорожье – Каргополь Подпорожский краеведческий музей Первомайский велопоход в Карелию О Подпорожье на официальном сайте "Диалог" Уходящие шедевры. Статья Т.Хмельник в "Аргументах и фактах" |
© trassa.narod.ru |