Первомай в ХельсинкиVappu. Kalevela. Romanttikkaa |
|
Свеаборг Между Суоменлинной и Кауппатори курсирует паром. Ходит каждые 20 минут. В пути четверть часа. Парадный вход в крепость – через арку в Рантакасарми (Rantakasarmi, береговая казарма), сразу же у основного причала. За нею – квартал деревянной застройки, напоминание о русских обитателях острова – здесь селились купцы. Вход в крепость. Крепость на прибрежных островах была построена после поражения Швеции в войне с Россией в 1741–1743 годах, когда новая граница прошла всего в 150 км от Хельсинки и все восточные укрепления оказались на русской территории. Шведский контроль над Балтикой был потерян: русские прорубили окно в Европу, щепки полетели в Стокгольм, вызывая понятное беспокойство. Размах стройки, затянувшейся на сорок лет, был нешуточным – ничего подобного ни в Швеции, ни тем более в богом забытой Финляндии не сооружали. Построенная крепость была практически неприступной: ни с моря осадить, ни с суши подкопаться. Памятник фельдмаршалу Эренсверду, основателю крепости. Но воевать ей не пришлось: в 1808 году крепость была сдана русским практически без единого выстрела. Почему – одна из главных загадок финской истории. Шведские войска значительно превосходили русских числом и артиллерией. Бескровная сдача крепости деморализовала шведскую армию, и нет ничего странного в том, что в 1809 году вся Финляндия отошла к России. Пушки крепости Свеаборг. Поговаривали и об измене: за сдачу крепости шведы приговорили коменданта Карла Кронштедта к смерти. Приговор почему-то был отменен российским императором (удивительно, правда?). В 1991 г. Суоменлинна была внесена в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный памятник военно-инженерной архитектуры. Деревянные дома русских купцов. В старых русских складах разместились «бутики», по-шведски всего лишь магазинчики. А я уж успел невесть что подумать! Творение архитектора Тона, до неузнаваемости переделанное финнами в лютеранскую церковь. Говорят, это – единственная в мире церковь-маяк. И все же зря трогали... Стена, где крайний ряд окон нарисован. У нас чаще настоящие окна закладывают кирпичом. Столетние бараки с ухоженными садиками и бельем на веревках, детские площадки в артиллерийских дворах, пороховые погреба случайно обнаруживались в самых неожиданных местах... И все-таки от этой излишней умиротворенности веяло чем-то невыразимо тоскливым... Я уже начал ощущать нечто вроде разочарования, как вдруг мы одновременно увидели такой живописный холм, что, казалось бы, на нем непременно должен стоять тот самый дурак из песни "Битлз":
Взбежав на него, мы на некоторое время замерли от открывшегося нам вида! Пожалуй, так и надо гулять по Суоменлинне: идти куда глаза глядят, по пустынным тропинкам без указателей – за неожиданным поворотом будет такой вид, что прямо ах! Свеаборг – это действительно удивительное сочетание крепостных стен, гарнизонных и купеческих кварталов и места для пикников и прогулок столичных жителей. По островам можно гулять целый день – и без скуки.
Старые двери и тайные ходы. В кафе при входе обнаружили интересную карту с привидениями старой крепости, но прежде чем начать их розыск, рекомендуется экипироваться по полной: видимо, придется лазить по подвалам и потайным ходам. Есть где разгуляться с детьми! В общем, Суоменлинну смело рекомендуем для обязательного посещения! Цветастенькая финская молодежь заканчивает пикники и покупает обратные билеты. Пора возвращаться и нам. Буквально перед отходом парома мы успели купить на берегу по чашке горячего капуччино и с наслаждением потягивали его на холодном ветру, сидя на палубе и глядя на приближающиеся купола Лютеранского собора. Потом мы долго сидели на его широких ступенях в толпе праздных горожан и так же, как они, смотрели по сторонам. Влюбленные парочки на Сенатской площади. Подышав атмосфЭрой центра, мы направились в ту часть города, где еще ни разу не были. Это южный район Хельсинки в сторону парка Кайвопуйсто.
Две кирхи. Музей дизайна. Дом с башенкой. Неопознанный памятник какому-то любителю детворы. Понаблюдали, как пожарные тушили трухлявое дерево. Пошли на ужин в непальский ресторанчик, расположенный неподалеку. Нам понравилось! Возвращаясь в гостиницу, натолкнулись на рынок. Говорят, тот, что на Kauppatori, этому и в подметки не годится – тот для туристов, а этот для своих. Жаль, что не попали – хоть снова едь! * * * 2 мая. Пора возвращаться. На последний день в Финляндии запланировали шоппинг в Итакескусе. Паркуемся в каком-то бесконечном подземном паркинге, а там ограничение по времени. Парковочных часов, как вы помните, у нас нет, но не кататься же по окрестностям в поисках заправки? (Да и парковочных дисков у нас дома, по меньшей мере, штуки три уже есть. Зачем нам еще одни?) В итоге я написал на листе бумаге фломастером время парковки и положил его на торпеду – вдруг повезет? Повезло – то ли финны пожалели, то ли не проверяли... По дороге "в сторону государственной границы" покупаем рыбу в фиш-маркете – там толпа народа из соотечественников, русские за прилавком, в общем, уже почти Россия. Даже по-английски говорить не хочется! Дают, кстати, такс-фри на рыбу, что редкость. Дают, правда, чисто по-русски – сами заполните (только суммы вписывают). На границе тучи ходят хмуро... На российской границе, разумеется! На этот раз меня ждал тест на чистописание. По совету товарищей и присоединившейся к ним супруге я заполнил въездные таможенные декларации еще в Хельсинки, в спокойной и уютной обстановке гостиничного номера. Да вот беда – в силу природного скудоумия я умудрился переписать из выездной декларации направление движения: "из России в Финляндию". На этом меня и подловил бдительный таможенник. Заставил переписывать декларации. Нервничая, я заполнил их довольно-таки неразборчиво – и был направлен на их переписывание заново! Представляете, в каком нетерпении приплясывал за мной народ? Один из водителей сзади стоявшей машины даже предложил их за меня заполнить! Надо было соглашаться... Итак, декларации после третьего позорного переписывания все же приняты, шлагбаум поднят – здравствуй, Россия! Не очень-то ты мне рада...
Петербург профигачили по КАД. Здорово, что ее, наконец, построили! Но сколько же на ней придурков! И сколько аварий... В даче в Кобрино были в 12 ч ночи. * * * Отнюдь не рано утром, как следует выспавшись, поехали в Москву. Под Торжком уперлись в пробку – чуть дальше, в районе Думаново, идут серьезные дорожные работы, вот пробка и собирается. Но чтоб такой длины – на моей памяти еще не было! Развернулся, поехал через Торжок. Быстрее навряд ли получилось, потому что в самом Торжке дороги разбомблены абсолютно... Да в придачу из самого Торжка на трассу не выехать – утомленные пробкой водятлы уже ничего не соображают и никого не пускают. В итоге меня пустил юноша на "Рено Сценике" с тверскими номерами. "Спасибо тебе, добрый человек," – поблагодарил я его аварийкой. Выехали на трассу, ползем в пробке. Движемся медленно, гадаем, когда же приедем сегодня в Москву. Судя по раскладу, явно не раньше полуночи. И вдруг поток резко ускорился (вот бы так со светофоров в Москве!). Ускорился и я, но через секунду пришлось тормозить… Настолько энергично, что я уже мысленно представил себе смятую задницу остановившегося передо мной «Мерседеса». Но нет – в последнюю долю секунды я успел приударить по тормозам. Облегченно выдохнул: «Пронесло!» – и тут же услышал визг тормозов сзади. Нет, не пронесло – удар был несильным, но громким… Выхожу из машины, а там – тот самый юноша на «Сценике», столь любезно пропустивший нас на выезде из Торжка… Зря, зря! Он каким-то образом умудрился перескочить через массивный бампер «Доджа Каравана» и вмять мне дверь багажника точным ударом по номеру. Вроде, несильно, но можно себе представить, во что обойдется ее ремонт… Парень предложил немного денег, я звоню на сервисную станцию. Разумеется, оценить ущерб по телефону они не берутся, но только снять-поставить дверь обойдется дороже, чем мне предлагают. Решаем воспользоваться ОСАГО. Звоню по 112, пытаюсь вызвать ГАИ. Безуспешно: девушка диктует какой-то номер, по которому не дозвониться. Код Торжка она тоже не знает... Представил себе, что было бы, будь причиной звонка не просто побитый зад автомобиля. Ужас! Пробка объезжает нас в 2 ряда: по обочине и по встречке. Какой-то мудак с подмосковными номерами не поленился остановиться, опустить стекло и назвать нас причиной образования затора (разумеется, с использованием местных идиоматических выражений). В конце концов ГАИ каким-то образом удалось вызвать. Сели по машинам, стали заполнять бумажки, которые прилагаются к ОСАГО. Представили, каким будет "разбор" и сколько раз еще придется съездить в Торжок. В общем, разошлись с парнем полюбовно, согласившись на предложенную им сумму. (О том, с какой наглостью назначают цены на кузовной ремонт в Москве, я писать не буду, иначе весь свой сарказм растрачу). Позвонили в ГАИ, дали отбой – мол, разобрались сами – и поехали в Москву. О том, сколько времени приходится тратить в подмосковных пробках в воскресенье вечером, знают все. И мы не были исключением. Разумеется, эта авария несколько смазала впечатления от путешествия. Но ненадолго – сейчас уже я воспринимаю его как исключительно романтический и душевный уик-енд. Закат над рекой Шошей.
Полезно: Правила дорожного движения Финляндии.
Другие путешествия в Финляндию: Хельсинки, Катаянокка. Концерт рок-группы "Green Day" в июне 2010 г. Лаппеенранта. Встреча зимы. Ноябрь 2009 г. Визит к Санта-Клаусу. Январь 2008 г. Поездка в Иматру. Май 2003 г. Савонлинна. Отдых в коттедже. Сентябрь 2001 г.
Все равно по пути: Парк Монрепо. Прогулка по Выборгу. Июль 2005 г.
|
|||||