Неделя в РимеПрогулки по Вечному городу |
|
Содержание: |
Часть 6: Галерея БоргезеПосещение галереи Боргезе стало центральным событием нашего путешествия. Собственно, вокруг него все и затевалось. Мифы о том, что попасть туда практически невозможно, были развеяны приобретением билетов в Интернете за пару месяцев до поездки. Впрочем, это тоже оказалось непростой задачей. Музей открыт со вторника по воскресенье. Время посещений: 09:00 – 19:30, понедельник – выходной. Стоимость билетов: общий – 13 EUR + 2 евро за резервирование (которое, если вы действительно хотите попасть в галерею, обязательно). Та система бронирования, на которую ссылается официальный сайт, все время пишет, что "местов нет", пришлось покупать у неофициальных посредников, которые слупили еще по 2 евро комиссии. Ну ладно, бог с ней, с комиссией (тем более, довольно гуманной). Но для завершения бронирования и оплаты заказа нужно ввести итальянский ИНН! Смешно? Ничуть! Европейские бюрократы, как всегда, в своем репертуаре! Впрочем, опытные путешественники уже сталкивались с такой проблемой и для жаждущих искусства последователей разработали "калькулятор итальянского кода". Эта программа, по счастью, не требует обращения в налоговую, а лишь эмулирует фискальный код исходя из ваших данных, введенных онлайн. * * * Итак, в означенный день мы отправились в сторону садов Пинчо, раскинувшихся на одноименном холме. Поездка на автобусе от метро Оттавиано была довольно продолжительной. По дороге фотографируем здание Galleria Nazionale d'arte moderna. Сколько же их здесь! Жизни не хватит, чтобы обойти все... И ладно бы это были третьеразрядные краеведческие музеи села Артюхово. В каждом из этих – изрядное количество шедевров мирового уровня! Galleria Borghese Подходим к билетной кассе к указанному времени, показываем е-мейл с экрана телефона (на всякий случай накануне сделали скриншот – вдруг интернета не будет) и обмениваем изображение на правильный билет. Здесь же можно заранее записаться на другие свободные дни и часы. Мы оказались на вилле во вторник утром – самый что ни на есть будний день, потому и очередь в кассу была чисто символической. Порадовало наличие путеводителя на русском языке – с ним ознакомление с прекрасным обещало быть более плодотворным. Вилла довольно компактна, и на ее вдумчивый неторопливый осмотр требуется около двух часов. К слову, столько и отводится на сеанс. Не скажем, что этого достаточно, ибо произведения искусства такого масштаба неизменно влекут к себе снова и снова, и, как знать, может, доведется побывать здесь и в другой раз. Мы вошли с группой ценителей, у которых время на билетах совпадало с нашим, и поначалу, несмотря на уловку смотрителей развести потоки, все столпились в первом зале. Это вызвало некоторую досаду, так как подойти к шедеврам оказалось не так-то просто. Однако, немного освоившись, мы сообразили, что можно гулять по залам и против потока, и вообще как угодно. Таким образом, мы сначала осмотрели все несколько в хаотичном порядке, а потом вернулись в опустевшие от толп залы и подробно осмотрели и сфотографировали все, что нас интересовало. Своим созданием вилла обязана кардиналу Шипионе Каффарелли Боргезе. Любимый племянник папы Павла V, внесшего значительный вклад в градостроительство Рима, задумал соединить в гармоничном единстве скульптуру, живопись и архитектуру, не забыв об окружающем эти три вида искусства природном ландшафте. Марчелло Провенцале "Портрет Павла V" (1621) Джан Лоренцо Бернини "Портрет кардинала Боргезе" (ок. 1632) Здесь уместно сказать пару слов про гений Бернини. Пожалуй, мнение о том, что без него барочного Рима в нынешнем виде просто не существовало бы, несколько преувеличено. Мода на стиль и жанр непременно взяла бы свое, и наверняка нашлись бы другие талантливые и успешные, но Рим был бы немного, но другим.
Бернини «Автопортрет» Одна из первых работ Бернини
Джан Лоренцо Бернини В руках Анхиза сосуд с пеплом его предков, украшенный статуэтками Пенатов, древнеримских богов-хранителей, а сын несет огонь из домашнего очага. Классика! Джованни Ланфранко "Совет богов" Боги собрались и решают, быть или не быть Троянской войне... А между тем Над дверями главного зала размещена интересная скульптура – всадник, летящий на своей лошади куда-то вниз, с потолка на землю. Здесь отметился папенька Джанлоренцо, Пьетро Бернини. Именно он усадил человечка на великолепного скакуна, скульптуру времен императорского Рима. Почему-то кажется, что в своей исходной позиции конь должен скорее стоять на задних ногах – если бы он несся в бездну, его передние копыта вряд ли были бы поджаты. Но чего не сделаешь ради идеи – Бернини-старший зачем-то усадил сверху Марка Курция, Александра Матросова древнеримской эпохи: он тоже пожертвовал жизнью, закрыв собой В общем, все как-то противоречиво – и несущаяся в бездну фигура на поднявшейся на дыбы лошади, и история про мифического римлянина, принесшего себя в жертву подземным богам. Ну зачем он им нужен-то? Ангелочки Спящий ангел * * * Бернини «Похищение Прозерпины» (1621/1622) Еще одна работа молодого гения по заказу кардинала Боргезе. Джан Лоренцо всего 23 года, однако его талант и мастерство уже замечены в кругах почитателей искусства. «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск…» – горделиво сообщил ваятель... Действительно, пальцы похитителя так впились в бедро и талию несчастной Прозерпины, что даже не верится, что это мрамор. Почему же так преисполнена ужаса фигура девушки, что даже камень оказался податливым? Дело вот в чем. Папенька Прозерпины, всемогущий Юпитер, заочно (и не посоветовавшись с супругой, богиней Церерой) отдал прекрасное дитя в жены страшному Плутону, властителю мира мертвых. Тот, понятное дело, был не самой выгодной партией для юного создания, но мотивы столь странного поступка родителя канули в Лету. Поэтому свадьбы на тысячу гостей с фотографом и выкупом невесты не было. Все было проще (и намного дешевле): в один прекрасный момент Плутон просто выскочил из-под земли, схватил несчастную Прозерпину и с глумливым видом потащил в свои тартарары. Именно этот момент Бернини и запечатлел.
По счастью, история эта имела несколько более благополучный финал. Богиня плодородия Церера, потеряв свою дочь, опечалилась. Природа завяла. Запахло жареным. Юпитер, почуяв неладное, повелел брату своему Плутону отпустить молодую жену. Тот согласился и со словами "Не жана она мне боле!" втихаря подсунул Прозерпине зерна граната, символ брака. Голодная Прозерпина их заглотила и тотчас стала его женой... (А чего, так тоже можно было? Угостил девушку гранатом, и после этого ее можно утром, вечером, а иногда и после обеда? А пацаны и не знали... Ох уж, эти В общем, с тех пор Прозерпина две трети года живёт с матерью, и от ее радости природа расцветает, а одну треть проводит со своим мужем, Плутоном. И все это время длится суровая и долгая зима... * * * Еще одна крайне интересная скульптура имеет некоторое (теперь уже, правда, отдаленное) отношение к нашему гению – Спящий Гермафродит. Впрочем, при виде столь роскошных ягодиц и не имея возможности заглянуть под одеяло, некоторые из посетителей терзались вопросом, как удалось установить, что это создание на роскошной кушетке, действительно, двуполо? «Спящий Гермафродит», II в. н.э. Статуя вдобавок установлена у стены, поэтому изучить вопрос со всех сторон не представляется возможным. В бессилии читаем путеводитель:
Ситуацию эта информация никак не проясняет. Один из нас уже готов залезть под пьедестал, дабы найти заветную дверцу, но вовремя остановлен бдительной супругой. Пришлось разбираться в деталях уже по прибытии. Оказалось, в Древнем Риме этих гермафродитов было... ну, как леди-боев в современном Таиланде. Сначала раскопали одного. Это была копия с древнегреческого оригинала, приписываемого Поликлету. Целомудренный кардинал поручил Джан Лоренцо Бернини немного прикрыть нехарактерные отличия, возложив это существо на достойную кушетку, и скульптор с легкостью превратил мрамор в складки изысканной материи. Кардиналу понравилось, но Наполеон, к тому времени взявший Италию под контроль, сделал кардиналу предложение, от которого тот не смог отказаться. Гермафродита с берниниевской кушеткой утащили в Париж, и, кажется, это – единственная работа скульптора, оказавшаяся во Франции. Судя по изображениям в сети, там она стоит в Лувре так, что сомнений в ее/его двуполости не возникает. Но итальянцы не сильно опечалились. Они еще немного поковыряли землю и извлекли из-под нее другого гермафродита. На этот раз кушетку сваял Андреа Бергонди. Новая статуя заняла место прежней на вилле Боргезе. Гермафродиты, между тем, начали активно множиться: аналогичные статуи сейчас находятся в Уффици, Эрмитаже, Национальном музее Рима и еще где-то, но с таким пафосом – да еще так, чтобы ее именем назывался целый зал, – наверное, скульптура выставлена лишь здесь, чем и привлекает столь пристальное внимание. Во всяком случае, ни в Лувре, ни в Эрмитаже мы ее как-то не замечали. * * * С эпохой Наполеона связана еще одна работа из экспозиции первого этажа. Антонио Канова «Портрет Паолины Бонапарте в образе Венеры» В начале XIX века Антонио Канова выполнил ряд заказов французского императора, среди которых был и мраморный портрет его сестры, Паолины Бонапарте. Сия достопочтенная дама обширно прославилась своими любовными похождениями, поэтому разговоры о какой-то нескромности работы, по меньшей мере, удивительны. Интересно, что к этому времени жеманно-изысканное барокко уже выходит из моды, и в силе неоклассицизм, причем в самой воинственной его ипостаси, ампире. Однако ломанная поза Паолины и яблоко, которое она довольно неестественно держит в левой руке, говорят об обратном: маньеризм отнюдь не умер! Роспись потолка: Г. Гамильтон "Смерть Париса" Кстати, яблоко в руке Паолины оказалось не случайно. Это – отсылка к древнегреческому мифу, когда Парис вручил злосчастный фрукт самой красивой из богинь – Афродите (Венере у римлян, поэтому-то скульптура так и называется). К слову, на этот же сюжет расписан и протолок... Богиня отблагодарила героя и помогла ему выкрасть Елену, жену спартанского царя Менелая, что стало причиной Троянской войны. И вот уже в соседнем зале Эней выводит свою семью из горящей Трои... Голова кругом! А путеводитель, меж тем, продолжает озадачивать путешественников, рассказывая о каком-то встроенном в ложе поворотном механизме, позволяющем обозреть статую со всех сторон, оставаясь на своем месте. Обескураженные неудачей с загадочной дверцей под Гермафродитом, мы не находим в себе сил понять, как этот механизм приводится в действие... Вернемся же к нашему Бернини. «Дерущийся сатир», 120 – 140 гг. н.э. Голову древней статуе приделали отец и сын Бернини, а вот его поза с характерным разворотом якобы послужила образцом для «Давида» Джан Лоренцо. Бернини «Давид» В одной из лучших работ скульптора запечатлен момент, когда известный библейский персонаж собирается бросить камень в великана-фелистимлянина. Тема была довольно популярной в период Раннего Возрождения. Нам известны "Давиды" Микеланджело, Донателло и Вероккьо. Интересно, что заставило Бернини вновь разрабатывать этот сюжет? Получилось, тем не менее, живенько – если классические статуи статичны (тавтология, однако!), то берниниевский Давид юрок, быстр и проворен. Настоящий Маленький Давид завалил Голиафа метким броском камня. Бернини приделал к арфе Давида голову с хищным клювом – некоторые видят в этом намек на герб рода Боргезе с изображением орла. * * * Джан Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна» Более зрелая работа скульптора опять же обыгрывает древнегреческий миф: Аполлон как-то решил жестко протроллить Эроса. В чем там было дело, старожилы уж и не помнят. Как бы то ни было, Эрос затаил обиду и, подкараулив Аполлона, пронзил его сердце стрелой любви. Тот воспылал неистовой страстью к нимфе по имени Дафна. Одновременно злопамятный Эрос поразил сердце нимфы стрелой ненависти. Дафна испытала к Аполлону такое отвращение, что даже кюшать не могла... Удивленный столь странным отношением к себе, прекрасному богу, Аполлон догнал нимфу и попытался... скажем так, на ней жениться. Она обратилась к своим родителям-богам с мольбой уберечь ее от отвратительного преследователя. Те не придумали ничего более остроумного, как превратить дочурку в дерево. Ну ладно, в благородный лавр. Аполлон, в свою очередь, сделал его вечнозеленым и водрузил лавровый венок себе на голову. Так трагически кончилась эта полная коварства и любви история. Как и все у древних греков! Что ж, каков миф, такова и скульптура. Если в своей предыдущей работе Бернини, действительно, превратил мрамор в воск, то здесь он, на наш скромный вкус, слишком увлекся превращением глупой нимфы в бесчувственную деревяшку: пальцы Дафны уже похожи на ветви, ее ноги укутывает древесная кора, а стопы становятся корнями. Скульптура символизирует призрачность погони за удовольствиями: настигнуть удастся, а вот удержать в руках – нет. Своевременное напоминание высшему церковному сановнику – заказчиком работы снова был известный нам кардинал. Позы героев оказались столь же вычурны, как и все барроко. И с выражением эмоций Бернини совладать не удалось: взгляд юноши получился безучастным, а лицо Дафны точь-в-точь повторяет лицо Прозерпины из предыдущей скульптурной группы. Но если ту объял неподдельный ужас, то что хочет сказать нам нимфа? Непонятно. Возможно, Бернини припаял Дафне голову Прозерпины, оставшуюся от неудачных предыдущих опытов. Что же по этому поводу говорят искусствоведы? Они, как обычно, неубедительно выражают неуемный восторг:
Роспись потолка: Джан Лоренцо Бернини «Истина» Наверное, не самая блестящая работа скульптора, выполненная в сложный для него период: по поручению папы Урбана VIII Бернини возводит две давно задуманные колокольни на фасаде собора Святого Петра. Фундаменты под них были сделаны ещё десять лет назад предыдущим архитектором собора Карло Мадерно. После строительства первой колокольни на фасаде появились трещины. К этому времени умирает Урбан, и на папский престол восходит Иннокентий X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини. Противники Бернини раздувают большую шумиху, предрекая разрушение всего собора. В 1646 году папа отдает приказ о сносе башен. Репутация скульптора серьёзно подорвана... Из-за этой неудачи Бернини ушёл в себя. Его статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как комментарий к случившемуся: Время откроет Истину и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось – исследование показало, что причиной трещин были дефекты проекта Мадерно, и вины Бернини в произошедшем нет. Скульптор был оправдан. Иннокентий X оставил за Бернини все посты. Более того, несколько месяцев спустя Бернини смог добиться престижного заказа от враждебного семейства Памфили на постройку фонтана Четырёх Рек на пьяцца Навона, который мы с удовольствием обозревали на днях... В общем, все кончилось хорошо, и Истина восторжествовала! «Танцующий сатир» Древний скульптор не до конца осилил анатомию животного мира – хвост сатира растет откуда-то из поясницы, хотя очевидно, что должен располагаться несколько ниже... А с анатомией этого * * * В залах первого этажа, где экспонируется преимущественно скульптура, почему-то нашла свое место и коллекция картин Караваджо. Караваджо «Мальчик с корзиной фруктов» (1593 – 1594) Вообще, Караваджо начинал свою карьеру как подмастерье, рисуя на картинах более именитых товарищей цветочки и фруктики. Здесь он демонстрирует наработки, умело выписывая бархат персика, глянец яблок, подсохшие листья и даже темные пятнышки на плодах. Караваджо «Автопортрет в образе Бахуса», или «Больной Бахус» (1593) Не имея возможности заплатить натурщику, художник срисовал для картины своё зеркальное отражение. Он был, судя по всему, не в самой лучшей форме, а грозди винограда в его руке натолкнули исследователей на мысль, что перед нами – Бахус, причем больной. Такое название и закрепилось за картиной. Первое время полотно находилось в коллекции художника Чезаре д’Арпино, у которого Караваджо жил и работал помощником. Но впоследствии имущество д’Арпино, в том числе и «Больной Вакх», было арестовано за неуплату налогов. Картина оказалась в руках папы римского, а тот подарил её племяннику Шипионе Боргезе. Кавалер д'Арпино (тот самый учитель и старший товарищ Караваджо) * * * Прежде чем подняться на второй этаж, где пространство, в основном, отведено картинной галерее, посмотрим еще на древнеримскую скульптуру. Лев. Скульптура эпохи императорского Рима (II в. до н.э.) Леда и лебедь (I в. до н.э.) Этот фривольный сюжет получил невероятное распространение в эпоху Возрождения: шалун Юпитер (он же Зевс) уж и не знал, в каком виде Что только не вытворял лебедь с Ледой, а художники – с изгибом его шеи и плавными линиями женского тела! Здесь же мы видим относительно спокойное выражение чувств – что любовников, что скульптора. Но Роспись на потолке: Саркофаг (на табличке почему-то написано "Азиатское искусство, 160 г. до н.э.") Геракл и лернейская гидра Геракл и кентавр Несс * * * Искусство Римской империи (ок. 210 г. до н.э.) Рыбак
* * * Поднимаемся на второй этаж, углубляемся в живопись. Счастье и одновременно беда галереи Боргезе в том, что искусство хранится здесь примерно так же, как и во времена Шипионе, т.е. дорого и богато. Картины занимают все свободное пространство, практически от пола до потолка, рассматривать (не то что фотографировать) иногда полотна просто невозможно – слишком много бликов! Поэтому в наш кадр попали далеко не все шедевры виллы. И слава Богу! Якопо Бассано "Тайная вечеря" (1542) Бассано переносит события Нового Завета в крестьянскую среду, добавляя в композицию множество деталей, свойственных маньеризму. Предметы на столе носят символическое значение: гранат – воскрешение, яблоко – грехопадение, ягнёнок – жертвенность, а ещё есть кошка, которая олицетворяет предательство, и собака как символ верности. Геррит ван Хонтхорст «Сусанна и старцы» Здесь обыгрывается эпизод из Ветхого Завета: за Сусанной во время ее купания в саду подглядывали два старца-извращенца и, так сказать, вожделели:
А затем, угрожая обвинить её в прелюбодеянии, пытались добиться от неё... ну, чего-то хотели, в общем. Сусанна оказалась девушкой порядочной и отказалась удовлетворить желание престарелых негодяев, за что была ими ложно обвинена и приговорена к смерти, но в последнюю минуту спасена Не уверены насчет старцев, но Сусанна на картине какая-то неаппетитная... Сразу вспоминается недавний пассаж Шакко Кицуне про то, что "гораздо проще взять своего мальчика-подмастерье, нарисовать его голышом, а потом приделать к рисунку выдуманные сиськи". Справедливости ради отметим, что на этот весьма популярный в те времена сюжет есть достаточно работ с Сусаннами посексуальнее. Марко Басайти "Ева" (1504) Здесь тоже очевидно, что моделью для праматери послужил мужик. Возможно, даже не один – первый ногастый, второй рукастый. И голова миловидной девушки над всем этим праздником мышц. По счастью, не все представленные в галерее женские образы были списаны с мужчин. Вот, например: Якопо Дзукки "Амур и Психея" (1589) Тициан "Венера завязывает глаза Амуру" (1565) Антонио Темпеста "Персей и Андромеда" (ок. 1615) Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks! Джован Баттиста делла Порта "Юная мавританка с мальчиком и собачкой" (ок. 1607) Есть, кстати, и древнеримские бюсты из камня различных цветов. Рафаэль "Мужской портрет" (ок. 1502) Кобзарь играет на бандуре (?) Столик в стиле косматеско Столик с мозаикой Глядя на мозаику, невозможно отвлечься от мысли, что именно она послужила импрессионистам образцом для подражания:
Марчелло Провенцале "Орфей" (1618) "Кающаяся Мария-Магдалина" Двери также украшены пейзажами-с-руинами. Нелишним будет почаще поднимать голову и рассматривать богато расписанные потолки.
На одном из них узрели сюжет из Бокаччо: Подкрепившись чашечкой кофе с пироженкой, углубляемся в обширный парк виллы Боргезе. Продолжение: Вилла Боргезе и ночной Рим |
|