Содержание

Мастер и Маргарита

Воланд и его свита. Диалектика добра и зла

 

М.А. Булгаков:
Жизнь и творчество
Мастер и Маргарита
Композиция и проблематика романа
Понтий Пилат и
Иешуа Га-Ноцри

Судьба художника в мире,
в котором гибнут таланты

Воланд и его свита
Диалектика добра и зла

 

Добро и зло, грандиозное и ничтожное,
пафос и насмешка
оказываются неотделимыми друг от друга.

Борис Гаспаров

Слово учителя

На этом уроке мы с вами продолжим беседу по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поговорим о наиболее загадочном персонаже, который обычно вызывает множество вопросов. Мы попытаемся определить, кто же такой Воланд и какова его роль в произведении.

Обратимся к эпиграфу романа. Как вы уже успели заметить, он взят из трагедии Гете «Фауст»: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Напомню вам, что гетевский Мефистофель действительно желает людям зла. Он развенчивает все, что представляется высоким, он искушает при помощи обмана, наконец доводит человека до преступления.

Таков ли Воланд?

Задание

Обратимся к двум его описаниям:

Гл. 22: «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжег загар».

Гл. 29: «Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так, что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».

Слово учителя

Внешнее сходство Воланда с традиционными изображениями Мефистофеля очевидно. Но можем ли мы говорить о функциональном сходстве этих персонажей?

Обратимся к вашему домашнему заданию. Вы должны были письменно по вариантам ответить на вопросы.

Вопрос

Зачем в роман, посвященный жизненным проблемам, включены фантастические картины, связанные с пребыванием в Москве Сатаны и его свиты?

Ответ

Фантастические картины романа обнажают действительность, представляют ее в гротесковом свете и тем самым заставляют ужаснуться тому, мимо чего проходишь часто, как мимо привычного, примелькавшегося.

Вопрос

Обратимся к эпизоду, о котором раньше мы не упоминали. Среди присутствующих на балу у Сатаны был барон Майгель. Только он, единственный герой романа, будет по приказу Воланда уничтожен физически. Как вы думаете, почему?

Ответ

Одним из самых страшных грехов Булгаков считал доносительство, он сам жил в атмосфере постоянной поднадзорности. Но открыто говорить о действиях чекистов в романе не мог. Показывает только, как они гоняются по Москве за шайкой Воланда и постоянно терпят фиаско. Так вот, барон Майгель – тайный осведомитель, доносчик. Этого простить человеку не может даже Сатана.

Слово учителя

Заметим, что Булгаков не упускает случая посмеяться над теми, кто охраняет власть. После того как «нечистая сила» покинула Москву, в умах воцарилась полная неразбериха и в глубине России какой-то старушке пришлось выручать из милиции своего ни в чем не повинного, оклеветанного кота.

Булгаков изобразил в романе жизнь, которую нельзя считать нормальной, она абсурдна, ирреальна. Как есть понятие «грибоедовская Москва», так имеет право на существование и понятие «булгаковская Москва». Если по определенным признакам, уже названным на уроках, эту жизнь можно назвать адом, то появление в ней князя тьмы закономерно.

Обратимся к главе 12-й «Черная магия и ее разоблачение». Воланд спрашивает Фагота: «Как, по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?

Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.

– Точно так, мессир, – негромко ответил Коровьев-Фагот.
– Ты прав. Горожане сильно изменились внешне, я говорю, как и сам город, впрочем… [...] но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая…
– Аппаратура, – подсказал Клетчатый.
– Совершенно верно, благодарю, – медленно говорил маг тяжелым басом, – сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»

И начинается проверка того, что же изменилось в людях за два тысячелетия. Блестящее представление прерывается то аплодисментами, восхищением, вызванными летящими откуда-то сверху деньгами, возможностью получить бесплатное платье, то криками ужаса, когда у надоевшего всем пошляка Бенгальского оказывается оторвана голова. Вспомним, что много веков назад в Ершалаиме казнь иешуа Га- Ноцри, Дисмаса и Гестаса воспринималась людьми как представление.

Сейчас Воланд получает возможность сделать вывод: «Ну, что же… они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» (подтверждение этого есть в судьбе Мастера: донос на него настрочит Алоизий Могарыч, которому приглянулась комната Мастера).

Вопрос

Неужели цель появления в Москве дьявола – устроить представление-кутерьму в варьете и убедиться в том, что, конечно же, время не меняет людей. И дело не в том, что судить о людях, живших тысячелетия назад, могут лишь представители сил сверхъестественных. С какой же целью Воланд и его свита появляются в Москве?

Ответ

Силы, которая реально борется со злом, в жизни нет, поэтому Воланд и такие симпатичные, совсем не похожие на исчадие ада его помощники выступают в романе как судьи, которые несут справедливость и каждому воздают по заслугам. «Каждому будет дано по его вере» – эти слова бродячего проповедника Иешуа мог бы произнести Воланд.

Вопрос

Какими предстают в романе Воланд и его приближенные?

Ответ

Они симпатичны всем читателям. И не только тем, что именно они воздают всем по заслугам и утверждают справедливость и нравственность, утерянную людьми. Эти фантастические герои воспроизводят реально существующие типы.

Задание

Давайте вспомним лексические значения слов милосердие, всепрощение и справедливость.

Ответ

По академическому толковому словарю:

1) всепрощение – полное прощение всего и всех.
2) милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.
3) справедливость – от прилагательного «справедливый», т.е. действующий беспристрастно, в соответствии с истиной;
– соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым и т. п. нормам, требованиям.

Вопрос

Как соотносятся в романе эти три понятия?

Ученики зачитывают свои рассуждения из письменного домашнего задания

Оказывается, Воланд – то вечное зло, которое необходимо для установления, существования на земле добра и вечной справедливости.

Воланд – дьявол и, кажется, как злой дух, должен только разрушать и наказывать, а он еще и награждает – и это одна из загадок романа.

Известно, что Бог должен миловать и ни один праведник не должен требовать наказания даже самому страшному грешнику. Значит, эта роль достается Сатане. Он вершит в романе справедливость, защищает нравственные законы и оказывается единственной силой, способной защитить чистоту духовных идеалов, человеческую добродетель, любовь. Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом. Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Его справедливость бывает порой очень жестока, но без этого у людей никогда не открылись бы глаза на правду.

Воланд – исполнитель «грязной» работы. Делает то, что не может делать Бог. Бог должен прощать людей, а Сатана, устанавливая справедливость, наказывать.

Иешуа проповедует милосердие и всепрощение. Он верит в человека и говорит о том, что нельзя на зло отвечать злом. Возникает вопрос: справедливостью или всепрощением должно руководствоваться человечество? Справедливость прежде всего влечет наказание виновных. Наказать – значит нанести физическую или душевную боль, а следовательно, причинить зло человеку. Но, с другой стороны, виновные должны быть наказаны. Это берет на себя Сатана.

Милосердие дает человеку попытку самому обратить внимание на ошибку. Иешуа не просто прощает Пилата, а, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Но люди, которые способны на милосердие, чаще всего гонимы, так как немногие из виновных могут признавать свои ошибки и пытаться исправлять их. Так что же: справедливость или милосердие? Этот вопрос навсегда останется неразрешимым для человечества.

Маргарита борется за свою любовь. В ее душе поселилась ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им, но не исчезло милосердие. Она, став «ведьмой», разгромила квартиру Латунского, но тут же успокоила проснувшегося в соседней квартире малыша. Милосердие же заставит несчастную женщину подавить в себе жгучее желание вернуть Мастера и попросить пощады для Фриды… и как это ни странно, именно силы зла были Булгаковым наделены правом вершить справедливость, то есть жестоко наказывать за зло и щедро награждать за добро.

Покаяние – это начало прощения. В жизни надо уметь прощать, потому что нельзя вечно носить в сердце горечь обиды. Иешуа, следуя идее милосердия, может солгать ради Пилата (не было казни!), но не солжет ради своего спасения. Будучи казнен, он сам простил всех.

В мире всегда должно сохраняться равновесие между милосердием и справедливостью. В романе Булгакова это равновесие сохраняют Иешуа и Воланд. Автор в уста Воланда вкладывает слова: «Все будет правильно, на этом построен мир». У романа не получилось бы такого финала, у людей так и не открылись бы глаза на правду, они не смогли бы осознать все убожество быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви и подлинного добра, если бы не жестокая справедливость Воланда. Но в мире не было бы необходимой гармонии, если бы не сила света, всепрощения, идущего от бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Ведь оказываются же прощенными и Понтий Пилат, и Фрида, за которыми числились страшные грехи. В каждом человеке должен «сидеть» свой Иешуа и свой Воланд. Как часто, к сожалению, мы прощаем тех людей, которых не следовало бы прощать, и осуждаем тех, кто заслуживает прощения.

Задание

Подводя итог тому, что прозвучало на уроке, обратимся к гл. 29. Прочитаем один из последних фрагментов романа.

Ответ

Коровьев и Бегемот рассказывают «возбужденно и радостно», как они набедокурили в Грибоедове».

«– А что делал Коровьев в то время, как ты мародерствовал? – спросил Воланд.
– Я помогал пожарным, мессир, – ответил Коровьев, указывая на разорванные брюки.
– Ах, если так, то, конечно, придется строить новое здание.
– Оно будет построено, мессир, – отозвался Коровьев, – смею уверить вас в этом.
– Ну что ж, остается пожелать, чтобы оно было лучше прежнего, – заметил Воланд.
– Так и будет, мессир, – сказал Коровьев».

Коментарий учителя

Ради торжества справедливости и милосердия приходится разрушать и строить вновь. Вспомним одну из начальных сцен романа. Иешуа Га-Ноцри говорит Пилату о том, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

Вопрос

Какова же стержневая идея романа?

Ответ

Это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро – его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны.

И самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. Мы уже говорили о Левии Матвее – человеке, который, конечно, не все понимал в своем учителе, был фанатиком, но интуитивно чувствовал, что идти в жизни нужно за такими.

Вопрос

Почему роман в целом заканчивается сценой, связанной не с таким уж важным на первый взгляд героем, как Иван Бездомный?

Ответ

Как и у Иешуа, у Мастера есть последователь. Покидая этот мир, Мастер оставляет в нем человека, который оставил поэзию (вспомним клятву, данную им в «доме скорби»!), стал сотрудником института истории и философии и не перестает обращаться теперь, наяву и во сне, к тому странному периоду своей жизни, который совершенно его изменил.

Вопрос

В чем смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева?

Ответ

Дом для самого Булгакова всегда имел огромное значение. Тема дома проходит через его роман «Белая гвардия». Фамилия Бездомный говорила о неприкаянности души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь, о невежественности (или «девственности», как назвал это Мастер). Встреча с дьяволом, нахождение в «доме скорби», знакомство с Мастером переродили этого человека. Именно он может теперь, хотя и во сне, увидеть сцену последнего объяснения Пилата с Иешуа, клянущимся (и во имя милосердия лгущим!), что его казни не было. Именно он может нести слово истины дальше в мир.

Вопрос

Обратимся теперь к главе 29-й. С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей?

Ответ

«– Он прочитал сочинение Мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
– Мне ничего не трудно сделать, – ответил Воланд, – и тебе это хорошо известно. – Он помолчал и добавил: – а что же вы не берете его к себе, в свет?
– Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий.
– Передай, что будет сделано, – ответил Воланд».

Вопрос

Почему Мастер не заслужил света?

Ответ

На этот вопрос нет однозначного ответа. Мастер сделал свое дело на земле: он создал роман об Иешуа и Пилате и показал, что жизнь человека может определиться одним его поступком – тем, который возвысит и обессмертит его или заставит потерять покой на всю жизнь и страдать от обретенного бессмертия. Но в какой-то момент Мастер отступил, сломался, не сумел бороться за свое детище до конца. Может быть, поэтому не заслужил света?

Комментарий учителя

Но что такое покой? Прибежище для усталой, безмерно измученной души… У Пушкина есть строки: «На свете счастья нет, а есть покой и воля»…

Вопрос

«Достоин ли Мастер своего героя Иешуа?»

Ответ

И да и нет. Да, потому что Иешуа создан болью его сердца: Мастер сам не прошел мимо всех тех вопросов, которые оказались самыми важными в жизни пророка. Но Иешуа, не отступивший от истины, заслужил «свет», а Мастер – только «покой».


Литература

В.Г. Боборыкин. М.А. Булгаков. М.: Просвещение, 1991

Н.И. Ласкина. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В. Лакшин. Мир Булгакова. Литературное обозрение. 1989. № 10, 11

М.О. Чудакова. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

Б.В. Соколов. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерк творческой истории. М., 1991.

Борис Соколов. Булгаковская энциклопедия. М., 1997.

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика