Роман «Отцы и дети»Анализ исторического фона |
|
И.С. Тургенев |
Анализ общественного фона, на котором происходит действие романа Обратить внимание на даты в I главе, на пейзаж в III главе, разговор Аркадия с Николаем Петровичем (там же), вечерняя беседа по приезде друзей в Марьино (глава IV) и описание фермы Николая Петровича. Учитель Сегодня мы поговорим с вами о том, на фоне каких исторических событий разворачивается действие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Обратимся к тексту. Прочитаем самые первые строки: «Что, Петр? Не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года… барин лет сорока…». Вопрос Почему Тургеневу нужно указать точно не только год, но и месяц и даже число, когда начинается действие? Ответ Тургенев стремился к исторической точности в передаче событий. Но почему именно эти, а не другие числа взяты автором? 1859 года – не случайная дата. В 1859 году полностью обозначился идейный разрыв между общественными классами и в отношении к крестьянскому вопросу выделились две точки зрения – революционная и реформистская. Возможный комментарий учителя Добролюбов в статьях 1859 года «Литературные мелочи прошлого года» (NB! Заканчивались в IV, т.е. апрельской книге «Современника») и «Что такое обломовщина?» (кн. V, «Современник», т.е. майская; она выходила в конце месяца, отсюда и двадцатые числа) противопоставил людям старого поколения, дворянскому лагерю, молодое действующее поколение, и решительно отверг дворянскую культуру, вынеся за одну скобку Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина, Обломова. Петербургские студенты Базаров и Кирсанов приезжают в Марьино, зная эти статьи «властителя дум» молодежи, точнее их прочитали реальные собратья Базарова и Кирсанова в жизни. Таким образом, взяв конец мая 1859 года, Тургенев ориентировал читателей на то, что в романе показано время борьбы и окончательного разрыва общественных тенденций: либеральной и революционной. Время было бурное, каждый день приносил что-то новое в борьбе, потому-то Тургенев так точен в датах. Задание Противоречия были в основном по крестьянскому вопросу. Что же представляла собой все еще крепостническая Русь, о которой спорили «отцы» и «дети»? Найдите в тексте описание поместья братьев Кирсановых (гл. III). Прочитайте и докажите, что перед нами миниатюрная энциклопедия крестьянской жизни. Обратите внимание на описание пейзажа.
Вопрос На что вы обратили внимание? Как вы думаете, что хочет подчеркнуть автор? Почему до половины разметаны «крыши», что значат «опустелые гумна», почему Тургеневу важно отметить овраги на крестьянских полях? Возможный ответ Дано описание имения русских помещиков. Мы видим разруху и запустение. Комментарий учителя Благодаря нескольким деталям Тургеневу удается показать многое. Это признак большого и своеобразного таланта. Вы уже встречались с подобным умением у Пушкина и Гоголя. Тургенев, их ученик, воспринял и по-своему претворил их традиции. Лаконизм и максимальная смысловая насыщенность деталей картины – первая особенность тургеневского стиля. Вопрос Есть ли в тексте примеры того, что не только в пейзаже чувствуется какое-то запустение, но и привычный мир социальных отношений рушится? Отвечают ученики В романе есть описание «фермы» Николая Петровича Кирсанова. (Гл. XXII)
Например, в главе IV написано: «Толпа дворовых не высыпала встречать господ...». Издавна было принято встречать господ поклонами и хлебом-солью. То что помещиков никто не встретил – нехороший знак. Не преувеличены сетования Николая Петровича о неприятностях с крестьянами, не обманывается Аркадий насчет напряженности момента – воочию наблюдают приехавшие равнодушие дворовых. Задание Приведите примеры новых веяний Николая Петровича. Ответ Новые веяния чувствовались везде. Николай Петрович перевел крестьян с барщины на оброк, размежевался с ними, завел ферму, различные сельскохозяйственные машины, ввел наемный труд и на ферме и даже у себя в доме. Камердинер Петр «il est libre, en effet», приказчику из мещан Николай Петрович платит 250 рублей в год. Капитализм входит в деревню, расшатывая устои крепостничества. Николай Петрович толкует о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, депутатах… Жизнь ставит помещиков перед необходимостью изменять способ управления и хозяйствования. Ожидая реформы, Николай Петрович сводит и продает лес, растущий на земле, которая отойдет крестьянам. Такое «приспосабливание» к новой обстановке мы видим даже у доброго и почти «красного» барина. Вопрос Приводят ли новые веяния к ожидаемому результату? Ученики приводят примеры из текста Крепостные не платят оброка, наемными работниками Николай Петрович тоже недоволен («подбивают их, вот что беда; ну, и настоящего старания все еще нету. Сбрую портят»). Недовольство крестьян и ощущение ими перемен, ослабление их вечного страха перед господами проявляется и в том, что «толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ», и в том, что Петр, слуга «новейшего, усовершенствованного» типа, приказание Николая Петровича выполняет «снисходительно» (гл. I), к руке молодого барина не подходит, а только кланяется ему (гл. II). Задание Обратите внимание, как ведет себя старый слуга по отношению к помещикам? Ответ Дворовый Прокофьич и отвечает почтительно, и хозяев приветствует по форме: «Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину» (глава IV). Возможный комментарий учителя Оказывается, «отцы» и «дети» есть и среди слуг. Настойчивое подчеркивание того, что «новейшие воззрения» распространились и на слуг, пусть в карикатурном виде, еще раз говорит об изменениях в общественной жизни страны. Для записи в тетрадях Лето 1859 года – конкретная историческая дата, когда всем стало понятно, что «низы» не хотят, а «верхи» не могут жить по-старому, и поэтому в обществе заговорили о скором проведении реформ. Непосредственно к вопросу о нищете крестьянства примыкает вопрос о взаимоотношениях крестьян и барина перед реформой, кратко, но выразительно поставленный Тургеневым в тех же первых главах. «Преобразования необходимы» – такой вывод звучит во всех деталях романа. Домашнее задание Подобрать материал о братьях Кирсановых. Повторить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» для чтения наизусть. Подумать, как оно соотносится с персонажами романа И.С. Тургенева. Литература Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999 Н.И. Якушин. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998 Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 120 – 160 Ссылки на цитаты приведены к изданию: И.С. Тургенев. Романы. М.: Детская литература, 1975
|
|
К содержанию |