Роман «Отцы и дети»Базаров и его спутники |
|
И.С. Тургенев |
Базаров и его «спутники»: Ситников и КукшинаПосле так называемой «идеологической схватки» с Павлом Петровичем, Базаров вместе с Аркадием отправляются в губернский город. Здесь на улице их случайно встретил «старинный знакомый и ученик» Евгения Базарова Ситников. Он предложил нанести визит эмансипированной барышне Евдоксии Кукшиной. Вопрос Одинаково ли отношение Тургенева к Базарову и к Ситникову с Кукшиной? Ответ К Базарову Тургенев относится уважительно, тогда как по отношению к Ситникову и Кукшиной постоянно чувствуется авторская ирония. Учащиеся приводят примеры из гл. XII–XIII Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом. (О Ситникове) Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос. На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor», — и пожала Ситникову руку. (О Кукшиной) Базаров поморщился. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно. (О Кукшиной) Вопрос В чем это проявляется? Ответ У Базарова убеждения глубоки и искренни, а у этих людей фальшивы и неглубоки. У Ситникова и Кукшиной нет политической основы для настоящего нигилизма. Первый хлопочет «по откупам» отца, вторая – «действительно помещица». Кукшину Тургенев описывает так, что сразу видно, как она «пружится». Все в ней неестественно, все некрасиво, пошло. На балу у губернатора «…даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах, даже Кукшиной он сказал: «Enchanté». (гл. XIV) Отношение автора к Ситникову и Кукшиной резко отрицательное. Эти люди не могут называться настоящими учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они восприняли лишь внешнюю сторону. Показательно и презрительное отношение к ним Базарова. «Явление Одинцовой»: Любовь героя как наказание за ограниченность воззренийВ любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Вопрос Каковы взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой? Что говорит Базаров об этом чувстве? Ответ Базаров отрицает наличие таинственности, «загадочности» любви. Он считает это «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Он все сводит к физиологии. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» (Гл. VII) «Свободно мыслят между женщинами только уроды». (Гл. XIV) Критикуя Павла Петровича, Базаров говорит о том, что нельзя ставить всю жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя «раскисать» от неудачи и превращаться в ни на что неспособного человека. Но все это пока теоретические рассуждения. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод. Он является предупреждением заносчивому Базарову. Как же поведет себя Базаров в любви? Задание Расскажите о первой встрече Базарова и Одинцовой. Ответ Одинцова появляется на балу у губернатора, куда приходит и Базаров. (Гл. XIV со слов «Одинцова приехала»). Вопрос Как выглядит Одинцова на балу у губернатора. Опишите ее. Ответ «Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». «Одинцова была немного старше Аркадия, ей пошел двадцать девятый год, но в ее присутствии он чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница лет между ними была гораздо значительнее. Матвей Ильич приблизился к ней с величественным видом и подобострастными речами. Аркадий отошел в сторону, но продолжал наблюдать за нею: он не спускал с нее глаз и во время кадрили. Она так же непринужденно разговаривала с своим танцором, как и с сановником, тихо поводила головой и глазами, и раза два тихо засмеялась. Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист; со всем тем Аркадий решил, что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины. Звук ее голоса не выходил у него из ушей; самые складки ее платья, казалось, ложились у ней иначе, чем у других, стройнее и шире, и движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время». «Аркадий опять принимался болтать, весь проникнутый счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Внешний облик героини – очень важная деталь ее образа. В нем намечаются основные черты характера Одинцовой – спокойствие, благородство, сила в соединении с мягкостью. Вопрос Как отреагировал на ее появление Базаров? Ответ
«Это что за фигура?.. На остальных баб не похожа…» Задание Расскажите биографию Одинцовой. Ответ «Анна Сергеевна Одинцова родилась от Сергея Николаевича Локтева, известного красавца, афериста и игрока, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям, Анне — двадцати и Катерине — двенадцати лет. Мать их, из обедневшего рода князей X... скончалась в Петербурге, когда муж ее находился еще в полной силе. Положение Анны после смерти отца было очень тяжело. Блестящее воспитание, полученное ею в Петербурге, не подготовило ее к перенесению забот по хозяйству и по дому, — к глухому деревенскому житью. Она не знала никого решительно в целом околотке, и посоветоваться ей было не с кем. Отец ее старался избегать сношений с соседями; он их презирал, и они его презирали, каждый по-своему. Она, однако, не потеряла головы и немедленно выписала к себе сестру своей матери, княжну Авдотью Степановну Х...ю, злую и чванную старуху, которая, поселившись у племянницы в доме, забрала себе все лучшие комнаты, ворчала и брюзжала с утра до вечера и даже по саду гуляла не иначе как в сопровождении единственного своего крепостного человека, угрюмого лакея в изношенной гороховой ливрее с голубым позументом и в треуголке. Анна терпеливо выносила все причуды тетки, исподволь занималась воспитанием сестры и, казалось, уже примирилась с мыслию увянуть в глуши... Но судьба сулила ей другое. Ее случайно увидел некто Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой; влюбился в нее и предложил ей руку. Она согласилась быть его женой, — а он пожил с ней лет шесть и, умирая, упрочил за ней все свое состояние. Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу, но побывала только в Германии; соскучилась и вернулась на жительство в свое любезное Никольское, отстоявшее верст сорок от города ***. Там у ней был великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с оранжереями: покойный Одинцов ни в чем себе не отказывал. В город Анна Сергеевна являлась очень редко, большею частью по делам, и то ненадолго. Ее не любили в губернии, ужасно кричали по поводу ее брака с Одинцовым, рассказывали про нее всевозможные небылицы, уверяли, что она помогала отцу в его шулерских проделках, что и за границу она ездила недаром, а из необходимости скрыть несчастные последствия... «Вы понимаете чего?» — договаривали негодующие рассказчики. «Прошла через огонь и воду», — говорили о ней; а известный губернский остряк обыкновенно прибавлял: «И через медные трубы». Все эти толки доходили до нее, но она пропускала их мимо ушей: характер у нее был свободный и довольно решительный». (Гл. XV) В прошлом Анны Сергеевны – ключ к пониманию ее характера. Она держится независимо, так как материально хорошо обеспечена, может позволить себе роскошь. В то же время она не знает настоящей любви, у нее нет друзей и интересного круга общения. Вопрос Что указывает на то, что в Базарове стало зарождаться чувство любви к Одинцовой? Ответ «Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился…» «Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. “Вот тебе раз! бабы испугался!” — подумал он, и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно». «Он говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия». «приятель его покраснел» (Гл. XV) Одинцова явно заинтересовала собой Базарова. Вопрос Почему Базаров выделил Одинцову среди других женщин? Какие качества Одинцовой привлекли Базарова? Ответ «Оказалось, что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком. Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признает искусства, потихоньку возвратилась к ботанике» (Гл. XV) Базаров увидел в Одинцовой умную собеседницу. Оказалось Одинцова могла говорить о медицине, о гомеопатии, о ботанике. «Одинцова ему нравилась: распространенные слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему — все, казалось, говорило в его пользу». (Гл. XVII). Вопрос Докажите, что Базаров влюбился в Одинцову. Какие детали текста указывают на это? Ответ Желание «аль удрать?» появляется в Базарове в доме Одинцовой. «Какой я смирненький стал». (Гл. XVI)
«В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога…» И, наконец, само признание: «Так знайте же. Что я люблю вас, глупо, безумно…» (Гл. XVIII) Вывод Любовь в романтическом смысле заняла сердце Базарова. Он любит в Одинцовой не только красивую женщину, но и человека умного, сильного. Романтика, любовь «в смысле идеальном» существует, и Базаров вынужден убедиться в этом на своем собственном опыте. Эта романтика сильна, ее нельзя выкинуть из сердца. На деле Базаров оказывается выше и человечнее своих теорий. Вопрос А как же ведет себя Одинцова? Ответ «Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить». (Гл. XIV) «Он поразил воображение Одинцовой; он занимал ее, она много о нем думала. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала, даже тогда, когда он ее сердил или оскорблял ее вкус, ее изящные привычки. Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать». «Она побледнела», когда Базаров заявил ей о своем внезапном отъезде». (Гл. XVII) Прочитаем диалог Базарова и Одинцовой (гл. XVII). «Зачем ехать…» до «Но мне хотелось бы узнать что-нибудь о вас…» Одинцовой не хочется отпускать от себя Базарова, ей хочется проникнуть в его мысли , понять их. Он ведь действительно мало говорил о себе , а ее это интересует. Интерес к чему-то новому и боязнь этого нового лежат и в основе ее отношения к Базарову. Базаров ей нравится – «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений», силой. Ольге Сергеевне хочется знать, что в нем «теперь происходит». Она несколько раз возвращается к этому, просит объяснит ей причину напряженности Базарова. И тот не выдерживает. Прочитаем сцену объяснения Базарова с Одинцовой (гл. XVIII), начиная со слов «Происходит!» до «Базаров закусил губы и вышел.» Вопрос Почему же не состоялось счастье Базарова, почему Одинцова так и не ответила на его любовь? Ответ Когда Базаров ушел, она ходила и думала о нем и о себе. (Гл. XVIII) Странным казался ей этот лекарь в аристократическом великолепии ее жизни. Базаров «сердил или оскорблял ее вкус, ее изящные привычки». Она чувствовала пропасть между собою и демократическим лекарем, однако сила его натуры увлекала ее. Любопытство ее переходит в заинтересованность, заинтересованность в увлечение, которое может вырасти в любовь, но… «…этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». (Гл. XVIII) Основа ее жизни и характера – спокойствие. Вторжение Базарова в ее мир означало бы конец этого спокойствия, и душевного, и общественного, и поэтому силой разума, холодности она решила, что это мезальянс. Базаров-нигилист был человеком чуждого ей мира. По социальному происхождению Базаров – выходец из низов. В отношении материальном – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае ученый – опять-таки трудовой человек. По жизненным привычкам он был демократ. Вкусы которого расходились с ее вкусами. О «перевоспитании» Базарова нечего было и мечтать. В отношении психологическом характер Базарова был слишком резок, даже груб для Одинцовой. Если бы Одинцова и полюбила Базарова, она все-таки не пошла бы за ним в его «горькую, терпкую, бобыльную жизнь». Вопрос Какое влияние оказала эта любовь на Базарова? Ответ Ему тяжело в этом конфликте, он по положению в нем побежденный. Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его. Вопрос Могла ли быть счастливой любовь Базарова к Одинцовой? Ответы учеников Возможный комментарий Положение людей, полюбивших чуждого им по духу человека, чаще всего бывает несчастливым или даже трагическим. Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия заносчивому Базарову: она раскалывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Дорогие его уму естественнонаучные убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицатель всяких принципов, теперь служит, тайно ощущая, что служба эта слепа, что жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней физиологи. *** Обычно истоки трагизма базаровской любви ищут в характере Одинцовой, изнеженной барыне, аристократке, не способной откликнуться на чувство Базарова, робеющей и пасующей перед ним. Но Одинцова хочет и не может полюбить Базарова не только потому, что она аристократка, но и потому, что этот демократ, полюбив, не хочет любви, бежит от нее. «Непонятный испуг», который охватил героиню в момент любовного признания Базарова, человечески оправдан: где та грань, которая отделяет базаровское признание в любви от ненависти по отношению к любимой женщине? «Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им; это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей». (Гл. XVIII) Стихия жестоко подавленного чувства прорвалась в нем, наконец, но с разрушительной по отношению к этому чувству силой. Неудачу с Одинцовой Базаров объяснял для себя барской изнеженностью героини, но применительно к Фенечке о каком «барстве» может идти речь? Очевидно, в самой женской природе (крестьянской или дворянской – какая разница!) заложены отвергаемые героем одухотворенность и нравственная красота. Уроки любви повели за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они привели к кризису его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем он предполагал; другая загадка мира, который его окружает. От микроскопа героя потянуло к телескопу, от инфузорий – к звездному небу. Литература
Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
|
|
К содержанию |