Красная площадь

Снос башни и вынос тела

 

Собор Василия
Блаженного


Памятник Минину и
Пожарскому


Лобное место

Спасская башня

Мавзолей Ленина

ГУМ

Казанский собор

Воскресенские ворота –
Иверская часовня


Нулевой километр

Исторический музей
Терракотовая армия

Александровский сад

"Зазеркалье" в Манеже

 

Ноябрь 2006 г., март 2008 г., а также фотографии с других прогулок.

Когда в Москву приезжают наши друзья, мы почти всегда начинаем осмотр города с Красной площади. Как бы там ни было – это, действительно, сердце России. А сердцу не прикажешь! Вот и сейчас мы с нашими давними петербургскими приятелями паркуемся у стройплощадки на месте разобранной гостиницы "Россия" и идем на площадь через Васильевский спуск.

Собор Василия Блаженного (Покрова на Рву)

Прямо перед мостом возвышается сказочный торт – храм Покрова на Рву. Раньше между храмом и кремлевской стеной, действительно, пролегал ров, наполненный водой. Но XIX веке его засыпали, и сегодня мы знаем этот собор под именем одного из его приделов – Василия Блаженного.

Покровский собор
Адрес: Москва, Красная пл.
Время работы: без выходных, каждая первая среда месяца - санитарный день.
При температуре ниже -15 часы работы ограничены. Уточняйте время работы по телефону.
Тел: (495) 698-33-04
Сайт www.shm.ru

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. В знак благодарения за одержанную победу ("как ему государю Бог поручил Казанское ханство") храм был освящен в честь этого праздника.

В честь тех или иных событий казанского похода "...священы церкви приделы, ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятее, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусурманы". Престол центрального шатра был освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, что на Рву.

Рака с мощами св. Василия Блаженного

Позже на могиле почитаемого в Москве юродивого была построена церковь Василия Блаженного, которая дала потом всему храму другое, более распространенное сегодня название – собор Василия Блаженного.

Иконостас придела св. Василия Блаженного

Строили храм русские зодчие Барма и Постник. Ученые отождествляют Постника-строителя собора Василия Блаженного с псковским церковным и городовым мастером Постником Яковлевым, которого Иван Грозный отправил строить Казанскую крепость. Но имеются и другие мнения. В книжке, которую мы купили в соборе*, по поводу имен зодчих автор развел целую полемику, из которой делает категорический вывод о "невозможности отождествления Постника Яковлева с московским Постником". В общем, имена строителей собора стали уже легендой.

Южная обходная галерея. Росписи конца XVII в.

Говорят, что, увидев собор, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Эта легенда впервые появляется в описании путешествия Адама Олеария, который, по-видимому, повторял распространенные у разных народов истории о судьбе авторов выдающихся произведений искусств.

При всем великолепии своего внешнего облика внутреннее пространство Покровского собора совсем не велико. Наверное, все дело в массивных сводах и узких мрачных галереях, опоясывающих храм. Мы оказались внутри сумрачным ноябрьским вечером, когда галереи стали больше походить на подземелья и катакомбы.

Несколько раз храм оказывался на краю гибели. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, но техника того времени оказалась бессильной выполнить эту задачу; и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и само провидение помогло им остановить взрыв: внезапно хлынул дождь.

После революции Покровский собор едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля, конфисковали имущество храма, переплавили его колокола, а сам собор закрыли.

В 30-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций. Якобы, он изготовил особый макет Красной площади со съемным собором и принес его Сталину, показывая, как он мешает движению. "А если бы его – р-раз!.." – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: "Лазарь! Поставь на место!.."

В общем, нам всем повезло, храм устоял. А подобных ему нет. Поэтому рекомендую, не откладывая, найти время и заглянуть внутрь – мало ли кому какие дурные мысли придут в голову...

Памятник Минину и Пожарскому

Обратим внимание на памятник, расположенный прямо перед собором.

"Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия".

Герои войны 1612 г. почему-то облачены в античные одежды. Нижегородский мещанин Минин, "спонсор" народного ополчения, вручает меч раненному в ногу и опирающемуся на щит Пожарскому, призывая князя возглавить войско и изгнать оккупантов из Москвы.

Фото: А. Рыбаков

Место для монумента долго не могли выбрать: первоначально собирались поставить его в Нижнем Новгороде, затем, после победы над Наполеоном, в патриотическом подъеме решили возвести его в Москве, на площади Тверских ворот (там, где теперь стоит памятник Пушкину).

Памятник Минину и Пожарскому в центре Красной площади.
Открытка начала ХХ века.
С сайта retromoscow.livejournal.com

В конечном счете, памятник был установлен в центре Красной площади, ближе к Торговым рядам (сегодняшнему ГУМу), и гражданин Минин указывал на Кремль. После того, как в 1918 году в Кремле поселились новые хозяева, среди москвичей стал ходить шутка:

"Смотри-ка, князь,
какая мразь
в Кремле сегодня завелась".

Случайно или нет, но в 1930 году памятник был перемещен к храму Василия Блаженного. После переноса Минин стал указывать на ГУМ, что послужило поводом для новых анекдотов. Например, про то, где можно купить колбасу.

А теперь и Нижний Новгород обзавелся своим Мининым-и-Пожарским: уменьшенная копия, выполненная Зурабом Церетели, установлена под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи, где, по мнению историков, в 1611 году Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.

Лобное место

Недалеко от собора Василия Блаженного находится Лобное место – высокая площадка из белого камня за чугунной оградой. Оно появилось здесь в первой половине XVI века и служило помостом, с которого оглашали царские указы и объявляли приговоры преступникам.

Спасская башня

Долгое время над воротами был лишь белый прямоугольник, окаймленный рамкой – место образа Спаса Смоленского, уничтоженного при советской власти. По счастью, в 2010 году при попытке водрузить на это место новый образ выяснилось, что икона сохранилась. Судя по всему, спасшие образ Спаса реставраторы, рискуя жизнью, не выполнили указание советских властей, закрыв его слоем штукатурки.

Икона Спаса Вседержителя на главной башне Кремля сохранилась почти полностью. Датируется концом XVII – первой половиной XVIII века.

Спасская башня возведена в 1491 г. архитектором Пьетро Антонио Солари. Ее ворота особенно почитались в народе и считались святыми, были парадным въездом в Кремль для царя, торжественных выходов патриарха, встреч иностранных послов... Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя.

Фото: А. Рыбаков

Таким образом, Георгий Жуков, принимая Парад Победы в 1945 году, нарушил сразу два древнейших обычая, выехав на белом коне из Спасских ворот с фуражкой на голове. Кстати, памятник этому полководцу, которого официальная пропаганда упорно именует маршалом Победы, находится совсем недалеко, перед зданием Исторического музея.

Почему-то к нему, словно магнитом, так и притягиваются всякие упыри... Впрочем, на Красной площади и своих упырей хватает!

Мавзолей Ленина

Название сооружения происходит от усыпальницы карийского царя Мавсола, сооруженной в Галикарнасе в Малой Азии в IV веке до н.э. Так в глубь веков мы и шли с напутствием вождя, руководившего нами из загробного мира: "Верной дорогой идете, товарищи!" В общем, ладно, не будем об этом. Интереснее другое.

Как известно, мавзолей был построен по проекту архитектора Щусева, взлет карьеры которого начался постройкой погребального монумента над могилой генерала Д.П. Шубина-Поздеева в Петербурге. А превратить гробницу Ленина в трибуну, с которой вожди государства могли бы обращаться к народу, предложил Л.Б. Красин. А теперь внимание – парадокс истории! – будущий советский дипломат Красин получил специальность электрика в тюменском реальном училище.

Тюмень. Реальное училище.

И в самом начале Великой Отечественной войны, когда главари коммунистической партии собирались переселиться подальше от линии фронта на восток, в здание бывшего реального училища в обстановке строжайшей секретности привезли тело Ленина. Практически всю войну главная большевистская святыня провела в своем временном мавзолее, и лишь за несколько месяцев до победы мумию вернули на постоянное место.

См. Фотопрогулку по Тюмени

Сенатская башня (1490-е гг.)

Никольская башня.

Еще один шедевр Пьетро Антонио Солари. Впервые увидев ее, я аж заколдобился: вот она, настоящая готика! И как же я жестоко ошибся – вся эта стилизация была сделана в начале XIX века Луиджи Руска и Осипом Бове...

В 2010 году под слоем штукатурки была открыта икона Николы Можайского, датируемая XV–XVI веком.

Государственный универсальный магазин (ГУМ)

Говорят, в XIX веке на месте ГУМа было невесть что: лавки, лавочки, лавчонки и прочий разноголосый торговый хор. Только со стороны Красной площади, да и то издали, прежние Верхние торговые ряды, переполненные людьми и повозками, имели вид более или менее приличный. Каменное здание закрывало вид на рой мелких деревянных лавок, которые вечно горели.

В 1815 году по проекту архитектора О. И. Бове возводится новое здание Верхних торговых рядов. Занимавшее целый квартал строение было поделено между частными владельцами, и их никак не удавалось уговорить сделать капитальный ремонт. Здание рушилось на глазах, однажды на покупателей свалился пласт штукатурки, а в другой раз барыня, примеряя бархатное платье, провалилась сквозь гнилой пол, сломала ногу и была отвезена в больницу прямо в неоплаченной обнове – хозяин боялся напомнить ей об этом, радуясь, что она не обратилась с взысканием своей потери. Однако во второй половине XIX века, когда начался бурный рост промышленности, торговые ряды уже не отвечали требования времени.

В 1890 г., наконец, началась грандиозная стройка. За три года в псевдорусском стиле по проекту архитектора А. Н. Померанцева и инженера В. Г. Шухова были возведены Верхние торговые ряды. Так, в 1893 г., родился будущий ГУМ.

В 1934–1936 годах здание готовилось к сносу. На его место хотели поставить огромное здание Народного комиссариата тяжелой промышленности. Красная площадь тогда выглядела бы вот так:

Или так:

Или так, не дай бог:

По счастью, не успели. В 1952–1953 годах здание отреставрировали и сделали Государственным универсальным магазином. В настоящее время торговый комплекс не является государственным, но название ГУМ используется и сейчас наряду со старым «Верхние торговые ряды».

Верхние торговые ряды, или ГУМ.

Фото: А. Рыбаков

Фонтан в центре ГУМа.

Теперь ГУМ – это симбиоз пафосных магазинов и кичевых выставок.

Все в гармонии!

Казанский собор

Казанский собор – первый из восстановленных в постсоветское время в Москве храмов. Он был построен во второй четверти XVII века в честь Казанской иконы Божией Матери в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память погибших русских воинов.

Летом 1936 года собор сломали. Здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроен общественный туалет. Казанский собор был восстановлен по проекту архитектора Журина в 1990–1993 гг. Говорят, воссоздание велось по обмерам, сделанным архитектором Барановским перед разрушением храма.

Не знаю, кто кого не понял, но почему-то собор выглядит совсем не так, как на дореволюционной фотографии. Впридачу он оказался развернутым и сдвинутым в дальний угол площадки и ныне красуется на фоне двух голых торцевых стен соседних домов. Особенно неприглядна совершенно голая стена Старого монетного двора справа от собора – до революции высокая колокольня с пристройкой как раз закрывала эту брешь. В общем, можете сравнить.

Воскресенские ворота – Иверская часовня

Воскресенские ворота.

Прямо у ворот – Иверская часовня. В конце XVIII века ее перестроил Матвей Казаков. Позднее на куполе часовни появилась позолоченная фигура ангела с крестом.

Про Иверию я уже подробно распространялся в отчете о поездке на Валдай: Изначально Иверский монастырь был основан на Афоне – святой горе на одном из греческих островов. Назван было он Иверским (Ивероном) в память о его основателе, святом Иоанне Иверском. Сказывают, что сей муж был родом из Грузии и, прибыв в далеком Х веке к греческому острову, основал там монастырь. Впоследствии там же была обретена икона Божьей Матери, прозванная Иверской. Ее список (копия) и стала святыней Нового Иверона – Иверского Валдайского монастыря.

Иверской часовни вскоре после революции не стало: ее, как и Воскресенские ворота, снесли, чтобы освободить место для прохода демонстраций на Красную площадь.

В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Они были восстановлены по проекту архитектора Олега Журина.

За Иверскими воротами – целый зоопарк!

Соколиная охота.

Обезьянка зябко жмется к ноге хозяина.

Нулевой километр

Здесь же находится точка, от которой якобы измеряются расстояния всех российских дорог. Как автотурист, я не могу пройти мимо этого знака – уж больно он своеобразен.

Во-первых, далеко не все российские дороги измеряются от этого знака. И таких дорог в России довольно много: из двух десятков федеральных магистральных дорог из Москвы берет свое начало менее половины.

Во-вторых, по вполне понятным причинам, расстояния в Российской империи измерялись от Петербургского главпочтамта – в его вестибюле до сих пор стоит нулевая верста. В советское время была попытка вести отсчет от мавзолея Ленина, хотя, говорят, что в реальности метили дороги столбиками от Центрального телеграфа на Тверской (как по правде, я не знаю, проверить сложно – одометр у меня в милях).

Нулевой километр.

Установка этого бронзового знака у Исторического музея вполне соответствует отношению советского человека как к расстоянию, так и ко времени – они относительны, этому нас учили еще в школе: до мавзолея где-то километр, до телеграфа где-то километр... Какая разница? Time is flexible... Подобное отношение к дистанциям хорошо проявляется на указателях по дороге в Петербург: подъезжаешь к Вышнему Волочку, и знак говорит тебе, что до Питера еще 410 км... Едешь через Волочек по долгим пробкам – а на выезде выясняется, что до СПб уже 413 км. "Да-а-а, теперь то Таллина талеко!"

Петербургский главпочтамт, в вестибюле которого расположен "истинный" нулевой километр.

Угловая Арсенальная башня.

Самая мощная угловая башня Кремля, завершившая линию его обороны со стороны Красной площади. Здесь начинается Александровский сад, куда мы и направимся.

Исторический музей

Прогулку по Красной площади уместно завершить визитом в Исторический музей.

Фото: А. Рыбаков

Государственный исторический музей
Адрес: Москва, Красная пл., 1
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, касса до 17:30, четверг – с 11:00 до 21:00, касса до 20:00, выходной – вторник
Тел: (495) 692-40-19
Сайт www.shm.ru

9 февраля 1872 года последовало Высочайшее Соизволение на устройство в Москве Исторического музея с присвоением ему Августейшего Имени Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Александра Александровича.

Московская Городская Дума постановила выразить Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу чувства глубокой признательности Московского Городского Общества за избрание Москвы местом для Исторического Музея, а также полное сочувствие мысли Его Императорского Высочества о постройке Музея на Красной Площади и довести до сведения Его Императорского Высочества о готовности Города пожертвовать для постройки Музея лучшее место на Красной Площади, именно то, которое приобретено было Городом у Казны для постройки здания Думы.

Здание музея было построено в 1875–1881 годах по проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова.

Исторические города России.

Расписанные стены музея.

Древности Неаполя Скифского.

Неаполь Скифский.

Когда-то мы его долго искали в Симферополе. Не без конфуза...

Половецкие и русские доспехи.

Царские саночки.

Мебель из Остафьево.

Остафьево – русский Парнас. Там некогда гулял и я. Но вреден север для меня.

Терракотовая армия

Впрочем, отвлечемся от наших северных широт. В Историческом музее во время нашего визита как раз выставлялись фигуры воинов "Терракотовой армии", удивительной археологической находки, немедленно при обнаружении включенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

"Кто все эти люди?" – спросит неискушенный читатель. На этот вопрос не так-то просто ответить, не углубляясь в дебри китайской истории.

Когда-то, когда на греческом острове Родос землетрясение разрушило знаменитый Колосс, Александрийский маяк уже лет 60 указывал путь средиземноморским мореплавателям и минуло 135 лет с тех пор, как храм Артемиды был сожжен придурком Геростратом, в Китае начала складываться империя. Ее императором, собирателем исконно китайских земель, был Цинь Шихуанди, правитель "страшный и лукавый": он уничтожил конфуцианство и ввел даосизм, единую систему мер и весов, денежную единицу, а заодно, уничтожив полмиллиона своих подданных, построил Великую китайскую стену, о пользе которой ученые до сих пор не могут договориться. Одни утверждают, что она защищала Китай с севера, но признают, что оборонять границу на таком протяженном участке было бы по меньшей мере сложно. Другие считают, что она задерживала кочевников при отступлении, не давая им унести с собой награбленное. Правда, любой здравомыслящий человек понимает, что охрана не должна быть дороже охраняемого объекта, а в случае со стеной этот баланс явно не соблюдался. Наконец, третьи высказывают мысль, что Великая китайская стена нужна была для того, чтобы удержать китайцев в Китае. В общем-то, им приходится верить – во времена более цивилизованные мы знаем примеры, когда строились стены, чтобы удержать берлинцев в Берлине, железные занавесы, чтобы удержать россиян в России, и водные преграды, чтобы задержать кубинцев на Кубе. Иными словами, первая китайская империя обладала всеми признаками коммунизма: действительно, уничтожить такое количество ее жителей ради эфемерных целей "светлого будущего" можно лишь при таком строе.

Неудивительно, что после смерти императора его империя довольно-таки быстро развалилась, а династия прекратила свое существование (проницательный читатель, я думаю, без труда сможет привести аналогичные примеры из поздней истории). Но умершего императора еще надо было как-то похоронить!

В те времена императоры совсем по-другому относились к уходу в мир иной – готовиться к своей смерти они начинали более чем заблаговременно. Разумеется, что такая важная персона, как Цинь Шихуанди, не должен был растерять свое величие и на том свете. Как часто бывает у подобного рода монархов, величие свое китаец видел в несметной армии – и решил забрать ее с собой. Не знаю уж, какими силами и средствами уговорили его не уничтожать вооруженные силы Китайской Империи, но в результате решили отправить в гробницу императора боевых клонов. Клонировать воинов легче всего было из глины.

Терракотовая армия, погребенная вместе со своим правителем, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, не следует забывать, что кроме статуй воинов вместе с Цинь Шихуанди было закопано по различным оценкам до семидесяти тысяч (!) рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.

Терракотовая армия была случайно обнаружена китайскими крестьянами в марте 1974 года во время построения местной оросительной системы. Находка тут же привлекла интерес археологов, и вскоре здесь были развернуты масштабные раскопки. По всей вероятности, обнаружена лишь часть грандиозного погребального комплекса. Предположительно, общая численность войска достигает восьми тысяч фигур воинов и лошадей. К настоящему времени археологи извлекли из земли около двух тысяч. Исследование памятника продолжается.

Все это несметное полчище хранится в Музее терракотовой армии города Сианя. В Москву привезли восемь десятков фигур воинов, лошадей, животных и даже боевую колесницу. Выставка проходила в 2006 году. Тем, кто не успел посмотреть на глиняные фигуры в Москве, придется делать это уже в Китае.

Выходим на Манежную площадь.

Александровский сад

У стен Кремля раскинулся Александровский сад, отделенный от Манежной площади изящной решеткой.

Фасции на решетке Александровского сада.

Фасции (лат. fasces) – связанные ремнями пучки березовых прутьев. Первоначально символизировали право добиваться исполнения своих решений силой. Муссолини избрал их символом своей партии, откуда и появилось ее название – фашистская.

А сразу за решеткой находится Могила неизвестного солдата, павшего в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Такой парадокс истории!

Останки неизвестного воина, павшего в битве за Москву, были перевезены из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе, из той самой деревни Крюково...

Шел в атаку яростный сорок первый год.
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились, больше нет гранат.
Их вживых осталось только семеро молодых солдат.

* * *

В старину на месте Александровского сада несла свои воды река Неглинка, защищая с севера подступы к Кремлю. В 1819 году ее заключили в подземную трубу, и через два года архитектор О. Бове разбил у Кремлевской стены сад.

Как было принято говорить в советское время, парк сразу стал "любимым местом прогулок москвичей".

В 1996 году небезызвестный 3ураб Церетели в сказочных сюжетах возобновил часть русла Неглинной.

Уместность сего творения в Александровском саду у многих вызывает вопросы. Я солидарен с вопрошающими: такие произведения традиционно украшают детские "поляны сказок" черноморских городков.

Бассейн детского сказочного городка в пансионате «Адлер».
Произведение Церетели.
Открытка 1979 года.
mosaic.su

Отрадно, что автор смог сохранить свою творческую манеру. Видимо, ассоциации с чем-то курортным возникают не только у меня.

Фото: А. Рыбаков

Фото: А. Рыбаков

Фото: А. Рыбаков

За псевдо-речкой в буквальном смысле в глубину Манежной площади уходит огромный торговый центр – настоящий подземный город с магазинами и ресторанами, эскалаторами и лифтами, паркингом и кинотеатром.

Подземный фонтан.

В глубине (теперь уже в переносном смысле) сада стоит Обелиск борцам за освобождение. Стелла была воздвигнута в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых: на ней были выбиты имена всех русских царей этой династии, а вершину венчал двуглавый орел. В 1918 году в качестве первого образца "монументальной пропаганды" на обелиске высекли имена (жаль, что только имена) социалистов-утопистов и революционеров-идеалистов, а место двуглавого орла занял золотой шар.

Рядом с обелиском – грот "Руины", сооруженный в 1821 году по проекту Бове.

Он стоит на небольшом возвышении около Средней Арсенальной башни. Это возвышение – не что иное как редут, остаток земляного укрепления, возведенного Петром Великим вокруг Кремля в 1707–1708 годах, когда он ожидал нападения шведов на Москву.

Говорят, редут был сделан из каменных пушечных ядер, в старину употреблявшихся вместо чугунных. Впрочем, другие утверждают, что в основание грота были положены обломки домов сгоревшей Москвы. Кому верить?

Кони Церетели.

 

"Зазеркалье" в Манеже

Из Александровского сада выходим к Манежу.

Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту Августина Бетанкура, а в 1824–1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове.

Перед строителями стояла задача возведения огромного здания, где пехотный полк (2000 человек) мог бы маневрировать безо всяких помех. Бетанкур создал проект сооружения, равного которому долго не было в мире: единственная в своем роде конструкция стропил была рассчитана так, что здание шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор – 30 деревянных ферм опирались на одни только наружные стены.

После пожара 2004 года здание Манежа было полностью перестроено: установлены эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения, открыт потолок здания и теперь можно воочию увидеть знаменитые фермы Бетанкура.

Теперь в Манеже проходят различные выставки, ярмарки и прочие мероприятия.

Во время нашей прогулки в Манеже проходила выставка интерактивных экспонатов «Зазеркалье» – физические опыты, оптические иллюзии, мини-установки и всякие разные интересности.

Отчасти напоминает "Эврику" в Хельсинки (о ней можно почитать в рассказе о нашем новогоднем путешествии).

Собственно, выставка "Зазеркалье" и была целью нашей прогулки.

Вращая рукоятку, можно создать в трубе водоворот.

Можно поддать пару.

О ужас! Говорящая голова!

Закатится ли шарик в воронку? Делайте ваши ставки!

Выдуваем мыльный пузырь.

Ух ты! Вот это да!

А все-таки она вертится!

Выставка «Зазеркалье»
Дворец творчества «Интеллект»
Постоянный адрес: Москва, Рязанский проспект, д. 2, стр. 24
Часы работы: ежедневно с 10.00 до 18.00
Тел: (495) 789-49-67
Сайт: i.fardesk.net/aboutzazerkalje

 

Связанные прогулки:

- Москва. Кремль;

- Варварка, старинная улочка Москвы;

- Один день в Нижнем Новгороде;

- Фотопрогулка по Тюмени (не без хрени);

- Иверский Валдайский монастырь (поездка на Валдай);

- Неаполь Скифский (путешествие в Крым);

- Остафьево. Ложка дегтя в золоте осени;

- Развлекательный центр "Эврика" в Хельсинки (в рассказе о нашем новогоднем путешествии).

Использованная литература:

Баталов А.Л., Успенская Л.С. "Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)". М.: Северный паломник, 2006.

 

Назад Яндекс.Метрика

К содержанию