Содержание

Путешествие в Тунис

Часть 1: Махдия

 

Перелет
Махдия

Монастир
Железная дорога
Медина
Мавзолей Хабиба Бургиба
Рибат

Столица Туниса
Музей Бардо

Карфаген
Сиди-бу-Саид

Эль-Джем
Кайруан

Сусс
Аквапарк
Маяк
Катакомбы
Музей современного искусства

 

Июль 2010 г.

Маршрут: Москва – (самолет) – Монастир – Махдия – Монастир – (самолет) – Москва

Радиальные поездки из Махдии: Монастир, Тунис – Бардо – Карфаген – Сиди-Бу-Саид, Кайруан – Эль-Джем, Сусс

Экипаж: Ворчун, жена Ворчуна, дети Ворчуна (молодой человек 15 лет и барышня 10 лет)

Транспорт: самолет, автобус, такси, поезд, рент-а-кар

Продолжительность: 15 дней

 

Эту историю передал нам Абу-Омар-Ахмед-ибн-Мухаммед со слов Мухаммеда-ибн-Али-Рифаа, ссылавшегося на Али-ибн-Абд-аль-Азиза, который ссылался на Абу-Убейда-аль-Хасима-ибн-Селяма, говорившего со слов своих наставников, а последний из них опирается на Омара-ибн-аль-Хаттаба и сына его Абд-Аллаха, – да будет доволен аллах ими обоими!

Аль-Хорезми "Ожерелье голубки"

Самолет вылетает из Домодедово в 12:00. Такси стоит дешевле, чем четыре билета на аэроэкспресс, поэтому – без вариантов. Сезон отпусков, Москва сильно поредела. Наверное, все в аэропортах и на вокзалах. Этого-то мы и опасаемся! Выезжаем сильно заранее, пытаясь избежать многочисленных очередей на паспортном и специальном контроле. Однако в четверг народу не так много. Порадовались, что в этом году выбрали несколько неожиданную схему отпуска – с четверга по четверг: и народу меньше, и рейсы в Монастир и обратно – дневные.

Летим чартерным рейсом «ВИМ-Авиа». К этой компании в сети много претензий по причине частых переносов вылетов, но сейчас на табло сплошь задержки рейсов в Грецию – там авиадиспетчеры решили победить кризис забастовкой.

Вылетаем вовремя. Лететь 4 часа. Кормят, поят (безалкогольно).

Над креслами установлены телевизоры, на экранах – карта полета. Вся Европа в дымке, почти ничего интересного внизу не происходит. Рассмотреть удается лишь Италию – судя по карте, мы пересекаем ее под острым углом со стороны Римини до Неаполя, затем краешком крыла касаемся Сицилии. Такое ощущение, что с борта самолета можно охватить весь остров взглядом.

Перелетев Средиземное море, идем на снижение. К аэропорту подходим с воды, затем делаем большой круг над землей. Становится отчетливо виден новый континент – Африка, Африка… Выжженная солнцем земля, геометрически правильно посаженные деревья (оливковые рощи), почти одинаковые коробки белых домов с плоскими крышами (так, очевидно, удобнее собирать дождевую воду), развязки автобана (единственного на всю страну), и море – от Монастира до самой, кажется, Махдии.

Разница во времени между Москвой и Тунисом – 3 часа минусом к московскому. Приземляемся в час пополудни.

Аэропорт Монастира относительно небольшой, точь-в-точь как в маленьких городках Европы.
Сайт: www.habibbourguibaairport.com

На паспортный контроль очередь только из пассажиров нашего рейса. Неожиданно прямо передо мной распахиваются новые ворота, но пройти контроль влет не удается. Нам в самолете раздали иммиграционные карты, сказав, что на детей, вписанных в паспорта родителей, их заполнять не следует. Офицер на КПП придерживается иного мнения. Приходится возвращаться, оформлять анкету на дочку. Очередь, впрочем, без вопросов пускает меня обратно к окошку – да, соотечественники определенно стали лучше относиться друг к другу за границей.

Для граждан России, оформивших тур в Тунис через турагентство и прибывающих в страну прямым рейсом на срок до 30 дней, виза для однократного въезда не требуется. На границе необходимо предъявить ваучер, обратные билеты, а также заполнить иммиграционную карточку. Въездной штамп ставится в аэропорту по прибытии.

Travel.ru/Визы в Тунис

Багаж уже крутится на ленте. Забираем его, выходим из таможенной зоны, идем к стойке «Экспресс-Тура», нашей встречающей стороны согласно туристическому ваучеру. Пока наши фамилии ищут в списках и говорят номер автобуса, который отвезет нас в отель (нет, не пугайтесь, не рейсовый, туристический!), ловкий носильщик выхватывает у нас чемоданы и укладывает их на тележку. Смысла везти на тележке чемоданы на колесиках нет никакого, но не драться же с ним! Гордо везет их к автобусу, но не к тому. Приходится его корректировать.

В итоге минус доллар из семейного бюджета (другой валютой мы пока не обзавелись).

Деньги

Тунисская валюта называется динаром, который делится на 1000 миллимов. В обращении находятся банкноты достоинством в 10 и 20 динаров (разных цветов и размеров), а также монеты достоинством в 0,5 и 1 динар, 10, 20, 50 и 100 миллимов. Монет номиналом меньше 10 миллимов, похоже, не существует в природе, так что смысл делить тунисскую валюту на тысячу остался неосознанным. Все цены в Тунисе указаны с точностью до трех знаков после запятой: например, 16.500 DT. Это всего лишь 16 с половиной динаров. Мелочь, а чувствуешь себя в тысячу раз богаче!

Курсы обмена в июле 2010 г.
1 USD = 1.45 DT
1 EUR = 1.85 DT
1 DT = 20.56 RUB (по ЦБ РФ) или 1 DT = 21.86 RUB (по этому курсу снимали динары с рублевой карты)

N.B. При обратном обмене динаров на твердую валюту (только в аэропорту и не более 100 динаров) необходима справка из обменного пункта, где был совершен обмен. Общая сумма квитанций по обмену валюты в этом случае должна быть не меньше, чем 300 динаров.

Обмен валюты есть в банках, аэропортах и гостиницах, курс якобы везде одинаковый (не проверял). В нашей гостинице и в аэропорту при обмене почему-то всегда округляли до целого динара (разумеется, в меньшую сторону). Мы валюту почти не меняли, снимая нал в банкомате.

Банкоматы есть во всех крупных городах и туристических центрах. Работают странно – когда операция не проходит, они молча возвращают карточку – и переходят к заставке. Ни вам здравствуйте, ни нам до свидания. Приходится лишь гадать, списали ли с тебя 400 динаров, не выдав, а также угадывать причину – то ли на карте деньги кончились, то ли в банкомате.

В магазинах карты проходят плохо – то ошибка связи, то "гранаты не той конструкции".

В итоге снимали динары в банкоматах, наплевав на всякие комиссии.

* * *

Наш отель расположен в туристической зоне Махдии, в 45 км к югу от Монастира. Ехать чуть меньше часа. С нами в автобусе постояльцы из еще лишь одного отеля, который находится рядом с нашим, поэтому развозка не занимает много времени. Однако дорога кажется утомительной – она ведет через многочисленные населенные пункты, почти везде ограничение скорости в 50 км/ч, бесконечные круговые движения, лежачие полицейские, медленные рыдваны…

Да и виды вокруг утомительные – однообразные арабские домики, где отделан лишь один фасад, большей частью недостроенные, и, самое главное, мусор – строительный, бытовой, строительно-бытовой и просто мусор…

"Эмблема тунисской экологии – синяя лисичка-фенёк: как найдет в пустыне какую-нибудь гадость – так сразу закопает... В общем, есть мнение, что кроме несчастных, посиневших от непосильного труда ушастых феньков, никто в Тунисе уборкой мусора не занимается."

Море тоже предстает не в лучшем виде…

В опасениях, что худшие прогнозы подтвердились, и Тунис, действительно, представляет собой большую арабскую помойку, выгружаемся у отеля. Здесь уже нашим взглядам предстают архитектурные изыски (пусть и новодельные), буйная растительность (пусть и рукотворная), а также чистота, обилие яств, веселые и ненавязчивые аниматоры, пляж с мелким белым песочком, чистое и прохладное море.

Художественно оформленный въезд в гостиницу.

Холл отеля оформлен в так называемом "мавританском" стиле.

Буйство рукотворной природы. За территорией – выжженная солнцем земля.

Для украшения "шведских столов" местные кулинары используют арбузы.

Получив на руку браслеты «все включено», идем предаваться буржуазному отдыху.

Отель LTI Mahdia Beach

BP 105 Zone Touristique – 5100 Mahdia – Tunesia
Tel. +216 73 682 000
Web: www.lti.de

Mahdia Zone Touristique

Неоспоримые достоинства этого региона – роскошные пляжи с белым песком, обширная парковая зона и относительно малое количество туристов. Сюда едут те, кто ищет спокойный и уединенный пляжный отдых, а также туристы с детьми.

Отели расположены, в основном, в туристической зоне к северу от центра Махдии.

Место, вообще-то, настолько спокойное, что можно сказать – богом забытое! Действительно, никаких тебе променадов, кабаков с орущей музыкой... С одной стороны дороги – череда гостиниц, с другой – редкие магазинчики с кафешками. Молодежного "отрыва с оттягом" здесь не найти (но мы и не стремились). Впрочем, на территории отеля развлечений для юной части нашего коллектива было и так, на наш взгляд, достаточно...

Напротив гостиницы – небольшой зоопарк (вход – 5 динаров). Животных можно кормить (пакетики с кормом по 1 динару). Дети почему-то не выразили желания смотреть на зверей. Не пошли.

* * *

Итак, почему Тунис? После прошлогоднего удачного сочетания турецкого «все включено» с культурной программой захотелось повторить положительный опыт. Выбор пал на Тунис: есть Средиземное море и достопримечательности, да еще и знакомый нам обоим французский язык. Зато нет виз и дорогущего евро. По косвенным признакам сочетание цены и качества обещало быть адекватным. Смущало лишь частое употребление словосочетания «Тунис – помойка» и угрозы, что в сравнении с Турцией страна вчистую проигрывает.

Подумали – решились.

Прежний опыт подсказывал нам, что самостоятельная организация путешествия в безвизовые страны не в состоянии конкурировать с пакетными предложениями турфирм. Поэтому из имеющихся предложений выбрали те отели, отзывы на которые были удовлетворительными, и подготовленные заранее пошли в уже известную нам по прошлым поездкам турфирму «Неву».

Вот так, собственно, мы и оказались в Тунисе…

* * *

На следующий после размещения день идем осваивать окрестности. Ближайший населенный пункт – Махдия. Добраться из курортной зоны до центра города можно на такси. Что мы и сделали (4 динара или 80 рублей).

Копилка опыта путешественников:

Такси доступно каждому туристу: за 2,5 динара можно пересечь весь г.Тунис. За посадку – 0,3 динара. Счетчик в такси показывает миллимы, а не динары. После 21.00 тарифы повышаются на 50%. Существует маршрутное такси. Работает без счетчика, о цене следует договариваться заранее. Видавшие виды "Рено", с пружинами из сидений, по 0,3 динара за км, но шустрые. Главное, на счетчик показать, когда садитесь, или сразу о цене договаривайтесь, чтобы не было недоразумений.

Кстати, в такси не действует принцип единственности ездока. Водитель может взять с собой в дорогу еще нескольких попутных пассажиров, цена поездки от этого нисколько не меняется.

Туристический автопоезд.

Альтернатива такси – "тук-тук" (мотороллер с кузовом-салоном на 6 человек – 2 динара), туристический автопоезд (2 динара) и рейсовый автобус (0,510 динара).

В автобусе. Справа – кондуктор.

Город Махдия

Махдия занимает узкий полуостров – мыс Африка. Основана Убейдом-Аллахом-аль-Махди ("спасителем"), родоначальником династии Фатимидов, в качестве столицы халифата в 912 г. Сейчас при взгляде на эту большую рыбацкую деревню в ее бывший столичный статус верится с трудом.

Ослики – не только ценный мех, но и отменное средство передвижения!

Впрочем, нет-нет, да вдруг на каком-нибудь доме обнаружится мозаика по образу древнеримской. Впрочем, о мозаиках речь впереди...

* * *

Для начала мы решили заглянуть в местный магазин "фиксированных цен", чтобы иметь ориентиры в лавках торговцев. Попросили таксиста отвезти нас в знакомый по Франции "Carrefour". Магазинчик оказался совсем не большим и с совершенно крохотным отделом промтоваров (продукты питания в all incl. нам, в общем-то, ни к чему). Ознакомившись с ассортиментом, идем к медине.

Медина (в странах Северной Африки) – старая часть города, построенная во времена арабского владычества в IX веке. Слово «медина» (аль-мадинат) в современном арабском языке означает просто «город».

Как правило, она окружена стеной. Обычно внутри довольно узкие улицы (иногда менее метра шириной), которые составляют настоящие лабиринты. В связи с этим автомобильное движение в центрах арабских городов затруднено, лишь мопеды служат практически единственным моторизованным средством передвижения.

От Каррефура до центра пешком идти прилично, и мы успеваем устать под палящими лучами африканского солнца. Стараемся идти по теневой стороне улиц, заглядывая порой в местные магазины – везде работают кондиционеры. В этой части города в магазинах, как правило, цены указаны на бирках, и продавцы не проявляют нетерпеливого желания впарить хоть что-нибудь случайному туристу.

В таком расслабленном состоянии доходим до старого города.

В медину Махдии ведут массивные главные ворота Скифа эль-Кахла ("Темные ворота") с узким проходом 50 метров длиной. Внутри – рынок, где торгуют всем, чем придется.

На наше счастье, рынок уже завершил свою работу, и до нас никому не было дела. Пробившись через плотные ряды лотков, мы вышли в старый город.

И тут – началось! Навязчивые торговцы предлагают зайти в каждый магазинчик, который расположен в первом этаже практически каждого дома. Устаешь говорить «Нет, спасибо, non, merci, no, thank you, идите нна, достали уже…»

Так, качая головой, со скорбно поджатыми губами дошли до центральной площади медины.

Улица Убейд-Аллах-аль-Махди, идущая от ворот медины, упирается в place du Caire, небольшую площадь с кафе, укрытом в тени деревьев.

Чуть дальше находится Большая мечеть, отстроенная в 1965 г. по планам старой мечети Фатимидов 921 г., взорванной испанцами при нападении на город в 1554 г. Говорят, что мечеть закрыта для посещений (что, впрочем, не имело для нас никакого значения, так как ни в одну другую мечеть нас тоже не пустили).

Путеводитель обещал две какие-то интересные мечети, и я принял неосмотрительное решение "взять языка". Идущий через площадь с беззаботным видом тунисец-с-сигаретой показался мне подходящей для этой роли кандидатурой, и я зачем-то обратился к нему за помощью.

– Слушай, друг, у тебя хорошие глаза, сразу видно, что ты хороший человек. Там хороший парень погибает, помоги.
– Извини, генецвале, лет через пять… помогу!

К/ф "Мимино"

Местный, разумеется, оказался… владельцем лавчонки, в которую он нас и затащил, чтобы показать… виды Петербурга. Действительно, у него целая подборка открыток из разных стран, и более всего – из нашего города почему-то. Видно, русские девчонки из северной столицы берут в поездку виды родного города... то ли из-за ностальгии, то ли для расширения кругозора аборигенов.

В общем, мы попались... Местный оказался мне другом, товарищем и даже братом… Чтобы как-то отделаться от "родственника", решили купить сандалеты-шлепанцы из верблюжей кожи. В магазинах с ценниками они стояли по 12-15 динаров. Мне даже стало интересно, как же происходит знаменитый арабский торг: в Интернете полно свидетельств того, как удачливый покупатель сбивает цены в 3 раза!

С таинственно-заговорщицким видом "галантерейщик" достал из недр своей прокуренной лавки мятый листик бумаги и написал на нем цифру 80. Я охренел от его наглости и предложил 10. Постепенно дошли до более разумной цены в 20 динаров. Все равно много. Он предложил подарок. Надо было как-то заканчивать этот базар, мы согласились и выбрали магнит с видом Махдии. Цена неожиданно возросла на 5 динаров. Пришлось опять торговаться, потом соглашаться на подарки, потом опять торговаться... Наконец, торговец перешел на заклинания типа "25 не банкрот", "дай еще польдинар" и т.д. Выгребли всю мелочь из карманов, выскочили из душной лавки на свежий воздух! Уф-ф-ф-ф!

«За 50 000 лир Фантоцци досталось: нож из пластмассы, вилка из пластмассы, куриное крылышко… из пластмассы и надкушенное яблоко...»

К/ф "Фантоцци"

Насилу вырвавшись из цепких лапок торговца местной хренью, направляемся в форт Бордж эль-Кебир (построен в XVI веке).

Вход: 5 динаров + 1 за фотосъемку.

Внутри почти ничего интересного, но стоит пройтись по стенам, с которых открывается неплохой вид на город.

Там и удается справиться со стрессом, испытанным после первого арабского торга.

Раньше весь полуостров был окружен крепостной стеной, от которой остались лишь разрозненные руины, порой погруженные в море.

Посетителям форта предоставляется возможность также ознакомиться с бытом тунисских семей – их дома вплотную подступают к стенам крепости.

* * *

Махдия – крупнейший рыболовецкий порт Туниса. Говорят, здесь существует таинственная традиция ловить рыбу при свете луны.

Мыс Африка – маяк, кладбище моряков и усыпальница Сиди Джабира.

Ночь. Махдия. Маяк и кладбище.

Главная площадь перед входом в медину.

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика

Дальше