Главная страница

Путешествие в Тунис

Часть 4: Карфаген

Главная страница

Наши путешествия

Турция

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 

Перелет
Деньги
Отель
Махдия
Туристическая зона

Город

Монастир
Железная дорога
Медина
Мавзолей Хабиба Бургиба
Рибат

Прокат машины
Дороги
Столица Туниса
Музей Бардо

Карфаген
Термы Антонина Пия
Квартал римских вилл
Холм Бирса
Сиди-бу-Саид

Эль-Джем
Кайруан

Сусс
Аквапарк
Маяк
Катакомбы
Музей современного искусства

 

К началу поездки

Каждый, кто остался бы в Карфагене до конца дней своих и занялся бы исключительно его созерцанием, тот ежедневно находил бы нем какую-нибудь удивительную новизну, которую не замечал прежде.

Абу Обейд эль Бекри

Карфаген

Было бы странно, если бы Карфаген не был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Было бы не менее странно, если бы мы проигнорировали такую достопримечательность. Разумеется, мы направились туда cразу после музея Бардо.

Карфаген по-французски называется Carthage (Картаж). Он находится в 20 км на северо-восток от столицы, и к нему ведут многочисленные указатели. Заблудиться почти невозможно! Въезжаем в знаменитый пригород Туниса.

Сегодняшний Карфаген демонстрирует обычному туристу три культурных слоя: весьма скромные останки финикийского города на холме Бирса, многочисленные руины древнеримских построек и современное аристократическое предместье Туниса с президентским дворцом.

Со школьной скамьи мы знаем, что Карфаген должен быть разрушен – во всяком случае, так считали римляне. И ведь разрушили! Чтобы вспомнить остальные вехи его истории, приведу краткую историческую справку:

Карфаген был основан в 814 году до н.э. колонистами из финикийского города Тира. За счет выгодного географического положения город превращается в столицу крупнейшего государства Западного Средиземноморья. К III веку до н. э. Карфагену подчиняется Северная Африка, Южная Испания, западная Сицилия, Сардиния и Корсика.

После победы Рима в Третьей Пунической войне Карфаген потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н.э. Столетие спустя на этом месте была основана римская колония, ставшая столицей провинции Африка.

После завоевания Северной Африки в 670 году арабы основали город Кайруан, который стал новым центром региона Ифрикия, а Карфаген довольно быстро угас.

Помните, как миледи-Терехова в «Трех мушкетерах» взвывает к фанатику Фельтону?

Бросьте жертву в пасть Ваала,
Киньте мученицу львам –
Отомстит Всевышний вам!
Я из бездн к нему воззвала…

Именно богу Ваалу приносили карфагеняне страшную жертву – первенца в семье...

Впрочем, пересказывая такие ужасные подробности, всегда надо держать в уме источник этих сведений. А историю, как известно, пишет победитель, которому всегда выгоднее выставить побежденного в цвете более черном, нежели тот был на самом деле. Пусть думают потомки: поделом ему! Узнав о человеческих жертвоприношениях карфагенян, так и хочется воскликнуть: какое счастье, что благородные римляне одержали победу над столь мерзким соперником, где не гнушались убить беззащитного младенца во имя грозного божества!

А вволю накричавшись, задумаемся. Карфаген был самым могущественным государством в Средиземноморье. Его армия и флот были столь сильны, что Рим всерьез опасался за свое будущее. Финикийские мореплаватели первыми обогнули Африку. Финикийские ученые придумали то письмо, на основании которого было создан алфавит всех современных европейских народов.

Мог ли достичь таких высот народ, в котором убивали бы первого ребенка мужского пола? Смею предположить, что при таком раскладе не потребовалась бы ни Первая, ни Вторая, ни, тем более, Третья Пуническая война – карфагеняне истребили бы себя сами.

Теперь, стоя на карфагенской земле, обращусь я к тем, кто дает жизнь человеку. Долго ли простоял бы идол тому божеству, которое захотело бы поглотить каждого рожденного вами первенца? Страшно представить, что сделали бы вы с тем несчастным жрецом, который пытался бы донести до вас волю столь кровожадного бога. Такая жертва противоречит всем заложенным в нас природой инстинктам, помогающим нам выжить самим и сохранить свой род. И даже суровый ветхозаветный бог был вынужден вмешаться и остановить руку Авраама, занесенную над его сыном... Ибо кому нужен такой бог, который приказывает нам убивать детей наших?

Наверное, не случайно ученые приходят к выводу, что эта страшная легенда о детских жертвоприношениях в Карфагене не соответствует действительности, а массовые детские захоронения говорят лишь о высокой детской смертности в те времена.

Ссылка

Впрочем, вернемся к действительности...

ФОТО БИЛЕТОВ!!!

Археологический музей-заповедник включает:
- Термы Антонина Пия;
- Музей на холме Бирса;
- Квартал римских вилл;
- Театр и Одеон;
- Амфитеатр и цирк...

Билет – единый на все достопримечательности. Также нужно отдельно оплачивать фотосъемку.

В Карфаген мы, как всегда, приехали уже к вечеру, и необходимо было четко понимать, куда бежать, чтобы не истратить драгоценное время впустую. Начинаем с терм Антонина Пия, одного из самых эффектных объектов Карфагена.

Термы Антонина Пия

Термы были построены прямо на берегу моря между 147 и 162 гг. н.э. и уступали по размерам только термам Траяна в Риме.

Вокруг терм создан целый археологический парк. Входная аллея делит парк на две части. Слева расположены древние финикийские захоронения, фундаменты домов, бассейны. Справа – руины огромных терм, построенных при римском императоре Антонине.

Римские аристократы посещали термы не столько ради гигиенических процедур, сколько для отдыха, общения, деловых переговоров. Именно к тому времени восходит древнеримская поговорка: "пошел патриций в баню, заодно и помылся".

От огромного сооружения сохранились только развалины нижнего, хозяйственного этажа, где нагревалась вода и откуда подавался пар и подогретый воздух.

Установленные археологами отдельные сохранившиеся колонны возвышаются над развалинами и дают представление о том, какую высоту имел главный этаж терм.

Квартал римских вилл

Археологический парк римских вилл (Parc archeologique des Villаs romaines) находится на месте бывший жилого квартала, который, в свою очередь, занимает территорию пунического некрополя III–II вв. до н.э.

И к Италии дальной
Дивно выгнутый мыс
Простирает печальный
Брат Алжира, Тунис.

Здесь по-прежнему стойки
Под напором ветров
Башни римской постройки,
Колоннады дворцов.

Николай Гумилев

Идем по улице, которой уже две тысячи лет!

Один из римских домов III века был частично восстановлен в 1960 г.

По найденной здесь мозаике, изображающей птиц, эту виллу назвали домом Птичника (maison de la Voliere).

В подвалах дома полно других мозаик.

Кстати, после посещения музея в Бардо в голову приходят всякие мысли насчет того, где их все же уместнее созерцать. И надо признать, что в музее искусство мертвеет...

Колонна в атриуме римской виллы.

Время поджимало. Ограничившись осмотром виллы Птичника, мы устремились к следующей достопримечательности Карфагена. Охранник, не совсем в тему попавшийся нам на встречу, посоветовал срезать путь через поле.

Мы зачем-то воспользовались его советом и долго-долго шли через выжженный солнцем пустырь, мимо новодельной мечети к Одеону.

Мечеть Эль-Абидин (2003 г.)

Предположительно, Одеон строился при императоре Септимии Севере для поэтических состязаний. Разрушен вандалами, и впоследствии его руины служили материалом для византийских построек. То, что мы увидели через ограждение, нас как-то не вдохновило, и мы поспешили обратно к машине, оставленной перед входом в квартал римских вилл. Что мы срезали "через поле", так и осталось для нас загадкой...

Дорогу к холму Бирса пришлось пару раз выспрашивать у прохожих.

Холм Бирса

Cathedrale St. Louis (1890)

На холме возвышается величественный собор в византийско-мавританском стиле. Он освящен в честь короля Франции Людовика IX, умершего в этих местах во время крестового похода, предпринятого им на север Африки в 1270 году. В храме до 1964 года покоилось тело архиепископа католической миссии в Северной Африке кардинала Лавижери, которое после провозглашения независимости Туниса перезахоронили в Риме.

Рядом находится вход в Национальный музей Карфагена (Musee National de Carthage), расположенный в здании бывшего монастыря Белого Священства, монахи которого и положили начало коллекции.

На стенах снаружи – огромные панно с римскими мозаиками.

На первом этаже музея находится коллекция керамики, пунические надгробия, погребальные вазы, масляные лампы. На втором этаже выставлена скульптура и множество мелких экспонатов: монеты, украшения, посуда и т.д.

Копия гигантской головы принцессы Антонины (оригинал находится в Лувре).

Строительство римского Карфагена на руинах финикийского города.

Фрагменты древнеримской мозаики.

Раскопки холма Бирса – один из редких объектов Карфагена с уцелевшими сооружениями времен финикийцев. Предположительно, это жилой квартал первой четверти II века до н.э.

Вдалеке виден остров в гавани – бывший финикийский порт.

На смотровой площадке рядом с музеем выставлена древнеримская скульптура.

На выезде из Карфагена нас остановил полицейский – заметив в руках штурмана фотоаппарат, он попросил убрать его и не доставать до самого Сиди-Бу-Саида.

И море обернулось морем слез.
Но, как известно, именно в минуту
отчаянья и начинает дуть
попутный ветер. И великий муж
покинул Карфаген. Она стояла
перед костром, который разожгли
под городской стеной ее солдаты,
и видела, как в мареве костра,
дрожавшем между пламенем и дымом,
беззвучно рассыпался Карфаген
задолго до пророчества Катона.

Иосиф Бродский "Дидона и Эней"

Сиди-бу-Саид

Сиди-бу-Саид находится в нескольких километрах на север от Карфагена. Въезд на холм, где расположен центр, перекрыт шлагбаумом, но за небольшую плату его поднимают. Не без труда припарковавшись на крутых улочках, мы идем на прогулку.

Основной туристический аттракцион здесь – игра сочных контрастов: белоснежные стены зданий в компании пронзительно синих оконных наличников, ставней и фигурных решеток.

Вообще, Сиди-бу-Саид – лубочный городок, где все заточено под туриста. Даже цвета домиков. Возможно, такое сочетание характерно для Андалузии (откуда и перебрались сюда арабы), но совсем не для Туниса – в этом мы уже успели убедиться.

Говорят, Сиди-бу-Саид прославился после того, как известный немецкий экспрессионист Август Маке написал здесь картину «Вид на мечеть», в которой он смог передать все краски этого города. И вообще, здесь слишком многое наводит на лирический лад. По счастью, никто не хватает за рукав, не просит "только посмотреть"... Быть может, торговцы уже устали после жаркого дня...

Без сомнения, устали и мы – шутка ли, целый день наслаждаться тунисскими достопримечательностями? Медина Туниса, музей Бардо, Карфаген... Пора и честь знать!

Скажу по секрету, Сиди-бу-Саид был лучшим завершением долгого туристического дня, который я когда-либо видел. Наверное, тому причина – бодрящий мятный чай с кедровыми орешками.

Такой чай подается здесь повсеместно, но считается, что самый правильный – именно в Cafe de Nattes, куда мы совершенно случайно забрели.

Это самое кинематографическое кафе Туниса – его интерьеры со спиральными зелено-красными колоннами и покрытыми циновками лавками мелькнули в десятке фильмов, включая французскую сагу о неугомонной Анжелике.

Интерьеры Cafe de Nattes.

Мы расположились на открытой террасе и медленно потягивали местный чай-с-орешками, лениво наблюдая за действом внизу... Увлекательнейшее времяпровождение!

Мне кажется, что этим занятием грешили те великие, чьи портреты висят ныне на стенах знаменитого кафе: Альбер Камю, Симона де Бовуар, Андре Жид...

Смеркается, пора возвращаться в Махдию. Перед долгой дорогой надо бы подкрепиться. Внизу торгуют аутентичным арабским блюдом – мясом в лаваше, обильно разбавляя блюдо совсем не арабской картошкой-фри. Молодой араб на раздаче спрашивает, какие соусы добавить. Я неосторожно прошу добавить в мою лепешку хариссу – уж больно аппетитно она смотрится на тарелке. Кебабщик оказался нехорошим человеком: хитро посмотрев на меня, он добавил мне соуса от души. До конца съесть свою шаверму я не смог при всей своей любви к острым специям – она оказалась нереально жгучей! Так и поехали обратно в отель, успокаивая пожар во рту обильными порциями воды. Да-да, знаю-знаю, вода не поможет. А что делать-то?!

Путь домой лежал по тунисскому авторуту №1. Чем может развлекаться водитель на пустой прямой дороге? Только музыкой. По мере удаления от столицы европейской музыки становилось все меньше, а арабской – все больше. Пробовали ли вы слушать ее в течение нескольких часов подряд? Вот и я не пробовал. Для неподготовленного уха это оказалось сущей пыткой – мелодии, казалось, не отличались одна от другой ни на ноту, а тексты сплошь состояли из завываний. В общем, оставшуюся часть пути мы проехали уже в тишине, а в отель вернулись уже далеко за полночь.

 

Продолжение следует...

 

 

Назад Яндекс.Метрика

К содержанию