Афула, центр Изреельской долины
Главная страница

Афула

Центр Изреельской долины

Главная страница

Израиль

Наши путешествия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

728*90

Август 2020 г.

«Дело было так», – рассказывала мама. Вначале слухи распространились и разошлись по всему «кругу Нагалаля», а потом, как вода из переполненной поливальной канавы, вырвались на поля. И чтобы я лучше понял, как это происходило, она открыла атлас Брауэра на странице «Нижняя Галилея и долины», взяла желтый карандаш и показала мне границы Изреельской долины. Вот Нагалаль, а вот хребет Кармель, а вот ручей Кишон, гора Гильбоа и поселок Гиват-а-Море, вот здесь слухи набрякали и бурлились, и отсюда они вырвались и затопили всю Долину.

Меир Шалев "Дело было так"

Продолжаем исследование Изреельской долины. Долго искали внятную карту, которая могла бы прояснить ее местоположение неосведомленному читателю, вот что нашли:

Карта Галилеи

Изреельская долина – в нижней части схемы (Jezreel Valley). Она отделяет горы Галилеи на севере от гор Самарии на юге, образуя сквозной проход от Иордана к Хайфскому заливу. В центре долины находится город Афула. Туда и направимся с намерением мир посмотреть, себя показать. Говорят, там есть чем поживиться. В культурно-историческом плане, разумеется. А вы о чем подумали? :-)

Маршрут от Хайфы до Афулы

От Хайфы до Афулы 45 км, на машине ехать 45 минут.

Афула. Памятник жертвам терактов

Современная Афула была основана в 1925 году, в разгар еврейской поселенческой деятельности в Изреельской долине.

После 400-летнего османского владычества вследствие долгого небрежения земли Долины заболотились, превратившись в источник малярии. Мало кто хотел жить здесь. Однако прокладка железной дороги, призванной соединить Хайфу с Дамаском, дала экономический импульс освоению Долины.

Вообще, начать наше виртуальное путешествие по дороге Долины стоило бы от Хайфы, но так получилось, что первым посещенным нами вокзалом на этом пути стала Афула. А из песни слова не выкинешь, поэтому – вперед!

Итак, в январе 1904 года было открыто железнодорожное сообщение между Хайфой и Бейсаном (Бейт-Шеаном).

План-схема железной дороги Долины

Первоначально станций было восемь (семь из них отмечены черными кружками на плане), и Афула стала четвертой на пути из Хайфы. В дальнейшем их число существенно увеличилось, и многие сохранились до наших дней.

Афула. Тахана 4

"Тахана 4": номер станции обыгрывается в названии ресторана, устроенного вблизи старого вокзала.

Старый вокзал

Историческая железнодорожная станция Афулы

Историческая железнодорожная станция Афулы.

Когда-то здесь можно было сесть в вагон, который сегодня вряд ли показался бы комфортным (о кондиционере даже и говорить не стоит), занять место на одной из скрипучих деревянных скамеек и отправиться в Хайфу, в Дженин (что на территории Палестинской автономии), в Дамаск (что в современной Сирии) или Медину (в Саудовской Аравии). В то непродолжительное, к сожалению, время границ на Ближнем Востоке практически не было.

Историческая железнодорожная станция Афулы

Двухэтажный пассажирский терминал.

На первом этаже располагались касса, зал ожидания, кабинеты начальника станции и его помощников, на втором этаже – квартира начальника станции, где он жил вместе с семьей.

Историческая железнодорожная станция Афулы

На фото: начальник станции Бецалель Гордон (видимо, с женой). Как написано на поясняющей табличке, "его сын, Ури, в будущем посол Израиля в Турции, вырос здесь под гудки локомотивов". Романтично!

Историческая железнодорожная станция Афулы

Рядом с пассажирским расположен грузовой терминал.

Поезда Долины были, как правило, двойного назначения, и в состав входили как пассажирские, так и грузовые вагоны. В последних порой перевозили и животных: птицу, коз, овец и даже ослов.

Несмотря на расписание, поезда тогда ходили медленно и нерегулярно. Особенно мешала движению устроенная Антантой в Первую мировую войну морская блокада Османской империи. Напомним, что Турция тогда (зачем-то) вступила в союзные отношения с Германией и несла на своих плечах все тяготы противостояния экономически развитой Европе. Забегая вперед напомним, что неравной борьбы Османская империя не выдержала! И, к слову, именно тогда, во время перебоев с поставкой угля через морские порты, были вырублены все леса в Эрец-Израэль – помимо прочего дрова служили топливом для топок турецких паровозов.

И тем не менее именно здесь когда-то установили рекорд скорости на узкоколейке. Дело было так: в 1917 году здесь, возле Афулы, был устроен аэродром баварской авиаэскадрильи, которая занималась преимущественно аэрофотосъемкой. Других занятий для военной авиации тогда еще не придумали. Видимо, немцам было скучно в этом захолустье, и летчики искали способ быстро добраться до Хайфы, где в те времена находилась немецкая колония со всеми вытекающими развлечениями для молодых баварцев. Их стремление к прекрасному было столь сильным, что ни отсутствие локомотивов, ни угля для них не могло остановить бравых вояк.

Сначала попробовали приладить к вагону мачту с парусом... Получилось эффектно, но отшен меттленно. Тогда под руководством главного инженера железной дороги Баруха Катинки вместо паруса к вагону приделали снятый с самолета мотор с пропеллером. Эхххх! – этот странный гибрид разогнался до рекордных 100 км/ч! Ездили, правда, на нем недолго, так как из-за приближения фронта баварским летчикам пришлось покинуть страну.

Баварские летчики на платформе с пропеллером

Кстати, заглянули в википедию – создатель Баварских Моторных Заводов (BMW) Отто Густав тоже был из военных летчиков. Нет ли связи между этими двумя событиями?:-)

Историческая железнодорожная станция Афулы

Водокачка, еще одно сохранившееся с тех времен здание.

Зачем она здесь? Вы не забыли, что паровозы работали на воде? Вода и дрова, для паровоза больше ничего и не надо :-) Воду в котлы заливали при помощи водонапорной башни. Назовем ее водокачкой, хотя это не совсем верно.

Историческая железнодорожная станция Афулы

Вода закачивалась в резервуар на крыше. Профессия ответственного за заправку паровозов водой называлась "бомбаджи" (от слова "pompage", а в арабском буквы П нет, ее заменяют буквой Б). На полностью заправленном котле паровозы, использовавшиеся на этой дороге, могли проехать около 25 км. Немного...

Историческая железнодорожная станция Афулы

Один из таких паровозов как раз установлен рядом с вокзалом. К сожалению, оригинальных локомотивов, работавших на узкоколейной железной дороге Долины, в Израиле не сохранилось, а этот экземпляр был найден в Германии и выкуплен муниципалитетом Афулы в 2012 году. Любопытно, что паровозы, обслуживавшие жителей Долины во времена Османской империи, тоже производились в Германии.

Афула. Паровоз Долины

Паровоз Долины. Вид с боку.

Афула. Паровоз Долины

Еще один ракурс.

Афула. Паровоз Долины

Кабина паровозной бригады оборудована по минимуму, нет даже сиденья. Машинист сидел на обычной табуретке.

* * *

Потенциал Долины оценил Иехошуа Ханкин, о котором мы рассказывали в предыдущих постах. Чтобы не заставлять читателя возвращаться к прочитанному, напомним, что Ханкин поставил своей целью выкуп арабских земель в Палестине для организации еврейских поселений. И это ему удалось! На приобретение земли в Долине ушло около 30 лет.

Через 20 лет после запуска железной дороги вокруг станции Афула вырос поселок. Его генеральный план (генеральный план поселка, Карл!) разработал известный архитектор Рихард Кауфман. Он был автором идеи концентрической организации населенных пунктов, поэтому можно заметить на плане, как современная Афула кругами расходится от станции. Железнодорожный вокзал оказался в центре будущего города.

Афула. Форт Тегарт

Форт Тегарт

Во времена Британского мандата для защиты от арабских набегов рядом со станцией был построен форт Тегарт – полицейский участок в виде крепости, названный по имени создателя проекта, английского инженера Чарльза Тегарта. Такие форты британцы строили по всему Эрец-Исраэль. Большинство из этих построек сохранилось до наших дней и используется по прямому назначению, служа опорными пунктами израильской полиции.

Историческая железнодорожная станция Афулы

Наличие железной дороги весьма способствовало развитию киббуцного движения в Изреельской и Иорданской долинах. Поселенцы везли в киббуцы стройматериалы, а в обратную сторону – сельхозпродукцию. Тем не менее именно железные дороги стали объектом атак еврейского подполья, боровшегося за независимость Израиля от британской короны.

В ночь с 16 на 17 июня 1946 года организация «Хагана» провела операцию «Ночь мостов», взорвав несколько железнодорожных мостов на границах Эрец-Израэль.

Историческая железнодорожная станция Афулы

По иронии судьбы выбитая на металлической табличке дата образования государства Израиль "14 мая 1948 года" стала и концом железной дороги Долины. В ночь перед провозглашением Декларации независимости был уничтожен мост через реку Иордан в районе киббуца Гешер, в результате чего палестинская ветка оказалась отрезанной от основной Хиджазской железной дороги.

К 1951 году коммерческие перевозки на участке между Хайфой и Афулой полностью прекратились, и вскоре почти все рельсы и шпалы были сняты и распроданы. Железная дорога Изреельской долины прекратила свое существование.

Историческая железнодорожная станция Афулы

Разговоры о возрождении дороги начались чуть ли не сразу после ее закрытия. В 1960-х мэрия Афулы пыталась добиться возобновления движения на отрезке Афула – Хайфа, но безуспешно. В 1988 году было объявлено о восстановлении дороги, но только на то, чтобы приступить к подготовке строительства, потребовалось 10 лет. В 2016 году новая железная дорога, связавшая Хайфу с Бейт-Шеаном, была, наконец, запущена.

Афула

Раньше железная дорога проходила через центр Афулы, ее старая трасса отмечена на карте красным, новый маршрут ведет в обход города (черная линия). По слухам, муниципалитет города в расчете на восстановление железной дороги не разрешал застраивать район старой трассы, там и разбит Железнодорожный сквер.

Железнодорожный сквер / Ha-Rakevet Park

Афула. Железнодорожный сквер

Кое-где сохранились старые рельсы.
На всем протяжении железной дороги Хайфа – Дамаск использовались стальные (а не деревянные, как обычно) шпалы.

Афула. Железнодорожный сквер

Вражеский бронепоезд здесь не пройдет!

Афула. Железнодорожный сквер

В другую стороны проезд тоже закрыт какой-то странной инсталляцией.

Афула. Железнодорожный сквер

Совершенно непонятно, что пытался изобразить автор сей конструкции!

Афула. Железнодорожный сквер

"Дети подземелья" скрываются от полуденного зноя :-)

* * *

Афула. Большая синагога

Большая синагога (1928–1932)

Из "старинных" (если позволите употребить это слово применительно к постройкам вековой давности) достопримечательностей Афулы до наших дней сохранилась Большая синагога. Спроектировал ее архитектор Зелиг Аксельрод. Эта синагога стала одним из первых сооружений, построенных в так называемом стиле "Эрец-Исраэль". Он был популярен в начале ХХ века и стал своеобразной попыткой создать синтез западноевропейской и местной арабской архитектуры.

Вторая алия – массовое переселение евреев в Эрец-Израэль из Восточной Европы в 1904—1914 годах. В это время в Палестину переехало около 40 тысяч человек. Среди прочего, эмиграция была связана с волной погромов в Российской империи, наиболее известным из которых был Кишинёвский погром 1903 года.

Репатрианты второй алии пытались стать органической частью местной культуры на Земле Израиля. Это выражалось в их псевдо-арабской одежде, в освоении «местных» профессий, таких как охрана, скотоводство и сельское хозяйство, в их желании изучить язык и обычаи арабов. Продолжалась эта идиллия недолго. После арабских беспорядков 1921 года произошло сознательное дистанцирование от местного колорита, и в архитектурную моду вошел "эклектический" стиль. Но о нем точно не в Афуле :-)

* * *

Тель Афула

Еще одной достопримечательностью города является городище (тель) древнего города, располагавшегося в Изреельской долине с незапамятных времен.

Тель-Афула

Все, что осталось от древнего кургана, – это небольшой холм, вокруг которого построены дома нового города.

В начале ХХ века здесь находилась арабская деревня Аль-Пула, и на историческом холме ее жители устроили мусорную свалку. Когда эти земли перешли в еврейскую собственность, местные фермеры начали находить здесь древние артефакты.

Тель-Афула

Какой именно древний город исторически находился на этом месте, достоверно установить не удалось. Есть мнение, что это – Офер, упоминающийся в египетских источниках еще в XIX веке до нашей эры!

Тель-Афула

Здесь также была найдена мозаика из богатого дома греко-византийского периода (V–VI вв. н.э.)

Тель-Афула

На южной вершине холма в 1100–1300 гг. н.э. на руинах более древних сооружений была построена цитадель. С ее принадлежностью историки тоже не определились: одни считают основателями крепости крестоносцев, другие – египетских мамлюков. Цитадель контролировала дорогу, проходящую через Долину.

Тель-Афула

Крепостные ворота
Иллюстрация: Таня Мельцен, Управление древностей Израиля.

Тель-Афула

Древнеримский саркофаг (II–IV вв. н.э.) вмонтирован в крепостную стену.

Тель-Афула

Повторное использование саркофагов для строительства крепостных стен было довольно распространенной (хотя и варварской) практикой в те неспокойные времена. Понятно, что любой камень годится для укрепления стены, особенно когда враг близко! Тут уж не до исторических артефактов.

Более удивителен саркофаг, служащий балконом в знаменитом доме Джульеты, что в итальянской Вероне.

Балкон Джульеты, Верона

Балкон Джульеты, Верона.

Тель-Афула

К древнему кургану вплотную подступают жилые дома конца ХХ века.

Раскопки проводились здесь дважды: в 1930-х и в 1950-х. В конце ХХ века рядом с холмом возвели новый жилой квартал, и неизвестно, сколько артефактов прошлого было безвозвратно потеряно во время стройки.

Тель-Афула

Детская игровая площадка прямо над телем.

Достопримечательности Афулы

На карте отмечены посещенные нами достопримечательности Афулы. Добавляйте известное вам при необходимости!

* * *

Афула – Хайфа

Возвращаемся в Хайфу. Впереди, за горой Низвержения – Назарет. О нем тоже обязательно расскажем, но уже не сегодня.

Афула – Хайфа

Пальмовый лес вдоль трассы.

Афула – Кфар-Барух

По дороге заезжаем в Кфар-Барух.

Кфар-Барух

Кфар-Барух

Кфар-Барух

Кфар-Барух был основан в 1926 году. Такой тип сельскохозяйственного поселения на иврите называется мошав, от киббуца отличается тем, что в нем не предполагается обобществления частной собственности. В общем, просто деревня:-)

Кфар-Барух

Здесь когда-то располагалась одна из станций железной дороги Долины, но от нее не остались ни следа.

Кфар-Барух

Наше намерение посетить эту деревушку было связано с желанием прикупить утятины. Несмотря на то, что утка является кошерной пищей, найти ее в обычных продуктовых магазинах не так-то просто.

Кфар-Барух

Утки в деревне / Barvazim be-kfar
Адрес: Kefar Barukh, Israel
Facebook: barvazim.co.il
Tel.: +972 50-690-4244
E-mail: barvazim.levin@gmail.com

Кфар-Барух

Схема расположения объектов на территории фермы.

Кфар-Барух

"Вы знали? Мы – единственная ферма в Израиле по разведению уток."

Кфар-Барух

Утки.

Кфар-Барух

Гуси.

Кфар-Барух

Коза с козленком.

Кфар-Барух

Еще один козлик.

Кфар-Барух

Утята.

Кфар-Барух

Что-то растет. Знающие камрады подсказывают, что фрукт называется eureka pink.

Кфар-Барух

Еще один цитрус.

Кфар-Барух

Птичий двор.

Кфар-Барух

Кфар-Барух

Первый трактор прибыл в Израиль в 1956 году.

Кфар-Барух

Porsche Diesel Junior

Кфар-Барух

Конечно, один из нас не удержался от того, чтобы покрутить руль, порычать и понажимать на педали.

На этой веселой ноте мы завершили нашу поездку в Афулу и вернулись домой.


Polonskybooks – книжный магазин в Хайфе

Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks!

Полезные ссылки:

Хадера. Эвкалиптовый путь. История борьбы за выживание первых поселенцев в Эрец-Израэль.

Тель-Изреель. Живописная дорога по горе Гильбоа. Начало Изреельской долины.

Мааян Харод. Сады у подножья горы Гильбоа. Могила Иехошуа и Ольги Ханкиных.

Рамат ха-Надив, Холмы Благодетеля. О бароне Ротшильде, покровителе еврейского поселенческого движения.

Другие путешествия по Израилю.

Все наши путешествия.


Главная страница

Наши путешествия

© trassa.narod.ru
Связаться с нами

Поездки по России

Израиль

Яндекс.Метрика