Неделя в РимеПрогулки по Вечному городу |
|
Содержание: |
Часть 7: Вилла Боргезе и ночной РимВторник, 21 августа (продолжение) Насытившись искусством и подкрепившись чашечкой кофе в кафе галереи, углубляемся в парк виллы Боргезе. Вилла настолько обширна, что для перемещения по ней предлагаются гольф-кары на прокат (25 евро в час). Одноименная галерея, пожалуй, самый известный музей из нашедших свой приют на вилле Боргезе. Но далеко не единственный. В парке также находятся: Национальная галерея современного искусства – та самая, чье здание мы сегодня утром зачем-то сфотографировали из автобуса; вилла Джулия с коллекцией этрусского искусства; дом-музей скульптора Пьетро Каноника; музей Карло Билотти с произведениями итальянских модернистов (главным образом, Джорджо де Кирико). А еще здесь есть театр «Глобус» (говорят, копия того самого шекспировского с соответствующим репертуаром), пруды с псевдо-античными павильонами, прокат лодок, велосипедов... Впрочем, двухчасового сеанса в Галерее Боргезе нам вполне хватило для услаждения эстетических чувств, и мысль о новых музеях отзывалась в истоптанных ногах ноющей болью. Музеи игнорируем, о чем теперь жалеем... Впрочем, нельзя объять необъятное, а у виллы Боргезе надо просто жить, чтобы воспользоваться всеми ее возможностями. Кажется, мы только что определились с нашим следующим визитом в Вечный город :-) Пока идем, листаем путеводитель. В XVII веке уже известный нам кардинал-племянник Шипионе Боргезе разбил на месте бывших виноградников парк и украсил его античными статуями. В XIX веке большая часть парка была оформлена в английском (нерегулярном) стиле. Одной из хозяек усадьбы в то время была Елена Боргезе, внучка того самого Бенкендорфа, шефа жандармов в эпоху Николая I, "начальника этой страшной полиции, стоящей вне закона и над законом, имевшей право вмешиваться во все".
Вот и Бенкендорф сгодился на что-то дельное... Кстати, о литературе: по всему парку расставлены статуи именитых писателей. Гете, например... Памятник был подарен городу императором Вильгельмом II. Немцы с горечью писали по этому поводу в своих газетах, что жители Рима совсем не знакомы с творениями Гете. Дескать, нынешние римляне наивно думают, что Гете удостоился памятника лишь "в качестве либреттиста" оперы Гуно «Фауст».
* * * Еще несколько аттракций, попавшихся нам на глаза во время этой короткой прогулки (хотя повторимся, что парк просто огромен, и легко можно провести в нем не один день). Кукольный театр Сан-Карлино (Teatro dei Burratini San Carlino) Сразу возникают ассоциации с Буратино и его папой Карло, и хочется думать, что именно после прогулок по вилле Боргезе у Алексея Толстого появилась идея сказки про "Золотой ключик". Но нет, догадка не подтверждается историческими фактами – этот кукольный театр основан лишь в конце XX века, а свое имя получил в 1992 году в честь неаполитанской оперы. А вообще Алексей Толстой прототипа своей сказки увидел совсем в другом месте – у себя под боком, в Москве... Впрочем, не будем занимать место рассказом об одной из самых мощных литературных мистификаций в русской литературе XX века – здесь и других историй нам хватит с лихвой. Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks! Водяные часы Неподалеку от театра Сан-Карлино есть довольно необычные часы, идущие благодаря постоянно циркулирующей в их механизме воде. Они были созданы по проекту доминиканского монаха Джованни Эмбриако и впервые представлены публике на Международной выставке в Париже в 1867 году. Выходим на смотровую площадку, носящую имя Наполеона. Вид на пьяцца деи Пополи с холма Пинчо Этот холм почему-то не относится к семи классическим римским холмам, хотя и находится внутри Аврелиановых стен. Он долгое время был центром французской общины Рима (на одной из вилл до сих пор размещается Французская Академия). Вот почему смотровая площадка названа в честь Наполеона! Стена подпирает склон холма Пинчо. Да-да, это всего лишь подпорная стенка, а не дворец!
По извилистой лестнице спускаемся к пьяцца деи Пополи, периодически любуясь новыми ракурсами. Эту лестницу, как и саму площадь, спроектировал архитектор Джузеппе Валадье в 1811–1812 годах. Ее тоже назвали в честь прыткого корсиканца, а между тем суровая русская зима уже простирала свои холодные руки к императорской гвардии... Посреди площади возвышается египетский обелиск. Его привезли в Рим за десять лет до рождества Христова и установили в Большом цирке. Здесь, у северных ворот города, он оказался лишь в 1589 году. В начале XIX века за площадь взялись по-серьезному: ее украсили фонтанами с мощными фигурами богов-повелителей стихий, рострами, символизирующими морские победы, обилием воинских атрибутов – шлемами, копьями, щитами... Этот стиль удивительным образом расцветает всегда, когда у власти находится диктатор, и неизменно приходит пора бряцать оружием. Причем далеко не всегда успешно (как для диктатора, так и для страны, вверившей ему столь обширные полномочия – это мы про Наполеона, если кто не понял). Так, между прочим, происходит и с ампиром: сначала восхищаешься размахом, потом быстро устаешь и безуспешно ищешь тень или хотя бы скамеечку. Но нет ничего, только вытоптанное пространство вокруг: такая площадь больше подходит для военных парадов, нежели для уютного времепровождения обычного горожанина... Тогда-то и проклинаешь От пьяцца дель Пополо лучами расходятся несколько улиц. Углы между ними украшены схожими по облику церквями-пропилеями: Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто. Нам ни разу еще не удалось в них попасть – все время закрыты! Броневик перекрывает выезд на виа Корсо, да и сама улица неожиданно оказывается закрытой для транспорта. Идем как короли. В Средние века улица называлась виа Лата (т.е. широкая). Часто говорят, что если в средневековом городе вы найдете прямую широкую улицу – знайте, она возникла уже в наше время, и часто при ее строительстве под нож бульдозера шли целые кварталы исторической застройки. Эту же проложили еще в XV веке. Современная она или нет, кто знает? Впрочем, что взять с итальянцев, у которых искусство XIX века считается современным... А свое нынешнее название улица получила по конным состязаниям (corso), проходившим здесь вплоть до 1882 года. На Корсо довольно много брендовых и не очень магазинов. Купили солнцезащитные очки. Пока оформляли такс-фри, один из путешественников умудрился забыть телефон на кассе. Это обнаружилось только вечером и сильно повлияло на наши планы следующего дня. Неожиданно! Особенно когда на улице под сорок... Колонна Марка Аврелия Завершаем прогулку в Галерее Колонны, расположенной как раз напротив (впрочем, в 2003 году после реставрации галерея получила новое имя в честь римского актёра Альберто Сорди). Устраиваем небольшой шоппинг и идем к метро Спанья. Возвращаемся в отель. Ночной Рим Пообедав и хорошенько отдохнув, мы решили тряхнуть стариной и, как в добрые студенческие годы, погулять по ночному городу. Площадь св. Петра Римские фонтаны в ночной подсветке
* * * Мы решили продолжить нашу ночную прогулку там, где прервали ее днем. Едем на метро на площадь Испании. Фонтан Баркачча Барочный фонтан можно смело приписывать руке Бернини – и не ошибетесь, с единственной оговоркой: это работа Бернини-отца, Пьетро. На холм Пинчо к садам Боргезе ведет помпезная Испанская лестница. Сегодня мы уже спустились оттуда с другой стороны, по Наполеоновскому спуску. Как интересно: с одной стороны – Франция, с другой – Испания, посередине римский холм – и никакой борьбы с космополитизмом! Наверх мы не стали подниматься, идем в противоположную сторону к улице Корсо, рассматривая витрины пустых магазинов без дневной суеты, толкотни – и, главное, без риска для семейного бюджета! Витрины на виа Кондотти Можно спокойно изучать тренды современной моды. Некоторые нравятся... ...а некоторые – не очень. Новомодный фьюжн, сочетание несочетаемого, все лучшее - и сразу! Но очень стильно! Кофе-машины в авиационно-космическом стиле Авто-ретро. Фотоаппарат тоже из ушедшей теплой, ламповой эпохи:-) "Травиата" в салоне Маргариты
Libiamo ne' lieti calici («Поднимем мы кубки веселья»), Пустые кафе все еще ждут поздних посетителей. Кафе "Греко" На его стене – мемориальная табличка об исключительной культурной ценности сего заведения. Шутка ли, сколько именитых личностей в нем побывало. Один Николай Васильевич чего стоит!
Этажи над кафе занимают апартаменты семейства ювелиров Дамиани. * * * Немного уходим в сторону от магазинов, но и тут не скрыться от богатейшего культурного наследия. Одного из персонажей легко узнать по странным рожкам (здесь они, правда, больше похожи на лучи). Конечно же, это Моисей! А что за колонна увита кованым кружевом, нам понять не удалось. Впрочем, мы уже устали...
Впрочем, и некрасивая, и не пинали мы ее. Пусть себе лежит. Выходим к фонтану Треви. Огромный постер в одном из ресторанов воспроизводит сцену из фильма Феллини, где главная героиня купается в фонтане Треви. Подобного желания не возникло, но пересмотреть "Дольче вита" вполне можно... Фонтан Треви Толпы народу даже в это время суток Грандиозный фонтан, втиснутый на маленькую площадь, давно уже стал символом Рима. Избито? Да! Красиво? Безумно! Невозможно пройти мимо, в очередной раз не запечатлев себя на фоне. Можно бесконечно смотреть, как фотографируются блондинки... Вокруг фонтана сложилось уже несколько легенд. Про необходимость бросить в него монетку, чтобы приехать в Рим ещё раз, знают, наверное, все. А вот про «трубочки влюбленных» мы узнали впервые. Справа от фонтана текут две струйки воды. По поверью, молодые пары, попившие из них, будут жить в согласии до самой старости. А чем мы не молодая пара? * * * После оживленного фонтана Треви углубляемся в какие-то совсем уж безлюдные улочки. Даже боязно немного... Слегка поплутав, выходим на площадь Барберини. Фонтан Тритона работы Бернини Дом своим голубым светом невольно напоминает строчку из заводного рок-н-ролла Литтл Ричарда "Good Golly Miss Molly":
Строчка про "дом голубых огней" была процитирована "Deep Purple" в песне "Speed King", а потом стала названием их альбома. На этой задорной ноте мы завершаем нашу прогулку, совершенно обессиленные. Метро уже не работает. Бредем к автобусной остановке, размышляя, где бы в это время купить билеты... Понимаем, что у водителя они не продаются, табачные лавки давно закрыты, автоматы только на площади Капитолия. Далеко! Рука сама поднимается при виде такси. В итоге быстро и с ветерком домчались до отеля. За какие-то жалкие 20 евро. Продолжение: Старая Аппиева дорога |
|
||||||||||