Главная страница

Неделя в Риме

Прогулки по Вечному городу

Главная страница

Наши путешествия

Италия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 

Содержание:

Перелет
Трансфер
Отель
Рим
Площадь Св. Петра
Мост Св. Ангела
Виа Джулия
Кампо-дей-Фьори
Набережные Тибра

Капитолий
Площадь Минервы
Площадь Ротонда
Площадь Навона
Area Sacra Torre Argentina

Замок святого Ангела
Власть и оружие
Папский коридор

Санта-Мария-дельи-Анджели
Санта-Мария-Маджоре

Сан-Пьетро-ин-Винколи
Ворота Сан-Джованни

Галерея Боргезе
Скульптура и Караваджо
Картины

Вилла Боргезе
Ночной Рим

Аппиева дорога
Церковь Кво Вадис
Катакомбы cв. Себастьяна
Мавзолей Цецилии Метеллы


 

К началу поездки

Часть 7: Вилла Боргезе и ночной Рим

Вторник, 21 августа (продолжение)

Насытившись искусством и подкрепившись чашечкой кофе в кафе галереи, углубляемся в парк виллы Боргезе.

Прокат гольф-каров на вилле Боргезе

Вилла настолько обширна, что для перемещения по ней предлагаются гольф-кары на прокат (25 евро в час).

Одноименная галерея, пожалуй, самый известный музей из нашедших свой приют на вилле Боргезе. Но далеко не единственный. В парке также находятся: Национальная галерея современного искусства – та самая, чье здание мы сегодня утром зачем-то сфотографировали из автобуса; вилла Джулия с коллекцией этрусского искусства; дом-музей скульптора Пьетро Каноника; музей Карло Билотти с произведениями итальянских модернистов (главным образом, Джорджо де Кирико). А еще здесь есть театр «Глобус» (говорят, копия того самого шекспировского с соответствующим репертуаром), пруды с псевдо-античными павильонами, прокат лодок, велосипедов...

Вилла Боргезе

Впрочем, двухчасового сеанса в Галерее Боргезе нам вполне хватило для услаждения эстетических чувств, и мысль о новых музеях отзывалась в истоптанных ногах ноющей болью. Музеи игнорируем, о чем теперь жалеем... Впрочем, нельзя объять необъятное, а у виллы Боргезе надо просто жить, чтобы воспользоваться всеми ее возможностями. Кажется, мы только что определились с нашим следующим визитом в Вечный город :-)

Вилла Боргезе

Пока идем, листаем путеводитель.

В XVII веке уже известный нам кардинал-племянник Шипионе Боргезе разбил на месте бывших виноградников парк и украсил его античными статуями. В XIX веке большая часть парка была оформлена в английском (нерегулярном) стиле.

Одной из хозяек усадьбы в то время была Елена Боргезе, внучка того самого Бенкендорфа, шефа жандармов в эпоху Николая I, "начальника этой страшной полиции, стоящей вне закона и над законом, имевшей право вмешиваться во все".

«Законы пишутся для подчиненных, а не для начальства, и вы не имеете права в объяснениях со мною на них ссылаться или ими оправдываться».

Бенкендорф – Дельвигу

Вилла Боргезе

Интеллигенция наиболее придирчива и коварна. Готовясь к туристскому вояжу, интеллигент штудирует пособия. Какой-нибудь третьестепенный факт западает ему в душу. Момент отдаленного родства. Курьезная выходка, реплика, случай… Малосущественная цитата… И так далее.
На третий день работы женщина в очках спросила меня:
– Когда родился Бенкендорф?
– Году в семидесятом, – ответил я.
В допущенной мною инверсии звучала неуверенность.
– А точнее? – спросила женщина.
– К сожалению, – говорю, – забыл…
Зачем, думаю, я лгу? Сказать бы честно: «А пес его знает!»… Не такая уж великая радость – появление на свет Бенкендорфа.
– Александр Христофорович Бенкендорф, – укоризненно произнесла дама, – родился в тысяча семьсот восемьдесят четвертом году. Причем в июне…
Я кивнул, давая понять, что нахожу это сообщение ценным.
С этой минуты она не переставала иронически улыбаться. Так, словно мое равнодушие к Бенкендорфу говорило о полной духовной нищете…

Довлатов "Заповедник"

Вот и Бенкендорф сгодился на что-то дельное... Кстати, о литературе: по всему парку расставлены статуи именитых писателей.

Памятник Гете на вилле Боргезе

Гете, например...

Памятник Гете на вилле Боргезе

Памятник был подарен городу императором Вильгельмом II. Немцы с горечью писали по этому поводу в своих газетах, что жители Рима совсем не знакомы с творениями Гете. Дескать, нынешние римляне наивно думают, что Гете удостоился памятника лишь "в качестве либреттиста" оперы Гуно «Фауст».

Памятник Гете на вилле Боргезе

Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!

Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!

* * *

Еще несколько аттракций, попавшихся нам на глаза во время этой короткой прогулки (хотя повторимся, что парк просто огромен, и легко можно провести в нем не один день).

Teatro dei Burratini San Carlino

Кукольный театр Сан-Карлино (Teatro dei Burratini San Carlino)

Сразу возникают ассоциации с Буратино и его папой Карло, и хочется думать, что именно после прогулок по вилле Боргезе у Алексея Толстого появилась идея сказки про "Золотой ключик". Но нет, догадка не подтверждается историческими фактами – этот кукольный театр основан лишь в конце XX века, а свое имя получил в 1992 году в честь неаполитанской оперы.

А вообще Алексей Толстой прототипа своей сказки увидел совсем в другом месте – у себя под боком, в Москве... Впрочем, не будем занимать место рассказом об одной из самых мощных литературных мистификаций в русской литературе XX века – здесь и других историй нам хватит с лихвой.

Водяные часы на вилле Боргезе

Водяные часы

Неподалеку от театра Сан-Карлино есть довольно необычные часы, идущие благодаря постоянно циркулирующей в их механизме воде. Они были созданы по проекту доминиканского монаха Джованни Эмбриако и впервые представлены публике на Международной выставке в Париже в 1867 году.

Выходим на смотровую площадку, носящую имя Наполеона.

Вид на пьяцца деи Пополи с холма Пинчо

Вид на пьяцца деи Пополи с холма Пинчо

Этот холм почему-то не относится к семи классическим римским холмам, хотя и находится внутри Аврелиановых стен. Он долгое время был центром французской общины Рима (на одной из вилл до сих пор размещается Французская Академия). Вот почему смотровая площадка названа в честь Наполеона!

Вид холма Пинчо c пьяцца деи Пополи

Стена подпирает склон холма Пинчо. Да-да, это всего лишь подпорная стенка, а не дворец!

Вилла Боргезе

Итальянский обычай поставить статую или бюст в каком-нибудь пустынном месте придает таким старым садам пугающую языческую значительность. Робкий христианин может здесь испытать внезапное желание осенить себя крестным знамением, потому что уши его уже готовы услышать странную музыку, а глаза подозрительно вглядываются в темные кусты, ожидая, что из них появится одинокий, полузабытый божок.

Генри В. Мортон "Рим. Прогулки по Вечному городу"

Вилла Боргезе

По извилистой лестнице спускаемся к пьяцца деи Пополи, периодически любуясь новыми ракурсами. Эту лестницу, как и саму площадь, спроектировал архитектор Джузеппе Валадье в 1811–1812 годах. Ее тоже назвали в честь прыткого корсиканца, а между тем суровая русская зима уже простирала свои холодные руки к императорской гвардии...

Египетский обелиск на пьяцца деи Пополи

Посреди площади возвышается египетский обелиск. Его привезли в Рим за десять лет до рождества Христова и установили в Большом цирке. Здесь, у северных ворот города, он оказался лишь в 1589 году.

Пьяцца деи Пополи

В начале XIX века за площадь взялись по-серьезному: ее украсили фонтанами с мощными фигурами богов-повелителей стихий, рострами, символизирующими морские победы, обилием воинских атрибутов – шлемами, копьями, щитами... Этот стиль удивительным образом расцветает всегда, когда у власти находится диктатор, и неизменно приходит пора бряцать оружием. Причем далеко не всегда успешно (как для диктатора, так и для страны, вверившей ему столь обширные полномочия – это мы про Наполеона, если кто не понял).

Так, между прочим, происходит и с ампиром: сначала восхищаешься размахом, потом быстро устаешь и безуспешно ищешь тень или хотя бы скамеечку. Но нет ничего, только вытоптанное пространство вокруг: такая площадь больше подходит для военных парадов, нежели для уютного времепровождения обычного горожанина... Тогда-то и проклинаешь диктатуру гигантоманию архитекторов!

Пьяцца деи Пополи

От пьяцца дель Пополо лучами расходятся несколько улиц. Углы между ними украшены схожими по облику церквями-пропилеями: Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто. Нам ни разу еще не удалось в них попасть – все время закрыты!

Рим, виа Корсо

Броневик перекрывает выезд на виа Корсо, да и сама улица неожиданно оказывается закрытой для транспорта. Идем как короли.

Рим, виа Корсо

В Средние века улица называлась виа Лата (т.е. широкая). Часто говорят, что если в средневековом городе вы найдете прямую широкую улицу – знайте, она возникла уже в наше время, и часто при ее строительстве под нож бульдозера шли целые кварталы исторической застройки. Эту же проложили еще в XV веке. Современная она или нет, кто знает? Впрочем, что взять с итальянцев, у которых искусство XIX века считается современным...

А свое нынешнее название улица получила по конным состязаниям (corso), проходившим здесь вплоть до 1882 года.

На Корсо довольно много брендовых и не очень магазинов. Купили солнцезащитные очки. Пока оформляли такс-фри, один из путешественников умудрился забыть телефон на кассе. Это обнаружилось только вечером и сильно повлияло на наши планы следующего дня.

Рим, виа Корсо

Неожиданно! Особенно когда на улице под сорок...

Колонна Марка Аврелия

Колонна Марка Аврелия

Галерея Колонны

Завершаем прогулку в Галерее Колонны, расположенной как раз напротив (впрочем, в 2003 году после реставрации галерея получила новое имя в честь римского актёра Альберто Сорди). Устраиваем небольшой шоппинг и идем к метро Спанья. Возвращаемся в отель.

Маршрут сегодняшнего дня


Ночной Рим

Пообедав и хорошенько отдохнув, мы решили тряхнуть стариной и, как в добрые студенческие годы, погулять по ночному городу.

Площадь св. Петра ночью

Площадь св. Петра

Римские фонтаны в ночной подсветке

Римские фонтаны в ночной подсветке

Охранник Ватикана

Гвардеец кардинала Охранник Ватикана в повседневной, одноцветной форме

Римские фонтаны в ночной подсветке

* * *

Мы решили продолжить нашу ночную прогулку там, где прервали ее днем. Едем на метро на площадь Испании.

Фонтан Баркачча

Фонтан Баркачча

Барочный фонтан можно смело приписывать руке Бернини – и не ошибетесь, с единственной оговоркой: это работа Бернини-отца, Пьетро.

Испанская лестница

На холм Пинчо к садам Боргезе ведет помпезная Испанская лестница. Сегодня мы уже спустились оттуда с другой стороны, по Наполеоновскому спуску. Как интересно: с одной стороны – Франция, с другой – Испания, посередине римский холм – и никакой борьбы с космополитизмом!

Виа Кондотти

Наверх мы не стали подниматься, идем в противоположную сторону к улице Корсо, рассматривая витрины пустых магазинов без дневной суеты, толкотни – и, главное, без риска для семейного бюджета!

Витрины на Виа Кондотти

Витрины на виа Кондотти

Витрины на Виа Кондотти

Можно спокойно изучать тренды современной моды. Некоторые нравятся...

Витрины на Виа Кондотти

...а некоторые – не очень. Новомодный фьюжн, сочетание несочетаемого, все лучшее - и сразу! Но очень стильно!

Рим. Витрины ночью

Кофе-машины в авиационно-космическом стиле

Рим. Витрины ночью

Авто-ретро. Фотоаппарат тоже из ушедшей теплой, ламповой эпохи:-)

Травиата в салоны Маргариты

"Травиата" в салоне Маргариты

Улицы Рима

Libiamo, libiamo ne'lieti calici
che la bellezza infiora.
E la fuggevol, fuggevol ora
s'inebrii a voluttà
Libiam ne'dolci fremiti
che suscita l'amore,
poiché quell'occhio al core onnipotente va.
Libiamo, amore, amor fra i calici
più caldi baci avrà.

Высо́ко поднимем все кубок веселья
И жадно прильнём мы устами.
Как дорог душе светлый миг наслажденья –
За милую выпьем его.
Ловите счастья миг златой,
Его горька утрата –
Промчится без возврата он жизнью молодой!
Как пенится светлая влага в бокале,
Так в сердце кипит пусть любовь!

Libiamo ne' lieti calici («Поднимем мы кубки веселья»),
из оперы Джузеппе Верди «Травиата»

Ночной Рим

Пустые кафе все еще ждут поздних посетителей.

Кафе Греко

Кафе "Греко"

На его стене – мемориальная табличка об исключительной культурной ценности сего заведения. Шутка ли, сколько именитых личностей в нем побывало. Один Николай Васильевич чего стоит!

В Риме я писал пред открытым окном, обвеваемый благотворным и чудотворным для меня воздухом. Притом уже в самой природе моей заключена способность только тогда представлять себе живо мир, когда я удалился от него. Вот почему о России я могу писать только в Риме. Только там она предстоит мне вся, во всей своей громаде. А здесь я погиб и смешался в ряду с другими. Открытого горизонта нет предо мною. Притом здесь, кроме могущих смутить меня внешних причин, я чувствую физическое препятствие писать...

Из письма Н.В. Гоголя

Этажи над кафе занимают апартаменты семейства ювелиров Дамиани.

* * *

Немного уходим в сторону от магазинов, но и тут не скрыться от богатейшего культурного наследия.

Ночной Рим

Одного из персонажей легко узнать по странным рожкам (здесь они, правда, больше похожи на лучи). Конечно же, это Моисей! А что за колонна увита кованым кружевом, нам понять не удалось. Впрочем, мы уже устали...

Ночной Рим

Девчоночка красивая
В кустах лежит нагой
Другой бы изнасиловал,
А я лишь пнул ногой

Впрочем, и некрасивая, и не пинали мы ее. Пусть себе лежит. Выходим к фонтану Треви.

Постер из фильма Феллини

Огромный постер в одном из ресторанов воспроизводит сцену из фильма Феллини, где главная героиня купается в фонтане Треви. Подобного желания не возникло, но пересмотреть "Дольче вита" вполне можно...

Фонтан Треви

Фонтан Треви

Фонтан Треви

Толпы народу даже в это время суток

Фонтан Треви

Грандиозный фонтан, втиснутый на маленькую площадь, давно уже стал символом Рима. Избито? Да! Красиво? Безумно! Невозможно пройти мимо, в очередной раз не запечатлев себя на фоне.

Фонтан Треви

Можно бесконечно смотреть, как фотографируются блондинки...

Фонтан Треви

Вокруг фонтана сложилось уже несколько легенд. Про необходимость бросить в него монетку, чтобы приехать в Рим ещё раз, знают, наверное, все. А вот про «трубочки влюбленных» мы узнали впервые. Справа от фонтана текут две струйки воды. По поверью, молодые пары, попившие из них, будут жить в согласии до самой старости. А чем мы не молодая пара?

Фонтан Треви

* * *

Площадь Барберини

После оживленного фонтана Треви углубляемся в какие-то совсем уж безлюдные улочки. Даже боязно немного... Слегка поплутав, выходим на площадь Барберини.

Фонтан Тритона на площади Барберини

Фонтан Тритона работы Бернини

Дом голубых огней

Дом своим голубым светом невольно напоминает строчку из заводного рок-н-ролла Литтл Ричарда "Good Golly Miss Molly":

From the early, early mornin'
till the early, early night
You can see miss Molly rockin'
at the house of blue light.
Good golly, miss Molly,
sure like to ball.
When you're rockin' and a rollin'
can't hear your momma call.

С самого раннего утра
И до позднего вечера
Видишь мисс Молли танцующей
В доме голубых огней.
Ей-богу, мисс Молли
похожа на мячик.
Когда танцуешь рок-ролл,
Не услышишь звонка от мамочки.

Строчка про "дом голубых огней" была процитирована "Deep Purple" в песне "Speed King", а потом стала названием их альбома.

House of blue light

На этой задорной ноте мы завершаем нашу прогулку, совершенно обессиленные. Метро уже не работает. Бредем к автобусной остановке, размышляя, где бы в это время купить билеты... Понимаем, что у водителя они не продаются, табачные лавки давно закрыты, автоматы только на площади Капитолия. Далеко! Рука сама поднимается при виде такси.

Ночной Рим

В итоге быстро и с ветерком домчались до отеля. За какие-то жалкие 20 евро.


Продолжение: Старая Аппиева дорога



Назад Яндекс.Метрика

К содержанию