Великое путешествие по УкраинеЧасть 1: Москва – Сумы – Бельское городище |
|
Москва
Тростянец
Диканька
Мелитополь
Феодосия
Севастополь
Мраморная пещера Одесса
Киев Домой |
Июль 2011 г. Маршрут: Москва – п/п Суджа – Сумы* – Полтава – Днепропетровск* – Запорожье – Мелитополь – Кирилловка* – Феодосия – Керчь* – Коктебель – Новый Свет* – Судак – Севастополь* – Евпатория* – Херсон – Николаев – Одесса* – Винница* – Киев – Чернигов* – Новгород-Северский – п/п Гремяч – Москва Радиальные поездки из Евпатории: Симферополь (Красная пещера), Массандра Экипаж: Ворчун, жена Ворчуна, дети Ворчуна (молодой человек 16 лет и барышня 11 лет) Транспорт: автомобиль Mazda MPV, паром Продолжительность: 21 день
День 1: Москва – Курск – Суджа – Сумы Это было одним из тех путешествий, которые надолго остаются в памяти... Это было путешествие без цели, без срока и без обязательств... Мы просто ехали покуда ехалось, останавливаясь там, где нас заставала ночь – без заранее оплаченных броней, четких планов и с весьма смутным пониманием маршрута. Еще накануне выезда мы продолжали спорить, ехать ли нам по часовой стрелке – по "симферопольке" в Крым с заездом в Киев на обратном пути – или наоборот, по Киевскому шоссе с возвращением через Запорожье – Днепропетровск – Харьков... В итоге поехали по М2. Стартовали из Москвы в 11:30. По дороге до границы останавливались только на АЗС. Всюду рассчитывались карточками (что не может не радовать). Дождь на Курской объездной. Доехали до Курска. От него до границы 170 километров. Разумеется, накануне высокого сезона ломиться через Нехотеевку не было никакого смысла – в планы нашего "свободного путешествия" совершенно не входило провести на границе несколько лишних часов. Поэтому с Курской объездной свернули направо на Курчатов, там налево на Суджу (по неприметному указателю). До погранперехода идет отличная дорога, пустая и трехполосная. КПП Суджа – Юнаковка (укр. Юнакiвка). Подъезжаем – радуемся! На границе – немногим больше десятка машин. Но радуемся рано – мы нарвались на пересменку. Что это такое, может мне кто-нибудь объяснить? Со стороны это выглядит очень странно: ходят туда-сюда какие-то люди в форме и без, что-то ищут (то ли печати-колотушки, то ли бланки), кого-то окликают... Потом все то же самое, но с другими действующими лицами... И так целый час! И так, я подозреваю, каждый день! Интересно, им самим это нравится? А мы сидим-ждем... Что еще делать? Наконец, очередь начинает свое движение. Нас досматривает таможенница. Женщины по природе своей скрупулезны, а когда при погонах – вообще жуть! После пристального осмотра содержимого нашего салона она остановила свой взгляд на книгах, которые сын разложил на заднем сиденье. Это были тома из собраний сочинений Чехова, Толстого, Островского – чтение на лето по школьной программе. Она открывает одну из них на первой странице – и моя душа уходит в пятки!
Нам повезло – книги оказались выпущенными менее 50 лет назад и (слава богу!) не попали еще в категорию антиквариата. Можно ехать! На нейтральной полосе очередь – к украинцам. Вроде не пересмениваются, но работают тщательно – вон сколько машин уже скопилось! Тут я спохватился – ОСАГО-то украинское я и не купил! Обратился к соседями в очереди. Те в ответ – надо было покупать в России до въезда на КПП или на Украине после. Пошел к пограничнику за иммиграционными картами. Чтобы их получить, нужны документы на всех пассажиров и на машину. У нас – загранпаспорта. В этом случае иммиграционные карты не нужны. Зато нужна страховка на автомобиль. Где ж я ее возьму – она продается уже за КПП. Посадил жену за руль двигать машину в очереди, а сам направился за ОСАГО. Мне пришлось отметиться на границе как пешеходу. Вышел из погранзоны, купил ОСАГО (тут же мне поменяли рубли на гривны по весьма сносному курсу), вернулся обратно. К этому времени жена как раз подогнала машину ко въезду на КПП. Украинская ОСАГО на 15 дней обошлась мне в 115 гривен. Еще бы, 3 литра в движке – то-то страховщица радовалась: "У меня, мол, сегодня, вы, мерседесы да лексусы". Фу, какая пошлость! Пока суть да дело, уже стемнело... Едем в Сумы по довольно паршивой дорожке. Гостиница Пан В Сумах останавливаемся в гостинице "Пан", адрес которой нашли в Интернете накануне выезда. Приличная гостиница, но ресторан уже закрыт. Бежим в «МакДональдс». В очереди – арабы и негры, прям Европа. Вот уж не ожидал! Кто-таки знает, что это за Сумы такие? День 2: Сумы – Тростянец – Ахтырка – Бельское городище – Диканька – Полтава – Днепропетровск Сумы В 1655 г. белоцерковские казаки под предводительством атамана Кондратьева основали укрепление на реке Псел. На гербе Сум изображены, действительно, три охотничьи сумки. По легенде, они, полные денег, были найдены у реки, которую так и назвали – Сумкой. Видимо, в честь этого во всех отношениях легендарного события в центре города устроен фонтан. Социальная реклама: Свято-Воскресенский кафедральный собор (1702 г.) – старейшее каменное сооружение города. По легенде, в стену собора была замурована сестра Кондратьева Мария, атаманша разбойничьей шайки. Легенда эта, видимо, имеет историческую основу: в середине XVIII века потомок основателей Степан, тоже казачий полковник, писал жалобу о том, что местный священник пробил стену храма, извлек и выбросил кости погребенных в нем предков Кондратьева и на их месте похоронил какого-то купчину... На соседней улице находится величественный Спасо-Преображенский собор (1776–78) с колокольней. По углам на крыше установлены четыре фигуры святых: Петр, Павел и (дважды) князь Владимир; на колокольне – евангелисты Лука, Марк, Иоанн и Матфей. Часы-куранты, по легенде, изготовлены той же фирмой, что установила кремлевские на Спасской башне. Однако самой внушительной достопримечательностью Сум является Троицкий собор, по общему мнению чем-то похожий на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Строили его по проекту архитектора Щусева (да-да, того самого!) под руководством Шольца. В росписях принимал участие Нивинский, над витражом трудился Петров-Водкин. Узнаваемый стиль. Пройдет совсем немного времени, и его назовут "сталинским ампиром".
Добавить бы серпы и молоты, а также масонские звезды – все будет в гармонии! "Ординарная" дореволюционная застройка Сум. Католический костел Благовещения пресвятой Девы Марии. Александровская гимназия. Здесь в 1893–1895 гг. учился Давид Бурлюк, "отец русского футуризма".
На асфальте перед гимназией ее выпускники написали, видимо, в подражание футуристам, нескладно-неладно:
Заглянули внутрь. Поинтересовались у привратницы, нет ли в школе музея их прославленного земляка. В ответ – предложение пообщаться с директором по этому вопросу. Не стали – надо было возвращаться к машине, где остались дети. Позже в Интернете нашли упоминание то ли о мемориальном музее, то ли о "памятной комнате" при гимназии. Без подробностей. Интересный дом с башенками рядом с гимназией. Памятник летчику-истребителю Супруну. Беседка-"альтанка" устроена в 1905 г., по преданию, на месте скважины, пробуренной в поисках нефти. Нефть, понятное дело, так и не нашли... Из Сум направились в сторону Полтавы. Тростянец Советский памятник Ленину соседствует с новопостроенной часовней. Тростянец основан в ХVІІІ в. беглыми крестьянами и казаками с Правобережной Украины. В 1720 г. эти земли были переданы протоиерею Надаржинскому, духовнику Петра I. Позже они перешли во владение князя Голицына, по приглашению которого летом 1864 г. в усадебном доме проживал студент Петербургской консерватории Петр Чайковский. Молодой композитор написал здесь увертюру к своему первому симфоническому произведению по драме Островского «Гроза». Дом Голицына отреставрирован. Сохранилась парадная дубовая лестница, танцевальный зал, оригинальная лепнина и скульптура. Здесь открыта небольшая картинная галерея, проводятся вечера классической музыки и торжественные бракосочетания. Круглый двор, стилизованный под средневековую крепость, был построен в 1749 г. как конный манеж. При Голицыных здесь стали устраивать театральные и цирковые представления, а внутреннюю планировку изменили по типу древнеримских амфитеатров. Современная скульптура в приусадебном парке. Ахтырка была основана в 1654 г. как пограничный сторожевой острог на берегу р. Ворсклы. До конца XVIII в. город был крупнейшим населенным пунктом Слобожанщины. Здесь была обретена знаменитая Ахтырская икона Божией Матери, почитаемая русской православной церковью. Неудивительно, что Ахтырка представляет собой своеобразный музей храмов под открытым небом. Покровский собор (1753–68 гг.) возведен по проекту Растрелли. Михайловская церковь (1884 г.) с куполами-шариками. Спасо-Преображенская церковь. * * * Едем дальше... Нам показалось, что в этом населенном пункте несколько недолюбливают дорожную полицию. Скифское городище В райцентре Котельва у Троицкой церкви – довольно скучной, даже не стали фотографировать – поворачиваем направо. В 6 (?) км от него находится самое большое в Восточной Европе скифское Бельское городище (VII–III вв. до н.э.), предположительно описанное Геродотом как столица скифов Гелон. Сохранились огромные валы четырех укреплений общей протяженностью 34 км. Долго крутились в поисках места для безопасной парковки – дорога в этом месте делает довольной сложный изгиб, наконец, припарковались, поднялись на вал. С вала открывается замечательный вид на украинские степи.
Недалеко остановилась машина с украинскими номерами. Ее водитель увлеченно что-то рассказывал своей спутнице. Мне стало любопытно, подошел ближе, поздоровался, поинтересовался... Он ответил, что все эти декорации были поставлены здесь к визиту президента. Но валы – подлинные. И только поднявшись на них, можно ощутить дыхание истории. Конечно, он прав, но немного кича в этом месте все равно не достает. Сувернирного киоска, что ли... Нет-нет, вы не подумайте, я могу и без магнита на холодильник обойтись. А вот местные жители, имея под рукой такую историческую достопримечательность, остаются, похоже, не у дел. А жаль! Впрочем, держать здесь сувенирную лавку ради одного-двух посетителей в день, тоже, наверное, неправильно. Поэтому следует начать с развития туризма, популяризации достопримечательностей, создания туристической инфраструктуры... Или хотя бы поставить в Котельве указатель на Бельское городище – нам пришлось не единожды уточнять дорогу у местных. Хорошо хоть они в курсе! В общем, будете в тех краях – не проезжайте мимо! Место, действительно, стоит небольшого крюка в 10–15 км. Насладившись видами, продолжаем движение в сторону Полтавы. Продолжение: Диканька – Полтава – Днепропетровск – Запорожье – Конские Раздоры |
|
||||||||||