Федор Михайлович Достоевский1821 – 1881 |
|
Ф.М. Достоевский
|
Детство, годы учебы Родился Федор Михайлович в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. В семье было восемь детей. Жили очень небогато. Что такое нужда в деньгах, будущий писатель узнал очень рано, и в дальнейшем судьба никогда не позволяла ему это забыть. Однако родители прилагали все силы к тому, чтобы дети получили хорошее образование: сами занимались с ними, приглашали частных учителей. Первой книгой маленького Феди были "Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета". К семнадцати годам Достоевский прочел Державина, Жуковского, Карамзина, европейских классиков, а Пушкина уже "почти всего знал наизусть". В 1837 г. отец отвез Федора и его старшего брата Михаила в Санкт-Петербург для поступления в военное учебное заведение – Главное инженерное училище. Михаила не допускают к приемным экзаменам по состоянию здоровья, а Федор поступает. Михайловский (Инженерный) замок в Петербурге. Брат вскоре уезжает учиться в Ревель (ныне Таллинн), отец возвращается в Москву, и Достоевский остается в столице один. Друзей среди соучеников у него было немного. Большую часть свободного времени, которое удавалось выкроить после напряженных занятий и строевой подготовки, он проводил за чтением. В училище он начал писать и сам. После окончания учебы (1843 г.) Достоевский был зачислен в Инженерный корпус. Открывалась перспектива неплохой карьеры, но Федор Михайлович, почти не колеблясь, спустя несколько месяцев подает в отставку и целиком сосредоточивается на литературной работе. Блистательный дебют и падение с вершин славы Почти два года Достоевский напряженно работает над своей первой повестью "Бедные люди" – пишет, переписывает, добавляет, сокращает, снова переписывает. Это история в письмах, которыми обмениваются живущие в одном из мрачных районов Петербурга скромный чиновник Макар Девушкин и сирота Варенька Доброселова, зарабатывающая на жизнь шитьем. Критика увидела в повести лишь горячее сочувствие "маленьким людям" и талантливое художественное обличение несправедливого устройства общества. Но повесть Достоевского сложнее, глубже. Одна из причин жизненного краха Макара и Вареньки в том, что они по-настоящему не слышат друг-друга. "Бедные люди" еще до выхода в свет (1846 г.) принесли Достоевскому громкий успех (рукопись читалась и горячо обсуждалась в литературных кругах). В том же 1846 г. появилась новая повесть Достоевского "Двойник". В ней тоже действует мелкий чиновник – Голядкин. Он тайно и тщетно мечтает сделать карьеру, жениться на дочери начальника. Эти долгие бесплодные мечтания приводят к тому, что в сознании героя (или наяву?) возникает его удачливый двойник. Ловкостью, наглостью и коварством он постепенно добивается всего, к чему так стремился сам Голядкин, который теперь оказывается полностью вытеснен из жизни, а главное, с ужасом понимает: двойник поступает именно так, как хотел бы, но не решался поступать он сам. В этой повести писатель впервые подошел к самой серьезной, по его собственному признанию, идее своего творчества – противоречивости, непредсказуемости человеческой природы, существованию в самом неприметном человеке скрытых от него самого глубин, "двойных" мыслей и желаний. Правда, формы для воплощения своей идеи он тогда не нашел, в чем сам впоследствии признавался. Третье крупное произведение молодого Достоевского – повесть "Хозяйка" (1847 г.). Ее герой, молодой ученый Ордынов, оказывается участником страшных и загадочных событий. Действие происходит на грани между таинственными снами и явью. Кружок Петрашевцев. Арест Весной 1846 г. к Достоевскому подошел на улице незнакомый человек и обратился с вопросом: "Какая идея вашей будущей повести, позвольте спросить?" Это был Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821–1866), юрист, философ и литератор. Вскоре молодой писатель становится частым посетителем "пятниц" – собраний у Петрашевского, где сходились молодежь из самых разных слоев общества и где говорили о литературе, политике, социальных вопросах. Более всего занимали умы модные тогда идеи французских социалистов-утопистов – Сен-Симона, Фурье и др. Считалось, что человек ведет себя дурно и совершает преступления потому, что его к этому вынуждают окружающая среда и имущественное неравенство, а если устроить жизнь справедливо и разумно, все станут порядочными и добродетельными. Скоро среди петрашевцев выделилась группа во главе с Николаем Александровичем Спешневым. Цель этой группы – уже не только обмен идеями и выработка проектов будущего общественного устройства, но и организация подпольной типографии, а в дальнейшем, возможно, и "переворот в России". В эту группу вошел и Достоевский. 23 апреля 1849 г. многих из петрашевцев арестовали по доносу и поместили в Петропавловскую крепость. Двадцать один человек, в том числе и Достоевский, были приговорены к смертной казни "расстрелянием". Но затем казнь заменили на каторжные работы (Достоевскому определили четыре года каторги – "и потом рядовым"). Однако поступило распоряжение провести процедуру подготовки к казни и лишь затем объявить окончательное решение. Ранним утром 22 декабря 1849 года приговоренные были выведены на площадь (ныне Пионерская площадь в Петербурге перед ТЮЗом). Пионерская площадь в Петербурге. Из всех, кто ожидал через несколько мгновений смерти, только один подошел исповедаться к священнику (а без этого человек, считающий себя христианином, не мыслит перехода в иной мир). Достоевский сказал Спешневу по-французски: "Мы будем вместе с Христом". "Горстью праха", – ответил ему с усмешкой Спешнев. Тогда Достоевский не смог или не захотел возразить ему. На осужденных были надеты белые балахоны – саваны. Троих подвели и привязали к столбам; на головы им надвинули белые колпаки. Солдаты подняли ружья и прицелились. Достоевский стоял во второй тройке, и жить ему, следовательно, оставалось не более минуты. Тут раздался барабанный бой: подъехавший офицер подал командовавшему казнью генералу приказ о смягчении приговора. Прошло еще несколько дней, и петрашевцев отправили по этапу на каторгу в Сибирь. Путь Достоевского лежал через Тобольск. Там состоялась его встреча с женами декабристов – Натальей Дмитриевной Фонвизиной и Прасковьей Егоровной Анненковой. Вместе с едой и теплой одеждой они подарили каждому из арестантов Евангелие. Достоевский вспоминал потом, что долгие годы в остроге эта книга была его единственным дозволенным чтением. Он держал ее постоянно при себе и затем, освободившись, не расставался с нею всю дальнейшую жизнь. Каторга и ссылка Среди каторжников попадались, конечно, самые разные люди, но в основном это были осужденные за разбой и убийства. Начальство порой превосходило жестокостью многих арестантов. На каторге Достоевский был лишен права не только заниматься творческой работой, но даже читать и писать, узнавать о том, что происходит в мире и в литературе. Однако все это способствовало невероятной духовной сосредоточенности. Обдумывая собственную жизнь, узнавая ужасные им трагические судьбы окружающих, Достоевский все яснее понимал, что, с одной стороны, "зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты" и никакое устройство общества само по себе не исправит этого зла. С другой стороны, никакие условия жизни не могут оправдать совершенное человеком тяжкое преступление, избавить от ответственности за грех. Иначе придется признать, что люди – покорные рабы обстоятельств. А это значит отказаться от внутренней свободы, которая и делает человека личностью. Понял Достоевский также, что пролитая чужая кровь никогда не приводит к добру, а ведет только к новой, еще большей крови. Когда-то в детстве, в деревне, маленький Федя, гуляя за оврагом, был напуган криком "Волк бежит!" и в ужасе помчался прочь. Его остановил, успокоил и приласкал пахавший в поле мужик Марей. Глядя на страшные лица каторжников, Достоевский понял, что одним из них вполне мог быть "тот же самый Марей". "Я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом". В каждом человеке, если смотреть на него не сверху вниз, не со страхом, злобой или презрением, а с любовью, как на брата, можно увидеть образ Божий. На протяжении нескольких лет Достоевский мог читать только Евангелие – то самое, подаренное женами декабристов в Тобольске. Конечно, Достоевский читал его и прежде, "чуть ли не с первого детства". Но на каторге, где приходится жить с максимальным напряжением всех духовных и физических сил, где добро и зло сталкиваются повседневно, евангельские истины понимаются глубже, чем на воле. Все понятое и пережитое в эти четыре года во многом определило дальнейший творческий путь Достоевского. Действие всех его великих романов происходит в конкретной обстановке какого-то русского города, в определенном году (писатель обычно обозначал даже месяц и число). Но фоном, на котором разворачиваются события, становится вся мировая история и все то, о чем повествуется в Евангелии. Однако до создания этих романов должно было пройти еще немало лет. Отбыв свой четырехлетний срок каторги, Достоевский вышел в январе 1854 г. за ворота Омской крепости (пережитое там он позже опишет в "Записках из Мёртвого дома"). Возвращение в столичные города было пока невозможно, предстояло служить простым солдатом в Семипалатинске, а затем пять долгих лет жить в Сибири. В 1857 г. Достоевский женится на Марии Дмитриевне Исаевой, вдове семипалатинского чиновника. Сибирские и петербургские друзья и доброжелатели Достоевского хлопочут за него перед императором Александром II и добиваются разрешения печататься и переехать сначала в Тверь, а в конце 1859 г. – в Петербург. Возвращение в литературу В литературе и общественной жизни России за время почти десятилетнего отсутствия Достоевского произошло многое. Появились новые таланты. Предстояло опять завоевывать литературную репутацию, выразить в художественной форме пережитое и понятое на каторге и в Сибири. В обществе шли жаркие споры о том, как и когда отменять крепостное право, какими путями должна развиваться страна. В революционно настроенных кругах – тон в них задавали Чернышевский и Добролюбов – считалось возможным и необходимым насильственно изменить общественный строй. В одной из листовок Русь звали "к топору". Сторонники решительных действий не сомневались, что "новые люди", вооруженные "передовыми теориями", – подобные героям знаменитого романа Чернышевского "Что делать?" – вправе и обязаны вести массы к светлому будущему. Достоевский увидел весь "мрак и ужас", который эти идеи принесут России и всему миру, раньше и явственнее остальных. 15 апреля 1864 г. от тяжелой болезни легких скончалась Мария Дмитриевна, жена Достоевского. Через три месяца умирает самый верный и близкий ему человек – брат Михаил. "В один год моя жизнь как бы надломилась..." – пишет Федор Михайлович. Остается без кормильца семья брата. Достоевский принимает на себя все его долги и вынужден, по собственному признанию, работать тяжелее, чем на каторге, чтобы как-то свести концы с концами. При этом сам писатель уже тяжело болен. В который раз ему пришлось столкнуться с тем, сколь убийственной, в буквальном смысле слова, может быть нехватка денег. В этих условиях Достоевский начинает работу над произведением, в основе которого – "психологический отчет одного преступления". Преступление это совершено "молодым человеком... поддавшимся некоторым странным... идеям, которые носятся в воздухе" – так описывал сам автор свой замысел в письме к редактору журнала "Русский вестник" Михаилу Никифоровичу Каткову. После выхода в свет романа "Преступление и наказание" (1866 г.), который имел большой успех, материальное положение Достоевского остается тяжелым. Он по-прежнему вынужден работать на износ: взяв деньги вперед под замысел будущего произведения, спешит потом к сроку закончить его. По совету друзей писатель решает для ускорения работы нанять стенографистку – Анну Григорьевну Сниткину. В то время ей было двадцать лет – она родилась в год выхода "Бедных людей". Вскоре Федор Михайлович делает ей предложение, и девушка принимает его. Достоевский находит то, чего ему всегда так не хватало – любимую, верную и надежную спутницу в жизни, обретает семью. После женитьбы Достоевский уезжает с женой за границу – главным образом для того, чтобы хоть временно спастись от кредиторов и написать большой роман, расплатиться с долгами. Следующий роман Достоевского – "Идиот" (1868 г.) – посвящен размышлениям над тайной воплощения Бога в человеке, совмещения Божественной и человеческой природы. Писатель поставил перед собой задачу: создать образ "положительно прекрасного человека" и посмотреть, что с ним произойдет в людском сообществе, как сложатся его отношения с окружающими, как повлияет он на них и они на него. Герой романа, князь Лев Николаевич Мышкин, в черновиках назван "Князь Христос". Так Достоевский обозначил для себя, что в роман предстояло ввести человека, насколько возможно схожего с Христом – добротой, человеколюбием, отсутствием эгоизма, незлобивостью, кротостью. Предупреждение и завещание В 1869 г. в Москве руководитель тайного общества "Народная расправа" Сергей Нечаев организовал убийство отказавшегося выполнить его задание студента Иванова. Достоевский воссоздал эту историю в романе "Бесы" (1871–1872 гг.), перенеся действие в провинциальный город. Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872 г. В 1875 г. был написан роман "Подросток". Главный его герой, Аркадий Долгорукий упорными накопительством и отшельнической жизнью соберет огромное состояние, насладится "уединенным и спокойным сознанием своей силы" и власти над миром, а потом отдаст свои миллионы людям – пусть "распределяют". Сам же Аркадий гордо удалится "в пустыню". Главное для героя не будущий дар людям, а именно сила, власть и превосходство над миллионами "обыкновенных". Итоговый роман Достоевского – "Братья Карамазовы" (1879–1880 гг.). В нем писатель создал образ самого обаятельного своего героя – молодого монастырского послушника Алеши Карамазова. Искренне верующему Алеше противостоит его брат Иван, восстающий против Бога, потому что в мире царит слишком много зла. Как же Бог допускает это? Будущее счастье всего человечества, утверждает Иван Карамазов, не стоит одной "слезинки ребенка". Но всей системой образов романа Достоевский показывает: дети страдают от зла, порождаемого человеком, а не Богом. Бог наделил человека свободой, а значит, и ответственностью; и нет такого зла в мире, ответственность за которое можно с себя снять:
Но Иван не хочет принимать эту ответственность, возлагает вину и за совершающееся вокруг, и за творимое им самим зло на других людей, на Бога, на черта, являющегося ему в болезненных видениях. В "Братьях Карамазовых" писатель показывает, насколько ответственен человек не только за свои греховные желания, но и за сочиненные им "теории". Роман "Братья Карамазовы" был задуман в двух книгах. Во второй должна была разворачиваться деятельность Алеши среди людей, в миру, куда он уходит, покинув монастырь, по совету своего духовного наставника старца Зосимы. Однако Достоевский успел написать только первую книгу. В конце января 1881 г. у писателя обострилась застарелая болезнь легких. Перед смертью он просил жену погадать ему на Евангелии, том самом, что привез с каторги. Книга открылась на третьей главе Евангелия от Матфея: "Иоанн же удерживал Его... Но Иисус ответил ему: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду". "Ты слышишь – не удерживай, – сказал жене Федор Михайлович. – Значит, я умру". Через несколько часов Достоевского не стало. Домашнее задание Подготовить сообщения /отобрать цитатный материал / составить план ответа (по выбору) на тему: "Бедные люди в русской литературе". Литература Энциклопедия для детей. Аванта+. Том 09. Часть 1. Русская литература. От былин и летописей до классики XIX века. М., 1999.
|
|
К содержанию |