Петербург ДостоевскогоМатериалы к урокам русской литературы |
|
Ф.М. Достоевский
|
«...В Петербурге, самом отвлеченном и Домашнее задание В тексте романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» найти фрагменты, имеющие отношение к Петербургу. * * * К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе, да и в сознании общества в целом, этот город с момента своего основания воспринимался как символ новой России, ее будущего. Вопрос Давайте вспомним, как изображали Петербург в своем творчестве Пушкин, Гоголь? Ответ Тема Петербурга традиционна для русской литературы XIX века. Для Пушкина, например, это тема торжества «петровского духа», покорения природы умом и волей человека. Прекрасный и величественный город встречает нас в произведениях поэта. («Медный всадник»). Но Пушкин был последним певцом светлой стороны Петербурга. Уже у Гоголя столица «раздвигается», и ее красота отходит на задний план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Враждебный человеку быт и странные фантазии составляют гоголевский образ Петербурга. («Петербургские повести»). Для писателей второй половины XIX века громадное значение имел образ Петербурга, созданный Достоевским. Следуя за Пушкиным («Медный всадник»), Достоевский по-новому воплотил в Петербурге русскую национальную трагедию – подавления личности. Петербург у Достоевского – «самый фантастический», «самый отвлеченный и умышленный город» («Записки из подполья», I, 1, 1864). И в то же время город в высшей степени реален, он оказывает постоянное и страшное воздействие на души людей. Раскольников («Преступление и наказание»), Долгоруков («Подросток») – мысли, поступки, судьбы этих и многих других героев Достоевского в значительной степени объясняются тем, что они петербургские жители. Воздействие города проявляется в том, что герои Достоевского живут в страшном душевном напряжении, как бы на грани катастрофы, которая вот-вот или все разрушит, или разрешит главные вопросы, прояснит самое сокровенное и важное в жизни. Петербург в судьбе Достоевского Петербург был городом Достоевского, и Достоевский был писателем, во многом рожденным Петербургом. Этот город – символ соединения и противоборства России и Европы, русской и европейской идеи. Осмысление роли Петербурга в русской литературе впервые возникает в «Петербургской летописи» (1847 г.). «Здесь что ни шаг, то видится, слышится и чувствуется современный момент и идея настоящего момента. Пожалуй: в некотором отношении здесь все хаос, все смесь; многое может быть пищею карикатуры; но зато все жизнь и движение. Петербург и глава и сердце России... И до сих пор Петербург в пыли и в мусоре; он еще созидается, делается; будущее его еще в идее... она воплощается, растет и укореняется с каждым днем не в одном петербургском болоте, но во всей России, которая вся живет одним Петербургом... Нет, не исчезновение национальности видим мы в современном стремлении, а торжество национальности, которая, кажется, не так-то легко погибает под европейским влиянием, как думают многие...» В молодые годы Достоевский впервые остро почувствовал «тайну» и «фантастичность» Петербурга. (Этот текст может зачитать заранее подготовленный ученик).
Спустя много лет эти свои ощущения Достоевский передоверил Аркадию Долгорукому, герою романа «Подросток». (Этот текст может зачитать заранее подготовленный ученик).
Но Достоевский описывал и повседневную жизнь Петербурга, и, пожалуй, никто так, как он, не изображал мрачную, давящую атмосферу петербургской осени. (Этот текст может зачитать учитель или заранее подготовленный ученик).
В «Дневнике писателя» в 1873 г. он уже не так, как в молодости, оценивает роль Петербурга в русской культуре. (Этот текст может зачитать заранее подготовленный ученик).
Вступая в Петербург Достоевского, мы оказываемся в очень необычном духовном мире, отчасти похожем на гоголевский, но еще более жестоком и фантастичном. Вопрос Какое впечатление и зачем стремится создать Достоевский своим Петербургом у читателя? Учащиеся высказывают свои мнения, аргументируя свою позицию, зачитывая фрагменты из романа «Преступление и наказание».
Такой образ Петербурга, мира доходных домов, грязных улиц, дворов-колодцев и распивочных заслоняет в романе строгие линии царственных набережных. Прекрасная панорама пушкинского города почти исчезает, сменяясь образом «страшного мира». Причем красота архитектуры становится в романе скрытым символом ненормальности той жизни, на которую обречены в «северной Венеции» герои Достоевского. Городской пейзаж в романе «Преступление и наказание» носит психологический характер. Он органически связан с внутренним миром героев, с их душевным состоянием. Так, безрадостный городской пейзаж соответствует лихорадочным блужданиям Раскольникова. Задание Перечислите основные маршруты Раскольникова. Ответ Раскольников вышел из своего дома – окрестности Сенной площади – в одной из квартир города (у Мармеладова или у Сони) – сцена на К-ом бульваре – на островах – Раскольников на мосту, вид на «другой» Петербург – снова район Сенной. Дом и комната Раскольникова. Первой раскрыла многие сокращения в пестрой топонимике романа Анна Григорьевна Достоевская, жена писателя. Выяснилось, что С-й переулок – это тот же Столярный, где жил Достоевский в это время, а К-н мост – Кокушкин мост через Екатерининский канал (канал Грибоедова). Т-в мост – Тучков мост, а «-ой проспект» – Большой проспект Петербургской стороны. (Подготовить слайды). Однажды Достоевский показал Анне Григорьевне во дворе дома № 3 по Вознесенскому проспекту камень, под которым Раскольников спрятал украденные у старухи-процентщицы драгоценности. Писатель еще до того, как взять в руки перо, все обдумал и просмотрел на этих улицах и в этих подворотнях, мрачных угловых лестницах. Сюжет преступления ложился на конкретную, хорошо знакомую землю. И время действия совпало со временем работы над первыми главами романа. То был страшно жаркий и душный июль 1865 года, когда в Петербурге на солнце термометр показывал до сорока градусов. Духота и жара обостряли и без того натянутые нервы Раскольникова и гнали прочь из тесной, как гроб, каморки под раскаленной кровлей одного из домов в Столярном.
Фото с сайта www.yourguide.biz Дом Раскольникова – Средняя Мещанская (Гражданская) 19/5. Из подворотни поверни направо. Справа в углу вход на лестницу. Старые, низко нависающие над головой своды, шершавые ступени. Они приводят на площадки четвертого этажа. Здесь до капитального ремонта могли быть окно квартиры и дверь. Сегодня окна нет, а вместо двери проем. На чердак карабкаются совсем крутые и узенькие тринадцать ступенек, что вели к каморке Раскольникова. При Достоевском здесь находился пятый, мансардный этаж, о чем свидетельствовала раньше табличка в подворотне дома. На ней значились все пять этажей. И была в подворотне слева маленькая дверца в дворницкую, где Раскольников нащупал топор. Раскольников снимает комнату «от жильцов», т.е. у тех, кто сам нанимал квартиру. На протяжении всего действия он по многу раз поднимается по лестнице своего дома, преодолевает на самом ее верху последние тринадцать ступеней. Эта крутая лестница – словно путь на Голгофу. Преодолевая подъем за подъемом, преодолевает Раскольников отупляющее однообразие дней – ступеней.
Фото с сайта www.ru.wikipedia.org Дом старухи-процентщицы одной стороной выходил на «канаву» (Екатерининский канал – ныне канал Грибоедова), другой – на "-ю улицу". Существует несколько предполагаемых адресов процентщицы. Большинство исследователей сходятся на том, что дом Алены Ивановны мог стоять на углу Средней Подъяченской и набережной Екатерининского канала. Этот массивный четырех- и шестиэтажный дом на Средней Подьяческой, 15/104 действительно имеет два двора и две подворотни.
Фото с сайта тумба.онлайн Дом Сони Мармеладовой. Набережная Екатерининского канала, 73. Это тоже угловой дом, как и подавляющее большинство домов, в которых жил Достоевский. Соня, как и Раскольников, снимает комнату, "от жильцов":
Лестница как символ занимает в романе особое место не только в доме Раскольникова. Герой взбирается по лестнице к Мармеладовым, к старухе-процентщице (и самые страшные минуты переживает у порога убитой им старухи). Крутые ступени приводят его в полицейскую контору к Порфирию Петровичу. Действие романа разворачивается в районе Сенной площади в районе доходных домов. Столярный переулок был самым "пьяным" переулком Петербурга. "Петербургский листок" в 1865 г. отмечал, что в 16 домах этого переулка помещается 18 питейных заведений. Вознесенский проспект был значительно длиннее, чем соседний с ним Столярный, но поражает изобилие его злачных мест: 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов. В одном из трактиров на Вознесенском часами просиживал Свидригайлов. Раскольникова преследуют жизненные тупики. Дом на скрещивании улиц словно дает возможность персонажу выбрать тот или иной путь. Если встать на перекрестке Средней Мещанской и Столярного и взглянуть на все четыре стороны, взгляд упрется в стены домов. В одном из трактиров пьяный Мармеладов вопрошает Раскольникова:
И этот вопрос зависает в пустоте. Некуда идти и Раскольникову, и Соне, и Свидригайлову, кончающему собой возле пожарной каланчи на углу Большого проспекта и Съезжинской. В Петербурге, изображенном в романе Достоевского, жизнь приобретает фантастические, уродливые очертания. Реальное кажется порой кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. Реальность и бред, явь и кошмары – все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал городом "полусумасшедших". Достоевский понимал, что страшная своей гнетущей безысходностью жизнь торговых районов рождает идеи не менее противоестественные, чем страдания бедноты. Влияние города на психику Раскольникова неоднократно подчеркнуто в романе. Многие блуждания главного героя происходят на закате, на "странной", почти фантастической грани ночи и дня. Это самое болезненное время суток в Петербурге. Болезненность, неестественность ощущений Раскольникова и в его любви к пению под шарманку в холодные сырые вечера. Лето только усиливает "вонь распивочных"; оно не превращает столицу в город солнца, а только увеличивает его гнетущее воздействие на душу. Ощущение духоты становится при этом лейтмотивом романа, приобретает символический смысл. Человек задыхается в городе "под тяжелым петербургским небом", задыхается, потому что столица враждебна человеку точно так же, как и природа. В душных и темных квартирах умирают мечты о счастье, появляются мысли, похожие на содержание бредового сна. Атмосфера безумия и самоубийства внутренне присуща Петербургу в "Преступлении и наказании". На грани безумия живет Раскольников, кончает собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ивановна. Трагическое ощущение бессмысленности идущей жизни отличает великий город в романе Достоевского.
Необъяснимый холод чувствует в столице Раскольников. "Несчастье обитать в Петербурге" ломает судьбы героев, приводит их на грань предельного отчаяния. Неслучайно действие романа происходит в период белых ночей, особенно удобных для "снов наяву". Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы, так не похожая на норму человеческого бытия. Повседневные и фантастические картины столичной жизни заставляют читателя задумываться над поиском выхода из тупика. Милосердие и вера – вот единственная сила в символике романа, которая может разрушить образ "страшного" Петербурга. Теория Раскольникова, порожденная безумной, полуфантастической в своей неестественности жизнью города, – это не просто "сон наяву", это сон совести. И только глубокое нравственное переживание, вызванное пробуждением в герое силы добра, разрушает наконец в "Преступлении и наказании" зловещее обаяние Петербурга. И вот горькое признание писателя в конце жизни, в записной тетради 1881 г.:
Домашнее задание Перечитать страницы романа, связанные с образом Мармеладова. Кто он: бедняк или нищий? Анализ портретной характеристики.
|
|
К содержанию |