Содержание

Идеологический герой романа

Бунт и смирение Родиона Раскольникова

Аналитическая работа с текстом романа

 

Ф.М. Достоевский
Биография
Бедные люди
в русской литературе

Петербург Достоевского
Образ Мармеладова
Родион Раскольников
Роман "Бесы"

Другие уроки

 

Домашнее задание к уроку

Отобрать материал из романа о Раскольникове.
Прочесть заранее статью из учебника о нем.
Возможны индивидуальные задания, данные учителем.

Вопросы к уроку

  • Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?
  • Осудить или оправдать вам хочется героя?
  • Кто такой Раскольников?
  • В чем его отличие от предшествующих героев литературы?
  • Портретные и авторская характеристики (последняя устами Разумихина).
  • Идея (теория) Раскольникова: была ли в ней праведная цель? Проблема цели и средства в романе.
  • Роль снов, как художественного приема, в размышлениях автора над идеей Раскольникова.
  • Проблема "крови по совести": Некрасов и Достоевский об этом.
  • Опровержение Достоевским наполеоновской идеи.
  • Пересказ-комментарий теории Раскольникова.

Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова

Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова
(кадр из к/ф «Преступление и наказание», 1969)

Задание

Дайте портретную характеристику героя и проанализируйте ее. Портретные и авторская характеристики (последняя устами Разумихина).

Ответ

Гл. 1. "Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русый, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу".

Часть III. Гл. 3. Во второй раз мы видим Раскольникова иначе. "Раскольников… был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный. Говорил он мало и неохотно, как бы через силу или исполняя обязанность, и какое-то беспокойство изредка появлялось в его движениях."

Достоевский часто пользуется приемом двукратного портретирования. Писатель имел дело с героями, проходившими через идейную и нравственную катастрофу, переворачивающую все вверх дном в их нравственной сущности. Поэтому на протяжении всей романной жизни они переживали, по крайней мере, два момента, когда наиболее были на себя похожи.

Раскольников был создан из превосходного человеческого материала, в ином, более совершенном мире его внутренние качества прекрасно гармонировали бы с внешними. Раскольников по природе своей привлекателен, об этом и говорит его наружность, какой она была до того, как он вовлекся в поток своей казуистики. Но убийство, совершенное во имя выношенной им ужасной идеи, привело к крушению не только его логического построения, но и сердца его, всей сущности его натуры, что и отразилось на наружности, в портрете. Раскольников был нравственно жестоко ранен, и много предстояло ему еще прожить, чтобы прийти к новому равновесию, если оно еще было возможно для него.

Первый портрет начинается со слова "кстати". Достоевский как бы извиняется за то, что чуть было не забыл дать портрет героя. В мире идей Достоевского портрет не играет значительной роли, но он никогда не бывает случайным. Таков и портрет Раскольникова. Однако мы не сразу замечаем его, хотя он дан уже в самом начале, на второй странице.

Автор уже достаточно успел заинтересовать читателя своим героем. Только тогда, когда мы узнаем, что Раскольников задумал убийство, понимаем, что он не случайно "был замечательно хорош собою". Мечтатель, романтик – и вынашивает грязную мысль об убийстве и грабеже.

Преступление героя, отвратительное, низкое, резко контрастирует с его благородной внешностью, и в этом, может быть, тоже залог его воскрешения.

Вопрос

Сколько лет Раскольникову?

Ответ

Судя по эпилогу романа, когда Раскольников был осужден на каторжные работы на восемь лет и Достоевский замечает, что "чрез восемь лет ему будет только тридцать два года", Раскольникову в момент совершения преступления было 23–24 года.

Задание

Прокомментируйте сцену, где Раскольников признается Соне в совершенном преступлении (ч. V, гл. IV). Какой главный мотив из тех, что Раскольников называет Соне?

Раскольников о мотивах убийства

Авторские ремарки

Наблюдение за поведением Сони

– ... ну да, чтоб ограбить

Как-то устало и даже как бы с досадой ответил он

Стояла как ошеломленная, всплеснула руками. У Сони промелькнула мысль: "Не сумасшедший ли?" Но тотчас она ее оставила

– Знаешь, Соня, что я тебе скажу: если б я только зарезал из того, что голоден был, то я теперь счастлив был! Знай ты это!

Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил

Сказал вдруг с каким-то вдохновением, продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренне глядя на нее.

Он с болью по-смотрел на нее. Он поворотился к ней, грустно посмотрел на нее и взял ее за руки

Наивно и робко прошептала. "Говори, я про себя все пойму!" – упрашивала его

Ну вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на первую независимую дорогу стать

В каком-то бессилии дотащился он до конца рассказа и поник головой

"Ох, это не то, не то", – в тоске воскликнула Соня

Не для того я убил, чтобы матери помочь... Не для того я убил, ... чтобы сделаться благодетелем человечества. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу? Тварь ли я дрожащая, или право имею?

Вскрикнул раздражительно, но презрительно замолчал; вскричал в судорожной тоске. Он облокотился на колени и, как в клещах, стиснул себе ладонями голову

Всплеснула руками. Вырвался мучительный вопль. Глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали

Самое главное: "Тварь ли я дрожащая или право имею..." Вот он, наиболее четко сформулированный, основной мотив убийства. Дойдя до теории о двух разрядах людей, Раскольников задумался над тем, к какому разряду он относится. "Необыкновенные люди" могут разрешить себе "кровь по совести". Если он, Раскольников, сможет разрешить себе переступить через кровь, значит он "необыкновенный человек", а этим определяется все в его дальнейшей жизни. Вот он и предпринял этот страшный эксперимент, "для себя убил, для себя одного".

Вопрос

Кто является свидетелем сцены признания Раскольникова Соне в совершенном преступлении?

Ответ

Свидригайлов.

Вопрос

Как он комментирует поступок Раскольникова Авдотье Романовне?

Ответ

Все, что Раскольников рассказал Соне о мотивах преступления, слышал Свидригайлов. Очень четко и лаконично он рассказывает все это при свидании с Авдотьей Романовной.

"Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, что единичное зло позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!... Наполеон его ужасно увлек, то есть, собственно увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, – то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию-то сочинить он умел, а перешагнуть-то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный, а это для молодого человека с самолюбием и унизительно, в наш век-то особенно..."

Итак, убийство по теории или для теории.

Вопрос для дискуссии

Осудить или оправдать вам хочется Раскольникова?

Как вы относитесь к Раскольникову?

Примерные ответы

Раскольников, убивший старуху-процентщицу, не вызывает отвращения. Скорее, он вызывает даже симпатию. Достоевский своего героя показал именно так, что он вызывает по отношению к себе добрые чувства. Одна из самых характерных черт Раскольникова – сострадание, страдание с каждым, кому плохо. Он стремится помочь всегда, когда может. Попав впервые в комнату Мармеладовых, он, уходя, оставляет на подоконнике горсть денег, и лишь уйдя, спохватывается, что они у него из последних.

Но, встретив на бульваре обманутую девочку, на которую охотится жирный господин, он немедленно вмешивается и отдает городовому на извозчика еще двадцать копеек. Гл. 4.

Получив перевод от матери, выскользнув из-под надзора Настасьи, он бредит кварталом бедняков, тошно чувствует себя там, где живут бедняки. Уличная певица тщетно ждет двухкопеечника из лавочки – он ей дает пятачок.

Женщина по имени Дуклида попросила у него шесть копеек на выпивку – он ей отдал три пятака. Часть II. Гл. 6.

Раскольников тронулся дальше.

– Послушайте, барин! – крикнула вслед девица.

– Что?

Она законфузилась.

– Я, милый барин, всегда с вами рада буду часы разделить, а теперь вот как-то совести при вас не соберу. Подарите мне, приятный кавалер, шесть копеек на выпивку!

Раскольников вынул сколько вынулось: три пятака.

– Ах, какой добреющий барин!

– Как тебя зовут?

– А Дуклиду спросите.

Оказавшись опять в комнате несчастных Мармеладовых, Раскольников отдает овдовевшей Катерине Ивановне двадцать пять рублей – все, что у него есть. Он просто не может проходить мимо несчастного человека, мимо голодной матери, зажав в кармане последний рубль. Но рубль-то последний, а несчастных-то, страдающих-то – без конца, и всем не помочь.

Даже его первая любовь была любовью-жалостью, любовью-страданием. Часть III. Гл. 3.

– Гм! Да! А что мне вам рассказать? Даже мало помню. Она больная такая девочка была, – продолжал он, как бы опять вдруг задумываясь и потупившись, – совсем хворая; нищим любила подавать, и о монастыре все мечтала, и раз залилась слезами, когда мне об этом стала говорить; да, да... помню... очень помню. Дурнушка такая... собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная... Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил... (Он задумчиво улыбнулся.) Так... какой-то бред весенний был...

На суде выяснились следующие факты. Раскольников из последних средств помогал своему чахоточному и бедному университетскому товарищу и почти содержал его в течение полугода. Потом заботился о его отце, поместил в больницу, а когда тот умер, похоронил его. Раскольников спас двух детей из загоревшейся квартиры и сам сильно обжегся. Сострадание, ужас перед жестокостью переполняет его сон о забиваемой насмерть лошади. Часть I. Гл. 5.

Вывод

Как же Раскольников с его всегдашней болью за чужое страдание убил? Это было не простое убийство, а проверка себя, теории, идеологическое убийство. Он страшно мучился после. Всем ходом повествования Достоевский делает так, что Раскольников вызывает у нас жалость и сочувствие.

Вопрос

Почему, успешно осуществив свой замысел, Раскольников страдает и признается в своем преступлении?

Ответ

С точки зрения теоретической, в поступке Раскольникова все правильно. Герой предлагает Соне решить вопрос, что справедливо:

Смерть Лужина
_____________
Жизнь Катерины
Ивановны с детьми
= Справедливость = Смерть процентщицы
__________________
Жизни сотни людей

Ему кажется, что третьего не дано. Если справедливо первое, то справедливо и второе – "старушонке умирать, а сотням людей жить" и тогда его, Раскольникова, надо простить. Становится понятной фраза: "Я это прощения просил, Соня". Ему очень важен ответ Сони. А ее решение таково: "Да ведь я Божьего промысла знать не могу". Значит, прощения нет.

Чувства героя не принимали убийства с самого начала. Одновременно с вызреванием замысла росло и отвращение к нему. (Найти доказательства в тексте).

"О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! – прибавил он решительно. – И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…". Часть I. Гл.1.

«Боже! – воскликнул он, – да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?»

Он дрожал как лист, говоря это. Часть I. Гл. 5.

"Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче. Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, давившее его так долго, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи! – молил он, – покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!»". Часть I. Гл. 5.

Разлад между мыслью и чувством приводит Раскольникова в болезненное состояние. И это влияет на его поступки и решения.

"Он вошел к себе как приговоренный к смерти. Ни о чем не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли, и что все вдруг решено окончательно". Часть I. Гл. 5.

"Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины и его начало в нее втягивать". Часть I. Гл. 6.

Желание выдать себя, признаваться возникло у него на следующий же день. Он теряет самообладание, то выдавая себя какими-то поступками и словами, то пытаясь запутать тех, чьи подозрения он вызывает. Дома, выйдя из полуобморочного состояния, он лихорадочно уничтожает улики и потом едва ли не выдает себя в полицейской конторе, падая в обморок. После обморока он так отвечает на задаваемые ему вопросы, что, продолжи их Илья Петрович, дело об убийстве из "очень нелепого" превратилось бы в совершенно ясное.

Он прячет, чтобы впредь не прикасаться к нему, все унесенное из квартиры процентщицы – и довольно прозрачно рассказывает об этом Заметову, запутывая его лишь под конец разговора. Его тянет на место преступления, он с мучительным ощущением вспоминает пережитое, повторяя звонки в квартире, где жила процентщица. Внезапное обличение мещанина, который называет его в лица "убивцем", застает его врасплох, и он молча идет рядом с обличителем, не находя слов для опровержения, отрицания.

Поведение Раскольникова, теряющего над собой контроль, разговаривающего с самим собой на улицах, ведет к тому, что круг людей, чего-то знающих или подозревающих становится все шире и шире, включая Свидригайлова, знающего все. Все это – следствие того, что Раскольников чувством не принял того, что совершил в соответствии и с выводами рассудка.

Понимая свое состояние, Раскольников не может не сделать из этого для себя вывод. Раз следствием преступления для него явились муки, душевные терзания – значит он не Наполеон. А если он не властелин, то он не имеет права поступать. Он пошел против собственной сущности. Он себя убил.

"Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут таки разом и ухлопал себя, навеки". Часть V. Гл. 4.

Мучает Раскольникова и мысль, что он в крови неоправданного убийства (Лизавета).

И как результат возникает чувство отчуждения от людей.

Домашнее задание

Перечитать страницы романа о Лужине и Свидригайлове. Собрать цитатный материал.

Анализ эпизода "Свидригайлов у Дуни".

Литература

Карен Степанян. Федор Михайлович Достоевский. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Н.И. Якушин. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. М.: Русское слово, 2000

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика