Содержание

Ранняя лирика Маяковского

 

В.В. Маяковский
Биография
Ранняя лирика
О революции
Любовная лирика

 

Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.

Владимир Маяковский

Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идет о месте поэта в жизни. Умея идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий лирик и «грубый гунн», очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе XX века.

Творческий дебют Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов.

Вопрос

Что вы помните о футуризме, о его эстетической программе?

Ответ

Футуристы провозгласили себя творцами нового искусства. Они сформировали концепцию языка, отражающего динамику новой жизни. Они выступали против мещан, против вкусов буржуазного обывателя. Футуристы отрицали все существовавшее до них искусство, нападали на реализм. Они стремились освободить литературу от идейности. Молодые футуристы выпустили скандальную декларацию «Пощечина общественному вкусу». Футуристы вынесли свое искусство на улицы, в народ. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию. Искусство должно будить и будоражить!

Маяковский примкнул к группе футуристов в 1912 году. Если открыть сборник стихотворений раннего Маяковского, то обращают на себя внимание броские названия-обращения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Вам!», «Надоело» и т.д.

Стихотворение «А вы могли бы?» было опубликовано в марте 1913 года в Московском альманахе «Требник троих» и включалось в сборники Маяковского как программное произведение молодого поэта футуриста. Название стихотворения – риторический вопрос, обращенный ко всему человечеству. Причем ответа лирический герой не ждет, так как абсолютно уверен в том, что никто другой, кроме него, это сделать не сможет.

Между названием и текстом стихотворения возникает пауза, вызванная неожиданным и оборванным вопросом. В конце стихотворения вопрос договаривается, но усиливает проблему – невозможность многих создать подобное: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»

Тема стихотворения «А вы могли бы?» – утверждение новых форм современного искусства, а идея – вера в то, что современное искусство – искусство будущего. Лирический герой – художник-бунтарь широкого диапазона: его полотном становится Вселенная. «Карту будня» он «смазывает сразу», «плеснувши краску из стакана», так как обычная повседневность с устоявшимися нормами его не устраивает. Обычные предметы под его рукой начинают преображаться. Своеобразие этому стихотворению придают метафоры: «На блюде студня косые скулы океана», «флейта водосточных труб». Первая основана на сходстве цвета, вторая – на основе внешнего совпадения.

Стихотворение «Нате!» написано в середине октября 1913 года. Прочитано Маяковским на открытии Литературного кабаре «Розовый фонарь» в Мамонтовском переулке в Москве 19 октября 1913 года. Опубликовано в январе 1914 года в альманахе «Рыкающий Парнас». Название стихотворения «Нате!» настораживает коротким резким словом-междометием.

Его тема – бунт против бездушия и бесчеловечности сытой, довольной собой толпы, собравшейся слушать стихи поэта и воспринимающей его выступление как развлечение, а не как вопль души, «крик отчаяния».

Главная мысль – в несовпадении «романтической безмерности претензий» героя и толпы – носительницы здравого смысла. Лирический герой, «открывший столько стихов шкатулок, бесценных слов мот и транжир», щедрый и непонятный, бросает им резкие обличительные характеристики.

Мир, противостоящий ему, – зрительный зал, устремленный на лирического героя. На сцене он, «грубый гунн», «кривляется» перед ними и готов «сегодня захохотать и плюнуть им в лицо», если ему кривляться не хочется. Образ многолюдной, многоликой толпы создается с помощью развернутых метафор:

Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзглый жир…
Он выбирает два образа из толпы, чтобы показать их пошлый потрет:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Антиподом сытого «мужчины» и накрашенной «женщины» становится поэт, «на бабочку сердца» которого готовы «взгромоздиться, грязные, в калошах и без калош». «Нате!» – это крик ненависти, обращенный к обществу и человечеству».

Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914 году и опубликовано в этом же году в Москве в «Первом журнале русских футуристов».

Название стихотворения «Послушайте!» – глагол повелительного наклонения множественного числа – требовательное обращение к человечеству услышать автора и подумать, зачем «зажигают звезды». Лирический герой стихотворения в «отчаянии». Он тяжело переживает «беззвездную муку», ищет подобного себе земного человека, который считает, что «нужно» «зажигать звезды», «хочет, чтобы они были», «называет эти плевочки жемчужиной». Но это второе «Я» не обладает способностью преодолеть пространство мироздания и, «надрываясь в метелях полуденной пыли», «ворваться к богу, боясь, что опоздал», просить за всех «исключительных», уверенных, что
… это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда.

Лирическому герою «страшно» и «тревожно», если «звезд не зажигают» и если нет «тебя», «которому «необходима» хоть одна звезда». Картину страшного, суетливого беспокойства рисует поэт, когда его лирический герой
Врывается к богу,
Боится, что опоздал,
Плачет,
Целует ему жилистую руку,
Просит.

После такого напора не устоял Бог, зажглись звезды, потому что лирический герой
Ходит тревожный,
Но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»

Своеобразие этого стихотворения в том, что оно напоминает монолог, лирический герой – романтик и бунтарь – способен добиться своего. Интонация стиха напряженная, это поток риторических вопросов, ответом на которые являются поступи лирического героя, его решительные действия.

Разговорную скороговорку организуют редкие рифмы (приблизительные): нужно / жемчужиной.

По всему стихотворению разбросана объединяющая его и высвечивающая его смысл рифма (широкая, открытая): опоздал / звезда / да?! / звезда.

Повелительный глагол «Послушайте!» трижды употребляется в тексте, держа читателя в напряжении.

Стихотворение «Послушайте!» – «крик отчаяния, обращенный к человечеству».

Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» написано в 1914 году и опубликовано в Московском журнале «Театр в карикатурах».

«Мольба о сострадании» – главный мотив этого стихотворения, что подтверждает и название.

«Скрипка» – инструмент «нежных», тонкие чувства выражаются гаммой переживаний: «издергалась, упрашивая», «вдруг разревелась так по-детски», «выплакивалась». Оркестр, частью которого она является, «чужо смотрел», реагировал по-разному:
…барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»

А сам устал и ушел; глупая тарелка вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»

а геликон меднорожий, потный, крикнул:
«Дура,
плакса,
вытри!»…
Но, когда «Я» (лирический герой) встал, шатаясь полез через пюпитры, зачем-то крикнул:
«Боже!»
Бросился на деревянную шею,
Согнулись под ужасом пюпитры, а музыканты смеялись:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»

Гипербола вырастает до фантасмагории, производит впечатление надрыва. «Немножко нервно» звучит как ирония, так как лирический герой в припадке сострадания говорит скрипке: «Мы ужасно похожи: я вот тоже ору – а доказать ничего не умею!» Давайте – будем жить вместе! А?»

Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» – «мольба о сострадании», «последний вопль надежды».

Литература

Владимир Маяковский. Я сам. // Владимир Маяковский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том первый. 1912–1917. az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0020.shtml

С.Ю. Горинова, С.И. Горинова. Владимир Маяковский. // Русская литература XX века. Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов. Под редакцией Т.Н. Нагайцевой. СПб.: «Нева», 1998

Мариэтта Чудакова. Владимир Владимирович Маяковский. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика