Содержание

Владимир Владимирович Маяковский

1893–1930

 

В.В. Маяковский
Биография
Ранняя лирика
О революции
Любовная лирика

 

Иду – красивый, двадцатидвухлетний

Владимир Маяковский

Детство и юность

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии Грузии. Когда мальчику исполнилось семь лет, отец, служивший лесничим, стал брать его в верховые объезды своего хозяйства. Так происходило знакомство с природой.

Учение давалось будущему поэту с трудом, особенно арифметика, но книги он читал с удовольствием, а память была превосходная. Маяковский вспоминал: «Отец хвалился моей памятью. Ко всем именинам меня заставлял заучивать стихи».

После переезда семьи из Багдада в Кутаис, Маяковский сдает экзамен в гимназию, но выдерживает его с трудом. Один из экзаменаторов спросил «что такое “око”». Молодой человек ответил, что по- грузински это «три фунта» и чуть было не провалился на экзамене. С тех пор он возненавидел все древнее, церковное, славянское. Возможно, отсюда и пошли его футуризм, атеизм, иинтернационализм.

Во время обучения во втором подготовительном классе Маяковский учится на «пятерки». В нем стали обнаруживать способности художника. Дома увеличилось количество газет и журналов. Юноша читает все подряд.

Приехавшая из Москвы сестра тайком как-то дала Маяковскому бумажку, в которой было написано:

«Опомнись, товарищ, опомнись-ка, брат,
скорей брать винтовку на землю... а не то путь иной – к немцам с сыном, с женой и с мамашей...»

В 1905 году в Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного: «В черном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах федералисты». Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс только по чистой случайности.

В 1906 году умирает отец. Уколол палец иголкой, когда сшивал бумаги – заражение крови. С тех пор Маяковский не может терпеть булавок и заколок.

Переезд в Москву. Увлечение идеями марксизма

После похорон отца семья уезжает в Москву, где не было никаких знакомых и средств к существованию (кроме трех рублей в кармане). Сняли квартиру на Бронной. С едой было плохо. Пенсия – 10 рублей в месяц. Маме пришлось сдавать комнаты. Юноша начинает зарабатывать деньги выжиганием и рисованием, учится в четвертом классе Пятой гимназии. Учеба дается с трудом, но любовь к чтению не уменьшается.

В это время Маяковский увлекся философией марксизма. Первое полустихотворение напечатал в нелегальном журнальчике «Порыв», издаваемого Третьей гимназией. Получилось невероятно революционное и в такой же степени безобразное произведение.

В 1908 году Маяковский вступает в партию РСДРП (большевиков). Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне. На городской конференции его выбрали в Местный Комитет. Работал под псевдоним «товарищ Константин». 29 марта 1908 года нарвался на засаду, после чего последовал арест. Просидел недолго – выпустили на поруки.

Через год снова арест. И опять кратковременная сидка – взяли с револьвером. Спас друг отца.

Третий раз арестовали за освобождение женщин-каторжанок. Маяковский был беспокойным арестантом: он скандалил, и поэтому его часто переводили из части в часть – Басманная, Мещанская, Мясницкая, Бутырка. В последней он провел 11 месяцев в одиночке № 103.

В тюрьме Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. В воспоминаниях он пишет:

«Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!»

Дружба с Давидом Бурлюком. Рождение русского футуризма

Маяковскому, чтобы писать лучше современников, необходимо было учиться мастерству. Он решает покинуть ряды партии и перйти на легальное положение. Первым делом берется за живопись, учится у Жуковского. Через год начинает учиться рукоделию у Келина. Затем поступает в училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности.

В училище у будущего поэта появился друг – Давид Бурлюк. Как-то Маяковский прочитал ему свои стихи, добавив: «Это один мой знакомый». Бурлюку понравилось, и он сказал: «Да это вы же ж сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!» После этого Маяковский всерьез занялся поэзией. Выходит первое профессиональное стихотворение «Багровый и белый», а за ним и другие.

Бурлюк стал Маяковскому лучшим другом. Он пробудил в нем поэта. Доставал для него книги. Не отпускал ни на шаг. И выдавал ежедневно 50 копеек, чтобы писать не голодая.

В 1912 году друзья организовали литературно-художественную группу футуристов «Гилей». В сборнике «Пощечина общественному вкусу» был опубликован манифест футуристов, подписанный Маяковским, Хлебниковым, Крученых и Бурлюком. В эпатирующей форме в нем заявлялось о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе.

Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах объединений «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Различные газеты и журналы заполняются футуризмом благодаря разъярённым речам Маяковского и Бурлюка. Тон был не очень вежливый.

Директор училища предложил прекратить критику и агитацию, но Маяковский и Бурлюк отказались. После чего совет «художников» изгнал их из училища. У Маяковского издатели не покупали ни одной строчки.

Тем не менее поэт много работает. Стихи появляются в различных футуристических сборниках «Садок судей» II, «Требник троих».

В августе 1914-го Маяковский идет записываться в добровольцем. Но ему не позволили из-за политической неблагонадежности. Выиграв 65 рублей, поэт уезжает в Финляндию, город Куоккала. Там он пишет поэму «Облако в штанах». Части из «Облака» читает находившемуся тогда в финском Мустамяки Максиму Горькому, который одобрил поэму.

В статье «О футуризме» 1915 года Горький писал: «Вот возьмите для примера Маяковского – он молод, ему всего двадцать лет, он криклив, необуздан, но у него, несомненно, где-то под спцдом есть дарование. Ему надо работать, надо учиться, и он будет писать хорошие, настойщие стихи».

В июле 1915 года Маяковский знакомится с Лилей и Осипом Бриками. Лиля Брик на долгие годы стала главной Музой поэта. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков. С именем Брик связаны многие произведения поэта.

Поэт революции

Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Постепенно тема революции становится ведущей в его творчеств. Поэт пишет стихи «Левый марш», «Ода революции», «Приказ по армии искусств», поэму «Хорошо!», поэтохронику «Революции», в которых воспевает идеалы коммунистической морали. Стремясь использовать все художественные стредства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов «Окон РОСТА» (Российское телеграфное агентство).

В 1925 году Маяковский отправляется в путешествие вокруг земли, посещает Америку. Результатом поездки стали произведения написанные в прозе, публицистика и поэзия. Были написаны: «Мое открытие Америки» и стихи «Испания», «Атлантический океан», «Гавана», «Мексика» и «Америка». Американскому образу жизни поэт противопоставляет «советскую гордость».

Однако стремление подчинить поэзию служению коммунистическим идеалам не проходит безнаказанно. Постепенно Маяковский начинает ощущать несовпадение своих внутренних ощущений с тем, что он видит вокруг. В 1928 году написана близкая по духу булгаковской повести «Собачье сердце» сатирическая пьеса «Клоп».

В 1929 году состоялась премьера еще более язвительной пьесы «Баня». Власть увидела с ней посягательство на свои устои. «Поэту революции» впервые было отказано в выезде за границу.

В первых числах апреля 1930 года вышел номер журнала «Печать и революция» с портретом Маяковского. Директор Государственного издательства Халатов распорядился вырезать портрет и приветствие редакции из уже отпечатанного тиража. Он был возмущен тем, что Маяковского называли «великим революционным поэтом».

К весне 1930 года Маяковский увидел себя ненужным никому – ни власти, ни читателю, ни любимой женщине (Татьяне Яковлевой, которая в Париже вышла замуж за другого).

14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде Владимир Владимирович Маяковский выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством, оставив письмо, адресованное «Всем»:

«В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля – люби меня.

Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят – “инцидент исперчен”,

любовная лодка разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

Счастливо оставаться.

Владимир Маяковский.

12 ІV 30 г.»

15, 16, 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек.

Литература

Владимир Маяковский. Я сам. // Владимир Маяковский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том первый. 1912–1917. az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0020.shtml

С.Ю. Горинова, С.И. Горинова. Владимир Маяковский. // Русская литература XX века. Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов. Под редакцией Т.Н. Нагайцевой. СПб.: «Нева», 1998

Мариэтта Чудакова. Владимир Владимирович Маяковский. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика