Содержание

Любовная лирика Маяковского

 

В.В. Маяковский
Биография
Ранняя лирика
О революции
Любовная лирика

 

Любовь – это сердце всего

Владимир Маяковский

У каждого большого поэта есть стихи, связанные с «вечными» раздумьями: философия жизни, родина, природа, предназначение поэзии, любовь – главнейшие. У Маяковского практически нет лирики житейских раздумий в традиционном смысле, т.к. он по природе деятель, а не созерцатель; совершенно нет лирики природы.

Любовная лирика Маяковского четко разделяется на интимную и агитационную. В одном из писем Лиле Брик поэт писал: «Любовь – это жизнь, это главное, от нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь – это сердце всего».

«Облако в штанах»

Над этой ранней поэмой Маяковский работал с 1913 по 1915 год. Фрагменты ее поэт опубликовал в сборнике «Стрелец» и в «Журнале журналов».

Первоначально поэма называлась «Тринадцатый апостол». Цензура усмотрела в этом кощунство над христианскими представлениями и устранила название вместе с шестью страницами текста. В ответ на недовольство цензурного ведомства тем, что Маяковский соединил «лирику и большую грубость», поэт пообещал быть «безукоризненно нежным, не мужчиной, а – облаком в штанах». Так возникло новое название.

Начинается поэма небольшим, но очень ярким вступлением. В него вошли многие мотивы ранней лирики Маяковского: противопоставление поэта толпе, вызов «жирным», идеальный образ лирического героя, жертвы города, музыкальные образы, гротескная фигура вывернутого человека с «одними сплошными губами».

Но вступление содержит и жизнеутверждающую патетику, веру и радостное мировосприятие, противостоящее трагедии и уродству:

У меня на душе ни одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
Иду – красивый,
Двадцатидвухлетний.

Первая часть тетраптиха содержит в себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь!».

Лирический герой ждет встречи с Марией (ее прототипом была Мария Денисова, встреченная поэтом в Одессе) согласно их уговору. Но ее нет, и тогда окружающие поэта вещи и явления начинают свою странную, по существу враждебную возню (вечер «уходит», сменяясь мраком ночи; канделябры «хохочут и ржут» в спину; городской «прибой» «обрызгивает» своим громом и т.д.

Все это дано крупно, с превышением привычных размеров. Но и лирический герой монументален: «жилистая громадина», «глыба», «громадный». Начинается борьба великанов.

Герой «стонет, корчится», «скоро криком издергается рот». Глаголы передают отчаяние и страдания возлюбленного. А тут еще расшатались, разыгрались нервы. Маяковский переводит этот известный фразеологизм в метафору («спрыгнул нерв», «потом забегал, взволнованный, четкий»), которая, в свою очередь, породила целую цепочку развернутых метафор. И вот нервы героя поэмы мечутся, танцуют, скачут, так что и у них уже «подкашиваются ноги». Психологически точно передает поэт томительное ожидание свидания.

Но вот наконец Мария приходит и сообщает, что выходит замуж. Неожиданность и ошеломляющую оглушительность известия поэт сравнивает с собственным резким по звучанию стихотворением «Нате!». Кражу любимой сопоставляет с похищением из Лувра «Джоконды» Леонардо да Винчи. А самого себя уподобляет погибшей когда-то Помпее.

Вопрос

Какие метафоры и сравнения в тексте поэмы произвели на вас особенно сильное впечатление? Выпишите их.

Ответ

Сравнения, привлеченные поэтом, отличаются яркостью, силой, образностью, выразительностью. Одно из них – «Огнем озаряя» – вызывает к жизни новый ряд метафор и эпитетов: «пожар сердца», «обгорающий рот», «дом, который выгорел».

Метафоры развертываются и далее: «сердце горящее» пытаются потушить наехавшие пожарные, «лицо обгорающее», «обгорелые фигурки слов и чисел», наконец, возникающее «стоглазое зарево», сопровождаемое криками о спасении.

Тема любви по-своему подхвачена во второй части тетраптиха, где она получает новое осмысление: речь идет о любовной лирике, преобладающей в современной Маяковскому поэзии. Авторы этих стихов озабочены тем, чтобы воспевать «и барышню, и любовь, и цветочек под росами», отвлекаясь от острейших проблем действительности.

Темы поэтов мелки; лирики размокли «в плаче и всхлипе» и постоянно «выкипячивают, рифмами пиликая, / из любвей и соловьев какое-то варево». Так незаметно поэт переходит к теме искусства. В бесчеловечном обществе оно антинародно, существует само для себя и не обращено к страданиям людей. Это искусство не хочет видеть, как «улица корчится безъязыкая – / ей нечем кричать и разговаривать».

Поэт населяет городскую улицу персонажами своей ранней лирики. Бедняки, нищие и калеки заполняют площадь, требуя внимания к своим нуждам. «Улица присела и заорала: / «Идемте жрать!» Но есть нечего. И тогда во рту «разлагаются трупики» двух слов: «борщ» и «сволочь». В последнем из них слышится протест, грозное недовольство и вызов. Поэт сознательно вводит в текст «низкую» и «грубую» лексику, чтобы обнажить меру страдания людей, чтобы передать подлинный голос толпы.

Обращаясь к простым людям, поэт заявляет: «…вы мне всего дороже и ближе». Он гордится ими, считая, что именно они держат в своей пятерне «миров приводные ремни» и сами творцы в горящем гимне». Для них он создает свои строки, ради них готов, словно горьковский Данко, вытащить душу, растоптать ее, чтоб стала большою, и окровавленную дать «как знамя». Пришло время новых тем, образов, иных звучаний. И лирический герой, обращаясь к «пиликающим лирикам», оглашает мир своим победным криком: долой ваше искусство, искусство пошлости и камерной замкнутости!

Третья часть – кульминация поэмы, где лейтмотивом является тема отчаяния и безумия. Мир воспринимается как арена, на которой разыгрывается трагическая клоунада – карнавал. Лирический герой – клоун, который «весело поигрывает светилами и планетами». Сумасшествие героя заключается не только в отвергнутой любви, но и неприятии его окружающим миром.

Господствующий строй порождает не только искалеченные чувства, извращенную любовь и псевдоискусство. Он чреват войнами, расстрелами, убийствами, человеческой «бойней». Поэтому «Долой ваш строй». Поэт здесь предстает «тринадцатым апостолом», пророком, наставником и победителем.

В четвертой части поэт негодует против всего, что освещает буржуазный строй. А если это делает религия, то значит: «Долой вашу религию». Поэт вводит богоборческие мотивы, которые нередко звучат кощунственно и эпатирующие по отношению к чувствам верующих.

Лирический герой снова обращается к своей Марии. Здесь и мольбы, и упреки, и стоны, и властные требования, и безмерная нежность, и клятвы. Но взаимопонимания нет, близости не наступает. Душу Марии забирает какой-то современный «ангел». А на долю Поэта – Демона достается кровоточащее сердце, которое он несет, «как собака… / несет перееханную поездом лапу», достоянием лирического героя становится «черствая булка вчерашней ласки».

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

Вопросы для беседы

1. В начале стихотворения Маяковский как бы извиняется за растрату «командировочных». Для него это – лирика. А для вас?
2. Что же сказал Маяковский о сущности любви в I и во II объяснениях? Кому сказал? Кострову или «ей»?
3. От чего отрекается Маяковский в первом объяснении и в чем признается во втором? Перекликаются ли эти строки стихотворения с поэмой «Люблю», с агитстихами?
4. Почему «сиреневая беседка» – «ихняя»?

Стихотворение написано не позднее 1928 года. В январе 1929 года оно было опубликовано в журнале «Молодая гвардия».

Форма открытого письма в то время, как эпистолярный жанр в советской поэзии не был особенно популярен, была подсказана Маяковскому ситуацией (нахождением вдали от родины и друзей) и сложившейся в творчестве поэта традицией: обо всем личном говорить открыто, «Во весь голос», обнажая душу.

Письмо адресовано критику и публицисту, редактору газеты «Комсомольская правда» Тарасу Кострову.

Татьяна Алексеевна Яковлева, которой были подарены стихи, в 1925 году по вызову отца, проживавшего в Париже, уехала и СССР и осталась жить за границей. Маяковский познакомился с ней осенью 1928 года в Париже. После его отъезда переписка продолжалась до августа 1929 года.

В названии стихотворения обозначена его тема – любовь. Маяковский понимает, что, находясь в Париже, естественно говорить об этом чувстве, так как Париж в сознании читателей стал ее символом.

Письмо формально адресовано редактору, представляя собой своеобразный отчет командированного в Париж поэта. Поэт рисует картину встречи с той, которая вызвала в груди сильное сердцебиение.

Лирический герой Маяковского влюблен в Россию. Он чувствует кровное родство с тем миром, простым и грубоватым, который остался за спиной. Он напорист, активен, не защищен против женской красоты, сам себе дает лестные рекомендации. Что чувствует при этом героиня его романа, неизвестно. Любовное чувство к женщине растет, оно становится высшей ценностью бытия, источником вдохновения, которое дает ощущение цельности мира.

Письмо приобретает форму откровенной исповеди, оно пронизано нежностью к возлюбленной.

Любовь дает ощущение цельности, физической и нравственной силы, слияния человека с Вселенной.

Кому же это объяснение в любви? Это обращение ко всему человечеству, утверждение ценности любви как таковой, которую, может быть, кто-то и не испытал.

Таким образом главная мысль стихотворения заключается в том, что человек, подобный лирическому герою, поймет секреты мироздания и сладость поэтического слова, испытав «громаду-любовь».

«Про это»

Поэма создавалась с декабря 1922 по февраль 1923 года, в период расцвета непа и широкого распространения мещанства в стране. Поэт откликается на эту тему. В то же время произведение стало ярким выражением громадного чувства любви. Поэма носит автобиографический характер и отражает взаимоотношения автора с Лилей Брик.

В печати в это время много писали о проблемах пола, славили адюльтер, легкомысленное отношение к любовным связям. Александра Коллонтай пламенно звала открыть «дорогу крылатому Эросу». В кругам же, близких к ЛЕФу, к любовной теме относились с высокомерием. Маяковский решил дилемму по-своему, выступив со страстным утверждением этой темы. Само название поэмы «Про это» означало – про Любовь.

Поэма передает острейший конфликт лирического героя с окружающим его враждебным миром. Во имя своей Любви и нескрываемого отвращения к «рабьему» миру, во имя мечты о будущем и веры в него герой готов идти на Голгофу. С ним жестоко расправляются как фарисеи с евангельским героем. И, как Христос, он воскресает в финале поэмы, чтобы утвердить Любовь и добро на земле, «чтоб всей вселенной шла любовь».

«Письмо Татьяне Яковлевой»

Вопросы для беседы

Что же «сообщил» Маяковский Татьяне Яковлевой Маяковский в этом письме?

Что снова отвергается и что утверждается им в понимании любви?

Разделяете ли вы эту точку зрения?

Почему отсутствие ответного чувства для Маяковского «оскорбление»? Как это его характеризует?

Можно ли любовное чувство в стихотворении Маяковского назвать «любовью по-пролетарски»? Почему в любовной лирике поэта так часто используется жанр письма?

Литература

С.Ю. Горинова, С.И. Горинова. Владимир Маяковский. // Русская литература XX века. Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов. Под редакцией Т.Н. Нагайцевой. СПб.: «Нева», 1998

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб.: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. СПб.: Паритет, 2002

Мариэтта Чудакова. Владимир Владимирович Маяковский. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика