Новогодний автопробегВокруг Балтики и Рождество в Праге |
|
Идея
Паром |
Часть II: Стокгольм3 января 2014, пятница. Прогулка по Стокгольму, переезд в Данию, дневной пробег – 620 км Утро встречает нас на пароме "Викинг Лайн", петляющем между шхер и островов на подходе к Стокгольму. После обязательного шведского буфета на завтрак выбрались на палубу для фотосессии. Несмотря на получающийся на фотографиях нордический мутнячок, виды впечатляют. За невозможностью доказать это приличной картинкой, просим поверить на слово! К слову, о фото: в Берлине накрылась sd-карта... Мы остались без фоток – разрушение флешки было критичным, ее восстановление обходилось в круглую сумму, явно слишком дорого для подобных изображений... Но сердцу не прикажешь! Три года эта тема не давала нам покоя, и вот, наконец, в один прекрасный день мы решились. Фотографии восстановили (слава богу, без потерь!) – вот и отчет! Вернемся же, впрочем, к описанию нашего путешествия. Нам удается подняться прямо на капитанский мостик. За нашей спиной оказывается команда корабля, но никто не высказывает никакого неудовольствия. Стараясь не перекрывать обзор рулевому, наблюдаем за паромом "Силья Лайн", опережающим нас на полмили... Он придет в Стокгольм немного раньше, но его причал находится существенно дальше от центра. Эту фотографию помещаем здесь, чтобы немного раскрасить серое утро зимней Балтики: Я сразу смазал карту будня, Швеция просыпается... Из-за перевода часов еще на час времени оказалось непривычно много. Чтобы как-то его скоротать, наведались в Такс-фри. В воротиках на кассе произвели гудеж. Как потом оказалось, звенел свитер, приобретенный в магазине еще в России и вовремя не размагниченный. Отсюда мораль: срезать штрих-коды вовремя, чтобы ненароком не оконфузиться. Вчера нас вместе со всеми легковыми машинами загнали в дополнительную секцию, в буквальном смысле подвешенную в самом хвосте грузового отсека. Интересно, что фуры давно уже перевозят по морю без тягачей: зачем занимать место на палубе и платить командировочные дальнобоям? Маленький и шустрый погрузчик быстро вытащит прицепы из трюма, расставит их по причалу, а дальше уже шведские водители развезут грузы в места назначения. Впрочем, из-за такой логистики разгрузка длится несколько дольше, чем если бы каждая фура стартовала самостоятельно. Поэтому довольно долго ждем, пока освободят пространство, и только потом покидаем паром (кстати, не запомнили, эта подвесная платформа опускалась до уровня пола или нам устанавливали какие-то дополнительные сходни). Швеция Время: Мск –3 ч Стокгольм встретил шеренгой полицейских, предлагающих подуть в антиалкогольную трубочку рулящих гостей из России (и не только). Наши промилле оказались в норме. Тьфу-тьфу-тьфу! В итоге выгрузка с парома заняла почти час... Так уж сложилось, что каждый раз мы приезжали в Стокгольм в холодную зимнюю погоду, и долгих прогулок не получалось – при такой высокой влажности и пронизывающем ветре долго на улице не выдержишь. Сейчас нам повезло чуть больше: плюс 4, безветренно, что на руку – впереди большая пешеходная прогулка с непременным посещением музея современного искусства. Некоторой платой за этот комфорт была изморось, основательно заретушировавшая фотографии серым цветом. Веселенькая шведская девушка бросает вызов тусклой погоде. Историческая часть Стокгольма уже почти как родная. Благополучно добираемся до присмотренной заранее парковки у собора на Рыцарском острове без карт и навигаторов. Немного полезной информации о стоянках Стокгольма: Парковку подбирали на Паркопедии. Что написано на табличках: Применяем полученные сведения на практике: И это, кстати, одна из самых недорогих стоянок в центре! Рассчитываем уложиться в четыре часа. Парковка неожиданно обходится в 160 крон против 80 из-за технического сбоя – видимо, кое-кто слишком резво выдернул карточку из паркомата, не дождавшись завершения транзакции. (Впрочем, первые, "несправедливо" снятые с карточки 80 крон через какое-то время возвращаются на счет без каких-либо телодвижений с нашей стороны.) Риддархольмская церковь (Riddarholmskyrkan) На площади рядом стоит памятник основателю Стокгольма ярлу Биргеру. Это тот самый предводитель шведского войска, разгромленного на Неве новгородским князем Александром, впоследствии прозванным Невским. Говорят, впрочем, что в скандинавских источниках упоминания об этом сражении нет, хотя в 1240 году действительно состоялся поход на Русь небольшого скандинавского отряда, в котором Биргер не участвовал... В то же время во время исследования останков шведского полководца в 2002 году ученые обнаружили в районе правой глазницы следы серьёзной травмы, что перекликается со словами летописца о стычке на поле боя Александра Невского с Биргером: «самому королю възложи печать на лице острымъ своимъ копиемъ». Интересно, кстати, что титул Биргера – ярл, означающий высшее воинское звание в скандинавской иерархии, после его правления в Швеции более не использовался. Зато титул этот перекочевал впоследствии в Англию, некоторое время находившуюся под датским господством, и сегодня встречается нам под видом earl (переводится как "граф") в названии известного сорта чая с бергамотом, например. Здесь могла бы быть ваша реклама! Через старый город пробираемся к пристани катеров, откуда намереваемся отправиться в музей современного искусства. Наш путь на карте от стоянки до пристани Slussen По дороге привычно гладим бронзового маленького мальчика во дворике перед королевским дворцом, заходим в немецкую церковь с роскошной кафедрой и органом, протискиваемся по самой узкой улочке города. Железный мальчик чьей-то заботливой рукой укутан в шерстяную шапочку. Площадь Stortorget (Стурторьет, Большая площадь) традиционно славится своей ежегодной рождественской ярмаркой. Впрочем, европейцы умудряются так быстро свернуть торжества, что к нашему визиту от новогодних праздников здесь осталась лишь разлапистая шведская елка... За неимением объекта описания сочтем уместным сделать краткий исторический экскурс:
Памятник королю Густаву I Васе (скульптор Пьер л’Аршевек, 1773 г.) Немецкая церковь освящена во имя святой Гертруды Нивельской, покровительницы путешественников. Путеводитель утверждает, что осмотреть ее внутри можно только летом, в остальное время храм закрыт для посетителей, но это не так. Во всяком случае, увидев двери открытыми, мы спешим ознакомиться с барочным интерьером. Кафедра и витражи Говорят, здесь находится один из лучших орга́нов в Стокгольме. Старинный ящик для сбора пожертвований Вертеп Скульптура «Юноша, взбирающийся на коня» установлена в 1956 г. возле одной из школ Стокгольма Просто какое-то царство гномов! На самом деле, это довольно известный магазин "Tomtar & Troll" ("Гномы и тролли"). Самая узкая улочка Стокгольма, переулок Мортена Тротцига (Marten Trotzigs grand), представляет собой лестницу. Она приводит нас на площадь Ернторьет со знаменитым памятником шведскому барду Эверту Таубе, но в нашей коллекции он уже есть в самых разных ракурсах, поэтому идем к причалу. Легенда гласит, что на месте шведской столицы в незапамятные времена молодой рыбак ранил копьем русалку. Кровь русалки обладала чудесным свойством: с нею передавалась русалочья красота. Поэтому так прекрасно море возле Стокгольма и так привлекательны омываемые его волнами берега... Скульптура «Бог моря» (Карл Миллес, 1913 г.) 12:30 – переправа на соседний остров Шепсхольмен на кораблике. Паром Slussen – Djurgarden – Skeppsholmen Катер идет мимо парома Викинг Лайн, который привез нас вчера из Хельсинки. Сложно представить, какая сейчас кипит на нем работа – убирают номера и готовят ужин для голодных и усталых туристов, возвращающихся вечером обратно... Остров Юргорден с величественным зданием Северного музея и музеем фрегата Васа Парк развлечений Грёна-Лунд Музей современного искусства находится на острове Шепсхольмен. Gösta Adrian-Nilsson Шепсхольмен наяву Попадаем в него с тыла. Билеты обойдутся взрослым в 120 крон, детям – бесплатно. Музей современного искусства – Moderna Museet Первый просторный зал отдан выставке американской фотохудожницы Синди Шерман. Осторожно, развидеть это невозможно! (18+) После ее эпатажно-шокирующих работ картины Матисса, Пикассо и Кандинского в соседнем помещении кажутся консервативным назиданием. Примиряют с действительностью гротескно- реалистичные мультики в зале для временных экспозиций. Знаменитая "Монограмма" Роберта Раушенберга Есть и знакомые буквы... Все вместе вызывает смешанные чувства. Музейный обед возвращает к реальности. Ресторан при музее весьма неплох: во-первых, из его окон открывается неплохой вид на шведскую столицу. Во-вторых, готовят здесь действительно вкусно. Вид из окон ресторана на музей "Юнибакен", посвященный произведениям Астрид Линдрен. Боже мой! При подготовке отчета неожиданно выяснилось, что мы не спустились на первый этаж музея, где самый цимес! Хоть плачь и снова едь! Но делать нечего... Пока же нам предстоит долгая пешая прогулка с острова Шепсхольмен к автомобильной стоянке на Риддархольмен. Наш путь от Музея современного искусства Корабль-музей "Орион" Впереди возвышается громада королевского дворца. Сверкает огнями Grand Hotel. Королевская опера Риксдаг (шведский парламент) находится рядом с королевским дворцом, но на своем острове с витиеватым названием Хельгеандсхольмен. Мимо известного своими барочными фасадами дворца Бонде возвращаемся к парковке. Мы немного просрочили время стоянки, но, по счастью, никаких штрафных квиточков под лобовым стеклом не обнаружили. Переезд в Копенгаген: 610 км, 7 ч Почти 5 часов вечера. До парома Хельсингборг – Хельсингёр, соединяющего Швецию с Данией, 560 км. Гугль-мапс кладет 5 ч 30 мин для преодоления этого расстояния. Внятного расписания паромов найти не удалось (по одним сведениям, они ходят круглосуточно, по другим, последний отправляется в 23:00), но в любом случае времени у нас достаточно... Да вот незадача: сегодня пятница, и не мы одни пытаемся выбраться из города на природу (хе-хе-хе!). Однако пробки. По дороге из Петербурга мы решили не пользоваться навигатором, во всяком случае, до тех пор, пока понимаем, куда ехать. Действительно, маршрут этот нами был уже когда-то пройден, указатели (и, на худой конец, карты) есть – и, самое главное, нет ощущения того, что тебя повсюду водят на веревочке – во всяком случае, именно так ощущается езда по навигатору. Вот и сейчас нам пока удается выехать из шведской столицы, не включая девайс. Впрочем, чтобы оторваться от сонм сонных шведов и вырваться, наконец, из Стокгольма, приходится поучаствовать в сумасшедшей гонке по автобану. Дорога в Данию долга и длинна. Невнятная разметка (удивительно!) и плохая видимость – изморось. Похоже, шведы тоже взяли манеру посыпать асфальт солью. В отличие от летней живописной дороги, пролегающей по берегам озера Ваттерн, сейчас ничего не видно. Путь проходит мимо нескольких городов с одинаковым окончанием -чепинг (начисто лишенных достопримечательностей) и Хускварны (чье название знакомо каждому, хоть раз столкнувшемуся с электрическим инструментом). Удивляет поголовное отсутствие занавесок на окнах. Шведам, видимо, нечего скрывать... Не отсюда ли взялось понятие "шведская семья"? Паром Helsingborg–Helsingor 21:30 – въезжаем в Хельсингборг. Его историческая часть при проезде на паром по знакам остается за кадром. Городок расположен в самом узком месте пролива Эресунн (всего 4 км) напротив датского города Хельсингёр, с которым он связан автомобильным паромом. Рейсы – каждые 20 минут, в пути – тоже 20 минут. Альтернативой паромной переправе служит относительно недавно построенный мост в Мальмё, но при практически равной стоимости по деньгам (около 140 евро в связке с переправой Гедсер – Росток) паром дает 20-минутную передышку водителю и возможность перекусить, не прерывая перемещения. Погрузились, съели пару сэндвичей. На небольших судах доступ к автомобильной палубе – свободный, и мы спускаемся к машине, чтобы осмотреть колеса – въезд в Данию на шипах запрещен. Металла в резине не видно – сочетание трех сезонов малоснежных зим и китайских шин избавили нас от необходимости ковыряться с пассатижами в грязи... Дания Валюта – датская крона. Курс – 5,9 руб за 1 крону. Время: Мск –3 ч Датский Хельсингер по совместительству является знаменитым Эльсинором, в котором развивались трагические события шекспировского "Гамлета". Действительно, в этом местечке, на северо-восточной оконечности острова Зеландия, в важной военно-стратегической точке находится замок Кронборг. Его громада выделяется даже на фоне темного северного неба. Без малейшей надежды на удачу пытаемся приблизиться к нему, чтобы если не попасть внутрь, то хотя бы сфотографировать, и внезапно обнаруживаем, что наша машина стоит прямо посреди пешеходных дорожек парка. О ужас! Как же так вышло? Разворачиваемся и стремительно покидаем Эльсинор, по счастью, избежав проблем с законом (но и не сделав ни одной фотографии, к сожалению). Хельсингёр – Копенгаген, 65 км, 45 мин 23:30 – прибытие в Копенгаген. В городе заплутали, пришлось-таки поставить навигатор... Заселяемся в отель уже за полночь. Мест на гостиничной парковке для нас не осталось. Впрочем, рядом с нашим Марриоттом находится бизнес-центр, на пустынной подземной стоянке которого мы и паркуемся. За те же деньги, кстати... Еще про Стокгольм: Гамла Стан – Юнибакен – Корабль Васа Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks! |
|