Главная страница

Новогоднее путешествие в Израиль

Часть 1: Тель-Авив – Атлит – Кейсария

Главная страница

Израиль

Наши путешествия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 

Перелет
Прокат машины
Тель-Авив
Яффо
Апартаменты
Кейсария

Зихрон-Яаков
Рамат ха-Надив

Атлит
Замок крестоносцев
Музей незаконной иммиграции

Тель-Авив
Художественный музей


 

Январь 2017 г.

Маршрут: Москва (Шереметьево) – Тель-Авив – Яффо – Атлит – Тель-Авив – Москва (Шереметьево)

Радиальные поездки из Атлита: Кейсария, Зихрон-Яаков, Хайфа, Акка, Тель-Авив

Экипаж: Ворчун, жена Ворчуна, дочь Ворчуна (16 лет)

Средства перемещения: самолеты "Аэрофлота", прокатный автомобиль "Ниссан Альмера", общественный транспорт Хайфы: метро, такси и канатная дорога

Продолжительность: 8 дней

Книжный магазин в Хайфе

Новый год мы решили встретить в стране, где этот праздник отмечают примерно в сентябре. Нам обещали, что никаких особых мероприятий, ёлок, Дедов Морозов и других привычных нам новогодних атрибутов не предвидится. Но нас это нисколько не останавливало, ведь праздник мы можем себе устроить и сами!

Суббота, 31 декабря. Москва – Тель-Авив

Аэрофлот, рейс SU-502
Отправление: Москва (SVO-D) 08:35
Прибытие: Тель-Авив (TLV Бен-Гурион) 11:40

После долгого стояния в очереди на погранконтроле мы вышли, наконец, из терминала и возрадовались буйству весенних ароматов и летних красок – после серой-то Москвы! Немного пометавшись в поисках указателей, по надземному переходу и бесконечным травелаторам мы перешли в расположенный по соседству гараж – здесь обретаются прокатные конторы.

Израиль
1 шекель = 16 руб
Время отстает от московского на 1 час (зимой)

Прокат машины бронировали через Economy Car Rentals, по цене победил Hertz. В ваучере прописана машинка mini-class'a, типа Hyunday i10, по факту выдали полноразмерную Ниссан Альмеру, по ходу пытаясь развести нас на плату за повышение класса. Видимо, ничего меньше у ребят не оказалось. От платы отбились. Страховка Worldwide Isurance сняла вопросы по дополнительным расходам.

Погрузились, подергали за рычажки, понажимали на кнопочки, вроде все работает. Поехали в Тель-Авив.

Особенности дорожного движения и проката машин в Израиле

Правила проката автомобиля, в целом, идентичны европейским, однако есть кое-какие особенности:
– российские национальные права подходят;
– рекомендуем взять полную страховку – израильтяне водят очень небрежно (мы бы даже сказали – безобразно). За два года езды по Израилю мы уже получили удар в дверь от мотоциклиста, удар в зад на светофоре и бесчисленное количество царапин на парковках. Франшизу заблокируют на карте сразу и без лишних сантиментов, поэтому будет с чего покрывать убытки...
– выезд на платную дорогу (шоссе №6) на прокатной тачке стоит каких-то неадекватных денег (об этом вас предупредят сами прокатчики), поэтому мы настоятельно рекомендуем для навигации установить приложение Waze – там можно отключить платные дороги и избегать территорий, где автомобиль с израильскими номерами может подвергнуться нападению. Waze также знает и про камеры, опасности, ограничения скорости и т.д.
Разумеется, для наслаждения функционалом Вейза потребуется Интернет. Симку по предоплаченному тарифу (которого вам с лихвой хватит на две недели отпуска) можно купить в аэропорту у оператора 019. Вот их сайт: www.019mobile.com;
– сами прокатчики рекомендуют сдавать машину с пустым баком. В таком случае они заправят ее дешевле, чем на обычной заправке – в цену топлива не будет включен НДС.

Заправки и топливо:
– 95-й бензин стоит в районе 6 шек (1,5 евро) за литр (а другого почти нет);
– цены на топливо регулируются государством. Верхняя граница совпадает с ценами на большинстве заправок в центре страны. Найти что-то дешевле крайне сложно. Однако на севере страны бензин может быть чуточку дешевле, а в Эйлате – существенно (эта территория считается безналоговой зоной);
– интерфейс на автоматических заправках – ивритоязычный, переключателей на иностранные языки обнаружить не удалось (а если бы и удалось – не сильно помогло бы, в автомат нужно вводить номер местного ID). Иностранцу одна дорога – в кассу. При расчете иностранной карточкой установлен лимит в 200 шек (ок. 35 литров бензина);
– номер колонки кассир не знает. Лучше сказать марку и цвет машины. Английский поймут в 90% случаев, русский – в половине:-)
– если вас заправляет специально обученный человек, знайте – тому причиной не израильское гостеприимство, а еврейская предприимчивость: при "полном обслуживании" литр бензина обойдется на 20 агорот (евро-копеек) дороже. На заправках, как правило, колонки с самообслуживанием и "полной услугой" – разные. Поэтому если перед вами очередь, но при этом вы видите свободную колонку, не спешите считать людей в очереди баранами – они просто жадные экономные;
– зеленый пистолет – бензин, желтый – соляра. И смотри, не перепутай, Кутузов! (с)

Стоянка и парковка:
– израильтяне охотно нарушают правила парковки. Однако и муниципалы не дремлют – легко получить тикет на 200 шек (50 евро) за неправильную парковку и даже 500 шек (125 евро) за грубо неправильную парковку, затрудняющую движение машин или пешеходов. При этом раскоряченные на тротуаре машины мешают проходу чуть ли не на каждой улице. Как израильтянам удается избежать штрафа? Загадка!
– если поребрик окрашен в сине-белый цвет – парковка платная. Оплатить ее можно в специальных автоматах. Приобретенный билет надо положить под лобовое стекло со стороны водителя. Как правило, с 20:00 до 09:00 (или около того) «сине-белые» парковки бесплатны. Нельзя парковать машину у обочины, окрашенной в красно-белый или красно-желтый цвета. За парковку на инвалидной стоянке штраф составит 1000 шекелей! Но если бордюр стандартно-серого, "нераскрашенного" цвета и есть где приткнуться – считайте, что вам повезло, можно стоять совершенно бесплатно!
– паркоматы принимают только монеты. Стоит установить приложение Pango (есть версия на английском), привязать его к кредитке (иностранные карточки принимаются, проверено) и забыть о проблеме.

Из особенностей ПДД:
– на круге всегда главная (впрочем, во всем мире так, это является особенностью только для водителей из бывш. СССР);
– над светофором всегда установлен знак предписания направления (стрелка) – на него надо смотреть обязательно, он аналогичен нашей "стрелке" на зеленом сигнале светофора.
Кстати, мы не видели случаев, чтобы зеленый для поворачивающих налево зажигался одновременно со встречным зеленым, поэтому в плане разъезда на светофорах движение в Израиле несколько комфортнее.
Разумеется, обязательно пропускать пешеходов при повороте направо (который часто сделан в объезд светофора так, что не нужно стоять на перекрестке). Разумеется, в таком случае требуется пропустить машины, двигающиеся по своему зеленому;
– полоса, выделенная желтым (двойной прерывистой разметкой, желтыми стрелками, а иногда и дополнительно обозначенная жирной красной полосой посередине) предназначена для общественного транспорта. На этой полосе на асфальте (или на знаках над ней) могут быть написаны цифры: +2, +3 или +4. Это означает, что полосу могут занимать машины с указанным количеством пассажиров.

Ограничения скорости:
– город: 50 км/ч;
– "загород": 80 (но по факту ограничения самые разнообразные, Waze знает);
– автомагистраль 110 (но полно мест, где скорость ограничена вниз).

Из прочих особенностей:
– не очень хорошие водители, израильтяне за редким исключением не понимают причин перемигивания на трассе. Единственно доступный визуальный сигнал – помигать "аварийкой" сзади идущей машине, если ее фары слишком слепят водителя. Поэтому, влетая в пробку на трассе и включая "аварийку", не удивляйтесь, если получите сноп света в зад: народ, в целом, не очень хорошо видит дорожную ситуацию. Не случайно мы порекомендовали взять полную страховку:-)

Ну, что знал – сказал...

* * *

Тель-Авив

Предстояло закупиться продуктами – мы намеревались учинить домашнее застолье в забронированных апартаментах, – однако прибыли в Израиль в субботу, когда каждый православный иудей должен почитать субботу, и далеко не каждый супермаркет был готов удовлетворить наши потребности. Магазинчик, не соблюдающий шабат, обнаружили на улице Дизенгофф – не без помощи интернета, разумеется. Заполнив багажник провизией, отправились в отличный ресторан (его заприметили ещё в прошлый наш визит, и с тех пор глава семейства мечтал попасть сюда снова).

Набережная в Тель-Авиве

Яффо

Яффо (или Яффа) – один из главных портов древнего Израиля. В 1950 году Тель-Авив и Яффо объединили под управлением одного муниципалитета, и на всех указателях теперь написано "Тель-Авив – Яффо". Тем не менее Яффо сохранил своё своеобразие: историческая часть города превращена в один большой туристический центр с многочисленными ресторанами, галереями, мастерскими художников, «блошиными» рынками, салонами, музеями и археологическими раскопками.

Первое, что мы увидели, въехав в старинный квартал города, – огромная украшенная ёлка, вокруг которой вились ребятишки и с удовольствием фотографировались взрослые. Ну вот, а говорят, здесь Новый Год не празднуют!

Пришлось потолкаться в пробке, прежде чем мы пробились, наконец, к старому порту. В отчаянии попытались встать на парковке для мотоциклов, но любезные израильтяне предупредили, что есть реальный шанс получить тикет на 500 шекелей (а прокатчики по этому поводу церемониться не будут, спишут штраф и административную неустойку в два счета). Добрались, наконец, до порта, где и нашли обширный бесплатный паркинг.

Порт старого Яффо.
Наш ресторан расположен в сером здании на заднем плане.

Hazaken ve Hayam – The Old Man and the Sea
Hangar 1, Яффа, Тель-Авив 68143, Израиль

Опасались, что в ресторане не будет мест, так как день был выходной, а здесь приняты семейные обеды в общественных заведениях. К счастью, нашлось отличное местечко, и мы с удовольствием проводили старый год, смакуя блюда местной кухни.

* * *

Апартаменты у нас были забронированы на севере страны, и мы поспешили туда добраться.

Едем в Атлит.

2 bedroom apartments in Atlit, Haifa district
Haharuv st 213/3 2nd floor, Atlit, 3030000, Израиль
Телефон: +972 58 788 5453
Ссылка: booking.com

Нас встретила милейшая соседка хозяина квартиры, с которой мы чудом объяснились на ее родном языке, зная буквально несколько разговорных выражений. Однако было достигнуто полное взаимопонимание:-)

Booking.com

"Апартаменты с 2 спальнями" представляли собой трехкомнатную квартиру с просторной гостиной, объединенной с неплохо оснащенной кухней. Позвонивший хозяин объяснил, где находится елка с игрушками и как подключить русский канал, чтобы правильно встретить Новый год. Мы посмеялись, но смирились: ничего не оставалось делать, как строгать оливье, накрывать на стол под извечную «Иронию судьбы», от которой, видимо, не уйдёшь.

Елку мы собрали, но так толком и не нарядили, накинув на неё лишь гирлянду и мишуру. Вернувшись с прогулки на следующий день, мы обнаружили, что неугомонный неутомимый хозяин развесил-таки игрушки.

Воскресенье, 1 января. Кейсария

Утром 1-го января поехали в Кейсарию. Наверное, это было первое в нашей жизни такое начало нового года. Только представьте себе: в то время, когда почти вся страна еще видела тяжелые похмельные сны, мы уже гуляли вдоль моря и наслаждались восхитительным чувством умиротворения и покоя.

Атлит – Кейсария, 30 км за 25 мин

Национальный парк "Кейсария"
Адрес: The Old City of Caesarea, 30889, Israel
Сайт: www.caesarea.com

Долго стояли перед кассами, разбирались с билетами. Выяснилось – их существует два вида: дешевые и "все включено". Дешевые брать не стоит – они дают доступ лишь к ресторанно-галерейной части заповедника: для местных то, что надо, они и валят туда толпами, однако все самое интересное для туриста в таком случае окажется вне пределов досягаемости.

Современное здание художественной галереи на самом берегу Средиземного моря.

Античное искусство: крышка саркофага с головой Горгоны (II – III в. н.э.)

Современное искусство: статуя мужчины весомых достоинств.

Входим на территорию древней Кейсарии через ворота крестоносцев.

Знакомые по европейским замкам готические каркасно-крестовые своды.
Ну не умели крестоносцы строить по-другому!

"Полный" билет включает просмотр видеофильма "Time Track" (на иврите, но с английскими субтитрами), где в анимационной манере довольно внятно рассказывается история Кейсарии. Вкратце перескажем ее ключевые вехи:

Питер Брейгель (Старший) – Избиение младенцев
Hampton Court, London

Был в Израиле царь Ирод, которого по христианским источникам все знают в мрачном обличье избивателя младенцев. Маловероятный, прямо скажем, эпизод из его биографии тем не менее покоится на известном факте о жестокости этого правителя. Посаженный на иудейское царство римлянами, Ирод (сам не будучи иудеем) весьма опасался за свою жизнь и возвел на земле израилевой многочисленные замки, в которых надеялся пережить смуту. В общем, в историю Израиля он вошел как эффективный менеджер строитель. Одним из амбициозных проектов царя Ирода было строительство кейсарийского порта.

По мнению историка древней Иудеи Иосифа Флавия, Ирод увидел в этом равнинном участке потенциал для осуществления своих грандиозных архитектурных и градостроительных планов. Вскоре на развалинах древнего финикийского поселения Башня Стратона был возведён огромный порт, быстро превративший город в один из центров средиземноморской торговли и мореплавания. Иосиф Флавий писал: «Хотя местоположение было неблагоприятным, (Ирод) так успешно одолел все трудности, что прочность конструкции не могла быть преодолена морем, а её красота казалась сотворённой безо всяких усилий».

В ходе постройки было применено новое изобретение – "римский бетон": в заранее приготовленные на берегу полые формы засыпали камни, известь и пуццолан. При соприкосновении с водой пуццолан застывал, и вся смесь превращалась в один большой бетонный блок. Созданные таким образом большие бетонные молы сами явились строительной площадкой – на их поверхности также возводили здания.

Здесь же, на рифе, далеко выдающимся в море, был построен дворец царя Ирода. Археологи обнаружили мозаичные полы с геометрическими узорами и остатки высеченного в камне бассейна. Лучше всего сохранилась северная часть верхнего дворца – там находился тронный зал. После смерти Ирода дворец служил резиденцией римских прокураторов.

В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль вить там гнездо.

В течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. В частности, не нашел ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные, утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергает его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.

М. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Ко дворцу царя Ирода примыкают руины здания с колоннами. Это место вполне могло быть судебной палатой, упомянутой в Деяниях апостолов. Здесь состоялся суд прокуратора Иудеи над апостолом Павлом. Его обвинили в том, что вводит он язычников в Храм Соломона. Однако нехорошие иудеи не могли казнить Павла из-за его римского гражданства и отправили в Кейсарию.

На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста приведен был Павел. И сказал Фест: царь Агриппа и все присутствующие с нами мужи! вы видите того, против которого все множество Иудеев приступали ко мне в Иерусалиме и здесь и кричали, что ему не должно более жить. Но я нашел, что он не сделал ничего, достойного смерти; и как он сам потребовал суда у Августа, то я решился послать его [к нему]. Я не имею ничего верного написать о нем государю; посему привел его пред вас, и особенно пред тебя, царь Агриппа, дабы, по рассмотрении, было мне что написать. Ибо, мне кажется, нерассудительно послать узника и не показать обвинений на него.

Деяния 24:27

В общем, получилось в некотором роде повторение сцены между Понтием Пилатом и Иисусом, правда, с более счастливым концом: Порций Фест принял решение отправить Павла в Рим на императорский суд. Там за "отсутствием состава преступления" апостол был освобожден.

Все мои заботы и печали
Тонут в кубке алого вина.
Трапезой нехитрой день кончаем,
Чтобы не спеша отойти в объятия сна.

Кто не знает, как живет апостол?
Славно быть избранником небес.
Пишем мемуары – впечатлений вдосталь,
Чтоб потом не забыли о тебе.

"Тайная вечеря" из рок-оперы
"Иисус Христос – суперзвезда"
(Перевод Ярослава Кеслера)

За дворцом Ирода, уже за городской стеной, находится театр. На его развалинах была обнаружена известняковая плита с надписью-посвящением о том, что Понтий Пилат построил святилище в честь императора Тиберия. Говорят, это – единственное подлинное свидетельство существования жестокого прокуратора Иудеи... Плита выставлена в Музее Израиля в Иерусалиме.

В отреставрированном театре сейчас проводят концерты. В частности, здесь выступали милые сердцу Ворчуна Deep Purple во время их последнего концерта в Израиле. Мы же застали нестройное пение хора христианских паломников.

За "судебной палатой" вдоль морского побережья вытянулось сооружение, которое сегодня назвали бы спортивно-развлекательным комплексом: сначала здесь располагался ипподром, потом его сменила арена, где проходили гладиаторские бои. Только хлеба и зрелищ желают плебеи... (с)

В северной части сохранились остатки ворот, откуда выезжали колесницы.

Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса,
Конармейская тачанка,
Все четыре колеса!

Над бывшим ипподромом – остатки римских бань, построенных уже в византийскую эпоху. В это время, когда грозный Рим лежал в руинах, а на императорских форумах паслись козы, здесь кипела жизнь. Кейсарийцы уже не ходят по воду с коромыслом наслаждаются водными процедурами в термах, роскошно отделанных мрамором и украшенных цветными мозаиками... Рима больше нет, и плебеи с восторгом перенимают привычки патрициев.

Остатки напольных мозаик.

Перед входом в банные помещения располагалась палестра – "предбанник", помещение, в котором купальщики разминались перед помывкой. Там можно было также сделать массаж, умаститься маслами или отдохнуть перед уходом.

Мраморный бассейн.

Изнежившись, кейсарийцы быстро впали в ничтожество, и судьба некогда блистательного города в точности повторила историю владений Рима на Ближнем Востоке. В эпоху крестоносцев здесь возникла крупная перевалочная база, обнесенная мощной крепостной стеной, – через ее ворота мы и проникли на территорию заповедника. Те же крестоносцы и стали, в сущности, причиной падения Константинополя. После захвата Царь-града турками Кейсарию осадили арабы под предводительством султана Бейбарса, и город пал. Вскорости он превратился в богом забытую деревню. Ее покой был потревожен лишь однажды – османские власти в конце XIX века переселили сюда братушек-боснийцев, согнанных со своих земель во время балканских войн. Их-то минарет и виднеется при входе на территорию древнего города.

Косяк птиц в небе над Кейсарией.

Схема достопримечательностей Кейсарии
на основе карт www.wikimapia.org

Акведук

При въезде в Кейсарию мы заметили указатель на акведук. Солнце уже начинало заходить в воды Средиземного моря, и мы рассчитывали на интересные кадры. Так и оказалось.

Акведук был построен во времена царя Ирода для подачи воды во все более разрастающуюся Кейсарию. Бани, фонтаны, общественные туалеты и прочие блага цивилизации требовали все больше живительной влаги, и местных городских колодцев уже не хватало.

Грандиозные остатки древнего водопровода простираются на значительное расстояние, но не вызывают у потомков священного трепета. Впрочем, они неплохо украшают собой фотографии заката – а что еще надо от античных развалин?

 

Продолжение: Зихрон-Яаков. Сады барона Ротшильда

 

 

Назад Яндекс.Метрика

Дальше