Главная страница

Новогоднее путешествие в Израиль

Часть 6: Тель-Авивский художественный музей

Главная страница

Израиль

Наши путешествия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 

Перелет
Прокат машины
Тель-Авив
Яффо
Апартаменты
Кейсария

Зихрон-Яаков
Рамат ха-Надив

Атлит
Замок крестоносцев
Музей незаконной иммиграции

Тель-Авив
Художественный музей


 

К началу поездки

Пятница, 6 января. Тель-Авив

Решили узнать, как в Израиле обстоят дела с культурой вообще и с изобразительным искусством в частности. Едем в Тель-Авивский художественный музей. Паркуемся на его просторной подземной стоянке. Пятница – выходной день в Израиле, и парковка обходится совсем не дорого, в районе 20 шекелей за целый день.

Книжный магазин в Хайфе

Тель-Авив
Основан в 1909 году
Население – 444 тыс. чел.

"Космическая" архитектура в центре Тель-Авива

Tel Aviv Museum of Art / Тель-Авивский художественный музей
Address: Sderot Sha'ul HaMelech 27, Tel Aviv-Yafo
Internet: www.tamuseum.org.il

Инсталляция перед главным корпусом

Музейный комплекс состоит из нескольких корпусов. Конечно же, мы начали обзор с главного здания на бульваре Шауль ха-Мелех (Царя Саула). Здесь расположена основная экспозиция. Новое крыло, открытое для публики в 2011 году, предназначено для проведения выставок. В общем, музей получился обширным. Для предварительного знакомства с коллекцией понадобится не менее двух часов.

Начнем нашу экскурсию по музею с маленького зала с работами мастеров до XIX века. Их, прямо скажем, немного. Да и откуда бы здесь им взяться?

Старые мастера

Рембранд
(1606–1669, Нидерланды)
Самсон угрожает своему тестю
(ок. 1636)

Самсон-назорей, ветхозаветный персонаж, всю свою жизнь боролся с филистимлянами. Сложно сказать, кто кого в итоге победил, но все помнят, наверное, историю его страсти к коварной филистимлянке Далиле, обещавшей за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона... Однако речь не об этом.

Лейтмотив картины обыгрывает историю из жизни самого Рембрандта. Сын мельника, он был совсем не парой дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх. В гневе праведном на людскую пошлость художник написал картину с библейским сюжетом. Рембрандт изобразил себя в виде Самсона, показывающего кулак. «Отдайте мне Саскию!» – требовал он… Повлияла работа на решение отца невесты или нет, мы доподлинно не знаем. Но брак, в конечном итоге, был заключен. Этот союз распахнул перед художником двери самых богатых домов Амстердама. Заказы посыпались к нему один за другим. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк, который он наполнил скупленными у антикваров предметами искусства.

К несчастью, молодая жена Рембранда умерла через год после рождения сына Титуса, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат…

Неизвестный фламандский мастер
Поклонение волхвов / Adoration of the Magi (Adoration of the Kings)
(XVI век; возможно, часть триптиха)

Мауриций Готлиб
(1856–1879, Польша)
Евреи в синагоге молятся в День Искупления
(1878)

Основная экспозиция

Большую часть постоянной коллекции занимают работы признанных художников I-ой половины ХХ века. Эти ребята были настолько плодовиты, что оставленного ими наследства хватило для украшения не одного десятка первоклассных музеев. Пробежимся по собранию, чуть задержавшись у некоторых шедевров.

Камиль Писсаро
(1830, Карибы – 1903, Франция)
Старая мельница в Кнокке / The Vieux-Moulin in Knokke
(1894; 1902. Коллекция Симона и Марии Яглом)

Он же
Послеобеденный перерыв, девочка и молодая крестьянка отдыхают
(1882. Коллекция Моше и Сары Майер)

Пьер-Огюст Ренуар
(1841–1919, Франция)
Алжирская женщина
(1882. Коллекция Моше и Сары Майер)

Он же
Одалиска
(ок. 1898. Коллекция Симона и Марии Яглом)

Он же
Портрет Мисии Серт / Misia Sert
(1904)

Анри де Тулуз-Лотрек
(1864–1901, Франция)
Прачка
(1886)

Джеймс Энсор / James Ensor
(1860–1949, Бельгия)
Моя любимая комната
(1892)

Клод Моне
(1840–1926, Франция)
Яблони в цвету
(1900. Коллекция Симона и Марии Яглом)

Поль Синьяк
(1863–1935, Франция)
Мост Мирабо
(1903)

Огюст Роден
(1840–1917, Франция)
Suzon
(1875)

Он же
Вечная весна

Винсент ван Гог
(1853, Голландия – 1890, Франция)
Пастушка (подражание Милле)
(1880(?) Коллекция Моше и Сары Майер)

Чтобы понять, кому именно подражает Ван Гог, сделаем небольшое отступление и мысленного перенесемся во французский Барбизон.

Жан-Франсуа Милле был одним из основателей барбизонской школы. Художники школы опирались на традиции, заложенные голландскими пейзажистами, и стали своего рода предтечей импрессионизма. Характерным приёмом барбизонской школы, предвосхитившим импрессионизм, было создание этюда на пленэре с последующим завершением работы в ателье.

Жан-Франсуа Милле
(1814–1875, Франция)
Пастушка
(Национальная библиотека Франции, Париж)

Возвращаемся в Тель-Авивский художественный музей...

Поль Гоген
(1848, Франция – 1903, Маркизские острова)
Варварские сказания
(1892. Коллекция Моше и Сары Майер)

Робер Делоне
(1885–1941, Франция)
Эйфелева башня в драпировке
(1914. Коллекция Мицне-Блюменталь)

Густав Климт
(1862–1918, Австрия)
Friederike Maria Beer
(1916. Коллекция Мицне-Блюменталь)

В начале ХХ века Густав Климт был одним из главных преставителей стиля модерн. Извилистые линии, органические формы, плоскостность и декоративность стали доминирующими чертами в его работах. В последние годы Климт вернулся к более натуралистическому изображению и создал гармоничный синтез орнамента и реализма.

Фридерике Мария Беер (кто это, выяснить не удалось – в аннотации к картине она названа венской активисткой) позировала, надев шелковое платье с ручной росписью и меховую куртку, которую Климт, впечатленный смелым рисунком подкладки, попросил вывернуть наизнанку. Оба элемента гардероба были созданы известной мастерской Wiener Werkstatte, основанной в 1903 году, где Беер была постоянной клиенткой. На заднем плане – фигуры из корейской мифологии, которые, по воспоминаниям модели, были заимствованы из рисунка на восточной вазе, принадлежавшей художнику.

В 1964 году Беер подарила «платье Климта», как она его назвала, Метрополитен-музею в Нью-Йорке.

Амедео Модильяни
(1884, Италия – 1920, Франция)
Гастон Модо в шляпе
(1918. Коллекция Симона и Мари Яглом)

Анри Матисс
(1869–1954, Франция)
Две женщины на балконе
(1921. Коллекция Симона и Марии Яглом)

Он же
Женщина с гладиолусом
(1922. Коллекция Моше и Сары Майер)

Рене Магритт
(1898–1967, Бельгия)
Увиденное сквозь дневной свет / Seen through Daylight
(1928. Коллекция Мицне-Блюменталь)

Он же
Тайный пейзаж / The secret landscape
(1928. Коллекция Мицне-Блюменталь)

Выходцы из России

Василий Кандинский
(1866, Россия – 1944, Франция)
Импровизация V без названия
(1914. Коллекция Мицне-Блюменталь)

Александр Архипенко
(1887, Киев – 1964, Нью-Йорк)
Женщина на коленях / Kneeling woman
(1916–1917)

Александр Архипенко — один из крупнейших представителей кубизма в скульптуре: то, с чем художники-кубисты экспериментировали в живописи, он перенёс в скульптуру.

Родился в Киеве 1887 году. Учился в Киевском художественном училище, из которого был отчислен за участие в ученической забастовке. В 1906 вместе с Александром Богомазовым организовал первую выставку своих работ в Киеве. Переехал в Москву, где продолжил образование в Московском училище живописи, архитектуры и скульптуры. В 1908 году переехал в Париж. В 1910 выставляется в Салоне Независимых вместе с Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном и др. В 1921 открывает свою школу-студию в Берлине. В 1923 переезжает в США. В 1934 оформляет павильон Украины на выставке в Чикаго. С 1937 преподает в Новом Баухаусе.

Сегодня произведения Архипенко представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля.

Он же
Женщина в кресле
(1918)

Леонид Пастернак
(1862, Россия – 1945, Англия)
Портрет Луи и Розы Хох
(1932)

Он же
Макс Либерманн на открытии выставки в Берлинской Академии
(1930. Дар художника, 1935)

Марк Шагал
(1887, Россия – 1985, Франция)
Бабушка делает варенье
(1914. Коллекция Саймона и Мари Яглом)

Он же
Еврей с Торой
(1925. Дар художника, 1931)

Он же
Влюбленные и Луна
(1927. Коллекция Саймона и Мари Яглом)

Он же
Влюбленные
(1929)

Он же
Стена плача
(1932. Дар художника, 1948)

Он же
Одиночество
(1933. Дар художника, 1953)

Он же
Русалка
(1962. Коллекция Моше и Сары Майер)

Наталья Гончарова
(1881, Россия – 1962, Франция)
Ascent (Composition in yellow and black)
(1956. Коллекция Мицне-Блюменталь)

Наталья Гончарова
(1881, Россия – 1962, Франция)
Ваза с цветами
(1919–1924)

Наталья Гончарова была в числе пионеров русского авангарда. В 1890-х годах она училась в Московском институте живописи, скульптуры и архитектуры, где женщины могли посещать занятия, но не получали при этом диплом. Ее ранние работы написаны в примитивистском и кубистическом стилях с заметным влиянием русской иконописи и народного творчества.

В 19 лет Гончарова познакомилась с художником Михаилом Ларионовым, который стал ее коллегой и гражданским мужем. Пара заняла видное место среди московских богемных кругов начала ХХ века, в которых Наталья часто была единственной женщиной.

В 1913 году Третьаковская галерея приобрела первую картину художницы. Несмотря на то, что власти запретили ее картины как «порнографические», карьера Гончаровой именно в это время достигла своего пика, сделав ее образцом для подражания и источником вдохновения последующих поколений женщин-художников.

В 1914 году Гончарова и Ларионов отправились в Париж, чтобы сделать декорации к балету Сергея Дягилева «Le Coq d'or» (Золотой петушок). Там они и остались. В конце концов пара поженилась в 1955 году в Париже, где Гончарова и умерла семь лет спустя.

Представленные в коллекции музея работы относятся к тому периоду, когда Гончарова была подвержена европейскому модернизму, не отказываясь от наследия русского фольклора, что и составило, в первую очередь, ее славу как «русского художника-авангардиста».

Франсис Пикабиа
(1879–1953, Франция)
Женщина с лилией
(1938)

Франсис Пикабиа получил известность как эксцентричный художник, не подчиняющийся никаким политическим или стилистическим догмам. Он оказал большое влияние на современное искусство, в частности, на дадаизм и сюрреализм. В течение всей своей жизни Пикабиа множество раз менял свой творческий стиль, а также личные и эстетические пристрастия. Пожалуй, в этом отношении он может быть признан едва ли не рекордсменом. Если по порядку пересчитать все трансформации его стиля, направления, манеры письма и даже идеологии, получится никак не менее семи, (а то и десяти) резких поворотов. Пожалуй, в этом отношении Франсис Пикабия превосходит даже своего более знаменитого современника и приятеля, Пабло Пикассо.

К середине 1930-х Пикабиа переходит к стилистике почти откровенного китча. Он создаёт десятки картин в жанре «ню», аллегории, портреты и даже интерпретирует классические библейской сцены в духе нарочито нелепой поделки или антиискусства. В это время он особенно много работает на заказ.

Франсис Пикабиа по характеру и образу своей жизни всегда был ярко выраженным жуиром и бонвиваном. Любитель красивой жизни и удовольствий, Пикабиа закончил тем, что начал откровенно зарабатывать деньги и переводить своё громкое имя в «кэш». В последний период жизни он перешёл к условной и почти гламурной живописи, служившей немедленной коммерческой выгоде, но совершенно лишённой мощи и оригинальности, присущих его таланту в молодые годы.

Представленная в коллекции музея работа относится как раз к этому периоду. Однако обращает на себя внимание – мастерство не купишь продашь!

Джексон Поллок
(1912–1954, США)
Земляные черви
(1946)

Ханс Беллмер
(1902, Германия – 1975, Франция)
Кукла
(1936; 1965)

Хоан Миро
(1893–1983, Испания)
На дне раковины
(1948. Коллекция Моше и Сары Майер)

Он же
Мужчина и женщина
(1966)

Джорджио де Кирико
(1888, Греция – 1978, Италия)
Античные кони
(ок. 1955. Коллекция Мицне-Блюменталь)

Цугухару Фудзита
(1886, Япония – 1968, Швейцария)
Портрет Фелиции Блюменталь
(1957. Коллекция Мицне-Блюменталь)

Выходец из Японии, Цугухару Фудзита прославился прежде всего как французский живописец и график парижской школы. Создал собственный стиль, объединив в своём творчестве приёмы японской живописи и гравюры с традициями европейского реализма.

Громкую славу художнику принесли картины в жанре ню, сочетающие в себе салонную привлекательность с гипертрофированной изящностью. Он разработал для них особую технику, позволяющую передать средствами масляной живописи гладкую текстуру японской бумаги. На этой идеально ровной поверхности, напоминающей слоновую кость, Фудзита проводил тончайшие линии. Он покрывал холст особым молочно-белым фоном, причём состав краски держал в тайне. Кроме того, художник сочетал масляные краски с японской тушью, либо её искусной имитацией, и гордился тем, что ему удалось совместить две несовместимые техники.

Нам уже удалось познакомиться с работами художника на выставке «Шальные годы Монпарнаса», проходившей в московском ГМИИ в 2015 году. В Тель-Авивской коллекции выставляется портрет Фелиции Блюменталь, относящийся к позднему периоду творчества художника. В ноябре 1951 года с огромным успехом проходит крупная выставка Фудзиты в Мадриде. Художнику заказывают множество портретов; он отмечает, что ему удалось побить собственный рекорд по заказам за все предыдущие периоды. Постепенно к Фудзите возвращается слава довоенных лет.

В своём позднем творчестве Фудзита, ставший католиком, обращается преимущественно к религиозным темам и библейским сюжетам. В эти годы он также писал образы Мадонн и молящихся женщин, используя насыщенные цвета и особую технику для создания золотого фона. Почему-то кажется, что в изображении Фелиции Блюменталь есть что-то общее с Мадонной...

Пабло Пикассо
(1881, Испания – 1973, Франция)
Женский бюст
(1953)

Пабло Пикассо
Мушкетер с трубкой
(1968. Коллекция Моше и Сары Майер)

Энди Уорхолл
(1928–1987, США)
Admit One – 087506
(1967, билет на Кинофестиваль в Линкольн-Центре)

На этом, пожалуй, завершим обзор постоянной коллекции. Ах да, есть несколько работ местных художников (вряд ли способных составить конкуренцию признанным мастерам). Вот, например:

Миха Ульман / Micha Ullman
(р. 1939, Израиль)
Полночь (из серии "Контейнеры")
(1988)

Конечно же, не обошлось и без архисовременного закоса под "детскую мазню". Этот шедевр (даже не выснили, чей) скромно приютился на самом верхнем этаже музея.

В тот же день нам удалось посетить еще несколько временных выставок, проходивших в музее. Но о них мы расскажем в следующей части, ибо и без того получается культурный передоз...

А вообще, Тель-Авивский художественный музей – место, куда хочется возвращаться.

 

Продолжение следует...

 

 

Назад Яндекс.Метрика

Дальше