Главная страница

Иерусалим

Под небом голубым есть город золотой...

Главная страница

Израиль

Наши путешествия

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 

Часть 1:
Послание к Евреям


День 1: Исход
New Imperial Hotel
Армянская таверна

День 2: Песнь песней
Цитадель (башня Давида)
Стена Плача
Храм Гроба Господня
Ресторан "Эвкалиптус"

День 3: Завет Авраама
Храмовая гора
Туннель Хасмонеев
Виа Долороза
Мистерия в крепости Давида

Часть 2:
Послание к Филистимлянам


День 4: Книги Пророков
Прогулка по стенам
Дамасские ворота
Садовая могила
Пещера Седекии
Львиные ворота
Елеонская гора
Могилы пророков

День 5: Бытие
Вифлеем
Храм Рождества Христова
Молочный грот
Check-point

День 6: Притчи Соломоновы
Могила царя Давида
Дормицион

День 7: Бегство в Египет
Горница Тайной Вечери
Тель-Авив
Яффо

День 8: Псалом 136

Похожие путешествия
Ссылки по теме

 

Продолжение нашего рассказа о поездке в Израиль в январе 2015 г.

Начало – здесь

Часть 2: Послание к Филистимлянам

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной.

А в городе том сад,
Все травы да цветы,
Гуляют там животные
Невиданной красы.

Одно как рыжий огнегривый лев,
Другое – вол, исполненный очей,
Третье – золотой орел небесный,
Чей там светел взор незабываемый

Анри Волохонский – "Рай" ("Город")

6 января: Книги Пророков

Прогулка по Северной стене

После вчерашнего солнцепека решили одеться полегче, но снова не угадали. На этот раз отправились на прогулку по Северной стене, как всегда, со своим аудиогидом. Билетная касса находится в сувенирном магазинчике рядом со входом на стену. Там нам выдали карту. Почему-то одну на троих. Такой маленьких гешефт наших арабских друзей: понятно, что карта должна прилагаться к купленному билету, но ушлые ребята просят по 10 шекелей за каждую дополнительную. Разумеется, нам столько макулатуры по такой цене не надобно.

Вход на Северную стену осуществляется как раз у Яффских ворот, рядом с которыми мы живем. Маршрут тянется до Дамасских ворот и проходит вдоль Христианского и Мусульманского кварталов. Соответственно, на противоположной стороне – новый город.

Вид на новый город:
внизу торговый квартал "Мамилла", далее Давидова деревня и громада отеля "Царь Давид" на заднем плане.

Когда мы уже взобрались на стену, поднялся сильный порывистый ветер, то и дело пытавшийся вырвать карту из рук. Мы тогда еще не знали, что надвигается снежная буря, которая для израильтян – настоящее стихийное бедствие. А пока мы неторопливо прогуливались, сверяясь с картой, пытались идентифицировать тот или иной указанный на ней объект.

Трамвай огибает здание мэрии Иерусалима.

14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства. Уже на следующий день Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Трансиордания напали на новую страну. Началась Война за независимость Израиля. Через год после ее начала восточная часть Иерусалима, включая Старый город, была захвачена ударными частями трансиорданского Арабского легиона. Крепостная стена древнего города становится форпостом иорданцев. Их наблюдательные пункты и огневые точки ныне отмечены табличками.

Мэрия еврейской (западной) части Иерусалима оказалась на линии огня, но продолжала свою работу. На ее фасадах до сих пор видны следы от пуль и осколков снарядов.

Старый город и Восточный Иерусалим оставались под контролем Иордании до Шестидневной войны 1967 года.

Облачение церковнослужителей Латинского Патриархата.

Рождественская ель в Христианском квартале.

В старом городе больше всего заинтересовали крыши домов с обилием спутниковых антенн в Мусульманском квартале, в новом, если честно, ничего особенного.

Собор Иерусалимской богоматери, Notre-Dame de Jerusalem.

По преданию, именно в этом месте Танкред, один из предводителей крестоносцев, остановился на привал перед завоеванием Иерусалима.

Отбита и добыча: христиане
За шагом шаг, ничуть не торопясь,
К возвышенному месту отступают
И там себе готовят оборону.
Тогда, подобно молнии, что туча
Стрелою шлет из недр своих на землю,
Летит по приказанию Готфрида
На помощь братьям доблестный Танкред.

Вождя в нем прозревая, Аладин
Эрминии, уже смятенной, молвит:
"Твой взгляд привык их различать; кто этот
С осанкой горделивой и надменной?"
Она молчит: сперва сдержать ей надо
И вздох в груди, и слезы на глазах;
И все ж ее волненье обличают
И трепет губ, и влажный блеск зрачков.

Лишь злобою прикрыв любовь, она
В себе находит силы для ответа:
"Увы! В моей душе запечатлелись
Его черты глубоко, государь.
Немало крови подданных моих
Он пролил, рвы телами наполняя.
Ни травы, ни заклятья не залечат
Тех ран, что он наносит, разъяренный.

Зовут его Танкредом: если б в плен
Попался он! Не смерть его нужна мне;
Он нужен мне живой, чтоб сладкой местью
Могла я муки сердца успокоить".
Сказала и последние слова
Невольно тяжким вздохом заключает.
О ненависти думает тиран,
Тогда как вздох безумной страстью вызван.

Торквато Тассо – Освобожденный Иерусалим

Никола Пуссен – Танкред и Эрминия
(1630-е гг. Холст, масло. 98,5 x 146,5 см, Государственный Эрмитаж, СПб)

Штурм Иерусалима начался на рассвете 14 июля 1099 г. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен утыканные гвоздями «просмоленные деревяшки, обертывая их в горящие тряпки». Обстрел камнями, однако, не причинил городу особого вреда, так как мусульмане защитили стены мешками, набитыми хлопком и отрубями, которые смягчали удар. Под непрекращающимся обстрелом – как пишет Гийом Тирский, «стрелы и дротики сыпались на людей с обеих сторон, подобно граду» – крестоносцы пытались придвинуть к стенам Иерусалима осадные башни, однако им мешал опоясывающий город глубокий ров.

Сражение продолжалось весь день, однако город держался. Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать – мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия.

Утром 15 июля, засыпав ров, крестоносцы смогли, наконец, беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам и поджечь защищающие их мешки. Это стало переломным моментом в атаке – крестоносцы перекинули на стены деревянные мостки и устремились в город. Первым прорвался рыцарь Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский.

Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота. Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида сдался и открыл Яффские ворота.

Оскар Йегер – Всемирная История

Так мы дошли до Дамасских ворот. Путь дальше перекрыт надежной решеткой. Видимо, шествие по стене над Мусульманским кварталом небезопасно. Жаль!

Что ж, отметились, спустились вниз и оказались в самой гуще арабской жизни. Почувствовали себя чужаками на этом празднике. Впрочем, вряд ли здесь кого-то можно удивить белыми туристами, но показалось, что посматривали на нас несколько искоса.

Дамасские ворота

Дальше у нас особых планов не было. Возникла мысль добраться до так называемой «альтернативной Голгофы», которая находится в новом городе как раз неподалеку, но там в эти часы не принимали. В дальнейшем мы так туда и не вернулись.

Садовая могила

Наличие лишь косвенных упоминаний в Евангелии о месте распятия, погребения и воскрешения Иисуса Христа всегда порождало многочисленные вопросы. В 1882 г. британский генерал Чарльз Гордон обнаружил недалеко от стены Старого города крутой скалистый склон, расщелины которого напоминали человеческий череп. Поскольку Голгофа в переводе с арамейского и древнееврейского языков означает «череп», Гордон заключил, что именно этот холм и является местом распятия Иисуса Христа.

Кроме визуальной схожести скалы с черепом, генерал опирался и на библейское описание:

«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко».

Евангелие от Иоанна, гл. 19

Генерал нашел единомышленников и привлек к работам известного археолога Конрада Шика. В ходе раскопок в районе Садовой гробницы в 1893 г. были обнаружены древние захоронения и огромный резервуар, высеченный в камне, который мог использоваться для орошения древнего сада. Рядом были найдены маслодавильни и винные прессы, относящиеся к I в.

В скале была также найдена гробница с желобом, по которому, как считается, перемещался камень, закрывающий вход. Все это подтверждало предположение генерала о том, что истинное место погребения Иисуса Христа находится в Садовой гробнице, а не в Храме Гроба Господня.

Путеводитель по Израилю – Садовая Гробница

Сейчас рядом с Голгофой располагается арабский автовокзал. Площадь перед ней огорожена, занять выгодную позицию для съемки не получается, поэтому фотография с трудом передает тот вид "Горы-черепа", который открылся бы нам с городской стены за Дамасскими воротами...

Стал накрапывать дождик, а он, как мы помним, в этих местах нешуточный. Прямо перед нами оказалась пещера Седекии. Метнулись в нее. Не то чтобы нам было туда очень надо, просто не хотелось промокнуть.

Пещера Седекии

Пещера эта – бывшие каменоломни, известняк из которой использовался для строительства легендарного храма царя Соломона. По идее, эту пещеру можно с полной ответственностью называть "Копи царя Соломона" (почти по Буссенару).

Размеры галерей, скрытых за неприметным входом, в состоянии поразить впечатлительного путника. В самой пещере – безлюдно. Спустившаяся вместе с нами французская мини-группа быстро растворилась в бесконечных пространствах, и мы остаемся предоставленными самим себе. Заблудиться почти невозможно, но немного страшно – а вдруг?

Самый большой зал называется "Холлом франкмасонов". Говорят, после того, как середине XIX века обнаружили эту пещеру, члены таинственной секты, почитавшие царя Соломона за первого масона, проводили здесь свои ритуальные собрания.

Имя пещеры связано с исторической личностью – последним царем Иудеи перед Вавилонским пленением. Поставленный на царство Навуходоносором II, Седекия восстал против своего патрона, отказавшись платить дань. Усмиряя непокорную провинцию, вавилоняне разрушили Первый храм... Впрочем, этот факт иудейской истории нам уже известен. Седекия же пытался выбраться из осажденного города через соломоновы каменоломни, но был схвачен, ослеплен и отправлен в цепях в Вавилонию, где и умер. Подземный источник в пещере так и называется – "Слезы Седекии".

* * *

Выбрались наружу, самое время обедать. Мусульманский квартал – рядом. Направляемся в знакомый уже ресторанчик у III–IV остановки Крестного пути. Понравилось нам там.

Львиные ворота

Мы опять на Виа Долороза. В ее створе – Львиные ворота, через которые пролегает дорога на Масличную гору. Нам – туда. Но прежде надо посетить место рождения Девы Марии.

Неподалеку от Львиных ворот находится католическая базилика святой Анны. Ее двери были заперты, но до открытия оставались считанные минуты, и мы здесь немного задержались. К нам подошел таксист арабского вида, предложил отвезти на Масличную гору, дескать, очень далеко, очень тяжело и темнеет рано. Поотнекивались, но пообещали непременно воспользоваться его услугами, когда поедем в аэропорт. Вручив свою визитку, добрый человек по имени Сулейман, наконец, отстал.

Мы тем временем обнаружили рядом еще один храм, посвященный тому же событию. Он приписан к монастырю, принадлежащему Иерусалимской православной церкви.

Небольшая церковь стоит на месте дома родителей Богородицы. По преданию, в нем она и родилась. Случилось это в пещере, куда теперь ведет узенькая лесенка.

Разговорились со словоохотливой свечницей, которая и впустила нас в пещеру, закрыв за нами решетчатую калитку на замок. «Ничего себе!» – подумали мы. – «А как же мы выйдем в случае чего?». «Так я рядом!» – последовал весело оптимистичный ответ. Зачем нас запирали, так и осталось до конца не понятным, но это придало некоторую остроту ощущениям.

Покинув монастырь, мы еще раз попытали счастья у католиков, но те почему-то захотели денег. Возможно, место это действительно стоит того, чтобы заплатить – тем более что при базилике святой Анны находится Вифезда, упоминаемые в Библии Овечьи пруды, – но к этому времени уже действительно начало смеркаться. Поэтому, притормозив ненадолго для осмотра Львиных ворот, мы направились в сторону Масличной горы.

Елеонская (Масличная) гора

Многочисленные извозчики непрестанно предлагают свои услуги, но мы решили пройти этот путь своими ногами, так как хотелось ощутить, прочувствовать и проникнуться, ведь по этой дороге сошел в Иерусалим Иисус Христос.

Восхождение на Масличную гору начинается от пещерной церкви Успения Богородицы, что в Кедронской долине. Здесь находятся могилы Богородицы, ее мужа, Иосифа Обручника, и родителей – Иоакима и Анны.

Вместе с нами из автобуса высадилась группа русскоговорящих паломников, и это создало суету на широкой лестнице, ведущей в пещеру, и очередь у кувуклии над гробом Богородицы.

Интерьер Успенской церкви.

Рядом с церковью – вход в Гефсиманский грот, почитающийся францисканцами как место, где Иисус был предан Иудой. К сожалению, закрыто... Переходим дорогу и оказываемся в Гефсиманском саду.

Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников...

Евангелие от Матфея, гл. 26

Рядом в 1924 году на деньги католиков разных стран была построена церковь Всех наций. Ее латинское название Basilica Agoniæ Domini иногда переводят как церковь Агонии Христовой, но в католической традиции термин Агония в Гефсиманском саду соотносится с греческим "борьба природы со смертью", "душевная борьба" – то, что в православной традиции именуется Молением о чаше.

Церковь стоит на месте скалы, где перед арестом молился Христос. Сейчас часть скалы внутри храма огорожена.

Сам Гефсиманский сад совсем не большой. В нем сохранились оливы, которым по меньшей мере 1000 лет. Вообще, вся Масличная гора издревле была засажена оливковыми деревьями, откуда и произошло название. А слово Гефсимания традиционно переводится с арамейского как "масличный пресс".

Ползем в гору. По дороге старинное еврейское кладбище. На нем похоронено много известных сынов израилевых. На надгробиях лежат камни – цветы на солнцепеке долго не протянут.

Церковь плача Господня («Доминус флевит») выглядит скромно, но величественно. По преданию, здесь Иисус оплакивал грядущее разрушение Иерусалима.

А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Евангелие от Луки, гл. 19

С этого места весь город виден, как на ладони. Впрочем, для проведения фотосессии лучше подняться на смотровую площадку.

На лавочке сидит негр, читает Тору. Мимо проходит еврей: – Ему-таки мало того, что он негр!

Ветер тем временем усиливался. И если с моря он нес снег, то из лежащей к востоку от города пустыни не могло прилететь ничего, кроме песка. Начиналась песчаная буря. Погодка, блин! Снега им мало!

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях.

Михаил Булгаков – Мастер и Маргарита

Хасиды у стены Еврейского кладбища прощаются со своим единоверцем.

У смотровой площадки мы были атакованы таксистом, оказавшимся настырнее своих собратьев. Он сначала ходил вокруг нас кругами, потом сопровождал на своем минивэне. Понятно, человеку кормить семью надо, а туристов нет... Но его настойчивое внимание напрягало – здесь, наверху Елеонской горы находятся арабские кварталы Иерусалима, и было как-то нервозно. Понятно, конечно, что вся нервозность – исключительно в головах, но ничего не поделаешь...

Вчера решила поехать к Гробманам в Тель-Авив, но было уже довольно поздно, по случаю праздника Рош-а-шана все уже сидели дома или в гостях, а общественный транспорт у нас в праздники не работает. Поэтому в маршрутное такси, которым я добиралась, набралась практически полностью арабская публика. Надо быть параноиком, решила я, чтобы воображать в этой ситуации какие-то опасности.

Сначала села вольно одетая девушка с африканским другом, они занялись игрой на телефоне и тем, чем обычно занимаются на задних скамейках, потом несколько мужиков рабочего вида, и, наконец, все-таки вошла одна молодая еврейская пара (однополая). Я приготовилась погрузиться в свои думы, но не тут-то было. Последней села женщина, закутанная в черный бурнус, с красной повязкой вокруг лба. Она, обернувшись, что-то говорила по-арабски сидевшим сзади меня мужикам, в ее речи густо присутствовала «Аль-Акса», и было ясно, что речь идет о сегодняшних беспорядках на Храмовой горе. Мне это не понравилось, и ее большие плотно запакованные сумки стали вызывать какое-то подозрение. Я спросила, о чем разговор, и она сказала, что у нее десять сыновей уже получили диплом доктора, и она едет к младшему сыну, который сегодня стал тоже дипломированным парамедиком. Хм...

Перейдя со мной на иврит, женщина заодно уж обратилась к впереди сидящей молодежи и заговорила о том, что ее сын того же возраста, как они, что он c детства хорошо учился, и как важна вообще учеба, а не наркотики. Это мне уже скорее понравилось – я решила, что такая родительница вряд ли представляет опасность. А она рассказывала, что ее десять сыновей стали врачами, дочь – акушеркой, а вот старший, сказала она, «о-о-очень религиозный и все время проводит у проповедников». Это мне уже опять не понравилось: я как раз на днях прочла историю про живую бомбу – то есть теоретически тетка может быть и простодушной, а сын-фанатик, допустим, подложить ей бомбу в сумку. Мальчики тем временем подробно стали жаловаться тетке на какие-то свои материальные обстоятельства, препятствующие учебе. Как преподавателю, мне хорошо известно, что образование в Израиле очень дорогое, и студенты очень тяжело работают, чтобы оплатить даже первую степень, а многие предпочитают учиться за границей, где дешевле.

Тут теткин голос снова зазвучал. «Послушайте! – воспитывала их она. – Нигде в другом месте не живется так хорошо, как в этой стране. Поглядите кругом. Оставьте эти ваши разговоры про войны, проблемы. Я тут выучила десять детей, у всех дипломы, и сейчас еду к младшему, у которого тоже почти высшее образование. Когда они все собираются у меня, я чувствую себя царицей. Дом у нас большой, мы купили землю, построились, и от нас такой вид – закачаешься.» – «А почем там земля?» – спросил пожилой мужик (который в дороге всем улыбался и предлагал попить воды из его бутылки) – и дальше пошел разговор о ценах на землю, который мы можем опустить, хотя для пассажиров и самого шофера он представлял несомненный интерес. Общая беседа разделилась на два русла.

Так мы и ехали – шофер крутил головой, не обращая внимания на шоссе, обсуждал с мужчинами цены на участки, а тетка в черном бурнусе и шахидской (на вид) повязке учила еврейских мальчиков «родину любить». Кстати, водитель, который не глядит вперед, говорит по телефону и отправляет смсы – не меньшая пытка для параноика, чем шахид.

Lola Kantor – Из жизни параноиков в Израиле (Facebook)

Укрылись от назойливого таксиста в католическом храме Pater Noster. Архитектурный комплекс состоит из частично восстановленных остатков византийской базилики IV века и кармелитского монастыря XIX века. В христианской традиции связывается с местом, где Иисус Христос даровал апостолам молитву Отче наш.

Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Евангелие от Луки, гл. 11

Все внутренние и внешние стены церкви украшены плитами с молитвой Отче наш на всех языках мира. Особенно порадовал почему-то текст христианской молитвы на японском и китайском языках.

Процесс поиска родных словес весьма увлекателен. Услужливые смотрители готовы указать прихожанам искомое, но это не спортивно.

С Масличной горы Иисус вознесся на небеса. Отпечаток стопы Иисуса до сих пор можно разглядеть в капелле Вознесения. Рядом гордо возвышается минарет. Кому Иисус, а кому и пророк Иса. Перед мечетью толпится группка русскоговорящих паломников: «А внутрь зайти можно?» «Заходите-заходите!» – услужливо приглашает гид. Кстати, если кто вздумает зайти, обувь нужно снять при входе. Уважайте обычаи!

Сумерки сгущались, ветер нарастал, пора было возвращаться назад.

Могилы пророков

Русский монастырь Марии Магдалины уже был закрыт, и мы начали спускаться вниз. По дороге оказались у ворот древнего еврейского кладбища. Из домика вышел сторож. Оказывается здесь, в пещерах, находятся могилы библейских пророков Малахии, Аггея и Захарии. По длинной узкой лестнице спустились в подземелье. Тьма кромешная. Сторож выдал каждому из нас по церковной свече, но все равно немного жутковато. Мы оказались на небольшой площадке, от которой в три стороны идут ответвления. Неверный огонек свечи то и дело норовил погаснуть. Впечатления сильные!

Сторож повел нас по одной из галерей и по пути давал небольшие комментарии на английском языке. Всего в пещере около 40 захоронений. Расположены они по кругу.

Помимо древних пророков в этом месте похоронены христианские паломники, оказавшиеся в Иерусалиме.

Поблагодарив за душевный рассказ, вышли за ворота и только тогда поняли, что забыли сделать фотографии, до того были впечатлены увиденным. Ну, не обратно же возвращаться!

* * *

Быстрым шагом спустились с горы и отправились ужинать в уже полюбившийся армянский ресторан. Нас приняли как старых знакомых, и остаток предрождественского вечера мы коротали за дегустацией блюд армянской кухни.

Иерусалимская тарелка (так называется блюдо).

 

7 января: Бытие

Утром нас позвал в свой кабинет владелец отеля и торжественно объявил, что пошел снег. Выдержав театральную паузу и даже не поведя бровью на наши снисходительно-насмешливые лица, со значительностью в голосе он добавил: «Все дороги через пару часов будут перекрыты, и в аэропорт вы скорее всего не попадете». Дело было в среду. Наш отъезд из Иерусалима планировался на субботу.

Между тем, на улице завыла сирена – так в Израиле оповещают о начале снегопада. Нам уже стало интересно – что ж за снег здесь такой, о котором предупреждают, как о стихийном бедствии?

Пораскинув мозгами, мы все же решили перебазироваться в Тель-Авив – поближе к аэропорту. В конце концов, поезда пока что ходили. В пятницу, как известно, начинается шабат, и на услуги железной дороги можно не рассчитывать. Но бесшабашные таксисты есть всегда и везде: за двойную мзду они готовы отвезти незадачливых туристов куда угодно. Таким образом, было решено в первой половине дня пятницы перебираться в бывшую столицу. Через booking.com мы забронировали отель неподалеку от аэропорта. Хозяин гостиницы незамедлительно выдал нам деньги за невостребованные два дня проживания.

Иерусалим стоит на почти километровой высоте над уровнем моря, и зимой, хоть раз в году, выпадает снег. День снега – настоящий праздник иерусалимцев, когда никто не идет на работу, дети пропускают школу, все выходят погулять, поиграть в снежки, попытаться слепить снежную бабу. Иногда, раз в несколько лет, когда снега особенно много, он покрывает Золотой купол Храмовой горы легкой пеленой и тогда все спешат в Старый город посмотреть на это чудо. Горсовет Иерусалима во главе с динамичным похожим на Хрущева Тедди Коллеком (любимый ответ на все вопросы: “поцелуйте меня в жопу”) клянется каждый год, что в будущем году снегу не позволят остановить город, но, слава Богу, это у них не получается, и праздник снега так же неизбежен, как и прочие праздники календаря. В этот день Побережье вспоминает о Иерусалиме, сотни школьников садятся в турецкие поезда – дороги перекрыты снегом – и едут посмотреть на белое чудо в горах.

Иерусалимцы сидят по домам вокруг нефтяных “буржуек” и греют руки у пламени, прежде чем снять пальто и нырнуть под одеяло. Это время скрашивает Ханука со свечами, ватрушками и оладьями. Ханука примерно совпадает с Рождеством, проходящим незаметно в Западном Иерусалиме – только немногие отправляются в Вифлеем, потолкаться среди туристов и поглазеть на елку.

Исраэль Шамир – Страна сосны и оливы

Вифлеем

В этот день мы собирались посетить Вифлеем. Вполне логично, оказавшись на Земле обетованной, совершить паломничество к месту рождения Иисуса, тем более что на дворе было православное Рождество. Осуществление мероприятия несколько осложнялось двумя моментами. Во-первых, Вифлеем – это уже не Израиль, а Палестина, между которыми пролегла железобетонная стена (о чем подробнее чуть позже), во-вторых, смех смехом, а и в самом деле пошел снег, и кто его знает…

Для поездки в Вифлеем мы прибегли к услугам общественного транспорта, в простонародье именуемом маршруткой. Они отправляются с уже известного нам автовокзала у Дамасских ворот. В ходе недолгих расспросов торговцев билетами выяснили, какой именно следует воспользоваться. Войдя в нужную, мы оказались под прицелами пристальных взоров аборигенов – нас изучали сурово и беспристрастно. С самым дружелюбным видом мы проследовали в конец автобуса. К нам подошел контролер и – о чудо! – с милой улыбкой попросил предъявить билеты. А они у нас как раз были!

Снежинки порхали в воздухе белыми мотыльками и, приземляясь, покрывали деревушки в долине, над которой мы проезжали, тонкой невесомой паутинкой. Странно выглядят кровли южных домов в этом северном одеянии.

Автобус довез нас до конечной остановки в Вифлееме. Идти от автобусной остановки до храма Рождества Христова пешком – минут 15–20. Мы воспользовались офф-лайн картой из путеводителя Redigo, благоразумно предустановленной в телефон. Докучливые таксисты некоторое время следовали за нами по пятам, непрестанно подбибикивая – очень хотели подвезти, но, наконец, отстали.

На площади посреди Вифлеема стоит огромная рождественская елка. Перед ней возвышается минарет мечети… Как здесь все переплетено и запутано!

Храм Рождества Христова

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время ее паломничества в Святую землю в 330-х гг. н.э. С тех пор богослужения здесь никогда не прерывались. Эта постройка – единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода. Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Вход в храм Рождества Христова настолько маленький, что сначала мы даже не поверили, что это он самый и есть.

Когда видишь такую маленькую дверцу, трудно представить размеры пространства за ней. Большой неожиданностью было попасть в очень просторное помещение, правда, все пересеченное вдоль и поперек строительными лесами. И тут мы увидели вчерашнюю свечницу из храма святой Анны. Поздоровались, как старые знакомые, перекинулись несколькими словами. Приятно!

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Евангелие от Луки, гл. 2

В храме народа мало. Для Рождества – почти никого. Спокойно, без каких-то очередей и тем более ажиотажа купили свечи. В пещере люди неспешно, без суеты фотографируются у серебряной рождественской звезды, которой обозначено место рождения Иисуса. У легендарных яслей эфиопские паломники читают Евангелие.

Место рождения Иисуса обозначено серебряной рождественской звездой.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. <...> Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Евангелие от Матфея, гл. 2

К храму Рождества Христова примыкает церковь Святой Екатерины. Она принадлежит монахам-францисканцам. Именно отсюда ведется ежегодная телевизионная трансляция католической мессы в канун ночи Рождества Христова с 24 на 25 декабря.

Во дворе эпохи крестоносцев уже упоминаемый нами архитектор Святой Земли итальянец Антонио Берлуцци установил скульптуру Блаженного Иеронима с пером и книгой в руках. Иероним перевел Библию на латынь и сегодня почитаем как покровитель всех переводчиков.

В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме и здесь в течение долгих лет переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Его перевод Библии был провозглашен Тридентским собором в качестве официального латинского перевода Священного Писания.

Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришел хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из нее занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником.

Мы спустились в один из подземных приделов храма (говорят, церковь Св. Екатерины подземным ходом связана с пещерой Рождества) и обнаружили там группу итальянским паломников, возглавляемых бородатым гуру. Он метался по помещению и, настроенный на какую-то свою волну, искал точку для "лучшей медитации". Поспешили удалиться, оставив их наедине со своими мыслями.

Молочный грот

Неподалеку от храма Рождества Христова находится Молочная пещера, где, по преданию, Богородица вскармливала младенца Иисуса. Дорогу к ней нам подсказал местный православный инок, вполне сносно изъяснявшийся на ломаном русском.

Буквально через 5 минут ходьбы быстрым шагом укрываемся от пронизывающего ветра в довольно нарядном храме, принадлежащем также францисканцам. Внутри церкви установлены скульптурные изображения сцен из Писания и жизни Святого Семейства.

Сооружение часовни Молочного Грота связывают с преданием, что в этой пещере по пути в Египет остановилась Дева Мария, чтобы покормить младенца Иисуса. Несколько капель молока Богородицы брызнули на стены пещеры и окрасили их в белый цвет.

Младенец, Мария, Иосиф, цари,
скотина, верблюды, их поводыри,
в овчине до пят пастухи-исполины
– все стало набором игрушек из глины.

В усыпанном блестками ватном снегу
пылает костер. И потрогать фольгу
звезды пальцем хочется; собственно, всеми
пятью – как младенцу тогда в Вифлееме.

Тогда в Вифлееме все было крупней.
Но глине приятно с фольгою над ней
и ватой, разбросанной тут как попало,
играть роль того, что из виду пропало.

Теперь Ты огромней, чем все они. Ты
теперь с недоступной для них высоты
– полночным прохожим в окошко конурки
из космоса смотришь на эти фигурки.

Там жизнь продолжается, так как века
одних уменьшают в объеме, пока
другие растут – как случилось с Тобою.
Там бьются фигурки со снежной крупою,

и самая меньшая пробует грудь.
И тянет зажмуриться, либо – шагнуть
в другую галактику, в гулкой пустыне
которой светил – как песку в Палестине.

Иосиф Бродский – Presepio (Ясли)

Не удержавшись, в одной из незакрытых пока по случаю непогоды сувенирных лавочек у Молочного грота покупаем вертеп – музыкальную шкатулку с деревянными фигурками святого семейства, волхвов и животных. Хозяин лавки (араб, к слову) поздравляет нас с Рождеством. Благодарим, спрашиваем, можем ли поздравить его в ответ? "Да, – говорит, поздравляйте, конечно, у меня зять – христианин". Затем, сославшись на то, что в преддверии снегопада мы у него последние клиенты и он закрывается на несколько дней, делает нам скидку чуть ли не в полцены. Магнитики пошли и вовсе бесплатно. Вот такие они, жители Палестины!

Покидаем христианские святыни и попадаем в заботливые руки любезных владельцев арабской кофейни. О великая дружба народов! Тепло правильного кофе и белые рождественские снежинки, порхающие в воздухе Вифлеема, располагают к философским размышлениям… Не в том ли смысл земного существования, чтобы помириться всем и вся под благословенным оком Всевышнего, одного на всех? Но смахнем эти элегические раздумья и устремимся на поиски бравого таксиста, что увезет нас по заснеженной Палестине к уже упомянутой стене имени премьер-министра Израиля Ариэля Шарона.

Check-point

А снег все шел, и был он таким же мокрым и всепроникающим, как израильский дождь. Общественный транспорт по случаю снегопада прекратил свою работу. Таксиста отловили все у той же автобусной остановки. Парень отвез нас до пункта паспортного контроля между Палестиной и Израилем. Признаться, для нас это стало неожиданностью: в эту сторону на пути не было никаких препятствий и проверок документов. То есть выпускают из Израиля всех, а вот поди попади в него обратно…

Сначала мы долго шли по железобетонному коридору на улице. Выйдя из него, оказались на нейтральной полосе между огромной стеной и еще таким же коридором на противоположной стороне. Наконец, попали в помещение с множеством неподписанных дверей. И ни-ко-го. Было, скорее, забавно, чем нервно.

Через какое-то время откуда-то извне появился человек и участливо показал, куда правильно ломиться. Мы достали свои паспорта, протянули в окошечко невидимому проверяющему и прошли через рамки металлоискателя, не вызвав никакого интереса. Нашего избавителя проверяли более дотошно… За нами пристроилась нетрезвая барышня средних лет, которая задумчиво констатировала на нашем родном: «Снег выпал. Все – в Израиле коллапс».

Мы вышли на свежий воздух, в котором, как полоумные, в непонятном направлении носились хлопья снега. Автобусы стояли и двигаться никуда не собирались. На остановке толпились люди. Одинокие таксисты как-то вяло предлагали свои услуги. Приморозило их, что ли? Куда они все подевались? Самое ж время вместе с этим снегом деньги грести! Оказывается, не каждый палестинский водитель рискует ехать в Иерусалим. Нужны какие-то особые номера не зеленого правоверного цвета, возможно, специальное разрешение…

В конце концов, находим смельчака, который вызывается нас подвезти. Эх, горячие палестинские парни! Пока извозчик ждал своего клиента, окна в машине зачем-то открыл, и сидения все были мокрые. Но на такие мелочи мы уже не обращаем внимания. Нам бы до отеля добраться.

Водитель высадил нас у стен старого города. Видимо, дальше ехать он не решился. Ну что ж, до Яффских ворот отсюда рукой подать.

Иерусалимская зима 92-го года мало чем отличалась от настоящей российской. Подавляющее большинство израильтян впервые в своей жизни видели столько снега на улицах Иерусалима.

Что же касается муниципального транспорта, то, вероятно, не было у компании "Эгед" более страшной зимы за все годы существования. Были дни, когда автобусы не ходили из-за снежных заносов, из-за гололеда. Бывшие москвичи и ленинградцы только плечами пожимали, а норильцы с пермяками издевательски ухмылялись. Израильтянами коренными владела тотальная паника.

В один из таких дней я ехала в автобусе по Иерусалиму. Водитель, типичный израильтянин, – коренастый рыжий поселенец в вязаной кипе – медленно вел автобус по обледенелой дороге. За его спиной стоял какой-то щуплый маленький ультраортодокс в полной амуниции – черная шляпа, черный лапсердак, черные приютские ботинки – и, подрагивая пейсами, беспрерывно бормотал над ухом водителя: – Осторожней, осторожней! Помедленней, потише!

Водитель время от времени угрюмо просил его сесть и не действовать на нервы. Но маленький человечек, ошалев от невиданной зимы, судорожно цепляясь озябшими руками за поручень, продолжал умоляющим тоном требовать вести машину помедленней.

В какую-то минуту автобус "поехал" на льду, но водитель сразу выровнял его. Бедняга ортодокс побледнел и тихо заверещал, как кузнечик. В его полуобморочном лепете слышалось только: "тихо-медленно-тихо-медленно!".

Тогда водитель притормозил и, обернувшись к дрожащему ортодоксу в сердцах воскликнул по-русски:
– Отзынь, нечистая сила! Я в Сибири по тайге десять лет пятнадцатитонки водил!!!

Все пассажиры на мгновение замерли, и половина автобуса – "новые израильтяне" – буквально повалились от гомерического хохота.

А бедный ортодокс, беспомощно оглядывая пассажиров, все шептал что-то непривычными к морозу губами...

Дина Рубина – "Иерусалимский автобус"

На тот день приключений было достаточно. Мы расположились отобедать в ресторане, который находится во дворике нашего отеля: хотелось просто отдохнуть и уже никуда не ходить.

Ресторан "Versavee"
Greek Patriarchate Road/
Jaffa Gate Square, Иерусалим 91143
+972 2-627-6160

Впрочем, после обеда мы все ж таки вышли на небольшой моцион. Решили прошвырнуться по торговой галерее у стен старого города. Шопинг так себе. Цены (особенно из-за роста курса валют) недружелюбные. Тем не менее, благодаря рождественской (или какой-то еще) распродаже, кое-что из теплых вещей все-таки удалось прикупить (с такой влажностью и мокростью взятое с собой уже не успевало сохнуть).

Гальперин просит уменьшить ему налоги.
– Но у вас же огромный магазин в центре города?
– И что с того? На каждой сделке я только теряю...
– Тогда на что же вы живете?
– На что? По субботам магазин закрыт, и в эти дни убытков я не несу. Вот на это и живу...

Закрытые лавки на узких торговых улочках – суках.

Вечером разбирали фотки, переваривали информацию и пили чай с восхитительными плюшками, купленными у наших арабских братьев из ближайшей пекарни.

 

8 января: Притчи Соломоновы

Непогода непогодой, а экскурсия по расписанию. С утреца покинули старый город, дабы обозреть окрестности.

Прямо за Яффскими воротами начинается парк имени Тедди Коллека. Когда-то на этом месте проходила стена между израильской и иорданской территорией. Теперь здесь играют дети и цветут цветы, и снег им всем не помеха, а радость.

Выпавший вчера снег растаял: повсюду бежали ручьи и даже потоки воды.

Выскакиваешь из подъезда, заворачиваешь за угол, вбегаешь под стеклянный навес остановки – и ты уже насквозь пропитан холодной тяжелой водой, вымочен, как белье в тазу. Тропическая лавина, водопад, под которым смешна и бесполезна обычная осенняя одежда – эти жалкие плащи, дождевые куртки с капюшонами, резиновые сапоги... И хочется либо залезть в скафандр водолаза, либо уж раздеться догола и слиться с водами потопа от неба до земли... Недаром это слово в древнееврейском существует только во множественном числе – воды, воды... "Объяли меня воды до души моей..."

Дина Рубина – Вот идет Мессия!..

Сверху то капало, то не капало, отчего приходилось то раскрывать, то закрывать зонты. В кустах и урнах стали попадаться вывернутые наизнанку их сородичи, явно потерпевшие фиаско в борьбе с этой капризной дамой – непогодой.

Зачем-то потащились к самому фешенебельному отелю Иерусалима под названием Царь Давид. Большая громада и только.

Изрядно промочив ноги, стали подниматься на Сионскую гору. Тропинка петляла среди зарослей розмарина. Во время неспешной прогулки ранней весной или поздней осенью, пожалуй, эта затея ландшафтного дизайнера была бы оценена по достоинству. Но когда порывы ветра и потоки воды испытывают на прочность не только зонты, но и нервную систему

(«… и дождь, и душу вышибающий ветер, выламывающий ребра зонтов, выдувающий тепло даже изо рта и слезящихся глаз» – Дина Рубина),

очень хочется вскарабкаться в гору по прямой и даже без лестницы.

Долго ли, коротко ли оказались мы у Сионских ворот. Отсюда рукой подать до горницы Тайной вечери. Но она закрыта. Почему? Никто не знает.

Могила царя Давида

Рядом могила царя Давида. Девочки, не сориентировавшись, долго рассеянно стоят перед ящиком с картонными кипами. На них из-под шляпы исподлобья посматривает сидящий рядом раввин. Наконец, до одной из девочек доходит, что вход для женского полу где-то в другом месте. Направо проходят мальчики, девочки идут налево. И в самом деле: слева, за перегородкой стоит ящик с юбками и платками.

Нарядившись, проходим к могиле пророка. Здесь тоже перегородка, отделяющая женскую половину от мужской. Возникает сакраментальный в своей праздности вопрос: кому голова, а кому ноги? Наверное, это не важно. У стены прикорнул стеллаж со священными книгами иудеев. Помещение очень небольшое, но в нем есть стулья, на которые можно присесть для длительной молитвы.

Покидаем синагогу и пытаемся попасть в католическую церковь Успения Богоматери. Пока закрыто. Мы отогреваемся горячим какао в прицерковном кафе.

Дормицион

Германский кайзер Вильгельм II выкупил участок на Сионской горе и передал его немецким монахам из ордена Святого Бенедикта. В 1910 году здесь была построена церковь, которую мы знаем под немецким названием Дормицион (т.е. Успение). По преданию, храм построен на месте дома Иоанна Богослова, где доживала свой век мать Иисуса.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жена! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Евангелие от Иоанна, гл. 19

Капеллы оформляли разные монашеские ордена, а алтари крипты – шесть стран-дарительниц. Каждый участник пытался привнести свою стилистику, отчего внутреннее убранство кажется несколько пестроватым.

Вообще, мозаикам в Дормиционе отведено особое место. Здесь и ветхозаветные пророки, и святые Нового Завета, но главная роль, конечно же, отведена Деве Марии.

В крипте храма находится скульптурное изваяние усопшей Богоматери. В круглом зале вдоль стен – каменные скамейки, самое место для погружения в думы о вечном...

* * *

Посещение горницы Тайной Вечери отложили на завтрашнее утро, так как она по-прежнему была закрыта.

Для разнообразия решили отобедать в Еврейском квартале.

Как мы уже говорили, старый город был под контролем Иордании вплоть до Шестидневной войны 1967 года. За это время арабы основательно разрушили Еврейский квартал, и его реконструкция велась по старым чертежам. До реставрации городские власти предоставили возможность археологам провести раскопки, в результате которых было сделано немало археологических открытий.

Сейчас Еврейский квартал представляет собой настоящий лабиринт переплетающихся средневековых улочек и переулков, застроенных домами своеобразной архитектуры.

Основная улица Еврейского квартала – Кардо, проложенная еще во времена римского владычества. Как известно, римские города строились по "типовой планировке": Декуманус пролегал с запада на восток, а Кардо – перпендикулярно, с севера на юг. На пересечении этих улиц располагался форум. На улице Кардо, как правило, располагались магазины, лавки, шла торговля.

Такая планировка улиц в Иерусалиме появилась при римском императоре Адриане, приказавшем в 130 г. н.э. построить Элию Капитолину на месте разрушенного города.

Сегодня улица Кардо сохранила свою торговую функцию. Здесь находятся многочисленные еврейские магазины, использующие лавки, построенные еще при крестоносцах. Сохранились остатки колоннады с крытыми тротуарами для пешеходов. Иллюстрации на стенах призваны погрузить путешественников в атмосферу ушедших времен.

Впрочем, голод мешал полноценному погружению. Долгие поиски хоть какого-нибудь ресторана ни к чему не привели: почему-то в Еврейском квартале питаются исключительно фаст-фудом. Экономят, наверное.

Пришлось вновь идти к спасительным армянам. Вечером напоследок снова пробежались по уже знакомым местам, чтобы попрощаться с этим противоречивым, но таким притягательным городом.

Завтра мы отправляемся в Тель-Авив.

 

9 января: Бегство в Египет

Утром, как и планировали, направляемся в Горницу Тайной Вечери. Находится она на Сионской горе. На этом месте стоял дом, где собирались ученики Христа не только за день до его Распятия, но и впоследствии.

Улица Армянского Патриархата ведет от Яффских ворот к Сионским воротам.

Вид Сионских ворот из старого города.

Вновь выходим к Дормициону.

Горница Тайной Вечери

В IV–V вв. здесь построили церковь, которую то разрушали мусульмане, то восстанавливали христиане. В XII веке крестоносцы мало того, что восстановили саму Горницу, так еще и отстроили базилику Успения Богоматери (на месте которой теперь расположен Дормицион). Не растерялись и иудеи, организовав на первом этаже здания синагогу, в которой разместили кенотаф царя Давида.

В XVI веке турки выгнали присматривавших за Горницей францисканцев и устроили в ней мечеть, никаких христиан, понятное дело, туда долгое время не пуская. В южной части до сих пор расположен михраб, указывающий на Мекку. Воистину Иерусалим – город контрастов. В конце концов, каким-то умным людям вся эта вакханалия суета надоела, и теперь какие бы то ни было службы и религиозные обряды в Горнице запрещены.

За Горницей, в соседнем от Могилы царя Давида помещении расположен выход на смотровую площадку. Виды довольно посредственные (в основном, на тот же Дормицион), зато вход бесплатный.

Немного пофотографировав, бежим обратно в отель. Пару дней назад к нам пристал извозчик, вызвавшийся подвезти туда, куда мы его попросим. Как вы помните, чтобы не огорчать доброго человека, мы взяли у него визитку и не пожалели. Добрый человек знал один маршрут – до аэропорта. Когда мы сказали, что нам нужен отель рядом с аэропортом, он заметно занервничал, если не сказать распсиховался. Навигатора, самой собой, у нашего Сулеймана не было. Пришлось его утешать и ласково объяснять, как справиться с маршрутом. Теперь добрый человек может смело поставить плюсик в своем послужном списке. Денег, правда, он взял с нас больше оговоренного – за тот самый якобы крюк, который ему пришлось сделать из-за собственного незнания дороги. Так что встретите Сулеймана – не убивайте, он мой! (с)

Sadot Hotel, Ben Gurion Airport
an Atlas Boutique Hotel

Assaf Harofeh Center / Be'er Ya'akov,
Тель-Авив 70300, Израиль
Tel: +972-3-5425555
Сайт: www.atlas.co.il

Трансферт до аэропорта, как и завтрак, входят в стоимость проживания. Персонал оказался приятным в общении. На ресепшн нас угостили домашним лимонадом. В лобби – целая библиотека альбомов по живописи. Везде отличный Wi-Fi. В номерах есть мини-кухня с чайником, небольшим набором посуды, раковиной и холодильником.

Booking.com

Отель наш находится не совсем в Тель-Авиве, а в его пригороде Беер-Яаков... Впрочем, это громко сказано! Он занимает верхний этаж местного не то медицинского, не то торгового центра, построенного среди бескрайних израильский полей... Кстати, слово "садот" и означает "поля" на иврите. Ничего удивительного в том, что пойти погулять некуда от слова "вообще"! Конечно, отель-то мы выбирали рядом с аэропортом, и город оказался, мягко говоря, далековато.

Маклер:
– Нет, ви послушайте, сейчас же покупайте этот дом, прекрасный, недорогой, река рядом!
– А на что мне эта река?
– Как на что? Прекрасный вид – вот дом, а вот река. Постирать белье, искупаться, только выйди за дверь – и вот река!
– А вдруг наводнение или паводок?
– О чем ви? Где дом, а где река?

Сидеть в номере целый день совершенно не хотелось, поэтому заказали такси до центра. Девушка с ресепшен порекомендовала ресторан, до которого нас и довез таксист с многообещающим именем Перец. Он высадил нас на набережной и пообещал отвезти обратно, как только мы наедимся и нагуляемся.

Яффо

Погода наладилась. Из моря, оттененный тель-авивскими небоскребами, торчал кусок радуги, и, залюбовавшись, мы едва успели отскочить от чуть было не накрывшей нас с головой средиземноморской волны. А тут, однако, шторм нешуточный!

Поумилявшись старинным яффским портом и пришвартованными разнокалиберными суденышками, отыскиваем ресторан «Старик и море».

Hazaken ve Hayam – The Old Man and the Sea
Hangar 1, Яффа, Тель-Авив 68143, Израиль

Нас тут как будто уже поджидали. Не успели мы и глазом моргнуть, как на столе оказалось несметное количество тарелок и тарелочек, наполненных самыми разнообразными яствами. Меню тоже подоспело. «Э-эээ…» (или что-то вроде этого) – еле выдавили мы из себя. – «Дык, мы это, вроде, еще ничего не заказывали…». «А вы заказывайте, заказывайте!» – услужливо подбадривали нас официанты.

Оказывается, все эти несметные кушанья входили в стоимость основного блюда. Мы заказали местную бесподобную рыбку, на иврите называемую локус.

Помятуя о недавнем посещении еврейского ресторана «Эвкалиптус», с троекратным увеличением блюд и счета, мы поначалу несколько напряглись. Однако, несмотря на то, что официанты проворно меняли нам освободившиеся плошки с закусками новыми порциями, на счете это никак не отразилось. Поэтому смело рекомендуем посетить ресторан «Старик и море» и насладиться как блюдами ближневосточной кухни, так и изумительно приготовленной свежайшей рыбой.

На свадьбе один из гостей объелся так, что стал весь зеленый.
– Иди скорее в туалет и засунь два пальца в горло!
– Если бы у меня там было место для двух пальцев, я бы лучше съел пару бананов!

После обильной трапезы захотелось немного пройтись, и мы направились на прогулку по старой Яффе.

В качестве цели нашей прогулки мы избрали поиски подвешенного апельсинового дерева. Наугад обратились к случайному прохожему, показавшемуся нам местным жителем, и он сказал, что сам идет в нужном нам направлении. Парень шел довольно быстро, как вездеход, игнорируя газоны и лужи на них. Мы так перемещаться не привыкли, поэтому довольно быстро отстали. Нам неизменно попадались русскоговорящие, которые что-то слышали об этой экзотической достопримечательности, но где она находится, толком объяснить не могли.

Таким образом мы оказались в центре городского парка. Сориентировавшись на местности, стали углубляться в старый город. Его узенькие улочки названы в соответствии со знаками зодиака.

Вообще, астрологическая тема оказалась лейт-мотивом старой части города. Действительно, здесь даже есть Тропа Гороскопа и замечательный фонтан «Знаки зодиака» на старинной площади Кикар Кедумин. Композиция появилась совсем недавно на месте бывшего колодца. А какой Водолей так насолил скульптору, что тот решил посадить его в ведро (да еще и с такой смешной старушечьей гримасой), можно только предполагать.

Мы рассматривали таблички, а заодно пытались понять, где же это таинственное дерево. И тут откуда-то снова вынырнул уже знакомый нам провожатый. «Я нашел его, пойдемте за мной!» – крикнул он, призывно махнув нам рукой. На этот раз мы не отстали. По ходу оказалось, что парень – харьковчанин. Он коротал время, ожидая свою маму, которая с подругой пошла в церковь на вечернюю службу.

Снова вышли на Тропу Гороскопа, и где-то за поворотом его и увидели: и впрямь, в кадке, подвешенной на тросах, росло дерево. Это символ израильского народа, не имеющего своих корней и вынужденного скитаться по свету. Это и памятник самому экспортируемому израильскому цитрусу. Это и чисто еврейская страсть к выгоде: посадить дерево так, чтобы ни копейки не заплатить магистрату за использование городской земли. Возможно, внимательные зрители найдут в этом памятнике и другие смыслы.

Вволю нафотографировавшись и поблагодарив провожатого, мы принялись названивать Перцу (между прочим, хромому старику, убеленному сединами). Он подобрал нас на том же месте и повез в отель.

 

10 января: Псалом 136

Завтрак в отеле очень понравился. Кажется, это называется меззе – обильный буфет из блюд ближневосточной кухни ("шведский стол" по-нашему).

Так как до рейса было еще прилично, мы испросили разрешения дождаться нашего бесплатного такси в номере, что и было дозволено. Боже мой! До чего же хорошо, когда можно спокойно посидеть, посмотреть телевизор, пошерстить Интернет, когда не надо, наконец, бежать смотреть новые достопримечательности.

А далее все просто: трансферт в аэропорт, долгое ожидание (разумеется, задержанного) рейса "Трансавиа", перелет в Москву. Кстати, обед, который загружают на борт самолета жадные и прижимистые евреи в Бен-Гурионе, намного вкуснее и питательнее того отстоя, что предложил нам повар во Внуково, щедрая русская душа...

Прилетели в Домодедово уже за полночь, последний аэроэкспресс уже ушел, и свободных такси тоже нет: пробка в аэропорт растянулась на два часа. Все же снег – национальное бедствие не только в Израиле.

Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;
прилипни язык мой к гортани моей, если не буду
помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во
главе веселия моего.

Псалтырь – Псалом 136


Книжный магазин в Хайфе


Похожие путешествия:

Вечный город. Рождество. Прогулки по Риму.

Рождество в Лондоне.

Маленький венский вальс. 3 дня в Вене.

По теме:

Истра: Новый Иерусалим.

Армения: Эчмиадзин и Звартноц.

Похожая идея написать "Отче наш" на разных языках в барселонской Sagrada Familia.

Рибат Монастира (Тунис), весьма похожий на крепость Давида в Иерусалиме.

 

 

Часть 1 Яндекс.Метрика

К содержанию