Главная страница

Мирабиландия

Июль 2007 г.

Маршрут: Санкт-Петербург – Форли – Римини – Форли – Санкт-Петербург

Радиальные поездки из Римини: Сан-Марино, Ричоне, Венеция, Флоренция, Равенна (парк развлечений "Мирабиландия")

Экипаж: жена Ворчуна с детьми (12 и 7 лет)

Транспорт: самолет, экскурсионный автобус, общественный транспорт: вапоретто, автобусы

Продолжительность: 15 дней

Перелет Санкт-Петербург – Форли

День нервозно-суматошный. Утром все успели. На нас не похоже. Собрались. Вышли вовремя. Приехали рано. Ждали долго. Зеленый коридор. Паспортный контроль. Все в порядке. Дьютик. Чашка кофе. «Windjet». «Bongiorno, signora!». Иностранная речь. Небольшое напряжение мозгов. Облегчение, что понимаю. Спасибо родной школе. Под нами Альпы! Снег… Чьи-то следы? Показалось? И море. Синее. Бесконечное. Касание шасси. Аплодисменты! Браво пилоту!

Паспортный контроль затянулся до неприличия. Кажется, двух девчонок даже увели куда-то для дальнейшей идентификации личности. Толпа роптала. Итальянцы по праву аборигенов пытались прорываться без очереди. Наши глухо оттесняли их обратно. Итальянский таможенник заставил открыть один чемодан. Продукты? Водка? – Зачем? – Сигареты? – Спасибо, не курю. – Родственники в Италии? – Не имею.

Раскаленный воздух. И снова поражающее воображение ультрамариновое вечернее небо южной страны.

Римини: Отель

Трансфер из Форли в Римини до гостиницы был бесконечен. Автобус останавливался чуть ли не через каждые сто метров, высаживая очередную партию туристов. Нас выгрузили почти последними. Выехав из дома в час дня, на пороге гостиницы мы оказались в полночь (в десять вечера по местному времени).
– Buona sera, signora! – сказала я и протянула паспорт.
– Здрассьте! – ответили мне по-русски с явным малороссийским прононсом. Я уже не в состоянии была чему бы то ни было удивляться.

Hotel Ducale
Адрес: Via Tirrenia, 11, 47831 Miramare di Rimini

Для начала мы решили подняться в номер. Он оказался просто очень маленьким. Забавно то, что при бронировании гостиницы мы специально оговорили, что нам нужны три отдельных кровати, и нас уверили в том, что это не проблема. Однако на месте нам зачем-то две полуторные соединили в одну двуспальную, в ногах которой чудом примостилась еще одна полуторная. Мое недоумение было подавлено клятвенными заверениями хозяйки отеля в том, что в заявке было указано именно так, как она и поняла. Что ж, договориться можно всегда, особенно, если разговор идет о вознаграждении. Ночной портье продемонстрировал нам работу кондиционера и с нескрываемой гордостью живо настроил первый канал отечественного телевидения на переносном телевизоре. Из прочих излишеств были обнаружены фен, телефон и биде в душевой. Обещанный балкон обозначен коротким выступом примерно на половину ступни. Из весьма допотопной мебели присутствовали трехстворчатый шкаф, трюмо и прикроватные тумбочки. Обстановка явно указывала на то, что свой досуг нужно проводить за пределами номера.

После целого дня в пути хотелось только одного: погрузить свою тушку в мягкое лоно кровати. Правда, нужно было еще покормить детей – петербургский завтрак давно переварился, а от легкого ланча на борту самолета итальянской авиакомпании остались одни воспоминания. В гостинице нас кормить отказались, сославшись на то, что кухня давно закрыта. «Сеньора» порекомендовала нам ресторанчик «Del Toro», что неподалеку.

Мы вышли на очень оживленную улочку. Для столь позднего часа гуляющих было столько, что периодически скапливались настоящие пробки из народных масс.

Il Ristorante Pizzeria Del Toro
Viale Regina Margherita 205, 47900 Miramare di Rimini
Tel. 0541 373019
Info@deltororistorante.it
www.deltororistorante.it
Часы работы: 12:00 – 15:30; 19:00 – 00:30

В означенном заведении яблоку негде было упасть. И, тем не менее, после пары фраз, брошенных мной по-итальянски, официант (а, возможно, и сам хозяин ресторана) указал нам на столик. Пить хотелось гораздо больше, чем есть. Дети, кажется, уже готовы были заснуть прямо за столом. Я с некоторой завистью посматривала на оживленно беседующих соотечественников, которые непринужденно расправлялись с неисчерпаемой горкой морепродуктов. Заказанного мною карпа, наверное, пошли ловить… Веселый молодой официант растормошил моих детей незатейливой фразой: «Картошшька, пожжялуста!» – которая, собственно, и определила, где мы будем ужинать в ближайшие две недели.

Этот ресторан оказался первым посещенным мной в Италии. И впоследствии я невольно сравнивала с ним остальные. Официанты перешучиваются с посетителями и готовы выполнить любой их каприз. При мне, например, за какие-то секунды мастерски разделали долгожданного карпа, отделив филе от костей. Каждый раз нас встречали и обслуживали, как самых дорогих гостей, а после завершения трапезы подавали какой-нибудь комплимент от заведения. Надеюсь, и сейчас там все в самом лучшем виде.

Римини: Пляж

Завтрак в нашем отеле представляет собой так называемый «буфет». Несколько видов йогуртов и джемов, тосты, мюсли, нарезка из ветчины и сыров, масло, мед, выпечка на столе, апельсиновый и ананасовый сок из автомата. Чай, кофе, капучино разносят официанты, два итальянца и две украинки. Аскетично, но сытно.

Отель наш почему-то оказался совсем не у самого моря, хотя в турагентстве разговор был о первой линии. Однако грех брюзжать, потому что до нашего «bagno» не более пяти минут хода расслабленной курортной походкой.

Все пляжи в Римини пронумерованы или носят имя владельца. Наш – Bagno Vittorio № 134. На воротиках вывешены флаги родных стран отдыхающих. При предъявлении карты отеля можно бесплатно воспользоваться раздевалками, которые запираются на ключ, а также душем. Для подачи горячей воды нужно взять специальный жетон. Но жара такая, что в этом нет необходимости. Все предпочитают ополаскиваться так называемой холодной водой.

Очень приличная кабинка для переодевания – довольно просторная, с лавками, крючочками и вешалками. Ключи от кабинок висят на специальном щите, посетители пляжа берут их и вешают на место самостоятельно.

На пляже есть детская площадка с замком Белоснежки, батутами, горками и качелями, а также тренажеры. Хозяйка отеля посоветовала излюбленным соотечественниками способом разложить свои полотенца прямо на берегу моря. Но мы так делать не стали. Во-первых, повсюду расставлены плакаты, на которых изображена девушка, возлежащая на полотенце, перечеркнутая красной жирной полосой, а во-вторых, за сервис надо платить – без лежаков отдыхали лишь отдельные несознательные элементы. Мы честно заплатили за зонтик (ombrello) и лежак (lettino). Если внести плату за несколько дней вперед (причем не обязательно эти дни должны следовать подряд), вам сделают существенную скидку.

В первый день мы решили шикануть. Взяли зонт с тремя лежаками у самого моря – ближе только будка спасателя. Это обошлось нам в 21 евро. Однако! Но дети все равно не лежат. Да и первая линия особо ни к чему. На следующий день мы сказали хозяину пляжа, что будем отдыхать всего один час. Итальянское произношение слова «евро» – euro созвучно слову «час» – ora. Я никак не могла понять, сколько же нужно заплатить и почему я должна загорать два часа, не поверив, что на самом деле речь идет о двух евро оплаты одного часа нашего отдыха.

Пообедали мы прямо в баре на пляже. Получилось гораздо быстрее и дешевле, чем во вчерашнем Toro. Дети молниеносно замели взрослую порцию лазаньи. Я заказала скромные спагетти карбонара.

Римини: Центр

После вожделенной сиесты мы отправились обозревать окрестности. Для этой цели были приобретены билеты на автобус, действительные в течение трех часов с момента компостирования и путеводитель по Римини с картой исторического центра. Билеты продаются в газетных и табачных лавках. Компостировать их следует прямо в автобусе. Обязательно. Контролеры злые. Штрафы, говорят, неприятно большие.

Пока ждали автобус, дети впервые в жизни отведали настоящего итальянского мороженого. Впоследствии без него уже было никуда – это любовь на всю жизнь! Настя, конечно же, захотела мороженое в трубочке и вскоре вся уделалась, а Кирилл предусмотрительно попросил мороженое в пластиковой корзиночке с ложечкой.

Наконец подошел автобус, и мы отправились в центр города. Все остановки в Римини пронумерованы. Центр – № 1. Железнодорожный вокзал – № 4. Мы живем на остановке № 30. До центра примерно полчаса. Выходим.

Есть Римини отдыхающих, раскинувший на побережье полосатые зонты и выстроивший огромные отели, но отойдите от берега на две мили, и вы увидите спокойный средневековый Римини. В этом Римини Виа Эмилия встречается с Виа Фламиния — Фламиниевой дорогой, где триумфальная арка Августа стоит возле древнеримского моста, им пользуются до сих пор; где в тени древнего замка раскинулся оживленный средневековый рынок.

Генри В. Мортон "От Милана до Рима. Прогулки По Северной Италии"

Заблудиться в центре Римини сложно, но мы с непривычки умудрились отклониться от маршрута – в поисках римского амфитеатра свернули в ближайший переулок и какое-то время шли по совершенно пустынным улочкам. Судя по карте, искомый объект был где-то рядом, но мы шли и шли, а его все не было. Дети что-то приуныли, видимо, жаждали ярких впечатлений, а тут сплошные серые дома и редкие прохожие.

Магазины к семи вечера закрываются. Довольно пустынно. Спросили дорогу у молодой мулатки, которая посоветовала вернуться на исходную позицию, то есть к автобусной остановке, хотя древнеримские развалины находились явно в другом направлении. Ну, да Бог с ними! Видимо, как-нибудь в другой раз.

Мы вышли на улицу Cesare Clementini, которая переходит в улицу 4 Novembre. Я уговорила детей сфотографировать основные достопримечательности и к ужину вернуться в отель. Они послушно позировали перед фотообъективом, но постоянно переспрашивали, не заблудимся ли мы, действительно ли я понимаю итальянский, и не пропустим ли мы ужин.

Делаем несколько фото, в том числе собора XV века il Tempio Malatestiano. На пустынной улице, в отблесках заката он смотрелся весьма готично. В нем хранится деревянное распятие, выполненное Джотто. Храм стоит на том месте, где ранее находилась церковь Святого Франциска. Ее внешние стены словно одеты мраморным футляром нового здания. В верхней части фасада можно увидеть ее простую двускатную крышу. В XV веке правитель Римини Сигизмунд Малатеста превратил храм в усыпальницу своей семьи. Сегодня это Кафедральный собор города.

Дети потащили меня за руки дальше. Мы вышли на площадь Tre Martiri.

Пьяцца Тре Мартири когда-то была центральным форумом, от которого осталось несколько колонн, поддерживающих портики зданий.

Здесь мы сфотографировали памятник Юлию Цезарю. Считается, что именно в окрестностях Римини, будучи проконсулом, он вместе со своим войском перешел реку Рубикон. Это послужило началом гражданской войны, после которой Цезарь был избран императором. Споры о том, какую именно речушку именовать этим прославленным именем, ведутся по сей день.

Мы договорились с детьми, что дойдем до древнего моста Тиберия, а потом вернемся в отель. Свернули на Corso d'Augusto.

По пути перед нами открылась площадь Cavour. На ней мы ненадолго задержались. Каждый из стоящих здесь дворцов достоин отдельного внимания. Дворец Аренго (Palazzo Arengo), дворец подеста (Palazzo del Podesta) и дворец Гарампи (Palazzo Garampi), в котором находится мэрия, остались за кадром. Справа – старинный Рыбный рынок. В глубине площади – театр «Аминторе Галли», на торжественном открытии которого присутствовал Джузеппе Верди. В центре – памятник папе Павлу V или Святому Гауденцию. Дело в том, что в начале XIX века горожане срезали у понтифика тиару и выдавали его за покровителя города. Так они спасли изваяние от неистовства наполеоновских солдат.

Слева – фонтан «Еловая шишка». Он примечателен тем, что со времен оных вплоть до 1912 года служил единственным источником питьевой воды в городе.

Наконец, обещанная цель была достигнута – древнейший пятиарочный мост Тиберия был перед нами. Кроме своей несомненной исторической ценности, он достоин внимания еще и потому, что это единственный мост через речку Мареккья, который, несмотря на неоднократные попытки, никак не удалось взорвать немецкой армии во время Второй мировой войны. И еще – он настолько крепок, что движение по нему не останавливается ни на секунду. Мы так и не смогли перейти дорогу, чтобы запечатлеть его во всем великолепии.

На обратном пути к автобусной остановке издали сфотографировали арку Августа – самую древнюю из сохранившихся в Италии. Вместе с мостом Тиберия – это главные символы города.

В Римини, безусловно, есть на что посмотреть. Это и дворец Сигизмунда Малатесты, и сравнительно недавно обнаруженный дом хирурга (римское жилище второй половины II века), и древние церкви. В конце концов, здесь родился Федерико Феллини, воспевший любимый город в упоительном фильме «Амаркорд».

Сан-Марино

Сегодня мы отправляемся в республику Сан-Марино. Экскурсию решили взять у нашего туроператора: с двумя маленькими детьми вполне удобно погрузиться в комфортабельный автобус у отеля, прослушать ненавязчивую информацию и вернуться назад к ужину.

Нас выгрузили на парковке экскурсионных автобусов и сначала затащили в сувенирный магазин. Затем нежелающим отправляться в магазин кожгалантереи дали два часа на обозрение окрестностей.

Для осмотра достопримечательностей нужно подниматься в гору, причем где находится начало подъема, мы узнать не успели, так как вся группа во главе с экскурсоводом развеялась в дебрях очередного магазина. Перемявшись с ноги на ногу, мы попытались расспросить дорогу «к замку на горе» у итальянцев, которые оптимистичным жестом показывали просто вверх. Воспользовавшись заминкой, дети решили было оказать сопротивление властям, но мама была непреклонна. Я убедила их, что наверху замок, и вообще, будет красиво. И мы поползли в гору. От парковки № 1 нужно подняться по лесенке и идти влево.

Раз уж мы оказались в Сан-Марино, без покупок все равно не обошлось. Здесь зона беспошлинной торговли, и действительно цены на кожгалантерею и очки известных мировых брендов гораздо дешевле, чем где бы то ни было. Впоследствии неоднократно убеждалась, что вещи, подобранные итальянскими продавцами (к слову, жители Сан-Марино не любят, когда их называют итальянцами), становятся хитами гардероба, и с ними не расстаешься долгие годы. Нужно лишь указать размер, ценовый диапазон, и вам подберут вещь, которой сносу не будет.

А еще здесь очень вкусный шоколад. Я к нему абсолютно равнодушна, купила полакомиться детям и потом очень жалела, что не взяла больше. Отсюда в качестве подарка везут пластиковые колбы с миниатюрными бутылочками, наполненными различными ликерами.

Несмотря на искушение шопингом, мы все-таки добрались до Палаццо Публико – символа Сан-Марино. Во дворце находится резиденция парламента республики.

Со смотровой площадки открываются прекрасные виды, в том числе хорошо видна полоска моря, у которого находится Римини…

Венеция

«Мы будем в Венеции полтора дня. Скажите, что можно посмотреть в Венеции помимо музеев и церквей, если они нас не очень интересуют?»
«К сожалению, Венеция – это небольшой городишко, состоящий из одних музеев и церквей. Так что за полтора дня вы, скорее всего, умрете от скуки».

Смешной FAQ по Венеции

Сегодняшний день посвящен Венеции. С возрастом все реже удается испытать детский восторг (это когда хочется радостно визжать, подпрыгивать и хлопать в ладоши). В этом городе я мечтала побывать с тех самых пор, как узнала о его существовании. Мои дети, кажется, тоже. Долго добираемся до пристани, затем садимся на катер и еще часа два следуем на нем. Постепенно появляется силуэт колокольни Сан-Марко и Палаццо Дожей. Хочется запечатлеть каждое мгновение при помощи фотоаппарата… И вот мы ступаем на Riva degli Schiavoni.

Известно, что венецианцы недолюбливают туристов, наводнивших их город. Но это, пожалуй, лишь поза. Интересно, что бы они делали без миллионных вливаний от туристического бизнеса?..

Но гостей города здесь и вправду многовато. Их просто тучи, и рассеиваются они лишь к вечеру.

Нас же тащат на очередной аттракцион – в стеклодувную мастерскую. Здесь можно приобрести настоящее всамделишное венецианское стекло. Некоторые экземпляры действительно завораживают. Но фотографировать ничего нельзя. Так что, никаких вещественных доказательств… За углом то же самое продается гораздо дешевле. Подделка, наверное…

Вообще шопинг в Венеции – самое неразумное занятие. Здесь абсолютно все гораздо дороже, чем на континенте. Прославленные венецианские маски, как и практически все сувениры, изготовлены в Китае. Надувательство иностранцев в Венеции – национальный спорт. И если мы обижаемся на российском юге, что нас «обувают» на несколько десятков рублей, то здесь это будут евро… Но мы были впервые в Венеции, и смотрели на все широко распахнутыми глазами. Нам хотелось всего и сразу.

Площадь святого Марка с одноименной колокольней. /
Piazza San Marco con il campanile omonimo.

По идее, программа была организована очень даже разумно. После стеклодувной мастерской мы отправились в собор Сан-Марко. Перед поездкой нас предупредили, что плечи и колени в католическом соборе обязательно должны быть закрыты, а головной убор не обязателен.

Мозаика над входом собора Святого Марка с изображением Страшного суда.

Наверное, история о том, что итальянские купцы похитили мощи святого и доставили их в Венецианскую республику, упрятав среди мясных туш, широко известна, но меня она поразила.

Вообще, позже мы узнали и о других похищениях святых мощей ушлыми купцами: и святого Николая из Мир Ликийских в Турции, и святого Роха из французского собора...

Часовая башня (1496 – 1499)

Часовой циферблат выполнен из голубой эмали. Его украшают золотые звезды и знаки зодиака. Стрелка указывает на час, день, фазу луны и положение Солнца в зодиаке.

Колонны Святого Марка и Святого Теодора /
Colonne di San Marco e San Todaro.

Капитель колонны Святого Теодора.
Оригинал скульптуры находится во дворце Дожей.
Святой Теодор почитается венецианцами как один из небесных покровителей города.

Капитель колонны Святого Марка.
Бронзовой скульптуре льва почти 2500 лет.
Про все связанные с ней перипетии можно писать тома.

Центральный балкон Дворца дожей.

Дворец Дожей. “Бумажная” дверь /
Palazzo Ducale. Porta della Carta.
Статуя коленопреклоненного дожа Франческо Фоскари перед крылатым львом.

Вид на монастырь и базилику святого Георгия –
Сан-Джорджо-Маджоре (San Giorgio Maggiore) на одноименном острове (1566–1610).
Архитектор — Андреа Палладио.

В Венеции существовала традиция подносить дожу раз в год дары от каждого района города и религиозных братств. Обычно это были продукты питания — фрукты, сладости, дичь и тому подобное. Однажды, в год завершения строительства базилики Сан Марко, среди даров была обнаружена клетка с двумя голубями. Птиц выпустили из клетки и они вылетели наружу и уселись на арке фасада только что освященной базилики. Это было истолковано как очередное чудо святого Марка, который таким образом дал знать, что желает, чтобы голуби стали священными птицами, которым покровительствует сам святой. Дож подписал декрет, по которому Сиятельнейшая обязалась кормить за свой счёт эту пару голубей и всё их потомство… этот декрет впоследствии подтверждался Сенатом, даже когда птиц стало слишком много.

Е.В. Орёл. Мир Венеции.

Фонари на набережной.

Пока мы ждем пешеходную экскурсию, дети кормят голубей кукурузными зернышками. Вскоре после нашей поездки делать это запретили из-за боязни распространения птичьего гриппа и прочая. Честно говоря, немного жаль, но, видимо, решение властей города все-таки разумно.

Флаг Венецианской республики на одном из балконов жилого дома.

Квартал Кампо Сан-Бартоломео (Campo San Bartolomeo). Памятник Карло Гольдони.

Экскурсию нам проводила венецианка. Всем раздали специальные рации с наушниками, и мы поскакали. Короче, это ужас! Больше так делать нельзя и никому не советую. Вообще именно после этой поездки я поняла, что групповые поездки хороши лишь для беглого осмотра достопримечательностей, чтобы понять, куда потом нужно будет вернуться.

Мост Вздохов. По нему мы пройдемся в следующую нашу поездку в Венецию.

Базилика Санта-Мария делла Салюте
(Basilica di Santa Maria della Salute)
построена в честь избавления города от чумы в 1630–1631 годах.

Палаццо Дарио, в котором однажды сочетался браком Вуди Аллен.

Дети как-то стоически и даже весело перенесли довольно продолжительную экскурсию по жаре. Видимо, им все-таки удалось что-то уловить в этом городе, к тому же они так мечтали покататься на гондоле! Как бы там ни было, но в Венеции это нужно сделать обязательно!

Мы расселись в гондолы небольшими группками, поэтому поездка обошлась относительно недорого. Нам понравилось настолько, что в следующую нашу поездку в Венецию мы затащили кататься на гондоле нашего мужа и отца, несмотря на все его ворчание.