Иван Алексеевич Бунин1870 –1953 |
|
И.А. Бунин |
У Бунина ум светился в каждом его слове, и обаяние его Георгий Адамович Иван Алексеевич Бунин родился 10 (22) октября 1870 года. Со стороны отца Бунин происходил из старинного дворянского рода, «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства». К роду Буниных принадлежал поэт Василий Андреевич Жуковский. Писатель очень гордился тем, что все его предки «были связаны с народом и землей, были помещиками». Эта связь, с одной стороны, с традициями дворянской культуры, а с другой, с «народом и землей», своеобразно отразилась в творчестве Ивана Алексеевича. Детство Бунина (кроме первых четырех лет, когда семья жила в Воронеже) прошло в наследственном поместье под Ельцом в Орловской губернии, на границе Средней и Южной России. Хотя этим наследственным поместьем был нищий хутор Бутырки, предания о разгульной, богатой, праздной дворянской жизни волновали Бунина с ранних лет. Впоследствии он описал жилище и быт своих предков в повести «Суходол» (1911), которую сам называл поэмой. Любимый маленьким Буниным хутор пришлось продать, когда мальчику было тринадцать лет, – иначе семье грозило разорение. Этот проданный родовой дом – последний дом Бунина. Потом пошли частные квартиры, отели, жизнь у друзей – временные пристанища; все это не было домом. В гимназии юноша занимался неровно: словесность знал и любил, математику учить не удостаивал. После пятого класса платить за его обучение стало нечем. Ни в школу, ни в институт он больше не поступал. Печататься начал на восемнадцатом году жизни. За шестьдесят лет литературной деятельности выпустил около тридцати книг стихов и трех прижизненных собраний сочинений. Самостоятельно выучил английский язык. Переводил Байрона, американского поэта Генри Лонгфелло, а также украинского поэта Тараса Шевченко. В России Бунин трижды был удостоен Пушкинской премии Академии наук (за стихи и переводы), с гордостью носил звание почетного академика. Больше всего на свете кроме поэзии и прозы он любил путешествия. Изъездил весь юг России, много странствовал по Востоку (интересовался мусульманством, буддизмом); хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри; бывал на Цейлоне и в Африке. «Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности; я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом; … я мало вращался в литературной среде. Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей: в Италии, в Турции, на Балканах, в Греции, в Палестине, в Египте, в Алжире… Я, как сказал Саади, «стремился обозреть лица мира и оставить в нем чекан души своей», меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические…», – писал он в автобиографии. В быту неприхотливый, в денежных делах рассеянный – в дружеской беседе Бунин любил помечтать о богатстве. По-настоящему богат он не был никогда, но и литературной поденщиной – трудом исключительно ради заработка – занимался только в ранней молодости, в орловских газетах. Он любил многих, в юности пережил долгую, трудную страсть к Варваре Пащенко. Ее он вывел под именем Лики в романе, или, как сам говорил «вымышленной автобиографии», «Жизнь Арсеньева» (1927–1933). Отношения с другими женщинами у Бунина развивались примерно по той же схеме, что и с Пащенко: страсть, борьба двух сильных и независимых личностей, ссоры, разрыв. Поэтому в Лике можно найти черты многих. В 1898 году Бунин впервые женился – на девятнадцатилетней красавице греко-еврейского происхождения Анне Цакни, но год спустя разошелся с ней. Их сын умер пятилетним, других детей у Бунина не было. В 1906 году в Москве писатель познакомился с Верой Муромцевой, младше себя одиннадцатью годами. До самой смерти Бунин не расставался с Верой, хотя из-за нерасторгнутого брака с Цакни обвенчаться они смогли только в 1922 году. Одно время Бунин был увлечен толстовством (общественное течение, которое возникло в России в 80-х годах XIX века под влиянием учения Л.Н. Толстого, изложенного им в «Исповеди» и других произведениях тех лет. Толстовцы стремились к сближению с народом («опрощению»), проповедовали всеобщую любовь, непротивлению злу насилием), пытался «опроститься» – заняться бондарным ремеслом. Но сам Толстой при встрече отговорил его от этого пути. Бунин-писатель многим обязан Толстому, которого всегда считал воплощением художественного гения и нравственных достоинств. В философско-публицистической работе «Освобождение Толстого» (1937) Бунин первым проследил теснейшую взаимосвязь между нравственной проповедью Толстого и его творчеством. Сторонясь всякой партийности, Бунин тем не менее в 10-х годах XX века сочувствовал социал-демократам и даже ждал революции – разумеется не предполагая, чем она обернется. Социальные проблемы всегда занимали его меньше нравственных, и он не верил в возможность осчастливить людей, переустроив – так или иначе – общество. Уже в феврале 1917 года Бунин понял, что грядет не обновление и очищение, а разрушение всего лучшего в русской жизни и культуре. В Октябрьской революции он увидел «кровавое безумие», необратимую катастрофу. В мае 1918 года Бунин бежал из «красной» Москвы на юг, в Одессу, тогда еще свободную от большевиков, а в январе 1920-го – в Турцию. После мытарств в Константинополе (ныне Стамбул), Болгарии и Сербии он с женой обосновался во Франции, где оставался до конца жизни. Там он получил европейскую известность. В 1933 году первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. Это стало международным признанием достоинства, мужества и чести русской эмиграции. Бунинскую прозу перевели на многие языки. В Советской России присуждение премии, разумеется, встретили враждебно. Сам писатель считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. Тоска по Родине терзала его неотступно, – такая тоска, что за пять послереволюционных лет он превратился в желчного седеющего старика. Правда, почти до конца своей восьмидесятитрехлетней жизни отличался физической выносливостью, крепостью. Болезненно гордый, заносчивый, резкий, Бунин, тем не менее, любил тех, кого считал по-настоящему талантливым, многим помогал деньгами, молодым – советом и покровительством. Он ненавидел фашизм, отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами, приветствовал победу Советского Союза. После войны Бунину предложили приехать в СССР. Он – не без колебаний – все же отклонил это предложение, ибо никогда не примирился с советской властью и всегда демонстративно использовал старую орфографию, с милыми его сердцу ерами и ятями. Марксистское литературоведение твердило на все лады, что на чужбине талант Бунина увял. Это не было правдой: именно в изгнании писатель «с последней прямотой» заговорил на всегда волновавшие его темы смерти, страсти, одиночества. В советское время его – в числе немногих эмигрантов – издавали, но скупо и со лживыми предисловиями. Первая после революции большая книга Бунина вышла на родине уже посмертно. Писателя не стало 8 ноября 1953 года. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Литература Дмитрий Быков. Иван Алексеевич Бунин. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999 Вера Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Вагриус, 2007 Галина Кузнецова. Грасский дневник. М.: Московский рабочий, 1995 Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005 Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб.: СМИО Пресс, 2001 Е.С. Роговер. Русская литература XX века. СП.: Паритет, 2002
|
|
К содержанию |