Содержание

«Чудная власть прошлого»

в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки»

 

И.А. Бунин
Биография
Лирика
Антоновские яблоки
Господин из С.-Франциско
Господин из С.-Ф. (текст)
Темные аллеи
Темные аллеи (текст)

 

Домашнее задание

1. Выписать в тетрадь народные пословицы из текста. С какой целью писатель вводит их в рассказ?

2. Найдите в произведении тропы (эпитеты, метафоры, сравнения). Какие из них запомнились?


Наиболее известным из ранних рассказов Бунина стал написанный на рубеже веков, в 1900 году, и опубликованный в журнале «Жизнь» томительно грустный этюд «Антоновские яблоки». Это небольшое по объему произведение вызвало немало споров у критиков-современников Бунина. «Описывает все, что попадается под руку», – злословили они. «Где ты, прекрасное время пирогов с груздями, борзых густопсовых кобелей… крепостных душ, антоновских яблок?..» – язвил Александр Куприн в пародии «И.А. Бунин. Пироги с груздями».

Рассказ действительно вызвал немало упреков. «Антоновские яблоки» пахнут отнюдь не демократично», – писал Горький, тем не менее, восхищенный мастерством автора.

Однако Бунин тоскует отнюдь не по крепостному праву.

Вопрос

О чем же этот рассказ?

Ответ

Об осени, об антоновских яблоках, о воспоминаниях…

Отпрыск беднеющей дворянской семьи вспоминает родовое поместье, знаменитое своими антоновскими яблоками. Кисловатый, осенний их запах, сухие листья, легкая грусть ясного, погожего, но уже короткого дня – вот атмосфера рассказа. Грусть светлая, умиленная, прошлое выглядит идиллией: «На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд»…

Привычной сюжетной линии рассказ не имеет. Это, скорее, рассказ впечатление, рассказ-воспоминание. «Антоновские яблоки – рассказ импрессионистский, произведение, остановившее и запечатлевшее мгновения.

Одна из главных его тем – бренность, хрупкость, краткость жизни, печаль по всему невозвратимому. Пишет ли Бунин о родной усадьбе или о юношеской любви, всюду стремление, хотя бы в слове, удержать жизнь, ежесекундно и непоправимо тающую. И ностальгия его сродни грусти ранней осени – любимого времени года писателя.

Бунин следует традициям русской классической литературы, одно из свойств которой – за внешне простым, незначительным увидеть сложное, важное, дорогое. Оттуда же передача тонких настроений, психологических нюансов в этом рассказе с чертами мемуарного, биографического очерка.

Вопрос

Как организовано повествование? (От чьего лица оно ведется).

Ответ

Рассказ разворачивается как череда воспоминаний, ретроспектива. Повествование ведется от первого лица: «Вспоминается мне ранняя погожая осень»; «Вспоминается мне урожайный год»; «помню»; «как сейчас вижу»; «Вот я вижу себя снова в деревне…»

Вопрос

Обратите внимание, как употребляются глаголы?

Ответ

Глаголы употребляются чаще всего в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях («Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег»; «Всюду сильно пахнет яблоками…»; «Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют»).

Иногда глаголы стоят во втором лице единственного числа – таким образом, читатель вовлекается в действие: «…распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь – велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд»; «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок…»).

Вопрос

Что является предметом воспоминаний? Приведите примеры.

Ответ

Воспоминаются не какие-то события, а картины, впечатления, ощущения. Например, праздничный день (гл. I). Вот «молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее «рога», – косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковками, стоят тупо и крепко; безрукавка – плисовая, занавеска длинная, а понева – черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым «прозументом»…. Здесь сравнение с коровой вовсе не оскорбительно. Это «хозяйственная бабочка», основательная, крепкая, ладная, нарисована она так ярко, нарядно, подробно, живо, как будто сошла с картины.

Описание охоты (гл. III).

Все, что относится к прошлому, будь то барский дом, или крестьянский двор, или дерево, или столетний старик Панкрат, имеет какой-то мощный запас прочности, кажется надежным, вечным.

Вопрос

Что поэтизирует писатель?

Ответ

Бунин останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращенности жизни человека с природой, ее естественности, спаянности быта дворян и крестьян.

Писатель поэтизирует не только прошлую жизнь людей своего сословия, но и деревенскую, естественную, опрощенную жизнь вообще. Она прекрасна своим целесообразным ритмом, своей простотой, соответствием когда-то укоренившимся основам бытия, своей сращенностью с жизнью родной природы. Здесь Бунин как бы принимает эстафету от Руссо и Л.Н. Толстого.

Вопрос

Иван Алексеевич так ярко описывает свои воспоминания, что создается впечатление, что мы, читатели, были свидетелями или участниками тех событий. Как достигается эффект присутствия читателя в описываемых картинах?

Ответ

Мы уже отмечали грамматические приемы (употребление глаголов настоящего времени, глаголов 2-го лица ед. числа). Кроме того, Бунин мастерски передает звуки, запахи, цвета окружающего мира. Очень сильна память запахов: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб» – а с ним угасает и прежний уклад жизни. «Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьям и мокрой древесной корою» – эффект усиливается яркой звукописью. Аллитерации создают впечатление, что мы и впрямь слышим, как, например, шуршат листья под ногами: «Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша».

А вот запах «дедовских книг в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьяновых корешках. Славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами…». К обонятельным ощущениям добавляются осязательные («толстая шершавая бумага»). Мы видим мельчайшие подробности – даже золотые звездочки на корешках книг – и словно окунаемся в прошлое.

Вопрос

Что вам напоминает тон рассказа? Возможно, он похож на некую знакомую вам поэтическую форму? Какова интонация рассказа? Как она меняется на протяжении рассказа?

Ответ

Общая интонация «Антоновских яблок» элегическая. Это изображение угасания, умирания «дворянских гнезд» (вспомним «Вишневый сад» Чехова). Начало рассказа полно радостной бодрости: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!». Постепенно интонация становится ностальгической: «За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота»; «…понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска…». И, наконец, в описании поздней осени и предзимья – грусть. Песня «на каком-нибудь глухом хуторе» звучит «с грустной, безнадежной удалью».

Обостренность восприятия, чуткость, зоркость – источник удивительных подробностей, наблюдений, сравнений, наполняющих произведения Бунина. Эти подробности не просто фон повествования, они и есть главное. Все земное, все живое во множестве своих проявлений, раздробленное на отдельные запахи, звуки, краски – самостоятельный предмет изображения у Бунина, наводящий на мысли о неразрывном единстве человека и природы.


Литература

Дмитрий Быков. Иван Алексеевич Бунин. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

Вера Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Вагриус, 2007

Галина Кузнецова. Грасский дневник. М.: Московский рабочий, 1995

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб.: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века. СП.: Паритет, 2002

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика