Содержание

«Темные аллеи»

(1937–1944)

 

И.А. Бунин
Биография
Лирика
Антоновские яблоки
Господин из С.-Франциско
Господин из С.-Ф. (текст)
Темные аллеи
Темные аллеи (текст)

 

Кругом шиповник алый цвел,
стояли темных лип аллеи…

Иван Бунин

И.А. Бунин «Темные аллеи». Текст произведения

Бунин считал эту книгу «самой совершенной по мастерству», своим высшим творческим достижением. Большинство рассказов написано в годы войны, когда особенно остра потребность в любви, чувстве, одухотворяющем жизнь, в противовес несущей смерть войне.

Первоначально сборник вышел в 1943 году в Нью-Йорке, в него вошло тогда 11 новелл. В повторном издании, 1946 года, напечатанном в Париже, было уже 38 рассказов. Они различны в жанровом отношении, существенно отличаются своей структурой, объемом, характером персонажей, отражают разные временные пласты жизни, но все так или иначе касаются одной общей темы – любви, которая раскрывается автором как величайший человеческий дар, как счастье, достающееся человеку, какими бы привходящими обстоятельствами это чувство ни сопровождалось.

1. В «Темных аллеях» два героя – он и она. Герои неравнозначно представлены в тексте – как по отношению друг к другу, так и по отношению к автору, к произведению в целом.

2. Образы женщин выписаны психологически глубоко, образы мужчин – эскизно.

3. В любовной ситуации в каждом рассказе отчетливо выделяются три части: стремление мужчины к женщине – близость с женщиной – трагический финал.

4. Любовь по Бунину мыслится как любовная встреча, не имеющая выхода в будущую совместную жизнь мужчины и женщины. Женщина в такой ситуации – прежде всего любовница. Любовь как счастливая кратковременная встреча – характерное содержание повторяющихся ситуаций в рассказах. В них нет места изображению таких жизненных основ любви, как брак, материнство, отцовство.

5. Бунин воплощает в рассказах собственное трагическое понимание любви, реализуя его не только в изображении мгновенных, трагически обрывающихся встреч героев, но, заставляя и героев таким же образом воспринимать любовь.

6. В изображении любви подчеркивается чувственно-эмоциональное и эстетическое восприятие чувства героями.

Мужчина всегда чувственно устремлен к женщине, однако постоянно обозначается и эстетический момент – любование красотой женщины.

7. Воссоздаваемая в рассказах любовная ситуация имеет определенные хронотопические (пространственно-временные) особенности.

Любовная встреча – явление временное, неустойчивое. Такой любви соответствует «неустойчивое пространство: постоялый двор, гостиница, поезд, дворянская усадьба, где на отдыхе, на каникулах пребывают герои.

Не случайно и то, что любовь чаще всего изображается как любовь прошедшая, в форме повествования о прошлом, воспоминания героя.

8. В рассказах преобладает тип мужчины культурно-интеллигентской среды, близкой писателю: дворяне, военные, писатели, поэт, художник. Но ни социальный статус ни профессиональная деятельность не существенны. Имеет значение только возраст героев. Через мужчин разных возрастов показаны различные любовные состояния:

  • пробуждение влечения к женщине («Начало»);
  • первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерия»);
  • зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и др.);
  • любовь в конце жизни, любовь пожилого мужчины как прекрасное воспоминание или яркая зарница перед смертью («Темные аллеи», «В Париже»).
  • Однако во всех случаях, – какими бы ни были герои – в их образах выражен один и тот же тип видения женщины. Это чаще всего – воспоминание о восторженно-горестном, прекрасно-трагическом моменте прошлого.

    9. Примечательно, что героини всегда изображены в реакции на них мужчин, но обратного взгляда – видения женщиной мужчины – фактически нет.

    10. В «Темных аллеях» изображено несколько типов женщин.

    Тип женщины-простолюдинки, крестьянки, крепостной, проститутки. Внешний облик этих женщин дан отдельными штрихами. Преобладают женщины темноволосые.

    Другой тип – восточные женщины («Камарг», «Сто рупий»), «Весной в Иудее»). Это яркие, смуглые, черноволосые, темноглазые женщины, внешность которых выписана довольно подробно.

    Но наиболее распространенным является тип русской женщины с отчетливо выраженными восточными чертами.

    11. Преобладание восточного типа внешности в «Темных аллеях».

    Бунин был воспитан в православной среде, однако в силу особенностей своего миросуществования и таланта, духовной атмосферы рубежа XIX–XX веков он постоянно вбирал в себя культуру всех времен и народов.

    «Темные аллеи» могут быть прочитаны как одна большая поэма, «песнь песней», ода женской красоте.

    Однако «Темные аллеи» нельзя назвать «энциклопедией любви». Энциклопедия подразумевает полный, разносторонний охват жизненного явления, тогда как в «Темных аллеях» представлена авторская концепция любви, не затрагивающая многие аспекты этого человеческого чувства.

    Домашнее задание

    Доказать или опровергнуть, подкрепить примерами из текста данные выводы.

    Устная рецензия любого рассказа цикла по плану:

  • Какие рассказы из цикла прочитаны к уроку?
  • Почему для выступления выбрали этот рассказ?
  • Краткий пересказ сюжета (возможно с выразительным чтением небольшим фрагментов)
  • Почему непросто передать содержание некоторых рассказов? Какая особенность повествовательной манеры Бунина проявилась в цикле?
  • Что привлекло вас в рассказе, что показалось интересным? В чем своеобразие его поэтики?
  • Какие особенности писательского таланта можете отметить?
  • Возникли ли какие-либо ассоциативные (музыкальные, изобразительные, текстовые) связи с рассказом? В чем источник возникших ассоциаций?

  • Литература

    Дмитрий Быков. Иван Алексеевич Бунин. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

    Вера Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Вагриус, 2007

    Галина Кузнецова. Грасский дневник. М.: Московский рабочий, 1995

    Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

    Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб.: СМИО Пресс, 2001

    Е.С. Роговер. Русская литература XX века. СП.: Паритет, 2002

     

     

    К содержанию Яндекс.Метрика