Содержание

Антон Павлович Чехов

Жизнь и творчество

 

А.П. Чехов
Биография
Своеобразие стиля
Маленькая трилогия
Ионыч
Новаторство драматургии
Вишневый сад
Текст пьесы
Недотепы
Все «враздробь»
Образ Лопахина
Молодое поколение
Сад как символ

Другие уроки

 

А.П. Чехов

Большой, умный, ко всему внимательный человек…
Максим Горький

Антон Павлович Чехов родился в провинциальном Таганроге 17 (29) января 1860 года. Он был третьим сыном в семье неудачливого, вскоре вконец разорившегося мелкого купца Павла Егоровича Чехова. У семейства Чеховых были крепкие крестьянские корни. Дед Чехова – крепостной крестьянин – сумел выкупиться и выкупить свою семью. Сам Чехов принадлежал к первому поколению интеллигентных «выходцев из народа», не забывавших о своих истоках и происхождении. «Во мне течет мужицкая кровь» – это Чехов помнил до конца своих дней.

Детство и юность Чехова прошли в Таганроге – небольшом портовом городе на степной окраине страны, у мелководного и теплого Азовского моря. Здесь он прожил девятнадцать первоначальных, решающих лет своей жизни.

Дом Чеховых в Таганроге

Таганрог. Дом Чеховых

В семилетнем возрасте Антон был определен в греческую школу. «Сливки общества в тогдашнем Таганроге составляли богатые греки, которые сорили деньгами и корчили из себя аристократов, – писал М.П. Чехов, брат писателя, – и у отца составилось твердое убеждение, что надо пустить детей именно по греческой линии и дать им возможность закончить образование даже в Афинском университете».

Гимназия Чехова в Таганроге

Таганрог. Гимназия имени А.П. Чехова

Однако греческая школа себя не оправдала. Отучившись в ней два года, Чехов по настоянию матери был отдан в приготовительный класс Таганрогской классической гимназии (1869). О своих гимназических наставниках Чехов вспоминал впоследствии без горечи, иной раз с юмором, а иногда и тепло. До конца своих дней сохранил Чехов благодарную память о законоучителе Ф.П. Покровском. «Вместо священной истории, – сказано в одной из биографических книг, – на уроках у Покровского говорили о Шекспире, Гете, Пушкине». Говорили, да; но едва ли «вместо». Отец Федор преподавал священную историю и закон Божий. Для него это был закон справедливости и добра, и он пояснял его, обращаясь к Шекспиру, Пушкину, даже к Щедрину, когда речь заходила о беззаконии…

По преданию, знаменитый псевдоним «Антоша Чехонте» придумал Покровский. Вызывая к доске, он возглашал раздельно, по слогам: «Че – хон – те».

Таганрог. Лавка Чеховых

Таганрог. Лавка Чеховых: "Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары".

В 1876 году отец Чехова вынужден был закрыть лавочку и уехать в Москву, где находились его старшие сыновья. Чехов остался в Таганроге без семьи вместе с братом Иваном. Этот период способствовал развитию независимости и чувства собственного достоинства.

В 1879 году Чехов окончил гимназию и получил пособие для поступления в Московский Университет на медицинский факультет. Он очень серьезно занялся медициной, которая не только расширила его взгляды на жизнь, но и дала трезвый, материалистический взгляд на нее. Врач был одним из самых излюбленных героев чеховских произведений.

В 1884 году Антон Павлович окончил медицинский факультет Московского университета. Мы не знаем, когда именно Чехов обратился к литературе. Достоверно известно, что именно старший брат, Александр, ввел Чехова в юмористические журналы. В этот период (80-е годы XIX века) русская юмористика утратила свою остроту. Героями рассказов были глуповатый гимназист, студент, зять и т.д. К сожалению, Чехов вынужден был начинать свою писательскую деятельность с ориентации на издателей, писателей, читателей, которые одобряли подобное творчество. Начиная с первого курса, Чехов много печатался в развлекательных журналах «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Стрекоза», в самых скромных жанрах – короткого юмористического рассказа, фельетона и даже подписей под карикатурами и рисунками.

С 1882 года начинается сотрудничество Чехова с лучшим юмористическим журналом того времени «Осколки».

Природная наблюдательность, общительность, разнообразные впечатления, сопутствовавшие профессиональным занятиям медициной, сказались в творчестве Антоши Чехонте (наиболее частый его псевдоним в те годы) изобилием тем, сюжетов, персонажей. «В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды… Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр» – такие признания встречаются в чеховских письмах в 80-е годы. Впоследствии Антон Павлович сам изумлялся «целым горам», написанным им в ту пору, рассказов.

Творчество Чехова в 80-е годы

По своей структуре ранние чеховские рассказы близки к жанру анекдота. Уже в это время складывается специфическая чеховская художественная манера – немногословность («Краткость – сестра таланта», – афористически определит писатель впоследствии), внешняя беспристрастность. Автор воссоздает узнаваемые ситуации и в то же время утрирует их, играет с ними. Герои Чехова равны своему социальному положению, определенной типологической категории. «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Злой мальчик», «Неприятность», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и др.

Некоторые рассказы складываются на комизме описаний, названий, фамилий. Иногда рассказ строится на комизме неожиданной развязки.

«Неприятность»

Петр Петрович Стрижин считает себя человеком праведным. На крестинах он выпил. Вернувшись домой, Петр Петрович хочет добавить. Вместо водки случайно хлебнул керосин. Его свояченица Дашенька, старая костлявая дева, начинает отчитывать бедного Петра Петровича за то, что он перевел дорогой продукт (керосин-то дорогой и т.д.)

Постепенно чеховские рассказы начинают усложняться, появляется намек на характеры. Чехов берет простые сюжеты и говорит об искажении человеческой личности.

Итоги

Чехов пытался войти в литературу с крупным произведением, однако вынужден был ориентироваться на вкусы изданий и читателей. Между тем, уже в ранних рассказах проявляется незаурядный талант Чехова-юмориста. Чехов пока ничего не бичевал, он просто смеялся. Мелочи и мелочишки приводят к тому, что мельчает человек.

Домашнее задание

Устно подготовить анализ любого раннего юмористического рассказа Чехова по плану:

1. Какие произведения были прочитаны к уроку?
2. Почему для выступления выбран именно этот рассказ?
3. Пересказ содержания с чтением фрагментов.
4. Что заинтересовало.
5. Что утверждает и что отрицает Чехов в выбранном вами рассказе?
6. Над чем смеется, о чем сожалеет?
7. Какие особенности писательского таланта можете отметить?

Индивидуальное задание:

Сообщение о МХАТе

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2008.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.

Полезные ссылки

Таганрог. Город Чехова.

 

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика

А.П. Чехов
Своеобразие стиля