Здравствуй, новая жизнь!«Молодое поколение» Петя и Аня. Чтение и анализ IV акта |
|
А.П. Чехов
|
Вопросы и задания Какова роль этих персонажей? Одинаково ли их рисует автор? Почему Петя показан иронично? Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается? Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит? В чем образ Пети сходен с образом Гаева? Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»? Почему реплики Ани есть в конце каждого акта? Петя Трофимов – бывший учитель утонувшего сына Раневской, прижился в доме, чувствует себя здесь своим. Он студент, но его называют «вечным студентом», наверное потому, что он никак не может закончить университет. Петя Трофимов остро видит сегодняшние проблемы и воодушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, а на деле не менее беспомощен, чем Раневская и Гаев. Он размышляет, философствует, произносит громкие речи. Петя говорит, что человек должен быть выше собственности, а сам весь 4-й акт ищет калоши, как будто без них не может шагнуть в новую жизнь. Он не герой. Может быть, он и умен, и горд, и обладает массой других положительных качеств, но он не способен на действие. Весь его пыл уходит в слова. Выводы Будущее, которое видят Петя и Аня, – романтическое. Противоречивость изображения Пети – ирония автора. Аня – это воплощение веры писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность ее характера. Вопросы Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани? В чем комичность образов Раневской и Гаева? В чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни? Драматичен ли Лопахин? Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов). Литература 1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002. 2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004. 3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.
|
|
К содержанию |