Содержание

Здравствуй, новая жизнь!

«Молодое поколение» Петя и Аня. Чтение и анализ IV акта

 

А.П. Чехов
Биография
Своеобразие стиля
Маленькая трилогия
Ионыч
Новаторство драматургии
Вишневый сад
Текст пьесы
Недотепы
Все «враздробь»
Образ Лопахина
Молодое поколение
Сад как символ

Другие уроки

 

Вопросы и задания

Какова роль этих персонажей?

Одинаково ли их рисует автор?

Почему Петя показан иронично? Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается?

Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит?

В чем образ Пети сходен с образом Гаева?

Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»?

Почему реплики Ани есть в конце каждого акта?

Петя Трофимов – бывший учитель утонувшего сына Раневской, прижился в доме, чувствует себя здесь своим. Он студент, но его называют «вечным студентом», наверное потому, что он никак не может закончить университет. Петя Трофимов остро видит сегодняшние проблемы и воодушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, а на деле не менее беспомощен, чем Раневская и Гаев. Он размышляет, философствует, произносит громкие речи.

Петя говорит, что человек должен быть выше собственности, а сам весь 4-й акт ищет калоши, как будто без них не может шагнуть в новую жизнь. Он не герой. Может быть, он и умен, и горд, и обладает массой других положительных качеств, но он не способен на действие. Весь его пыл уходит в слова.

Выводы

Будущее, которое видят Петя и Аня, – романтическое. Противоречивость изображения Пети – ирония автора. Аня – это воплощение веры писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность ее характера.

Вопросы

Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани?

В чем комичность образов Раневской и Гаева? В чем их драматичность?

Кто виноват в драматичности их жизни?

Драматичен ли Лопахин?

Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов).

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика