Сад как символв комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» |
|
А.П. Чехов
|
Куда же несешься ты, Русь? В драматургии произведение обычно имеет центр – событие (персона), вокруг которого развивается действие. Центром чеховской комедии, ее главным персонажем является безмолвный вишневый сад. В этом образе слиты воедино конкретное («И в “Энциклопедическом словаре” упоминается про этот сад») и вечное («прекрасней которого ничего нет на свете») – молодость, воспоминания, чистота… счастье. Вопрос Как образ вишневого сада пронизывает все действие пьесы? Ответ В основе комедии – судьба вишневого сада, с ним связано все. Вокруг образа вишневого сада строится интрига пьесы. В вишневом саде сосредоточена поэтическая энергетика пьесы. Это ее важнейший символ, в котором есть лирическое, трагическое, комическое, ироническое, поэтическое начала. Вопрос Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы? Ответ Сад объединяет всех персонажей. У каждого из них складывается свои отношения с садом. Он высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. Сад – это символ родины, ее прошлого и будущего. Прошлое – это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее – это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Вопрос Каков смысл названия пьесы? Ответ Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщенное (символ родины, ее природной поэтической красоты). Какое будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым. Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 года он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания». Литература 1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002. 2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004. 3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.
|
|
К содержанию |