Содержание

«Маленькая трилогия»:

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

 

А.П. Чехов
Биография
Своеобразие стиля
Маленькая трилогия
Ионыч
Новаторство драматургии
Вишневый сад
Текст пьесы
Недотепы
Все «враздробь»
Образ Лопахина
Молодое поколение
Сад как символ

Другие уроки

 

Его врагом была пошлость
Максим Горький

Своеобразие цикла «Маленькая трилогия»

1.​ Трилогия о «футлярных» людях.

2.​ В ней есть автор и рассказчик.

3.​ Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.

4.​ Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове – «Человек в футляре». Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский о своем брате – «Крыжовник». Помещик Алехин о себе, о своей любви – «О любви».

5.​ В рассказах дается обобщенная картина жизни.

Вопросы и задания

«Человек в футляре»

Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

Как он относится к своему рассказу?

Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?

Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?

Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?

Как и почему Беликов терроризировал город?

Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие»?

За что осуждает автор Буркина?

«Крыжовник»

Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?

Почему он не может заснуть, о чем задумался?

Как в этом рассказе появляется автор?

В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?

Какова роль описаний природы в рассказе?

Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.

С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе.»?

В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?

Почему рассказ называется «Крыжовник»? Есть ли в названии символический смысл?

«О любви»

Как и каким показан герой-рассказчик?

Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?

В чем дисгармоничность жизни Алехина?

В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?

Выводы

В рассказах «Маленькой трилогии» изображены разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора: человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности. Ученый становится хозяином, художник – учителем, общественный деятель – ветеринарным врачом.

Домашнее задание

Вопросы и задания к рассказу А.П. Чехова «Ионыч»

1.​ Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев – неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь).

2.​ Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?

3.​ Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?

4.​ Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н.В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика