«Маленькая трилогия»:«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» |
|
А.П. Чехов
|
Его врагом была пошлость
Своеобразие цикла «Маленькая трилогия» 1. Трилогия о «футлярных» людях. 2. В ней есть автор и рассказчик. 3. Повествователь является то рассказчиком, то слушателем. 4. Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове – «Человек в футляре». Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский о своем брате – «Крыжовник». Помещик Алехин о себе, о своей любви – «О любви». 5. В рассказах дается обобщенная картина жизни. Вопросы и задания «Человек в футляре» Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности? Как он относится к своему рассказу? Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила? Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»? Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли? Как и почему Беликов терроризировал город? Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие»? За что осуждает автор Буркина? «Крыжовник» Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик? Почему он не может заснуть, о чем задумался? Как в этом рассказе появляется автор? В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»? Какова роль описаний природы в рассказе? Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе.»? В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели? Почему рассказ называется «Крыжовник»? Есть ли в названии символический смысл? «О любви» Как и каким показан герой-рассказчик? Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира? В чем дисгармоничность жизни Алехина? В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи? Выводы В рассказах «Маленькой трилогии» изображены разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора: человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности. Ученый становится хозяином, художник – учителем, общественный деятель – ветеринарным врачом. Домашнее задание Вопросы и задания к рассказу А.П. Чехова «Ионыч» 1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев – неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь). 2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться? 3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа? 4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н.В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».) Литература 1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002. 2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004. 3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.
|
|
К содержанию |