Содержание

Николай Алексеевич Некрасов

1821–1877

 

Н.А. Некрасов:
Биография
Я лиру посвятил
народу своему

Поэт и гражданин
Исповедальная лирика
Панаевский цикл
Матушка-Русь
Кому на Руси
жить хорошо

Одним концом по барину,
другим по мужику

Есть женщины
в русских селеньях

Заступники народные

 

Поэтом можешь ты не быть...

Н.А. Некрасов

Литературная критика чаще всего была несправедлива к Некрасову. Белинский как-то сравнил его талант с топором, и это дало повод недоброжелателям называть стихи Некрасова топорными. Его признавали «крестьянским» поэтом – и отказывали ему в искреннем сочувствии народу.

Если судить о Некрасове не по плохим литературоведческим работам, не по произвольно вырванным из текста цитатам, если читать великого классика не по хрестоматиям с одним и тем же набором текстов, тогда поэт явится во всей мощи своего неповторимого дарования, во всей отваге своего новаторства, определившего пути нашей литературы на столетие (или даже более) вперед.

Детство

Н.А. Некрасов родился 10 декабря (28 ноября) 1821 года на Украине, в местечке Немирове Подольской губернии. Ему было три года, когда отец, выйдя в отставку, перевез семью в ярославское имение Грешнево.

В детстве Н.А. Некрасов был впечатлительным мальчиком с нежной и чуткой душой. Эти качества он унаследовал от своей матери, Елены Андреевны (урожденной Закревской), женщины доброй и мечтательной. Отец поэта Алексей Сергеевич, пехотный офицер, женился на ней, когда она только что окончила институт. Ей было всего шестнадцать.

Елена Андреевна учила своих детей добру и красоте, знакомила их с произведениями великих писателей прошлого, защищала их, как могла, от деспота отца. Но в усадьбе помещика-самодура она сама была беззащитной жертвой.

Отец, вероятно, хотел воспитать из сына такого же жестокого помещика, каким был сам, но достиг противоположного: Николай Алексеевич стал непримиримым врагом всякого деспотизма.

Петербург, сороковые годы...

После недолгого обучения в Ярославской гимназии (отец перестал вносить деньги, и гимназию пришлось оставить) шестнадцатилетний Некрасов уехал в Петербург. Отец отправил его в столицу для поступления в дворянский полк, но юношу военная карьера совсем не привлекала. С ним была тетрадка стихов, которая, как он думал, принесет ему славу поэта. По совету матери он попытался поступить в университет. Узнав об этом, отец лишил его материальной помощи. Юноша остался в чужом городе без крова, без копейки денег. В университет он поступить не смог: подготовка была недостаточной. Его зачислили вольнослушателем, но и от этих занятий пришлось отказаться. Все заботы Некрасова были направлены на поиски какого-либо заработка.

В течение восьми лет он жил жизнью петербургской бедноты, которую с такой потрясающей силой изобразил потом в своих произведениях.

Первые литературные опыты

Надежды на быструю литературную славу не оправдались: юношеские стихи оказались слабы и неоригинальны. Правда, в 1838 году журнал «Сын отечества» напечатал его стихотворение «Мысль» с редакционным примечанием: «Первый опыт юного, 16-летнего поэта», а в 1840 году поэт издал сборник стихов под названием «Мечты и звуки», но В.Г. Белинский подверг их суровой критике. Некрасов с ней полностью согласился и, подобно Гоголю, сжег потом тираж своей первой книги.

В это время Некрасов ради заработка писал все, что только можно было где-нибудь напечатать: повести и рассказы, юмористические стихи и водевили, статьи и рецензии, даже лубочные сказки и афиши в стихах. Но в этом поденном литературном труде постепенно отшлифовывался незаурядный талант беллетриста и публициста.

Начинающий поэт много работал над своими стихами, пытаясь овладеть складом народной речи, чтобы потом ввести слова, обороты, конструкции простонародного языка в язык поэтический. В середине 40-х годов появляется один из первых опытов в этом роде – стихотворение «В дороге», посвященное доле русской крестьянки. С него начался новый период жизни и творчества Н.А. Некрасова: настоящая литературная работа среди людей, духовно близких ему и понимающих его.

Как-то, еще не уверенный в своих поэтических силах, Некрасов прочитал это стихотворение друзьям – в доме, куда был приглашен и Белинский. У Белинского «засверкали глаза, он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть не со слезами на глазах: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный ?».

Знакомство с В.Г. Белинским

Знакомство молодого литератора с В.Г. Белинским, состоявшееся в 1842 году, стало поворотным моментом в его жизни. Беседы с великим критиком, затягивавшиеся часто за полночь, помогли поэту глубже понять жизнь, определить свое место в литературе и общественной борьбе. Памяти любимого учителя и наставника посвящены проникновенные строки в стихотворениях «В.Г. Белинский», «Несчастные», «Памяти приятеля», в сценах «Медвежья охота».

Журнал «Современник» в жизни Некрасова

В молодом литераторе очень рано проявились организаторские способности. Он сумел объединить виднейших писателей-реалистов того времени сначала вокруг издания литературных альманахов, среди которых наибольшее значение имели «Физиология Петербурга» в двух частях (1844–1845) и «Петербургский сборник» (1846), а затем вокруг журнала «Современник».

Поэт был убежден, что литература должна и может влиять на общество, и поэтому мечтал создать журнал, чтобы сплотить вокруг него все самое честное и талантливое в литературе, объединить вокруг общего дела лучшие умы России, сделать этот журнал трибуной демократических идей.

Все, могущее интересовать публику и соответствующее программе, направлению и достоинству журнала, постоянно имело место на страницах «Современника».

Некрасов был душой «Современника», его бессменным редактором и издателем на протяжении 19 лет, вплоть до окончательного запрещения журнала царским правительством в 1866 году. Редактирование журнала, общественно-политическое значение которого было очень велико, заботы по его изданию, борьба с царской цензурой отнимали у Некрасова не меньше сил, чем поэтическое творчество. Особенно тяжело пришлось Некрасову после смерти В.Г. Белинского, когда он остался один среди людей, не разделявших полностью его взглядов.

«Последние песни»

У Некрасова был сиплый голос. Этот сиплый голос отмечали все без исключения мемуаристы. В середине 50-х гг. – в пору тяжелых отношений с гражданской женой Авдотьей Панаевой, бедности, беспрерывной поденной работы и столь же беспрерывной борьбы с цензурой – Некрасов перенес горловую чахотку и совсем было собрался умирать. Но в Италии оправился. С тех пор, однако, в голосе Николая Алексеевича ощущалась трещинка, дребезжание. Возможно, надтреснутый тенор в сочетании с надрывной интонацией стиха, его заунывным звучанием заставлял публику рыдать на некрасовских публичных выступлениях?

В 1876–1877 годах, превозмогая страдания, Некрасов диктовал жене или сестре свои «Последние песни». Он знал, что умирает, и торопился подвести итоги, высказать то, что сейчас было бесконечно важно для него. Силы его угасали, но сознание оставалось ясным.

Эти стихотворения, напечатанные в январском номере «Отечественных записок» 1877 года, глубоко взволновали всю Россию. Со всех концов страны к поэту шли письма и телеграммы с выражением горячей любви и сочувствия.

Из далекой якутской ссылки пришло письмо от Н.Г. Чернышевского, он просил передать умирающему поэту: «... я убежден: его слава будет бессмертна... вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов». К этой высокой оценке присоединилась вся современная Некрасову передовая Россия.

Боль и предсмертная тоска давали знать о себе и потому наряду с философскими и лирическими проникновенными стихами в этот цикл ворвались ноты отчаяния: «О небо! Смерть пошли скорей!»

Вся жизнь Некрасова была поглощена трудом, любовью и ненавистью, азартом борьбы. Прикованный к постели, выбитый из привычной колеи, он ощущал страх перед внутренним угасанием. Стихи были единственным, что наполняло его теперешнее существование. Поэтому поэт страстно молил свою Музу:

Могучей силой вдохновенья
Страданья тела победи,
Любви негодованья, мщенья
Зажги огонь в моей груди!

Некрасов скончался 8 января 1878 года. В ясный морозный день 11 января 1878 года многотысячная толпа провожала гроб с телом Некрасова на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Впереди плыли огромные венки с надписями: «Слава печальнику горя народного», «От русских женщин», «Бессмертному певцу народной скорби», «Некрасову – студенты». Венок с надписью «Борцу за свободу» уничтожила полиция, изъяв его еще накануне. Народ, однако, не разгоняли, и потому впервые в России так гласно и «всем миром» хоронили великого поэта.

Литература

Дмитрий Быков. Николай Алексеевич Некрасов // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

И.Подольская. Некрасов / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика