Николай Алексеевич Некрасов1821–1877 |
|
Н.А. Некрасов: |
Детство Н.А. Некрасов родился 10 декабря (28 ноября) 1821 года на Украине, в местечке Немирове Подольской губернии. Ему было три года, когда отец, выйдя в отставку, перевез семью в ярославское имение Грешнево. В детстве Н.А. Некрасов был впечатлительным мальчиком с нежной и чуткой душой. Эти качества он унаследовал от своей матери, Елены Андреевны (урожденной Закревской), женщины доброй и мечтательной. Отец поэта Алексей Сергеевич, пехотный офицер, женился на ней, когда она только что окончила институт. Ей было всего шестнадцать. Елена Андреевна учила своих детей добру и красоте, знакомила их с произведениями великих писателей прошлого, защищала их, как могла, от деспота отца. Но в усадьбе помещика-самодура она сама была беззащитной жертвой. Отец, вероятно, хотел воспитать из сына такого же жестокого помещика, каким был сам, но достиг противоположного: Николай Алексеевич стал непримиримым врагом всякого деспотизма. Петербург, сороковые годы... После недолгого обучения в Ярославской гимназии (отец перестал вносить деньги, и гимназию пришлось оставить) шестнадцатилетний Некрасов уехал в Петербург. Отец отправил его в столицу для поступления в дворянский полк, но юношу военная карьера совсем не привлекала. С ним была тетрадка стихов, которая, как он думал, принесет ему славу поэта. По совету матери он попытался поступить в университет. Узнав об этом, отец лишил его материальной помощи. Юноша остался в чужом городе без крова, без копейки денег. В университет он поступить не смог: подготовка была недостаточной. Его зачислили вольнослушателем, но и от этих занятий пришлось отказаться. Все заботы Некрасова были направлены на поиски какого-либо заработка. В течение восьми лет он жил жизнью петербургской бедноты, которую с такой потрясающей силой изобразил потом в своих произведениях. Первые литературные опыты Надежды на быструю литературную славу не оправдались: юношеские стихи оказались слабы и неоригинальны. Правда, в 1838 году журнал «Сын отечества» напечатал его стихотворение «Мысль» с редакционным примечанием: «Первый опыт юного, 16-летнего поэта», а в 1840 году поэт издал сборник стихов под названием «Мечты и звуки», но В.Г. Белинский подверг их суровой критике. Некрасов с ней полностью согласился и, подобно Гоголю, сжег потом тираж своей первой книги. В это время Некрасов ради заработка писал все, что только можно было где-нибудь напечатать: повести и рассказы, юмористические стихи и водевили, статьи и рецензии, даже лубочные сказки и афиши в стихах. Но в этом поденном литературном труде постепенно отшлифовывался незаурядный талант беллетриста и публициста. Начинающий поэт много работал над своими стихами, пытаясь овладеть складом народной речи, чтобы потом ввести слова, обороты, конструкции простонародного языка в язык поэтический. В середине 40-х годов появляется один из первых опытов в этом роде – стихотворение «В дороге», посвященное доле русской крестьянки. С него начался новый период жизни и творчества Н.А. Некрасова: настоящая литературная работа среди людей, духовно близких ему и понимающих его. Как-то, еще не уверенный в своих поэтических силах, Некрасов прочитал это стихотворение друзьям – в доме, куда был приглашен и Белинский. У Белинского «засверкали глаза, он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть не со слезами на глазах: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный ?». Знакомство с В.Г. Белинским Знакомство молодого литератора с В.Г. Белинским, состоявшееся в 1842 году, стало поворотным моментом в его жизни. Беседы с великим критиком, затягивавшиеся часто за полночь, помогли поэту глубже понять жизнь, определить свое место в литературе и общественной борьбе. Памяти любимого учителя и наставника посвящены проникновенные строки в стихотворениях «В.Г. Белинский», «Несчастные», «Памяти приятеля», в сценах «Медвежья охота». Журнал «Современник» в жизни Некрасова В молодом литераторе очень рано проявились организаторские способности. Он сумел объединить виднейших писателей-реалистов того времени сначала вокруг издания литературных альманахов, среди которых наибольшее значение имели «Физиология Петербурга» в двух частях (1844–1845) и «Петербургский сборник» (1846), а затем вокруг журнала «Современник». Поэт был убежден, что литература должна и может влиять на общество, и поэтому мечтал создать журнал, чтобы сплотить вокруг него все самое честное и талантливое в литературе, объединить вокруг общего дела лучшие умы России, сделать этот журнал трибуной демократических идей. Все, могущее интересовать публику и соответствующее программе, направлению и достоинству журнала, постоянно имело место на страницах «Современника». Некрасов был душой «Современника», его бессменным редактором и издателем на протяжении 19 лет, вплоть до окончательного запрещения журнала царским правительством в 1866 году. Редактирование журнала, общественно-политическое значение которого было очень велико, заботы по его изданию, борьба с царской цензурой отнимали у Некрасова не меньше сил, чем поэтическое творчество. Особенно тяжело пришлось Некрасову после смерти В.Г. Белинского, когда он остался один среди людей, не разделявших полностью его взглядов. «Последние песни» У Некрасова был сиплый голос. Этот сиплый голос отмечали все без исключения мемуаристы. В середине 50-х гг. – в пору тяжелых отношений с гражданской женой Авдотьей Панаевой, бедности, беспрерывной поденной работы и столь же беспрерывной борьбы с цензурой – Некрасов перенес горловую чахотку и совсем было собрался умирать. Но в Италии оправился. С тех пор, однако, в голосе Николая Алексеевича ощущалась трещинка, дребезжание. Возможно, надтреснутый тенор в сочетании с надрывной интонацией стиха, его заунывным звучанием заставлял публику рыдать на некрасовских публичных выступлениях? В 1876–1877 годах, превозмогая страдания, Некрасов диктовал жене или сестре свои «Последние песни». Он знал, что умирает, и торопился подвести итоги, высказать то, что сейчас было бесконечно важно для него. Силы его угасали, но сознание оставалось ясным. Эти стихотворения, напечатанные в январском номере «Отечественных записок» 1877 года, глубоко взволновали всю Россию. Со всех концов страны к поэту шли письма и телеграммы с выражением горячей любви и сочувствия. Из далекой якутской ссылки пришло письмо от Н.Г. Чернышевского, он просил передать умирающему поэту: «... я убежден: его слава будет бессмертна... вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов». К этой высокой оценке присоединилась вся современная Некрасову передовая Россия. Боль и предсмертная тоска давали знать о себе и потому наряду с философскими и лирическими проникновенными стихами в этот цикл ворвались ноты отчаяния: «О небо! Смерть пошли скорей!» Вся жизнь Некрасова была поглощена трудом, любовью и ненавистью, азартом борьбы. Прикованный к постели, выбитый из привычной колеи, он ощущал страх перед внутренним угасанием. Стихи были единственным, что наполняло его теперешнее существование. Поэтому поэт страстно молил свою Музу:
Могучей силой вдохновенья Некрасов скончался 8 января 1878 года. В ясный морозный день 11 января 1878 года многотысячная толпа провожала гроб с телом Некрасова на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Впереди плыли огромные венки с надписями: «Слава печальнику горя народного», «От русских женщин», «Бессмертному певцу народной скорби», «Некрасову – студенты». Венок с надписью «Борцу за свободу» уничтожила полиция, изъяв его еще накануне. Народ, однако, не разгоняли, и потому впервые в России так гласно и «всем миром» хоронили великого поэта. Литература Дмитрий Быков. Николай Алексеевич Некрасов // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999 Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999 Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995 И.Подольская. Некрасов / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986
|
|
К содержанию |