Содержание

Н.А. Некрасов

Поэт и гражданин революционной демократии

 

Н.А. Некрасов:
Биография
Я лиру посвятил
народу своему

Поэт и гражданин
Исповедальная лирика
Панаевский цикл
Матушка-Русь
Кому на Руси
жить хорошо

Одним концом по барину,
другим по мужику

Есть женщины
в русских селеньях

Заступники народные

 

Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…

Н.А. Некрасов

Некрасов много думал о назначении поэта, но эти мысли никогда не просились у него на бумагу с такой силой, как в день смерти Гоголя. 21 февраля 1852 года стал днем траура для русской литературы, и смерть Гоголя была осмыслена ею как событие историческое.

В этот день Некрасов написал стихотворение «Блажен незлобливый поэт...» – свою первую поэтическую декларацию. На полюсах своей системы ценностей он обозначил внешне противоположные и внутренне враждебные понятия – «спокойного искусства» и «карающей лиры». Свой же «тернистый путь» – путь «обличения толпы, ее страстей и заблуждений» Некрасов избрал давно.

Весной 1856 вышел сборник «Стихотворения Н.Некрасова». В него были включены лучшие произведения поэта последнего десятилетия. Впервые после многих лет Некрасов получил возможность открыто рассказать обществу о страданиях народа, об эгоизме и жестокости сильных мира сего.

Сборник имел такой успех, какой не доставался ни одной книге со времени Пушкина. Восторженные отзывы дал на него Чернышевский. Он назвал Некрасова «поэтом народного быта, поэтом прогресса» и «великим поэтом любви».

Стихотворения в сборнике Некрасова сгруппированы по тематическому принципу, но объединены общей идеей, которая определена уже во вступительном стихотворении «Поэт и гражданин»:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой...

Горе матери-отчизны – это горе народа, выраженное в стихотворениях «В дороге», «Влас», «В деревне», «Огородник», «Забытая деревня».

Второй раздел сборника составляют стихотворения, посвященные «хозяевам жизни»: «Отрывки из путевых записок графа Гаранского», «Псовая охота», «Колыбельная песня», «Филантроп», «Современная ода, «Секрет», «Нравственный человек».

В последнем разделе сборника помещены лирические стихотворения, в которых раскрывается мир чувств демократа-разночинца.

«Поэт и Гражданин»

Открывало сборник программное стихотворение «Поэт и гражданин», где отчетливо прозвучала мысль о том, что поэзия – это важное общественное дело, что поэт не имеет права уклоняться от борьбы за прогрессивные идеалы, что его долг быть гражданином своей родины, бесстрашно идущим в бой «за честь отчизны, за убежденья, за любовь». Этой задаче ему следует посвятить свой поэтический талант.

В этом стихотворении Некрасов выразил свой взгляд на назначение поэта как активного участника революционной борьбы, взгляд, совпадавший с эстетическими принципами Белинского и Чернышевского.

Обратимся к тексту

Вопрос

В чем упрекает Гражданин Поэта?

Ответ

В равнодушии, пассивности, когда от художника требуется полная отдача сил, в бездеятельности.

Вопрос

Какие чувства владеют Поэтом?

Ответ

Слова Гражданина его не задевают. Он даже иронизирует над ними.

Вопрос

Чем поэт объясняет свою пассивность?

Ответ

Он не верит в свой талант, в свои возможности для «дела»

Вопрос

Что же требует Гражданин от Поэта?

Ответ

«Громить пороки», т.е. обличать зло.

Вопрос

Почему обличение пороков Поэт не считает настоящим делом?

Ответ

Вспомним Базарова, его презрение к либеральному обличительству.

Вопрос

Как влияют на Поэта Пушкинские стихи?

Ответ – в последующих словах Гражданина.

Вопрос

Что мы можем сказать о П.?

Ответ

…«сонная хандра с души поэта соскочила». Это человек замкнутый, носящий маску праздного ленивца.

Вопрос

Что требует Г. от П.?

Ответ

Активной жизненной позиции, общественной активности, поэтических произведений в защиту «неимущих хлеба», слияния высокого искусства с гражданскими убеждениями.

Вопрос

Так ли равнодушно воспринимает поэт слова гражданина, как хочет показать?

Ответ

Нет, не равнодушен, хотя бы потому, что дает Г. полный развернутый ответ: он несчастен; он отошел от прежних убеждений, идеалов, стал заботиться о самосохранении – и убил в себе поэтический талант. Самобичевание, ирония, обида Поэта обращены к самому себе.

Вопрос

На чем настаивает Г.? Что считает обязательным для П.?

Ответ

Чувство гражданственности. Без гражданского идеала нет настоящего поэта; без активной общественной деятельности талант погаснет.

Вопрос

Почему П. не удовлетворен прожитой жизнью? Как он наказан за измену идеалам юности? Какое чувство владеет им?

Ответ

Для ответа прочтем заключительный монолог поэта.

По сути перед нами не столкновение двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. В этом споре нет победителя, а есть общий единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

Обратимся еще к одному стихотворению «Элегия».

Что такое элегия?

Элегия – лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью, горечью; посвященное любовным мотивам или содержащее размышления о жизни, людях».

Прочитаем первую часть стихотворения.

Задание

Докажите, что перед вами именно элегия.

Ответ

Стихотворение посвящено некоему А.И. Еракову. Александр Николаевич Ераков (1817–1886) был инженером-путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены любимая сестра Некрасова Анна Алексеевна – воспитывала детей Еракова, а позже вышла за него замуж. Стихотворение «Элегия» было послано Еракову в письме (от 29 августа 1874 года) со словами: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Обратите внимание: «самые мои задушевные и любимые из написанных», то есть такие, где Некрасову удалось выразить самые заветные мысли.

Вопрос

Кому адресована элегия?

Ответ

«Не верьте, юноши!» – адресат назван прямо.

Юноши – это синекдоха (употребление части вместо целого, вид тропа) и речь идет о молодом поколении в целом.

Вопрос

Почему именно к молодому поколению обращается лирический герой?

Ответ

Молодежь – будущее страны. «Изменчивой моде» легче влиять на молодые умы. Обратите внимание на дату написания стихотворения (1874 год). Со времени крестьянской реформы прошло 13 лет. Выросло целое поколение, которое о крепостном праве знает только понаслышке. Автор «Элегии» пытается наладить диалог между поколениями.

Обратимся к строчкам: «Не верьте, юноши! Не стареет она».

Вопрос

Вы почувствовали здесь паузу? Для чего она?

Ответ:

Пауза – это перерыв в звучании речи, служащий словоразделом. Пауза «разламывает» строчку надвое, усиливает интонационную самостоятельность каждой части, придавая им характер энергичного крика, протеста.

Вопрос

Давайте определим настроение лирического героя в первой части.

Ответ

Настроение горечи, печали выражено прямо: междометие, восклицание, выражающее сетование, сожаление.

Вопрос

Чем это вызвано?

Ответ

…народы
Влачатся в нищете, покорствуя
бичам,
Как тощие стада по скошенным
лугам.

Вопрос

Какими художественными средствами пользуется автор для создания такой выразительной картины?

Обратите внимание на глагол «влачатся». Каков его смысл?

Ответ

Еле-еле передвигаются. Изнемогая под тяжестью судьбы. Что-то жалкое в таком состоянии.

Вопрос

Подберите синонимы к эпитету тощий.

Ответ

Худой, хилый, исхудалый, немощный, изнеможенный, доходный, слабосильный.

В «Словаре синонимов»: отощалый, худущий, худой, мощи, одни кости, можно ребра пересчитать, худой как щепка.

Как видите, слово тощий вобрало в себя все эти значения. А ведь точность, емкость, неожиданность эпитета – один из показателей мастерства художника.

Вопрос

Найдите сравнение.

Почему народы уподоблены стадам?

Ответ

Увы, низведены они до уровня животных, покорно подчиняющихся насилию. «Рок» – так поэт определяет их жизнь. Народ смирился со своей судьбой, с обстоятельствами, от их воли не зависящими.

Вопрос

Какое стихотворение, изученное вами ранее, напоминает «Элегия»?

Ответ

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.

Все исследователи отмечают, что дух Пушкина витает над некрасовской «Элегией». Конечно же, это стихотворение «Деревня».

Вопрос

Определите размер некрасовского стихотворения.

Ответ

Вряд ли случайно Некрасов использовал шестистопный ямб: этим же размером написана «Деревня».

Вопрос

А почему поэт пишет: «пока народы»? Почему употребляет он форму множественного числа?

Ответ

«Друг человечества» – так назвал себя лирический герой «Деревни», но то же самое мог бы сказать о себе и лирический герой «Элегии», сожалевший о незавидной судьбе народов Европы в условиях торжества реакции.

Вопрос

Какая еще тема затронута в первой части?

Ответ

Вопрос о положении народа сливается с вопросом о роли поэта в обществе. Подсказкой являются слова «муза», «лира», употребленные как синонимы слова «поэзия».

Вопрос

Какова же эта роль?

Ответ

Как и в стихотворении «Поэт и гражданин», о котором мы только что говорили.

В «Элегии» та же позиция. Некрасов по-прежнему уверен, что лира должна служить обездоленным, «оплакивать их рок», «к народу возбуждать вниманье сильных мира», тех, кто имеет власть, то есть возможность влиять на судьбы людей.

Задание

Запишите два предложения: «Площадь заполнена народом», «Площадь заполнена толпой». В каком значении употреблены здесь слова народ и толпа?

Ответ

Они обозначают «то же, что люди, скопление людей». Легко можем одно слово заменить другим: в данном контексте они синонимы.

Вопрос

Тогда как же понять, что лира должна «Толпе напоминать, что бедствует народ, / В то время, как она ликует и поет»?

Ответ

Толпа – действительно скопление людей, но живущих исключительно мелочными заботами, равнодушных ко всему, что не затрагивает их личного благополучия. И пусть бедствует страна, они остаются «непосвященными» в ее проблемы.

Как видите, при таком взгляде на проблему слова народ и толпа – антонимы.

Обратимся ко второй части «Элегии» Прочитаем ее.

Вопрос

Какая лексика привлекает ваше внимание?

Ответ

«Воинствующая»: воин, враг, вред, бой. Она свидетельствует о том, что Некрасов не был «незлобивым поэтом», а лира его была «карающей». Поэзия для него – грозное оружие. Вы помните о том, что Некрасов был сторонником крестьянской революции.

Вопрос

Какова основная мысль прочитанного фрагмента?

Ответ

Народ освобожден, но счастлив ли народ?

Вопрос

Что представляет собой третья часть?

Ответ

Это размышление о жизни людей. Чтобы ответить на вопрос «Свобода, наконец, внесла ли перемену в народные судьбы?» – лирический герой должен увидеть все: жизнь крестьянина от младенчества до старости, женскую долю, судьбу мужчин. Только всеохватность взгляда обеспечивает правильность ответа.

Вопрос

А есть ли в «Элегии» ответы на вопросы, поставленные в стихотворении?

Ответ

Есть, и притом содержится он в самом начале. Вот почему лирический герой уверен, что тема «страдания народа» не устарела.

Вопрос

Но если поэт знал ответ заранее, зачем поставил вопросы?

Ответ

Напомню вам, что стихотворение полемично и обращено к молодежи. Поэту было важно показать, как он пришел к выводу о необходимости продолжения борьбы за народное счастье, важно, чтобы ему поверили.

Вопрос

А содержится ли ответ на эти вопросы в последней части стихотворения? Вспомним пушкинские строки:

Увижу ль, о друзья! Народ
неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы
Просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Это написано в 1819 году. Некрасов увидел царем дарованную победу. О счастье же народном по-прежнему приходилось мечтать.

Вопрос

Так будет ли счастлив народ?

Ответ

Будет, когда перестанет безмолвствовать, «покорствовать бичам», послушным стадом влачиться в нищете. Перестанет быть толпой. Когда добьется подлинного освобождения своими силами.

Вопрос

Какой знак препинания стоит в конце стихотворения? О чем это говорит?

Ответ

Многоточие. Каждая часть «Элегии» заканчивается этим знаком. Многоточие в конце стихотворения обозначает, что продолжение следует, что все еще может измениться. Поэт призывает идти вперед, он верит в будущую победу, потому и обращается к молодому поколению с призывом идти в бой.

Чтение учащимися стихотворений «Поэт и гражданин», «Вчерашний день часу в шестом...», «Муза», «Блажен незлобивый поэт...», «Праздник жизни – молодости годы...», «Замолкни, Муза мести и печали...», «Что ни год – уменьшаются силы...», «Как празднуют трусу...», «Сеятелям».

Литература

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

И.Подольская. Некрасов. / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика