Содержание

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Пир на весь мир. Заступники народные

 

Н.А. Некрасов:
Биография
Я лиру посвятил
народу своему

Поэт и гражданин
Исповедальная лирика
Панаевский цикл
Матушка-Русь
Кому на Руси
жить хорошо

Одним концом по барину,
другим по мужику

Есть женщины
в русских селеньях

Заступники народные

 

В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова – человек, способный к самопожертвованию ради других.

Вопрос

Кого из персонажей поэмы можно назвать народными заступниками?

Ответ

Ермила Гирина и Григория Добросклонова.

Задание

Расскажите историю Ермила Гирина.

Ответ

В первой главе поэмы описан Ермил Гирин. Его характеристика ограничивается, главным образом, экономической деятельностью: это степенный крестьянин, богатый, уважаемый в округе. Почет он завоевал

...ни деньгами,
ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!

Он из зажиточных крестьян. Будучи писарем, затем бурмистром, мельником, Гирин никогда не брал взяток, не завышал плату за помол, всегда отстаивал справедливость, заступался за простой народ. В этих поступках не было особенного геройства, но они отличали Гирина от других людей его положения. И когда наступил решительный момент – бунт в деревне Столбняки, Гирин оказался на стороне народа, за что и попал в острог.

Вопрос

Насколько убедителен Гриша Добросклонов – народный защитник?

Ответ

Григорий Добросклонов («Пир – на весь мир») еще очень молод, ему нет и девятнадцати лет, но в нем уже вполне определились черты народного заступника:

... и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

В песнях Добросклонова «Доля народа» и «Средь мира дольного...» утверждается мысль о том, что назначение человека в жизни – это служение народу, борьба за него:

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!

Внимательно слушая юношу, крестьяне подхватывают и разносят сказанные им слова. Песня «Русь», сочиненная Гришей, – воплощает будущее России.

Крестьяне воспринимают Гришу как своего, как выразителя и толкователя их надежд, стремлений и интересов. Гриша помог крестьянам преодолеть состояние подавленности и вновь поверить в свои силы.

Простой деревенский парень, сын приходского дьячка Трифона, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», Григорий оказался тем счастливым, которого безуспешно искали странники на протяжении всей поэмы.

Ни надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

– заявляет Гриша Добросклонов.

Подведем итоги

Итак, семь крестьян-правдоискателей «подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка то ж» отправились искать по Руси счастливого человека.

Представление о счастье вполне традиционно для крестьянского эпоса: «покой, богатство, честь». Но, по ходу действия поэмы их представления о счастье меняются.

Поспорившие мужики назвали шесть «кандидатов в счастливые»: помещика, чиновника, попа, купца, «вельможного боярина, министра государева» и самого царя.

Вопрос

Каким образом изменяются народные представления о счастье на протяжении всей поэмы?

Ответ

Каждый человек по-своему представляет себе счастье. Ермилу Гирину необходимо, чтобы почет, богатство, честь были не у одного, а у всех крестьян. Савелий находит счастье в смирении, служении Богу. Матрена Тимофеевна счастлива семьей, работой, внутренней силой, способностью постоять за своих родных.

А Гриша Добросклонов желает видеть счастливыми всех крестьян, поэтому не жалеет для этого всей жизни. Быть полезным людям – главная идейная позиция героя. Поэтому автор считает его тем «счастливым», «кому на Руси жить хорошо».

Итак, счастье одного человека – еще не разрешение вопроса, так, поэма выводит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, «пире на весь мир».

Н.А.Некрасов не дописал эту поэму. И не только потому, что ему постоянно мешали журнальные заботы и цензурный гнет. К 1877 году – болезнь ли была виновата, общественная ли депрессия, пассивность ли самого народа – Некрасов стал горько сомневаться в возможности насильственного переустройства мира.

Литература

Дмитрий Быков. Николай Алексеевич Некрасов // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

И. Подольская. Некрасов / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986

Н. Скатов. Некрасов.

И.А. Фогельсон. Литература учит.

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика