Работа над сочинениемВыбор и разработка темы |
|
|
Работа над сочинением
|
Работа над сочинением начинается с самого простого – выбора темы, а от того, насколько он будет правильным, зависит результат вашего труда. Выбор темы – очень важный этап. Самое главное – хорошо понимать тему, идею и проблему произведения. Выбор темы должен определяться не только вашими читательскими симпатиями, а в первую очередь вашим пониманием того, что от вас требует предложенная тема. Взявшись за перо, определите для себя, насколько хорошо вы знаете текст. Что это значит? – Уметь пересказать сюжет. Помнить всех героев. Кроме того, прежде чем приступить к созданию своего сочинения, нужно осмыслить художественное произведение как систему, т.е. некое целое, части которого находятся в особых отношениях и связях друг с другом. Приступая к выбору темы, следует ответить себе на несколько вопросов:
Существует классификация типов сочинений внутри группы литературных тем (по художественным произведениям, изученным в школе и прочитанным самостоятельно) и группы свободных тем. Сочинения на литературную тему 1. Сочинения о личности писателя, о значении его творчества:
Эти темы ориентируют на оценку личности и творчества писателя, его вклада в развитие литературы. Важно в сочинениях такого типа суметь выразить свою точку зрения. 2. Сочинение теоретико-литературного и историко-литературного характера Сочинения такого типа чаще всего предлагают на вступительных экзаменах на гуманитарные факультеты. Как правило они связаны с анализом идейно-художественных особенностей произведений:
В сочинениях этих тем обычно присутствуют литературоведческие термины. 3. Сочинения-характеристики Этот тип сочинений предполагает характеристику героя или героев в четко заданном направлении. Различают индивидуальные характеристики (рассуждения об одном литературном герое), сравнительные (сравнение двух литературных героев), групповые (обобщающие характеристики литературных героев), творческие характеристики (сочинения, требующие раскрыть личное отношение к герою):
4. Темы проблемного характера В сочинениях такого типа необходимо осветить вопросы, проблемы, представленные в произведении:
Без знания текста, без использования цитат не может быть полноценного сочинения. 5. Большинство тем по произведениям современной литературы представляют собой темы-обзоры:
Анализируя такие темы, следует обратить внимание на текст, помещенный в скобках, который конкретизирует предложенные темы, временные рамки и ту группу произведений, на которую следует опираться автору сочинения. Типичной ошибкой сочинений, в основу которых положен анализ нескольких произведений, является то, что работа распадается на несколько изолированных друг от друга частей. При этом главная мысль сочинения выражена нечетко, линии сопоставления различных произведений на одну тему не обозначены. Сочинение-обзор не предполагает детального анализа произведений. Главная цель работы – раскрыть те проблемы, которые указаны в формулировке темы. Сочинения на свободную тему Свободные темы больше, чем литературные, требуют выражения личностного отношения к ней. В этих сочинениях ценится самостоятельность суждений, общая эрудиция, неординарность мышления, умение выражать свои мысли нешаблонно. Необходимо обращать внимание на «область определения» каждой конкретной темы. Например: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический роман». В этом случае «область определения» подобна айсбергу. Если «Герой...» – первый, значит, есть еще и второй, третий и т.д. И о них тоже надо сказать, конечно, не столь подробно, как о романе Лермонтова, но не сказать о традициях психологического романа и дальнейшей его судьбе в русской литературе в подобной работе нельзя. Темы могут быть различны с точки зрения стилистического оформления: 1. Тема-понятие (концепт), например:
2. Тема-суждение, например:
3. Тема-вопрос, например:
Сочинение-рецензия Рецензия должна включать следующие составляющие:
Традиционно выделяются следующие виды рецензии:
В публицистической статье полемического характера произведение должно стать своеобразным «поводом» для обсуждения общественных проблем. Эссе представляет собой лирические размышления автора рецензии. Отличается субъективностью, афористичностью, элементами разговорного стиля. Для данного жанра характерна индивидуальная импровизация в трактовке произведения, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем манера изложения, поэтому возможна форма письма или дневника. Аннотация – краткая характеристика содержания произведения. Задача автора – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя указанием на главные вопросы книги и оценкой содержания.
|
|
К содержанию |