Содержание

Работа над сочинением

Выбор и разработка темы

 

Работа над сочинением
Выбор и разработка темы
Идея сочинения
План сочинения
Типичные ошибки
Как проверять свое сочинение

 

Работа над сочинением начинается с самого простого – выбора темы, а от того, насколько он будет правильным, зависит результат вашего труда. Выбор темы – очень важный этап. Самое главное – хорошо понимать тему, идею и проблему произведения.

Выбор темы должен определяться не только вашими читательскими симпатиями, а в первую очередь вашим пониманием того, что от вас требует предложенная тема.

Взявшись за перо, определите для себя, насколько хорошо вы знаете текст. Что это значит? – Уметь пересказать сюжет. Помнить всех героев. Кроме того, прежде чем приступить к созданию своего сочинения, нужно осмыслить художественное произведение как систему, т.е. некое целое, части которого находятся в особых отношениях и связях друг с другом.

Приступая к выбору темы, следует ответить себе на несколько вопросов:

  1. Понимаю ли я, что от меня требует эта тема?
  2. На каком материале я собираюсь ее раскрывать?
  3. Достаточно ли хорошо я знаю (помню текст, который мне нужно будет анализировать?

Существует классификация типов сочинений внутри группы литературных тем (по художественным произведениям, изученным в школе и прочитанным самостоятельно) и группы свободных тем.

Сочинения на литературную тему

1. Сочинения о личности писателя, о значении его творчества:

  • «Если душа родилась крылатой...» (судьба и творчество М.Цветаевой);
  • «Сокровенный» Андрей Платонов;
  • «Русь он понимает...» (творчество И.С. Тургенева).

Эти темы ориентируют на оценку личности и творчества писателя, его вклада в развитие литературы. Важно в сочинениях такого типа суметь выразить свою точку зрения.

2. Сочинение теоретико-литературного и историко-литературного характера

Сочинения такого типа чаще всего предлагают на вступительных экзаменах на гуманитарные факультеты. Как правило они связаны с анализом идейно-художественных особенностей произведений:

  • Пейзаж в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»;
  • Система образов в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».

В сочинениях этих тем обычно присутствуют литературоведческие термины.

3. Сочинения-характеристики

Этот тип сочинений предполагает характеристику героя или героев в четко заданном направлении. Различают индивидуальные характеристики (рассуждения об одном литературном герое), сравнительные (сравнение двух литературных героев), групповые (обобщающие характеристики литературных героев), творческие характеристики (сочинения, требующие раскрыть личное отношение к герою):

  • Печорин в его отношении к миру и собственной личности («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова);
  • Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов»;
  • Крестьянские типы и характеры в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»;
  • Мое понимание трагедии Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

4. Темы проблемного характера

В сочинениях такого типа необходимо осветить вопросы, проблемы, представленные в произведении:

  • Нравственные проблемы А.С. Пушкина в романе в стихах «Евгений Онегин»;
  • «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Без знания текста, без использования цитат не может быть полноценного сочинения.

5. Большинство тем по произведениям современной литературы представляют собой темы-обзоры:

  • «Рукописи не горят» (по материалам произведений возвращенной литературы);
  • Человек в современном мире (по произведениям Ч.Айтматова, В.Астафьева, В.Распутина и др.)

Анализируя такие темы, следует обратить внимание на текст, помещенный в скобках, который конкретизирует предложенные темы, временные рамки и ту группу произведений, на которую следует опираться автору сочинения. Типичной ошибкой сочинений, в основу которых положен анализ нескольких произведений, является то, что работа распадается на несколько изолированных друг от друга частей. При этом главная мысль сочинения выражена нечетко, линии сопоставления различных произведений на одну тему не обозначены.

Сочинение-обзор не предполагает детального анализа произведений. Главная цель работы – раскрыть те проблемы, которые указаны в формулировке темы.

Сочинения на свободную тему

Свободные темы больше, чем литературные, требуют выражения личностного отношения к ней.

В этих сочинениях ценится самостоятельность суждений, общая эрудиция, неординарность мышления, умение выражать свои мысли нешаблонно.

Необходимо обращать внимание на «область определения» каждой конкретной темы. Например: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический роман». В этом случае «область определения» подобна айсбергу. Если «Герой...» – первый, значит, есть еще и второй, третий и т.д. И о них тоже надо сказать, конечно, не столь подробно, как о романе Лермонтова, но не сказать о традициях психологического романа и дальнейшей его судьбе в русской литературе в подобной работе нельзя.

Темы могут быть различны с точки зрения стилистического оформления:

1. Тема-понятие (концепт), например:

  • Тема дороги в русской литературе.
  • Тема денег в русской литературе.
  • Женские образы в русской классической литературе.
  • Образ Петербурга в русской литературе.
  • Поиски героя в русской классической литературе.

2. Тема-суждение, например:

  • «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время...». Ф.М. Достоевский.
  • «Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». М.А. Булгаков.
  • «Литература провидит законы будущего». М.Е. Салтыков-Щедрин.

3. Тема-вопрос, например:

  • Каким предстает Петербург в лирике Мандельштама?
  • Как отвечает Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать»?
  • Искренне ли покаяние Раскольникова, и смирился ли он?

Сочинение-рецензия

Рецензия должна включать следующие составляющие:

  • библиографическое описание книги (когда и где напечатано произведение);
  • информация о содержании, поднятых в книге проблемах;
  • сведения о композиции произведения;
  • краткий анализ языка и стиля;
  • оценка произведения в ряду других работ автора;
  • роль произведения в литературном процессе, в обществе (основная задача рецензии!).

Традиционно выделяются следующие виды рецензии:

  • публицистическая статья;
  • эссе;
  • развернутая аннотация.

В публицистической статье полемического характера произведение должно стать своеобразным «поводом» для обсуждения общественных проблем.

Эссе представляет собой лирические размышления автора рецензии. Отличается субъективностью, афористичностью, элементами разговорного стиля. Для данного жанра характерна индивидуальная импровизация в трактовке произведения, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем манера изложения, поэтому возможна форма письма или дневника.

Аннотация – краткая характеристика содержания произведения. Задача автора – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя указанием на главные вопросы книги и оценкой содержания.

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика