Работа над сочинениемИдея сочинения |
|
|
Работа над сочинением
|
После того как вы выбрали тему, вам необходимо определить главную мысль сочинения. Идея сочинения – это стержень, на котором держится вся работа. Записать главную мысль нужно в 2–3 предложения так, чтобы был дан ответ на вопросы, заключенные в формулировке. Покажем это на конкретных примерах. Москва глазами Грибоедова и Пушкина (по комедии «Горе от ума» и роману «Евгений Онегин»). Вопрос: Как видят эти писатели Москву? Ответ: Для Грибоедова Москва воплощает все дурное, отжившее, что было так отвратительно ему в российской действительности. Для Пушкина Москва многолика: она символ русской истории, краса и гордость России; и полупровинциальная по духу, нечиновная «большая деревня», «ярмарка невест» для всей России; и город, кичащийся своей столичностью, но живущий не насыщенной интеллектуальной жизнью, а глупыми сплетнями. «Горьким смехом моим посмеетесь» (по творчеству Гоголя): Герои Гоголя всегда типичны, и когда автор обнажает свойственные им – увы, весьма широко распространенные – недостатки, доводит эти недостатки до абсурда, превращая вполне реалистически описанные персонажи в карикатуры, он делает героев немного похожими на всех нас, чтобы каждый узнавал в смешном до уродства отражении самого себя, ужаснулся – и встал на путь самоусовершенствования; это можно увидеть и в «Ревизоре», и в «Мертвых душах», и в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Униженные и оскорбленные в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: В этом романе тесно переплетаются социальный, психологический и философский пласты, но социальный играет особую роль, поскольку Достоевский, с одной стороны, показывает разрушительную силу нищеты (семейство Мармеладовых гибнет физически, Раскольников – нравственно, причем убивая и правого, и виноватого и заставляя страдать своих близких), с другой – показывает, что и на самом дне бездны можно сохранить нетронутой душу (Соня), в то время как погубить ее можно, не бедствуя (униженные и оскорбленные живут рядом с Лебезятниковым, Лужиным, Свидригайловым). В формулировке главной мысли должно быть сказано:
– что вы собираетесь доказывать; Безусловно, в процессе работы главная мысль будет конкретизироваться, уточняться, видоизменяться, но в общем и целом она должна быть сформулирована непосредственно перед написанием текста сочинения. Задание: Сформулируйте главную мысль сочинений на следующие темы:
– Тема «вольности святой» в лирике Пушкина; ПЛАН Очень часто задают вопрос: "Нужен ли план"? Ответить на него можно и:"Да!" и "Нет!" Составление плана необходимо прежде всего для пишущего, так как план, как правило, не проверяется ни в школе, ни в вузе. Если подходить к плану формально, то он абсолютно не нужен. Однако очевидно, что для написания логичного и содержательного сочинения план необходим. План – костяк, скелет вашего сочинения. В пунктах плана должно последовательно развертываться ваше понимание темы. Пункты плана должны быть конкретными, в них фиксируется не только то, о чем вы будете писать, но и то, что вы будете писать, какую мысль доказывать. Традиционно сочинение состоит из вступления, основной части и заключения. Вступление должно содержать рассуждения о конкретной теме, о ключевом понятии, которое вынесено в заглавие будущего текста. Можно привести во введении сведения об исторической эпохе, биографии писателя (но здесь важно не увлечься), но можно начать сочинение и с выражения эмоциональной оценки по поводу прочитанного. Если в формулировке темы есть какие-либо литературоведческие термины (композиция, сюжет, эпилог, проблема), то вводные рассуждения могут быть связаны с осмыслением этих понятий. Так, например, во введении к сочинению "Образ дороги в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" целесообразно вспомнить, что такое поэма и почему "Мертвые души" относятся именно к данному жанру. Во введении к теме "Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"" можно остановиться на понятии женского образа в русской литературе, наметить его типологические черты, выявить роль в системе образов художественного произведения. Теме "Онегин в начале и конце романа" можно предпослать размышления о понятии "главный герой", "образ главного героя" в литературном произведении, о художественно-эстетической функции ведущего персонажа, его значении в реализации основной идеи произведения. Если ВВЕДЕНИЕ в составляемом Вами плане может быть озаглавлено по ключевому слову темы, то ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ может быть озаглавлена посредством формулировки основной идеи сочинения. В план можно включить материал, указание на текстовые фрагменты, которые потенциально должны лечь в основу анализа. Целесообразно продумать цитаты, вспомнить основные эпизоды, относящиеся к теме. "Мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир": 1. Семья как воплощение жизненного идеала Толстого:
2. Реализация семейных традиций в судьбах героев романа (Анатоль Курагин, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов). 3. Роль эпилога в "семейной теме". Задание: Составьте план основной части сочинения "Попытки любви и дружбы в жизни Печорина": 1. Испытание дружбой:
2. Испытание любовью
Традиционно выделяется несколько типов ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
– заключение-вывод; Если вступление к работе не включает эмоциональной оценки, то в заключении автор сочиненичя может вырахзить свое личное отношение к поднятым в произведении проблемам. Заключение-вывод формулируется на основе главных положений работы. Однако это обобщение делается на более высоком уровне: не следует повторять того, что уже было сказано в сочинении. Аналитический вывод содержит информацию об актуальности данной темы в творчестве данного автора и в русской литературе вообще. Очень ярким заключением является заключение-цитата, представляющее собой поэтический или прозаический фрагмент, в образной форме передающтий основную суть работы.
|
|
К содержанию |