Содержание

Работа над сочинением

Идея сочинения

 

Работа над сочинением
Выбор и разработка темы
Идея сочинения
План сочинения
Типичные ошибки
Как проверять свое сочинение

 

После того как вы выбрали тему, вам необходимо определить главную мысль сочинения. Идея сочинения – это стержень, на котором держится вся работа. Записать главную мысль нужно в 2–3 предложения так, чтобы был дан ответ на вопросы, заключенные в формулировке.

Покажем это на конкретных примерах.

Москва глазами Грибоедова и Пушкина (по комедии «Горе от ума» и роману «Евгений Онегин»).

Вопрос:

Как видят эти писатели Москву?

Ответ:

Для Грибоедова Москва воплощает все дурное, отжившее, что было так отвратительно ему в российской действительности. Для Пушкина Москва многолика: она символ русской истории, краса и гордость России; и полупровинциальная по духу, нечиновная «большая деревня», «ярмарка невест» для всей России; и город, кичащийся своей столичностью, но живущий не насыщенной интеллектуальной жизнью, а глупыми сплетнями.

«Горьким смехом моим посмеетесь» (по творчеству Гоголя):

Герои Гоголя всегда типичны, и когда автор обнажает свойственные им – увы, весьма широко распространенные – недостатки, доводит эти недостатки до абсурда, превращая вполне реалистически описанные персонажи в карикатуры, он делает героев немного похожими на всех нас, чтобы каждый узнавал в смешном до уродства отражении самого себя, ужаснулся – и встал на путь самоусовершенствования; это можно увидеть и в «Ревизоре», и в «Мертвых душах», и в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Униженные и оскорбленные в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

В этом романе тесно переплетаются социальный, психологический и философский пласты, но социальный играет особую роль, поскольку Достоевский, с одной стороны, показывает разрушительную силу нищеты (семейство Мармеладовых гибнет физически, Раскольников – нравственно, причем убивая и правого, и виноватого и заставляя страдать своих близких), с другой – показывает, что и на самом дне бездны можно сохранить нетронутой душу (Соня), в то время как погубить ее можно, не бедствуя (униженные и оскорбленные живут рядом с Лебезятниковым, Лужиным, Свидригайловым).

В формулировке главной мысли должно быть сказано:

– что вы собираетесь доказывать;
– на каком материале;
– как ваше сочинение поможет понять замысел автора.

Безусловно, в процессе работы главная мысль будет конкретизироваться, уточняться, видоизменяться, но в общем и целом она должна быть сформулирована непосредственно перед написанием текста сочинения.

Задание:

Сформулируйте главную мысль сочинений на следующие темы:

– Тема «вольности святой» в лирике Пушкина;
– Смысл заглавия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»;
– Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

ПЛАН

Очень часто задают вопрос: "Нужен ли план"? Ответить на него можно и:"Да!" и "Нет!" Составление плана необходимо прежде всего для пишущего, так как план, как правило, не проверяется ни в школе, ни в вузе.

Если подходить к плану формально, то он абсолютно не нужен.

Однако очевидно, что для написания логичного и содержательного сочинения план необходим.

План – костяк, скелет вашего сочинения. В пунктах плана должно последовательно развертываться ваше понимание темы.

Пункты плана должны быть конкретными, в них фиксируется не только то, о чем вы будете писать, но и то, что вы будете писать, какую мысль доказывать.

Традиционно сочинение состоит из вступления, основной части и заключения.

Вступление должно содержать рассуждения о конкретной теме, о ключевом понятии, которое вынесено в заглавие будущего текста. Можно привести во введении сведения об исторической эпохе, биографии писателя (но здесь важно не увлечься), но можно начать сочинение и с выражения эмоциональной оценки по поводу прочитанного.

Если в формулировке темы есть какие-либо литературоведческие термины (композиция, сюжет, эпилог, проблема), то вводные рассуждения могут быть связаны с осмыслением этих понятий.

Так, например, во введении к сочинению "Образ дороги в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" целесообразно вспомнить, что такое поэма и почему "Мертвые души" относятся именно к данному жанру.

Во введении к теме "Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"" можно остановиться на понятии женского образа в русской литературе, наметить его типологические черты, выявить роль в системе образов художественного произведения.

Теме "Онегин в начале и конце романа" можно предпослать размышления о понятии "главный герой", "образ главного героя" в литературном произведении, о художественно-эстетической функции ведущего персонажа, его значении в реализации основной идеи произведения.

Если ВВЕДЕНИЕ в составляемом Вами плане может быть озаглавлено по ключевому слову темы, то ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ может быть озаглавлена посредством формулировки основной идеи сочинения. В план можно включить материал, указание на текстовые фрагменты, которые потенциально должны лечь в основу анализа. Целесообразно продумать цитаты, вспомнить основные эпизоды, относящиеся к теме.

"Мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир":

1. Семья как воплощение жизненного идеала Толстого:

  1. Семья Ростовых;
  2. Противопоставление идеалу – семья Курагиных.

2. Реализация семейных традиций в судьбах героев романа (Анатоль Курагин, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов).

3. Роль эпилога в "семейной теме".

Задание:

Составьте план основной части сочинения "Попытки любви и дружбы в жизни Печорина":

1. Испытание дружбой:

  1. Печорин и Максим Максимыч;
  2. Печорин и Вернер;
  3. Печорин и Грушницкий;
  4. Значение дуэли для понимания характера Печорина.

2. Испытание любовью

  1. Печорин и Бэла;
  2. Печорин и княжна Мери;
  3. Вера как идеал женщины для Печорина.

Традиционно выделяется несколько типов ЗАКЛЮЧЕНИЯ:

– заключение-вывод;
– заключение-эмоциональная оценка;
– аналитическое заключение;
– заключение-сентенция (цитата).

Если вступление к работе не включает эмоциональной оценки, то в заключении автор сочиненичя может вырахзить свое личное отношение к поднятым в произведении проблемам.

Заключение-вывод формулируется на основе главных положений работы. Однако это обобщение делается на более высоком уровне: не следует повторять того, что уже было сказано в сочинении.

Аналитический вывод содержит информацию об актуальности данной темы в творчестве данного автора и в русской литературе вообще.

Очень ярким заключением является заключение-цитата, представляющее собой поэтический или прозаический фрагмент, в образной форме передающтий основную суть работы.

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика