Содержание

Работа над сочинением

Типичные ошибки

 

Работа над сочинением
Выбор и разработка темы
Идея сочинения
План сочинения
Типичные ошибки
Как проверять свое сочинение

 

Самые досадные ошибки, как правило, исходят от незнания текста художественного произведения, неправильного понимания его темы, неумения ограничить материал. Встречается много не относящихся к теме подробностей, отклонений от нее, лишний пересказ. Зная же текст, можно легко определить объем и содержание любой предложенной темы, быстро составить план, распределить по нему аргументы и цитаты.

Множество ошибок в сочинениях порождает элементарное незнание возможностей лексического сочетания слов. Примите несколько рекомендаций.

Запомните и не ошибайтесь в глагольном управлении существительными:

играть роль
иметь значение
уделять внимание
оказывать содействие

Типичная погрешность ваших повествований – неоправданное повторение слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность действий.

А.С. Пушкин изображает;
Он повествует (описывает);
Автор раскрывает (отмечает);
Художник создает (рисует);
Поэт воспевает (прославляет);
Певец декабристов чувствует (радуется, грустит);
Писатель разоблачает (высмеивает);
Классик знает (понимает);
Любимец народа вдохновляет (воодушевляет);
Творец мыслит (размышляет) и т.д.

В сочинениях на лирическую тему:

поэтизирует, воспевает, романтизирует, рисует, описывает, превозносит, идеализирует;

на сатирическую тему:

обличает, высмеивает, бичует, разоблачает, иронизирует, уничтожает, развенчивает;

в сочинении-характеристике:

типизирует, раскрывает, воспроизводит, характеризует, изображает, воссоздает, показывает.

Наиболее типичные ошибки:

– Непонимание темы сочинения, несоответствие содержания работы предложенной теме.
– Недостаточная аналитичность, замена суждений пересказом текста художественного произведения или критической статьи;
– Неправильное понимание темы, идеи и проблемы художественного произведения.
– Отсутствие в работе всех композиционных частей сочинения (вступления, заключения), нарушение соразмерности отдельных частей работы.
– Нарушение логики в изложении идеи сочинения или в подаче материала.
– Отсутствие цитат, искажение цитатного материала.
– Фактические ошибки (неверные имена персонажей, даты, искажение сюжета, названия).
– Орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки.

Разберем некоторые типичные ошибки при написании сочинения.

Пропуск слов, называющих жанр произведения

Обычно слова роман, повесть, рассказ, поэма, баллада и другие, называющие жанр литературного произведения, можно опустить без нарушения смыслового единства предложения. Но иногда их пропуск приводит к курьезным последствиям, как, например, в следующем случае:

«Нос» Гоголя наполнен глубочайшим и значительнейшим содержанием.

В некоторых случаях слово, называющее жанр произведения, лучше, наоборот опустить:

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин критикует бездеятельность и паразитизм представителей правящего класса.

Фамильярное отношение к авторам или героям произведений

Абсолютно недопустимы словосочетания маленький Саша (о Пушкине), юный Миша (о Лермонтове) и т.п.

Обычно, если вступление сочинения носит характер литературоведческого комментария и содержит какие-то сведения о биографии автора, указываются его имя, отчество и фамилия; далее в тексте сочинения используется только фамилия автора или заменяющие его слова и словосочетания: автор, поэт, прозаик, драматург, создатель романа / поэмы / драмы / пьесы и т.п.

Когда речь идет о героях произведения, то называть их следует так же, как автор. Не стоит называть Раскольникова просто Родионом или Родей, как обращаются к нему родные или друзья, а Печорина – Григорием Александровичем, поскольку имя и отчество героя лишь однажды упоминает в «Бэле» Максим Максимыч. Главную героиню драмы «Гроза» автор называет Катериной. (Не Катей и не Екатериной).

Излишнее подчеркивание собственной позиции

Считается неуместным постоянно подчеркивать собственную позицию в тексте сочинения по литературному произведению при помощи оборотов я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по моему мнению и т.п.

Во-первых, все, что можно сказать о том или ином произведении русской классической литературы уже десятки раз прозвучало в критике. и ничего нового добавить здесь практически невозможно, если, конечно, оценивать героев не с позиций конца XX века, а с учетом времени написания произведения. Творчество современных авторов также нужно рассматривать, опираясь на тот материал, который предоставлен их создателями. Во-вторых, в литературном языке есть богатейший пласт оценочной лексики, которая позволяет нам выражать свое отношение к прочитанному, не прибегая к упомянутым выше оборотам.

Литература

1. Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Стилистика. М., 1999.

2. Русский язык и литература для школьников и абитуриентов. Коллектив авторов. СПб., 1999.

3. Русский язык и литература: Учебное пособие для поступающих в вузы и старшеклассников. М.: НТЦ «Университетский», 1998.

 

 

К содержанию Яндекс.Метрика