Работа над сочинениемТипичные ошибки |
|
|
Работа над сочинением
|
Самые досадные ошибки, как правило, исходят от незнания текста художественного произведения, неправильного понимания его темы, неумения ограничить материал. Встречается много не относящихся к теме подробностей, отклонений от нее, лишний пересказ. Зная же текст, можно легко определить объем и содержание любой предложенной темы, быстро составить план, распределить по нему аргументы и цитаты. Множество ошибок в сочинениях порождает элементарное незнание возможностей лексического сочетания слов. Примите несколько рекомендаций. Запомните и не ошибайтесь в глагольном управлении существительными:
играть роль
Типичная погрешность ваших повествований – неоправданное повторение слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность действий.
А.С. Пушкин изображает;
В сочинениях на лирическую тему: поэтизирует, воспевает, романтизирует, рисует, описывает, превозносит, идеализирует; на сатирическую тему: обличает, высмеивает, бичует, разоблачает, иронизирует, уничтожает, развенчивает; в сочинении-характеристике: типизирует, раскрывает, воспроизводит, характеризует, изображает, воссоздает, показывает. Наиболее типичные ошибки:
– Непонимание темы сочинения, несоответствие содержания работы предложенной теме.
Разберем некоторые типичные ошибки при написании сочинения. Пропуск слов, называющих жанр произведения Обычно слова роман, повесть, рассказ, поэма, баллада и другие, называющие жанр литературного произведения, можно опустить без нарушения смыслового единства предложения. Но иногда их пропуск приводит к курьезным последствиям, как, например, в следующем случае: «Нос» Гоголя наполнен глубочайшим и значительнейшим содержанием. В некоторых случаях слово, называющее жанр произведения, лучше, наоборот опустить: В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин критикует бездеятельность и паразитизм представителей правящего класса. Фамильярное отношение к авторам или героям произведений Абсолютно недопустимы словосочетания маленький Саша (о Пушкине), юный Миша (о Лермонтове) и т.п. Обычно, если вступление сочинения носит характер литературоведческого комментария и содержит какие-то сведения о биографии автора, указываются его имя, отчество и фамилия; далее в тексте сочинения используется только фамилия автора или заменяющие его слова и словосочетания: автор, поэт, прозаик, драматург, создатель романа / поэмы / драмы / пьесы и т.п. Когда речь идет о героях произведения, то называть их следует так же, как автор. Не стоит называть Раскольникова просто Родионом или Родей, как обращаются к нему родные или друзья, а Печорина – Григорием Александровичем, поскольку имя и отчество героя лишь однажды упоминает в «Бэле» Максим Максимыч. Главную героиню драмы «Гроза» автор называет Катериной. (Не Катей и не Екатериной). Излишнее подчеркивание собственной позиции Считается неуместным постоянно подчеркивать собственную позицию в тексте сочинения по литературному произведению при помощи оборотов я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по моему мнению и т.п. Во-первых, все, что можно сказать о том или ином произведении русской классической литературы уже десятки раз прозвучало в критике. и ничего нового добавить здесь практически невозможно, если, конечно, оценивать героев не с позиций конца XX века, а с учетом времени написания произведения. Творчество современных авторов также нужно рассматривать, опираясь на тот материал, который предоставлен их создателями. Во-вторых, в литературном языке есть богатейший пласт оценочной лексики, которая позволяет нам выражать свое отношение к прочитанному, не прибегая к упомянутым выше оборотам. Литература 1. Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Стилистика. М., 1999. 2. Русский язык и литература для школьников и абитуриентов. Коллектив авторов. СПб., 1999. 3. Русский язык и литература: Учебное пособие для поступающих в вузы и старшеклассников. М.: НТЦ «Университетский», 1998.
|
|
К содержанию |