Работа над сочинениемПлан |
|
|
Работа над сочинением
|
У всех у нас разное мышление. У кого-то аналитическое, у кого-то образное. Исходя из этого мы и строим свою работу над планом. Кому-то легче, продумывая тему, фиксировать на бумаге промежуточные вывод. Есть и другой тип планов, так называемый «по эпизодам». Суть его состоит в том, что определив главную мысль, вы составляете список всех эпизодов (или произведений, если речь идет, допустим, о лирике), которые ее подтверждают. Потом классифицируете их по принципу: главное/второстепенное. Возле каждого из них пишете тот вывод, который вытекает из данного материала, если рассматривать его в аспекте предложенной темы. «Эпизод – это аргумент, доказательство по отношению к любому утверждению о достоинствах и недостатках героев; именно эпизод, а вовсе не ссылка на слова Белинского, Добролюбова, Писарева, Гончарова!» Даже повторяя выводы великих критиков, вы должны уметь следовать логике анализа текста... Необходимо усвоить, что простейшее сочинение типа «Образ Татьяны в романе Пушкина...» предполагает не просто перечень внешности, душевных и интеллектуальных качеств героини, но и детальное рассмотрение всех эпизодов с ее участием, и понимание композиционной логики романа (например, значение письма Татьяны или авторского отступления о русском языке и дамских литературных вкусах той поры для раскрытия образа героини). Анализируя эпизод, вы должны видеть все произведение и анализировать его как часть целого, основывая на этом свои выводы. Как только вы провели подобную работу (определили эпизоды и выводы, из них вытекающие), все частные заключения следует выстроить в логическую цепочку так, чтобы в конце концов она приводила к обоснованному выводу, который соответствует основному тезису вашего сочинения. Поэтому самое главное при составлении плана – наметить переходы от одного пункта к другому. Пункты плана могут быть связаны между собой по принципу «частное – общее», «общее – частное», «причина – следствие», «противоположное – подобное», «противоположное – тождественное». Помните, что написанный план целиком выдерживается редко. Нередко по ходу изложения вы можете сделать совершенно неожиданные для себя выводы. Ни в коем случае нельзя в угоду плану от них отказываться. План нужен лишь для того, чтобы мысленно выстроить композицию своего сочинения, увидеть логические ошибки, пропуски и поправить их, не перенося в работу. Работа над планом – последний подготовительный этап работы над сочинением. Далее следует непосредственно работа над текстом. Литература 1. О.Ю. Богданова, Л.В. Овчинникова, Е.С. Романичева. Экзамен по литературе: от выпускного – к вступительному. М.: Просвещение, 1997. С. 73–76. 2. С.М. Евграфова. Заметки на полях, или Как научить писать сочинения // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 1995. – № 5.)
|
|
К содержанию |