Содержание

Турция. Все включено

Часть 1: Подготовка, перелет, Конаклы и Сиде

 

Конаклы
Сиде

Аланья
Сельджукская крепость
Морская прогулка

Анталья

Демре
Церковь Св. Николая
Ликийские гробницы
Чиралы /
Огни Химеры

Аспендос
Манавгат

Селевкия

 

Июль 2009 г.

Маршрут: С.-Петербург – (самолет) – Анталья – Конаклы – Анталья – (самолет) – С.-Петербург

Радиальные поездки из Конаклов: Аланья, Анталья, Сиде, Демре – Чиралы, Аспендос, Манавгат – Селевкия

Экипаж: Ворчун с супругой и детьми (14 и 9 лет)

Транспорт: самолет, автобус, прокатные автомобили Hyunday Getz и Renault Symbol, катер

Продолжительность: 14 дней

 

Подготовка

Вообще-то, мы намеревались ехать в Грецию… Спланировали маршрут, забронировали гостиницы, кемпинг на побережье и занялись оформлением документов.

Как известно, мы живем и работаем в Москве. С петербургской пропиской. Этот рудимент сталинского государства порой заставляет выписывать такие кренделя, что диву даешься. На этот раз новая бюрократическая напасть: сыну исполнилось 14 лет, время получать первый паспорт. Да и заграничный, как на грех, кончился… Пришлось заняться оформлением документов.

С общегражданским паспортом сына все получилось достаточно спокойно (правда, пришлось ради этого брать отгул, чтобы приехать в Петербург и начать процесс), а вот заграничный дался нам нелегко. Дело в том, что мы обратились в контору, помогающую решать подобные вопросы. Вроде бы, шли с достаточным запасом по времени – до отпуска еще почти два месяца… Да вот незадача – посредники оказались элементарными жуликами, получающими гонорары под неисполняемые обязательства. Попали на деньги, ничего не поделать, да жалко целого месяца, в течение которого нас кормили обещаниями.

В последний момент (до отпуска остается чуть больше двух недель) понимаем, что каши с этими уродами не сваришь – перебрасываем документы Маше-и-Виталику, известным в Петербурге страховым агентам, довольно-таки успешно помогающим добросовестным гражданам в оформлении финских виз. Неоднократно уже обращались к ним за содействием – все четко и по делу. До сих пор кусаю локти, что не пошел к ним с самого начала.

Рассчитываем, каковы наши шансы успеть получить греческую визу. При самом благоприятном стечении обстоятельств (если паспорт выдадут в среду) визы мы получим в понедельник. Сразу минус три дня от отпуска. Обидно, да? В очередной раз отменяем старые брони – заказываем новые, переписываем маршрут… И вдруг что-то обрывается внутри – не хотим больше думать о визах! При достаточно большой стоимости поездки доплатить еще по 35 евро за каждого, да визовому центру по 650 рублей… Хватит, надоело! Есть же на этой планете безвизовые страны?

Слово супруге: Ехать в Турцию я не хотела. Практически категорически. Во-первых, по моему мнению, от нее веяло каким-то дешевым кичем. Отдых в этой стране в 90-е был столь же популярен, как некогда в Сочи или Ялте. Само понятие курортной жизни мне претило, так как я люблю отдых активнее лежания на пляже и вечернего дефилирования по променаду. Во-вторых, я с некоторой опаской относилась к восточным мусульманским странам. Но судьба так ловко расставила флажки, что либо нужно было вообще отказаться от заграничного отдыха (из-за накладки с загранпаспортом сына), либо сузить свой выбор до 2-3-х безвизовых и желательно не-евровых стран (из-за свалившегося кризиса). Ну что ж, Турция, так Турция.

Немного прошерстив Интернет на предмет предложений об отдыхе в Турции (представляете себе их количество?), идем в турфирму "Нева". О стране почти ничего не знаем, поэтому выбор места и отеля целиком возлагаем на турагента: лишь бы пляж не через дорогу. Ну, и цена чтоб была в разумных рамках (во всяком случае, сравнима с бюджетом автопутешествия в ту же Грецию). Из отелей, которые предлагает агент, выбираем тот, где описание наиболее внятное. Оставляем аванс (который нам в случае накладок с документами обещают не возвращать), идем в страхе ждать расплаты.

Наконец, паспорт сына готов. До отпуска – 3 дня. Вносим оставшуюся часть стоимости путевок, получаем авиабилеты, страховки, гостиничные ваучеры, какие-то буклетики от "Невы" – и вперед, собирать чемоданы.

Вот так неожиданно кто-то свыше распорядился за нас нашим отдыхом. Впрочем, судьба действительно ловко расставляет флажки. Подумалось, что если бы все получилось именно так, как мы первоначально задумали, все было бы, наверное, несколько хуже, чем вышло на самом деле.

Судите сами. Итак, Турция. Все включено.

Перелет

Отдыхающие в Турции настолько суровы, что их самолеты вылетают в 5 утра. Т.е. в 2 часа ночи пора выдвигаться в аэропорт. Спать не ложились. Отсыпаться планировали уже на месте.

Ворчун: Аэропорт Пулково (1). Девочка на паспортном контроле – просто душка! Так уж с ней мило ворковали, что просто прелесть! Вся такая милая и улыбчивая. А жене в паспорт штамп поставила на чистый разворот, дура! У жены и так проблема с чистыми страничками – в ее паспорт вписаны дети, а некоторые консульства (англичане с итальянцами) зачем-то вклеивают визу на каждого ребенка в отдельности. В общем, если так и дальше дело пойдет, придется жене досрочно паспорт менять.

Зал ожидания для международных рейсов в 1-ом Пулково не в пример просторнее того, что выделен под внутренние рейсы. Располагаемся, осматриваемся. Что ж, контингент превзошел наши мрачные ожидания: все чинно, спокойно. Конечно, среди отдыхающих были прыткие тетки в спортивных костюмах со скобарскими замашками. Был и боящийся летать "турыст", перебравший со страха и заснувший в туалете. Это сразу почувствовалось: на весь зал вылета в Пулково только 1 туалет. Но в остальном все вполне пристойно, и вот уже нас приглашают на посадку.

Подали огромный «Боинг 767»: по два кресла у иллюминаторов и четыре в середине. Кто придумал такую дурацкую компоновку? Сели все вместе – в середину, но это оказалось не совсем удобно – дети оказались по краям и тут же отрубились, а перелезать при необходимости через спящего сына опасно для жизни. (Надо было садиться 2+2, друг за другом у окна). Несмотря на невероятные размеры, самолет оказался заполненным под завязку.

После бессонной ночи полет продолжительностью в три с половиной часа показался каким-то бесконечным. Но все когда-нибудь кончается. Перемахнув через горы и развернувшись, заходим на посадку со стороны моря. Жаль, что далеко от иллюминаторов сидим!

Аэропорт Антальи – большой, просторный, с «присосками» для самолетов. М-да, Пулково до него еще расти и расти.

Для попадания на территорию Турции, как известно, нужно при прилете вклеить марку, а затем погасить ее на паспортном контроле. К окошкам иммиграционной службы – хаотичная очередь. Интересно, а визу вклеивают прямо там же или под надписью "Application for visa"? С этим вопросом я обращаюсь к мужику сзади меня в очереди. Оказывается, на Application. Виза нужна каждому, в т.ч. и ребенку. 20 баксов или 15 евро. Выбирай на вкус. Марки вклеивают аккуратно, туда, где осталось место – не занимают чистый разворот, не то, что некоторые.

Турецкие погранцы (или как их там) все время отбегают от своих окошек: то ли в туалет, то ли уводят кого-то на расстрел за ангаром… Поэтому очереди на паспортный контроль движутся неравномерно: то идут как конвейер, то стоят в ступоре. В движущуюся очередь все время норовят влезть разные граждане (преимущественно с трезубцами на паспортах). Ушлые ребята!

Но наконец-то нас впустили в страну. Выйдя из здания аэропорта, мы вновь испытали знакомое по южным странам ощущение потока горячего воздуха, как из фена. Еще только 10 утра, а как жарит! Что же будет дальше?

В общем, с момента приземления до выхода из аэропорта у нас ушло 2 часа. После бессонной ночи – тяжко. К счастью, тормознутость спящего сознания компенсировалась на удивление четкой организацией встречи отдыхающих: на выходе из аэропорта представитель турфирмы «Нева» сразу указывает нам дорогу к автобусу.

Этот микроавтобус вез нас в отель из аэропорта.

Слово супруге: По дороге разговорчивая гидесса пыталась нас развлекать рассказами о местных особенностях. Муж пытался замучить девочку и попутчиков всяческими вопросами, а я срубилась.

Едем по полупустой дороге – гид говорит, что все дело в цене на бензин. Позже на своей шкуре ощутили: 70 рублей за литр, действительно, жестко!

Пейзажи похожи на степной Крым – та же выжженная солнцем трава, слева горы, справа море. Вдоль дорог мусор. Рекламные транспаранты на русском. Иногда кажется, что из России и не выезжали. Но так только кажется.

Ехали 2 часа, по очереди выгружая постояльцев других отелей. Мы – последние.

Отель

Eftalia Resort Hotel
Address: Telatiye Mevkii, 07400 Konakli, Turkie
Tel.:+90 (242) 565 03 93
Сайт: www.eftaliahotels.com

Слово супруге: При приезде в отель услужливый портье даже не дал нам взяться за чемоданы (я про себя подумала, что началось вымогание чаевых, но в последующие дни убедилась, что турецкая любезность – вполне искреннее национальное качество).

Вид на бассейн обошелся нам в 10 евро, и до конца поездки муж так и не определился, поступили ли мы правильно (было бы меньше шума, если бы мы взяли «бесплатный» номер – вопрос спорный).

Нам тут же надели на руку пластиковые браслетики, подтверждавшие, что мы можем пользоваться услугой «все включено». Осмотрев номер, пошли использовать это право. Как раз – обеденное время.

Идем обедать.

Ворчун: Отдых в Турции – для суровых челябинских мужиков. Вы пробовали когда-нибудь съесть 3 салата, 2 вторых, 3 десерта и пол-арбуза, запивая все это бессчетным количеством пива или вина? Я пробовал. Это ужасно!

Об отеле писать пошло. Но если вдруг сюда зайдет случайный посетитель по поиску на фразу «отзывы о Eftalia Resort Hotel», он будет разочарован. А я не хотел бы огорчать своих читателей. Поэтому черкану пару строк:

1. О турецких звездах: Их бессчетно много! Видели ли вы когда-нибудь турецкое небо над Олимпом? Кажется, на нем живого места нет. А что до отелей, так они позвездастее европейских будут.

2. О турках: Турецкие официанты настолько суровы, что даже в 45-градусную жару под свои белые рубашки надевают майки. А вообще ребята, действительно, дружелюбны. И чем дальше от курортов, тем это очевиднее.

Конаклы

Eftalia Resort находится в поселке Konakli (Конаклы), что в 12 км от Алании. Казалось бы, богом забытая деревня, так нет же: собственный променад, торговые ряды и поразительная популярность – как выяснилось по прибытии, руссо туристо очень даже знают этот курорт!

Часовая башенка одновременно служит рекламой магазина часов.

Безусловной исторической достопримечательностью Конаклов является караван-сарай 1236 года.

Для защиты и отдыха караванов на расстоянии суток пути друг от друга в средние века ставили караван-сараи. Они были узловыми станциями в сети дорог, пересекающих Анатолию.

Как правило, караван-сараи представляли собой прямоугольные укрепления с колодцем посередине. В обязательном порядке присутствовал загон для вьючных животных. При строительстве принималась во внимание возможность нападения разбойников, поэтому стены возводились прочными настолько, чтобы отбить нападение и выдержать недолгую осаду.

В XIII веке вся цепочка караван-сараев вдоль Великого Шелкового Пути была полностью сформирована.

Этот караван-сарай называется Шарапса-Хан (по имени протекающей неподалеку реки). Он построен из внушительного размера валунов. Внутри один большой зал и несколько отгороженных комнат-келий. Здание довольно внушительное. Простояв почти восемь столетий, оно не сильно пострадало от времени, все-таки древние были искусными зодчими.

Теперь в его стенах проходит лубочное шоу «Турецкая ночь», якобы позволяющее познакомиться с обычаями турецкого народа. У нас в отеле тоже что-то подобное пару раз изображали.

Пересохшее русло речки Serapsu.

* * *

Начали мы свой отдых вполне по-овощному: в первый же день нас заманили в турецкую баню на массаж. Все в один голос утверждают, что делать это нужно сразу, пока еще не успел обгореть/загореть. А то потом будет больно (мелкозернистой шкуркой по обгоревшей коже), да и загар могут смыть (вот уж, действительно, страшно!). Подумалось, что вместо скрюченной спины в перегоне Москва – Будапешт – Афины мы занимались совершенно противоположными вещами – как раз эту скрюченность распрямляли. В общем, «это было superable»!

Так мы потихоньку растворялись в буржуазном отдыхе: море, бассейн и водные горки. Впрочем, в бассейне было слишком много хлорки и народа, а горки оккупировала детвора. Поэтому море все же превалировало.

На третий день стало казаться, что повар – скряга, официанты – пройдохи, а менеджмент отеля сплошь состоит из мошенников. Море слишком соленое, дно чересчур каменистое, музыка на пляже отстойна, а за массаж запросили денег больше, чем он стоит. Значит, зажрались! Значит, пора вырваться за пределы гостиницы.

Rent-a-car пришел нам на помощь. Прокатных контор вокруг отеля по меньшей мере две (одну держит турок, другую наши выходцы с Кавказа), да еще и в холле дядька с беджиком обретается (разумеется, с самым высоким ценником). Сначала зашли в турецкий прокат. Ценник порадовал, а машины – не очень: все с мятыми боками. Пошли к черкесам (они, впрочем, уверяли нас, что турки, но с Кавказа). Нам предложили Hyunday Getz – как потом выяснилось, вполне достойный аппарат, за 35 евро в сутки, вкл. страховку на бой стекол. О том, что она нужна, пишут все путеводители, но зачем, мы так и не поняли. И слава богу!

Машину через 15 минут пригнал владелец проката. Мы долго ее осматривали со всех сторон, пытались вписать в договор все вмятины и царапины – уж больно были напуганы тем, что пишут путеводители. Турок отбивался и говорил, что все это несущественно, и переживал изрядно: «Я, говорит, тебе помечу на схеме мятое крыло, а ты мне потом вернешь машину совсем без крыла». А я ему: «Ты мне сейчас не пометишь вмятину, а потом слупишь за целое крыло…» В общем, попрепирались, наконец, ударили по рукам. Проверили, все ли работает, подписали контракт, получили ключи, заплатили по тарифу, поехали кататься.

Правила аренды автомобиля в Турции:

1. При подписании договора арендатору должно исполниться 19 лет и его водительский стаж составляет не менее 1 года.
2. Арендатор не имеет права передоверять управление автомобилем третьим лицам, за исключением лиц, указанных в разделе «Второй водитель» договора аренды.
3. Запрещается использовать автомобиль для перевозки запрещенных законами Турции предметов/товаров, а также использовать автомобиль в иных незаконных целях.
4. Не разрешается проверять автомобиль на прочность, превышать скорость, соревноваться, ездить по дорогам, закрытым для движения. Запрещается использовать автомобиль в местах, не предназначенных для вождения (пляж, вода, каменистая местность и пр.). Скорость не должна превышать: в населенном пункте 50 км/ч, вне н.п. 90 км/ч.
5. Ответственность за ущерб, причиненный вследствие неправильной эксплуатации автомобиля, полностью лежит на арендаторе. В случае какой-либо неисправности автомобиля звоните нам по телефону, указанному в договоре.
6. Арендатор обязан парковать автомобиль в надежном и безопасном месте, запирая все двери на ключ.
7. В случае ДТП автомобиль должен оставаться на месте. Необходимо вызвать полицию и составить протокол о ДТП. Необходимо оповестить арендодателя в течение 48 часов с момента аварии.
8. Ущерб, причиненный кражей из автомобиля радиоприемника, инструмента и т.д., не покрывается страховкой и подлежит возмещению за счет арендатора.
9. Действие страховки прекращается в случае, если в момент аварии водитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В этом случае вся ответственность возлагается на арендатора. Alcohol test = 0.00 promille.
10. В случае нарушения одного из вышеуказанных правил, договор страхования становится недействительным.
11. Если страховая компания не выплатит или выплатит частично страховой ущерб, возникший в результате аварии по вине арендатора, арендодатель имеет право требовать полного возмещения ущерба от арендатора.
12. При возникновении разногласий у одной из сторон дело передается на рассмотрение в Арбитражный суд города Аланьи. Если арендатором является иностранец, он задерживается в Турции до разрешения конфликта.

Особые условия:
1. Прежде чем повернуть налево или направо, займите соответствующее крайнее положение в полосе вплоть до остановки и убедитесь в отсутствии обгоняющего транспорта.
2. Постоянно следите за показателями температуры охлаждающей жидкости и уровня масла.
3. Сначала запустите двигатель и только через 10 минут включите кондиционер. При выключении двигателя сначала выключите кондиционер. Кондиционер необходимо выключать на высокой скорости или крутом подъеме, чтобы исключить перегрузку двигателя.
4. Оставляя автомобиль на ночь на парковке отеля, передавайте ключ от машины на ресепшн.

Кстати, в отличие от европейского rent-a-car'a, автомобиль подается с пустым баком. Возвращается, разумеется, тоже с пустым баком. На первый взгляд, разницы нет. Но когда будете возвращать автомобиль, эту разницу ощутите на своем кошельке: при цене в 70 рублей каждый оставшийся в бензобаке литр достанется владельцу проката. Сверх оплаченной за аренду суммы. Неплохая прибавка к пенсии!

* * *

Итак, получив машину в свое распоряжение, первым делом едем на заправку. Она неподалеку. Заплатили с карточки. Залили полный бак – и так больше не делали. Теперь и вы знаете, почему!

Сиде

Первым пунктом нашей программы был(-о) Сиде. В путеводителе увидели восхитительную картинку – колоннада храма Аполлона на фоне моря. Решили непременно посмотреть на нее собственными глазами.

Остановились возле мечети, которую нам показывали по дороге из аэропорта. Действительно, хороша – не в пример тем неинтересным коробкам, попадавшимся нам в изобилии. Обошли мечеть для лучшего кадра – и к нам подошел маленький мальчик, лет шести, не больше. Одетый во все белое, торжественное, он с серьезным видом пожал каждому руку и дал браслетик (бусинки, нанизанные на веревочку). Мы прониклись важностью момента – в путеводителе же написано, что в этом возрасте мусульмане проходят через обряд обрезания, а вдруг сегодня именно такой день? – а малыш затребовал у нас по евро за браслет. Дал ему пару евро за 2 браслета, а потом на рынке выяснил, что стоят они действительно, евро, но за 15 штук. Вот как важна важность момента!

* * *

Сиде находится на полпути между Антальей и Аланьей. Это – небольшой городок, расположенный на полуострове на месте одного из древнейших поселений в Турции.

Сиде достаточно самобытен – маленькие узкие улочки, деревянные дома, красивые сады с цветами и деревьями, маленькая гавань. Напомнило чем-то болгарский Несебр... Правда, есть и своя специфика: чуть ли не в каждом дворике какая-нибудь античная руина, занятая, впрочем, современными ресторанчиками. Разумеется, туда приглашают, порой навязчиво.

Античная Сида, некогда греческая колония, при римском протекторате во II в. до н.э. стала одним из важнейших торговых городов на южном побережье. Правда, в 130 г. до н.э. здесь прописались киликийские пираты, но после наведения порядка римским военачальником Помпеем Сида достигла своего расцвета. После нескольких набегов арабов в IX в. город был оставлен жителями и лишь в начале XX в. снова заселен турецкими рыбаками, изгнанными с Крита.

До 1970-х гг. Сиде так и оставался рыбацкой деревней, потом сюда хлынул поток туристов и начался строительный бум, полностью изменивший облик поселка. Все выше вырастали отели, все больше домов превращалось в магазины и рестораны. Одно утешение: часть храма Аполлона удалось отлично отреставрировать.

Свернув с трассы, мы выехали к древним воротам города. Парковка нашлась тут же, за стройными рядами колонн (3 лиры в час).

Улица Колоннад.

Колонны разбросаны всюду. Их так много, что впору называть Сиде городом колоннад!

Сначала пошли к храму Аполлона. Вокруг него множество руин явно византийского происхождения – это видно по кладке с чередованием красного и белого кирпича. Рассказываю дочке о том, что все это было откопано археологами из толстого слоя песка – ее же больше интересует, успели ли спастись люди. Видимо, отпечатались в памяти раскопки Помпеи. Ну, здесь не Помпеи, поэтому обнадеживаю ребенка: спаслись, мол.

Солнце между тем все больше припекает – шутка ли, 45 градусов! Немного пофотографировав, уходим в тенистые улочки города.

Собака нашла маленький клочок тени.

Немного поплутав по узким улочкам, отбившись от зазывал и отпившись припасенной в багажнике водичкой, идем в амфитеатр – он как раз напротив парковки.

Театр построен в эпоху раннего христианства, располагался по римской традиции не на склоне холма, а отдельно. Ряды скамей для 14 тысяч зрителей опираются на мощные несущие конструкции, почти полностью сохранившиеся. Но сцена обрушилась, и обломки ее мраморного убранства сегодня лежат на агоре.

Драма, трагедия и комедия. Что наша жизнь? Игра!

Агора, рыночная площадь, была самым известным центром работорговли античных времен. Агору окружали крытые галереи, крыши которых опирались на многочисленные колонны. Только под их тенью можно было спрятаться от палящего солнца.

Напротив агоры в руинах античных терм находится Археологический музей, куда стоит зайти хотя бы затем, чтобы ненадолго скрыться от беспощадного полуденного зноя.

В музее работает кондиционер. О, долгожданная прохлада!

Экспозиция довольно скромная. Среди интересностей – саркофаг Зевса (так написано в путеводителе). Дочка заинтересовалась – с какой стати у бога саркофаг, если он бессмертен? Логично!

Наряду с лепными украшениями и мелкими предметами старины здесь хранятся статуи, обнаруженные при раскопках в Сиде.

3 грации (уч гюзеллер) символизируют красоту, плодовитость и доброту.

* * *

Вместе с долгожданной прохладой музей стал каплей, переполнившей чашу восприятия нашего ребенка. Увидев море, она сразу вспомнила, что давно уже не ела, не спала, не купалась... Она вспомнила про оставшегося в гостинице брата, которого злые родители не истязают посещением музеев. В общем, дочка устала – пришлось возвращаться в отель.

Сели в машину, поехали обратно в гостиницу. Заодно и пообедали.

 

Часть 2:
Аланья
Сельджукская крепость
Морская прогулка

 

Назад Яндекс.Метрика

Дальше