Содержание

Сердце русской провинции

Часть 1: Дмитров – Спас-Угол – Калязин

 

Вступление
Дмитров
Талдом
Спас-Угол
Калязин

Кашин

Углич

Далее будет:

Мышкин
Рыбинск
Пошехонье

 

Июнь 2011 г.

Маршрут: Москва – Дмитров – Талдом – Спас-Угол – Калязин – Кашин* – Углич – Мышкин – Рыбинск* – Пошехонье – Данилов – Ярославль – Москва

(* Звездочкой отмечены места ночевок)

Экипаж: Ворчун с женой

Автомобиль: Мазда MPV

Время в пути: 3 дня, 900 км

Вступление

Буквально в пятницу вечером возлюбленная моя супруга задала неожиданный вопрос: «Так мы едем в Кашин?». Слегка оторопев, я осознал неотвратимое приближение июньских праздников – а времени на подготовку оставалось-то всего ничего! В делах закрутились-завертелись, и думать-то забыли про всякие путешествия… А тут на тебе, длинные выходные – как же без поездки?

Надо сказать, что заглянуть в Кашин – сердце русской провинции – мы собирались давно уже. В компьютере в закладках – целая подборка материалов на эту тему, но и без нее с закрытыми глазами могу закольцевать маршрут по северу-востоку Тверской области. А там названия одно другого краше: Кашин, Калязин, да ярославские Углич с Мышкиным под боком и до Рыбинска с Пошехонской стариной недалеко. В общем, таким и рисую маршрут уже буквально накануне отъезда. Быстро пробегаю глазами атласы, путеводители, сверяю расстояния по маршрутизаторам. Вроде все понятно, да остается пара-тройка вопросов:
- где есть мосты через Волгу?
- где ночевать в пик наплыва туристов?
- как дальше жить?

Быстрым поиском по Интернету находятся ответы на первый и второй вопросы, с третьим выходит накладка, но решить ее за столь короткий срок не успеваю. В итоге рождается набросок маршрута с первой ночевкой в Кашине с его единственной (весьма посредственной) гостиницей, пересечение Волги на пароме в Мышкине (романтика, мать-мать-мать!) – а дальше… Дальше – как карта ляжет.

Будучи поклонниками «медленных путешествий», мы все же позволяем себе задать довольно высокий темп поездки: города небольшие, достопримечательностей в них кот наплакал – сплошь монастыри да церкви – зато расстояния между ними не превышают 60 км… Надеемся, что будет где подышать воздухом – вдохнуть атмосферу русской глубинки, а культурная программа приложится.

Так и получилось.

Москва – Дмитров

Выехали после полудня в субботу в расчете на то, что поток дачников уже спал. Наши надежды не очень-то оправдались – до Дмитрова, что в 53 км от Москвы, ехали час с лишним. На Дмитровском шоссе довольно много светофоров, пришлось потолкаться в пробках.

Дорога идет вдоль канала имени Москвы, но сам канал открывается в густых зарослях слева от трассы лишь неподалеку от Перемилово.

Дми́тров
Основан в 1154 г.
Население – 66 тыс. чел.

В Дмитров приехали в два часа пополудни. Знакомство с городом началось… с поиска туалета. Почему-то торговые центры, что выходят на площадь перед кремлем, этим необходимым местом проведения досуга по какой-то дмитровской традиции не оснащены. Немного пометавшись по площади, обнаружили искомое в пивном шалмане – в виде пластиковой кабинки. За посещение столь важного заведения в Дмитрове берут 20 руб. Пол-евро. Однако! (При том, что руки в такой кабинке традиционно негде мыть). Ну, в общем, этот текст был рекламой влажных салфеток… А я отвлекся от знакомства с прекрасным.

Прекрасное в Дмитрове включает в первую очередь валы древнего кремля, внутри которых возвышается Успенский собор XVI века.

Скажу честно, собор особо не впечатляет – он явно искажен позднейшими перестройками. Но изразцовая икона на южном фасаде стоит того, чтобы взглянуть на нее (желательно вооруженным глазом).

Помимо собора, в кремле и рядом с валом было зафиксировано еще несколько интересных построек.

Никольские ворота – стилизованный вход в Дмитровский кремль.

"Музейная гостиная", Историческая площадь, дом 1.

Гимназия в Дмитровском валу.

Прогулялись по валам кремля. Высота их невелика (до 10 метров), но впечатляет все равно... Ой, нет, это я путеводитель стал переписывать! Не впечатляет, ибо видов особых с него не замечено.

Вид с вала на главную площадь города.

Пешеходную Кропоткинскую улицу, что идет вдоль вала, украшает современная скульптура в малых формах (новая русская традиция).

Композиция называется "Городские жители".

Особняк Кропоткина, где прошли последние годы жизни революционера-анархиста.

Вообще, город произвел положительное впечатление. На растяжках – реклама концерта Джо Линн Тернера, бывшего солиста Rainbow и Deep Purple. Выступает в Дмитрове. Я удивлен!

Памятник Борису и Глебу под стенами Борисоглебского монастыря.

Борисоглебский монастырь обозревали лишь с дороги – время уже поджимало.

В магазинчике взяли квас и бутерброды, подкрепились, поехали дальше. Наш путь лежал в Талдом. С первого раза в нужном направлении выехать не удалось. Спросили дорогу у таксиста-кавказца.

Маршрут 1-го дня.

Дмитров – Талдом

По дороге сфотографировали полуразрушенную церковь... и больше так не делали: слишком много их по всей России.

Между Дмитровым и Талдомом находится поселок Вербилки, известный фарфоровым заводом, основанным в середине XVIII века Ф.Я. Гарднером. Туда мы собирались заскочить за сувенирами, но проскочили поворот. Знать, не судьба, – подумали мы... и натолкнулись на магазин от этого завода уже в Талдоме. Купили фарфорового клоуна. Цены в магазине довольно низкие.

А сам Талдом – довольно пустынный депрессивный городок. Взгляд ни за что так и не зацепился. Указатели там тоже развешены не очень аккуратно, пришлось полагаться на интуицию. Она, слава богу, не обманула.

Талдом – Спас-Угол

Через 9 км после Талдома в селе Квашонки – развилка: на Кимры (прямо) и на Спас-Угол (направо). Ушли на Спас-Угол (так дорога на Калязин короче километров на 50).

Спас-Угол – старинное русское село, впервые упоминается под 1627 годом.

Здесь 15 января 1826 года шестым ребенком в семье потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова родился Михаил, будущий знаменитый писатель Щедрин.

Сама усадьба сгорела через год после революции. Осталась лишь церковь да родовое кладбище Салтыковых.

«Спят дорогие покойники на погосте под сению храма, ими воздвигнутого, даже памятников настоящих над могилами их не поставлено. Пройдет еще годков десять – и те крохотненькие пирамидки из кирпича, которые с самого начала были наскоро сложены, разрушатся сами собой. Только Спас Милостивый и будет охранять обнаженные могильные насыпи».

Салтыков-Щедрин "Пошехонская старина"

Спас-Угол – Калязин

По дороге отрывается вид на гигантскую параболическую антенну Калязинского пункта космической связи.

Калязин
Основан в конце XVII в. (первые упоминания относятся к XII в., статус города с 1775 г.)
Население – 13 тыс. чел.

Памятник святому Макарию Калязинскому, основателю Троицкого Калязинского монастыря.

Совсем не много сохранилось от старого города...

Калязинское педагогическое училище.

Уцелевшая застройка на бывшей Московской (или бывшей Карла Маркса?) улице.

Старого Калязина больше нет… В 1940 г. Волгу подперли плотиной Угличской ГЭС, и две трети города попало в зону затопления… От старого города осталось несколько кварталов в районе пересечения Тверской и Московской улицы, да колокольня на бывшей торговой площади, что торчит ныне посреди реки.

Мостовая старого Калязина уходит под воду...

Пока шло строительство плотины, дома разбирали и переносили на новое место, а то, что не подлежало разборке, взрывали. Взорвали собор, пытались взорвать и колокольню, но она устояла. Есть также версия, что колокольню с самого начала и не собирались взрывать, а использовали как тренировочную парашютную вышку. Раньше часть первого этажа была залита водой, и местные рассказали, как мальчишками проплывали на лодках через арку. Но колокольня дала крен, ее обсыпали грунтом, засыпав наполовину цокольный этаж, укрепили – и получился небольшой островок.

До него доплыли на моторной лодке (250 рублей на лицо). Долго торговались, ибо дорого: там по прямой всего-то 250 метров до колокольни! Получается по рублю за человеко-метр…

Мне объяснили, что лодка сделает большой круг, мы увидим сохранившуюся от старого Калязина усадьбу и доплывем до бывшего монастыря. А как намучается лодочник, подгребая к островку с колокольней, вообще ужас!

Сторговаться не удалось, но любопытство пересилило здравый смысл, мы и еще одна пара сели в утлую лодчонку… Набились, как сельди в бочку. Впрочем, надо отметить, каждому выдали спасательный жилет. Поехали.

Что сказать… Дурят нашего брата! К монастырю, конечно же, не поплыли, ибо «волна слишком сильная». Описав кривую дугу и забрызгавшись с головы до ног, мы приблизились к острову. Лодка легко уткнулась носом в песок. Кому и зачем нужно было мучиться, чтобы «подгрести», я так и не понял.

На закуску при высадке окатило водой из набежавшей волжской волны. Хорошо хоть фотоаппараты держали плотно укутанными! В общем, Калязин, конечно, не Венеция, но что-то гондольское в нем есть!

Тем не менее, довольно сложно сказать, стоит ли этот аттракцион своих денег, или нет. С одной стороны, на островке делать-то и нечего (но это понятно и с берега). С другой стороны, все, что можно делать в Калязине – это смотреть на колокольню. Иных достопримечательностей в городе нет (как и самого старого Калязина). И как-то странно было бы подъехать к берегу, сфотографировать колокольню и убираться восвояси. В общем, легкая прогулка на катере, наверное, и является той самой точкой, поставив которую, можно ехать дальше.


Часть 2: Кашин


 

К содержанию Яндекс.Метрика

Дальше