Штучки-дрючки в Новый ГодЧасть 2: Брюссель |
|
Подготовка |
Брюссель Шарлеруа – Брюссель, 55 км, с учетом плутаний ехали где-то час. Наша гостиница находится рядом с Южным вокзалом (Gare du Midi). Хорошо хоть был ориентир, а то пришлось бы покрутиться. Указатели на вокзал, по счастью, были, а когда они кончились, я посигналил соседу на светофоре, и он показал мне, куда ехать. Бульвар Jamar. Глядя на местный контингент, название хочется прочитать с арабским акцентом – Джамар. Hotel de France Описание гостиницы: Насчет элегантности номеров отельеры несколько преувеличили... В этой гостинице у нас был забронирован семейный (четырехместный) номер за 79 евро в сутки (без завтраков) – для Брюсселя довольно скромно! Заселение тоже не обошлось без прикола. Хитрый араб на ресепшн долго делал вид, что ищет мое бронирование в компьютере (хотя распечатка от booking.com с уведомлением о нашем прибытии лежала прямо перед ним, сверху на стойке), а потом сообщил мне, что никак не может его найти. Я показал на лежащую перед ним бронь. На лице брюссельского жителя отразилась мучительная работа мысли, сменившаяся озарением: "Так у вас карточка, типа, не работает..." Пришла моя очередь удивляться – как это не работает? Потом меня торкнуло: действительно, после бронирования на booking'e банк сообщил мне о том, что моя карточка была "скомпрометирована", пришлось выпускать новую. С новым номером и прочими атрибутами. Действительно, старая не работает! И что? В таком случае меня надо было уведомить о проблеме, и я незамедлительно выслал бы новые реквизиты. "Дык я писал... по почте... электронной..." – "Когда?" – "Да вот когда-то..." Конечно, больше всего в тот момент мне хотелось скандала, но меньше всего – ночевать в машине: я совершенно не был уверен в нашей возможности быстро найти гостиницу по карману во втором часу ночи. "Мне придется информировать о сложившейся ситуации booking.com," – сказал я. Это неожиданно произвело впечатление: "Я кое-что могу для вас сделать. По самой минимальной цене могу предложить вам два номера: трехместный и двухместный. На одну ночь. А завтра мы вас переселим в такой, как вы забронировали". Цена за два номера получалась на 100 евро выше. Я попросил включить в нее завтраки (5 евро на каждого, в цену номера не входит). Араб немного поломался, потом сказал: "ОК!" – и выдал мне ключи. Несколько расстроенный, но уже обессиленный, я пошел к машине за своими спутниками и вещами. Двухместный номер на вид показался одноместным и довольно гаденьким: шкафа для одежды нет, санузел настолько маленький, что чуть ли не коленками в раковину упираешься. Показалось, что такой может быть только в гостинице на час, но никак не для полноценного отдыха семьи. Зато детям достался роскошный трехместный номер, просторный и прилично меблированный. В номерах было холодно, включили батареи. Ночью от жары чуть с ума не сошли! День 4, понедельник, 4 января: Брюссель Вчера был достаточно насыщенный день, поэтому проснулись мы не рано... Спасало лишь на два часа отстающее от московского время. Вид из окна отеля. Спустились на первый этаж гостиницы (тот, который французы называют rez-de-chaussee) подкрепиться. "Континентальный" завтрак в стоимость номера не входит (хотя накануне я выбил его в качестве скидки за то, что наш забронированный номер "ушел"). Нам дали талончики, которые надо было вручить официантке. Очень боялись, что за 5 евро с человека нам выдадут по булочке с джемом с чашкой кофе и скажут merci. На деле все оказалось намного приятнее: омлетик, нарезка из колбасы и сыра, сок, круассаны, чай и кофе – завтрак стоил своих денег. Машина с полуночи так и стояла припаркованной у отеля (правда, вчера портье предупредил, чтобы мы забрали из нее все вещи). С 9 утра стоянка становилась платной. Поинтересовался, где ближайший паркинг. Оказалось, недалеко от отеля, под высотной башней рядом с вокзалом. Высотка возле Южного вокзала (Gare du Midi). Подумал, что часик-другой машина постоит под знаком, ничего с ней случится... Так и оказалось. Поехали кататься по Брюсселю. Вообще, я планировал ехать в центр на метро, но семья меня категорически не поддержала. Что ж, без карт, навигатора и места для парковки пришлось помучиться – но чего не сделаешь ради родных-любимых-таких-сяких! В центр въехали по Сталинградскому бульвару, там и заблудились. Боже мой, сколько времени я искал Grande Place! Наконец, удалось припарковаться на подземной парковке. Оказалось, что въезд на паркинг был огражден заборчиком с ремонтными воротами, и над всем этим красовался знак "Всякое движение запрещено". Только на третьем, наверное, круге, я смог прочесть надпись под "блином": "кроме паркующихся на подземной парковке". А сколько сил, нервов и времени было потрачено! Веселый Smart. Поднялись наверх на площадь Испании. На ней – памятник Дону Кихоту и его верному оруженосцу Санче Пансе. В очередной раз удивились уместности этих литературных персонажей в историческом центре бельгийской столицы (особенно с учетом противостояния Испании и ее провинций во времена Сервантеса). Вышли на Гранд-Пляс. Говорят, что однажды король Франции Людовик XIV, устав от рассказов о красоте и великолепии Брюсселя, решил лично посетить этот город. Каково же было его удивление, когда он обнаружил что Брюссель действительно куда прекраснее самого Парижа! В порыве злости король приказал разрушить город, забросав его горящими фугасами. Но бельгийцы – народ упрямый: богатые купцы и ремесленники не пожалели средств и отстроили новую, ещё более прекрасную центральную площадь! Такую легенду я вычитал на страницах какого-то путеводителя... Действительно, факт забрасывания Брюсселя горящими фугасами имел место быть. А насчет всего остального... В общем, что получилось, то получилось. А получилось, что всего – слишком! Впрочем, оставим каждому самостоятельно рассуждать о том, что прекраснее – Париж или Брюссель. Мы же от столь сомнительных сравнений постараемся воздержаться. Ходим по площади, крутим головой, листаем путеводитель, пытаемся понять, что именно мы видим. Осматриваем купеческие дома с разными странными названиями. Этот, например, называется, то ли Лисом, то ли Волчицей – кто ж его разберет? А этот называется Лебедем. В России сейчас – самый разгар новогодних праздников. А здесь уже все кончилось – главную площадь столицы освобождают от украшений. Но елочка еще стоит! У нее и пытаемся сфотографироваться, впрочем, без особого успеха: получается либо семья с елкой, либо елка с площадью... * * * Уходим с Гранд-Пляс к очередной достопримечательности. В небольшой галерее под арками – бронзовый барельеф Святого Эверарда. Вокруг – толпа народу, и все норовят потереть что-нибудь у памятника.
Читаем путеводитель: "Здесь завершил свой путь национальный герой Эверард Серклаэс. Он боролся за права родного города и был подло убит. Под колоннадой здания в память о нем установлен мемориальный горельеф, который в народе называют "Спящий рыцарь". Существует поверье, что большая удача ожидает того, кто погладит бронзовую собачку рыцаря. Рядом с нами девушка ведет диалог со своим спутником на французском: кес-ке-се, мол... Завидев у нас путеводитель, обращается с вопросом по-русски: что же это такое и почему все это гладят? Даем ей почитать, она переводит своему спутнику на французский. "Не брюсселец ли он, случаем?" – спрашиваем у нее. Кивает, смеясь... В общем, рассказали местным жителям о достопримечательностях их города. По указателям пошли к Маннекен Писс, очередному символу города. Шалун вечно одет в какой-то прикид – интересно, можно ли увидеть его в естественном, так сказать, виде? Наверное, только в шоколаде в ближайшей витрине... Тщетная попытка соблюсти приличия. Современное продолжение средневекового эпатажа: сестричка юного озорника по имени Янекен спрятана за решеткой от глумливых остряков. * * * Зашли в Тourist information, выяснили, что в понедельник в Брюсселе все культурные развлечения закрыты (кроме "Атомиума"). Туда и поехали. Долго плутали – без карты, без навигатора, с совершенно безумными бельгийскими указателями... Это мрак какой-то! Неудивительно, что французы смеются над этой нацией, хотя и сами те еще раздолбаи. Но бельгийские указатели – это нечто! Кроме направления на "Ring" ничего более внятного выяснить из них не получается. На светофорах я периодически выскакиваю из машины и спрашиваю направление у местных – хорошо хоть в школе французский учил... Впрочем, был у нас один ориентир – Северный вокзал, и когда к нему выехали, поняли, что идем верной дорогой. Ура, товарищи! * * *
Atomium Время работы: с 10 до 18 (кассы закрываются в 17:30). Атомиум – грандиозная модель увеличенной в 150 миллиардов раз молекулы железа. Была построена для всемирной выставки в Брюсселе 1958 года. С той же целью, что и Эйфелева башня в Париже: т.е. "вот как мы могем!" Отсюда и ее практическая ценность, вернее, ее отсутствие. Впрочем, если залезть на Эйфелеву башню, вашим взорам предстанет Париж. А что видно из Атомиума? Не знаю уж, какие виды должны открываться с верхнего шара – нас туда не пустили по причине неработающего лифта – но из окон шаров пониже виды открывались так себе. Думаю, что большинство читателей моего отчета были на ВДНХ в Москве. Так вот – при всей равноудаленности от шедевральности ВДНХ выглядит интереснее! Снова читаем путеводитель: "Помимо своей культурной ценности, Атомиум несет еще и просветительские цели – внутри музея расположены экспозиции, повествующие о мирном исследовании атомной энергии". – Интересно, посещали ли его авторы этих строк? Ничего подобного там нет! И пусть не вводит вас в заблуждение название этого сооружения: внутри его стен речь идет все о том же – о всемирной выставке 1958 года! При подготовке к путешествию пролистали несколько отчетов о посещении Атомиума в сети. Общий рефрен – недоумение: "О чем вся эта экспозиция?" Думаю, что корректнее всего определить ее как "об эпохе 1950–х" и относиться к ней соответственно. Т.е., если те времена вам не близки, то и идти в Атомиум, скажу честно, не за чем. Прообразы "горбатого" "Запорожца". Пульт ди-джея времен раннего Пресли. Такой пылесос был у нас дома во времена "развитого социализма" (на тридцать лет отставшего от загнивающего капитализма). Зеленого цвета, назывался "Ракета". А такой миксер появился у нас только после того, как социализм кончился. И слава богу! Рассматривая эти фотографии, одна наша знакомая почему-то вспомнила Одри Хепберн и старые черно-белые фильмы. Вспомнила неслучайно: оказывается, Одри Хепберн – уроженка Брюсселя! * * * Где-то у подножия "Атомиума" находится парк "Мини-Европа". Но бельгийцы, видимо, не имеющие понятия о россиянах, отдыхающих после всей Европы, парк этот умудрились закрыть. Впрочем, мы знали об этом заранее и не сильно расстроились – пусть уж лучше наши дети посмотрят на все эти архитектурные шедевры в натуральную величину! Поехали в Брюссель – ужинать. По соседству с Гранд-Пляс расположено так называемое "Чрево Брюсселя": ресторанчики, кафешечки, таверны и забегаловки – все смешалось на узком пространстве старинных улочек!
Можно себе представить их русский! Там же расположена галерея Святого Юбера, претендующая на роль самой первой в Европе крытой торговой улицы (официально открыта в 1847 году). Вдоль галереи расположены магазины, театры, рестораны, на втором этаже – апартаменты. Витрины магазинов. Королевская площадь. Одиссей по-брюссельски. С прошлой поездки в нашей памяти отложился брюссельский Сакре-Кер, и нам непременно захотелось посмотреть на него вновь. Опять-таки без карты, мы ехали к нему какими-то жуткими кварталами, наполненными выходцами из Африки и Азии, каким-то бесконечным маршрутом. В итоге выехали на брюссельскую кольцевую (не ту, которая Ring, а которая КАД – представляете, куда нас занесло?) и повернули по указателю на север. Долго ли, коротко ли, наконец мы увидели эту церковь. Церковь является заметным объектом в ландшафте Брюсселя. Это самое большое здание в стиле Ар-деко в мире высотой 89 метров. Платформа на куполе предоставляет превосходный панорамный вид Брюсселя и Фламандского Брабанта. Сакре-Кёр по-брюссельски. В 1902 Леопольд II посетил Базилику Сакре-Кёр в Париже и решил построить паломническую церковь, национальную святыню, посвященную Святому Сердцу Иисуса. В общем, Брюссель, конечно, не Париж, но что-то французское в нем есть... На сегодня нам с лихвой хватило бельгийской столицы. Вернулись (я уж не знаю, как!) на ночлег в нашу гостиницу. Пока нас не было, наши вещи перенесли в заказанный ранее семейный номер: две двуспальные кровати, одна напротив другой. Для кого этот отель? День 5, вторник, 5 января: Брюссель – Амстердам Утром нас ждали хорошие новости: когда мы спустились в холл на завтрак, человек на ресепшн извинился за то, что сбагрил кому-то наш забронированный номер, и порадовал решением – так как это их вина, то мы заплатим за все проживание ровно столько, сколько было указано при резервировании. Мы искренне его поблагодарили (их ошибка могла стоить нам лишней сотни евро), но до сих пор терзаемся догадками, было ли это связано с моей угрозой обратиться в booking.com, или у местных арабов не на шутку взыграла совесть? Позавтракали, собрали вещи, погрузились в машину, поехали... Сегодня в планах был Амстердам, но осталась одна брюссельская штучка, которую нам непременно хотелось увидеть в качестве обязательной новогодней фишки: костюмы Писающего мальчика. Из-за понедельника – всемирного выходного дня музеев – вчера мы не смогли посмотреть на них. Костюмы выставляются в "Доме короля" на Гранд-Пляс, и мы снова едем в центр. Сегодня я проворнее – путь уже известен, и вот мы поднимаемся с подземной парковки на площадь Испании. Идем к Гранд-Пляс. Толпа руссо-туристо у памятника бургомистру Шарлю Бюльсу.
Среди русской диаспоры этот памятник называют «Академик Павлов» или «Тургенев и Муму». Дом короля – Городской музей Брюсселя /
Maison du Roi – Musee de la Ville de Bruxelles "Музей города расположен в Доме короля (где, надо заметить, король никогда не жил). Здесь представлены коллекции, рассказывающие об истории и культуре Брюсселя, начиная с основания города и до сегодняшнего дня. С недавних пор этот музей также хранит гардероб главного столичного модника – малыша Жулиана: африканский наряд, белый костюм Элвиса Пресли и даже скафандр космонавта – в коллекции более 800 нарядов, в основном подарки официальных делегаций." Музей странный. На центральной площади главного города страны – краеведческий музей! Чтобы идти туда и смочь оценить выставленные сокровища, надо хотя бы иметь некоторое представление об истории страны, города, наконец… А без такого багажа знаний все это становится скукой смертной! Разумеется, мы пошли сюда отнюдь не за планами-схемами славного города и не за обломками шпиля какого-нибудь древнего собора. Нам всего лишь хотелось посмотреть на костюмы Писающего мальчика. Признаться, мы рассчитывали, что из 800 нарядов будет выставлена хотя бы половина. Ну ладно, согласны на четверть… Но оказалось, что под эту экспозицию выделен лишь небольшой зал на последнем этаже, коморка под крышей, где можно разместить не больше сотни костюмов. В общем, попсы и кича нам не хватило! Фотографировать, кстати, там тоже нельзя. В недоумении покидаем музей. Рядом с площадью Испании покупаем бельгийский шоколад, запиваем его горячим шоколадом (кто сказал, что это перебор?), спускаемся на подземную парковку, садимся в машину и едем в Амстердам. Продолжение: Амстердам и обратно |
|
||||