Неделя в РимеПрогулки по Вечному городу |
|
Содержание: |
Часть 4: Санта-Мария-дельи-Анджели – Санта-Мария-МаджореПонедельник, 20 августа, день 4 Итак, третий день в Риме. К началу нашего сегодняшнего маршрута мы решили отправиться на поезде. Рядом с апартаментами как раз находится железнодорожная станция Сан-Пьетро (San Pietro). К слову, проезд на электричке в черте города несколько дешевле билета на метро: один евро против полутора, если не нужно пересаживаться на городской транспорт, разумеется. Мелочь, а приятно. Виды за окном не впечатляют, но из песни слова не выкинешь – это тоже Рим... Выгружаемся из поезда на Термини, главном римском вокзале, и долго идем по каким-то бесконечным коридорам. Мощное сооружение, нечего сказать! Неожиданно наталкиваемся на крайне неоднозначную скульптуру, посвященную беатификации (причислению к лику блаженных) папы Иоанна Павла II: Оливьеро Райналди "Диалоги" Добираемся до терм Диоклетиана. К счастью, они сегодня закрыты, а то пришлось бы по жаре исследовать очередные развалины:-) Термы Диоклетиана Зато рядом видим необычный портал базилики Санта-Мария-дельи-Анджели в виде экседры (ниша такая) античной термы. Проектом занимался Микеланджело, продемонстрировавший, как можно бережно вписать античные руины в современный проект: получилось свежо и остроумно. Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири / Церковь представляет в плане греческий крест, при этом стены позаимствованы у древней постройки. Внутри всего много и красиво. Наше же внимание привлекает золотистая линия, идущая поперёк храма с инкрустированными изображениями знаков зодиака по краям. Знаки зодиака Рыбы Телец Находим объяснение на табличке, приделанной к стене: То есть меридиан – ни что иное, как солнечные часы, выполненные Франческо Бьянкини по распоряжению папы Клемента XI в 1702 году. До 1846 года по ним весь Рим сверял свои часы, пока не появилось нечто более выдающееся, но это уже другая история... В полдень, точнее в 12:15 (13:15 по летнему времени), луч солнца, проникающий через специальное отверстие, направлен строго вдоль линии меридиана. Мы же, не подозревая об этой особенности, оказались в церкви на час раньше. Хоть снова едь! Впрочем, мы не против... Теме измерения времени посвящен еще один экспонат, хранящийся в храме (религии или науки, уже неясно): маятник Галилея. Обратимся к первоисточникам:
Эрнесто Ламанья "Ангел Света". Бронзовая скульптура конца XX века. Вообще, интерьер церкви, похоже, стремится поддерживать заложенную Микеланджело идею сочетать старое с новым. Ангела, держащего чашу со святой водой, выполнил Джованни Батиста Росси, ученик Бернини. * * * Центральное место на площади Республики (её же коренные римляне называют Экседра, теперь понятно почему) занимает огромный фонтан Наяд. В качестве моделей для него скульптор Марио Рутелли пригласил двух развесёлых сестрёнок – красоток кабаре. Их позы местным ханжам показались настолько непринужденными, что фонтан долгое время стеснялись показать широким слоям общественности: так он и стоял, скрытый от нескромных взоров. В наш бесстыдный век все эти игры воды выглядят просто детской забавой. Гидромассаж ягодиц, хе-хе-хе! Тоже массаж... Каждая из нимфеток обнимает морскую животину, символизирующую одну из водных стихий: лебедя, рака и щуку, ой, пардон... Наяда-озеро восседает на лебеде, наяда-река лихо мчится на речном чудище, наяда океана обуздала морского конька размером с лошадь, а наяда подземных вод сидит верхом на драконе. Фонтан можно рассматривать бесконечно. Но шутки в сторону. Следующая остановка на нашем сегодняшнем пути – базилика Санта-Мария-Маджоре. * * *
Базилика Санта-Мария-Маджоре / Basilica di S.Maria Maggiore Это – одна из главных церквей Рима, наряду с Сан-Пьетро, Сан-Джованни-ин-Латерано, Санта-Кроче-ин-Джерузалемме, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура и Сантуарио-делла-Мадонна-дей-Дивино-Аморе (Храм Пресвятой Богородицы Божественной Любви). Католики, посетившие эти святыни, получают полное отпущение грехов. Остальные довольствуются созерцанием прекрасного. А прекрасно здесь всё! В который раз сожалеем, что не прихватили с собой бинокль: мозаики и фрески удобнее рассматривать, вооружившись хорошей оптикой.
Говорят, базилика стоит на том самом месте, где в ночь с 4 на 5 августа 358 года холм Эсквилин покрыл снег. Правящий тогда папа Либерий счёл это знамением и повелел построить здесь самый большой храм, посвящённый Деве Марии. На протяжении веков церковь достраивалась и перестраивалась, но от V века, когда развернулось основное строительство, сохранились мозаики с сюжетами из Ветхого завета. Они расположены с двух сторон центрального нефа над колоннами. Мозаика "Коронация Девы Марии", XIII век Кессоновые потолки XV века декорированы золотом, привезённым на кораблях Колумба. Инкрустированными полами в XII веке занимались представители прославленной династии Космати. В XVIII веке в ходе реставрации их зачем-то стали переделывать. Теперь стиль, в котором выполнены эти полы, осторожно называют «косматеско». Главная святыня базилики – икона Богоматери, дарующей здоровье народу Рима – Salus Popoli Romani. Согласно преданию, ее выполнил евангелист Лука. В 590 году папа Григорий Великий, держа икону в руках, прошёл с процессией до собора святого Петра, моля об избавлении города от чумы. Молитва была услышана богом, и над мавзолеем Адриана появился ангел, вложивший меч в ножны. Эпидемия закончилась, мавзолей с той поры прозвали Замком святого Ангела, а у иконы теперь молятся, прося о здоровье. По легенде, икона была написана на столешнице из дома плотника Иосифа, что в Назарете. Впрочем, сделаем этот город темой другой нашей поездки. Святыня хранится в капелле Павла V Боргезе. Это его племянник построил знаменитую виллу. Мы направимся туда завтра, а пока продолжим наш обзор базилики.
Здесь тоже есть Сикстинская капелла, однако не стоит путать ее с более известной капеллой в Ватикане – как любезно подсказывает нам Википедия, эта посвящена папе Сиксту V, в то время как ее более известная тезка названа в честь папы Сикста IV. Это важно! В крипте капеллы, в драгоценном ларце хранится несколько дощечек от яслей Иисуса, доставленных в Италию из Вифлеема в VII веке. Если кто-то желает взглянуть на ясли без ларца, добро пожаловать в храм Рождества Христова, что в Палестине. Скульптура Пия IX в капелле перед яслями Считается, что в базилике похоронен Джан Лоренцо Бернини. Могильная плита с его именем действительно присутствует, но, по слухам, место его настоящего захоронения неизвестно. Под конец жизни великого скульптора и архитектора что-то пошло не так, он рассорился со своими покровителями и скрывался от судебных исполнителей, вменявших ему в вину трещины, пошедшие по собору святого Петра якобы из-за неверных расчетов. Святые врата Покидаем базилику с ощущением, что опять чего-то не увидели. Снова любуемся фасадом и обращаем взоры к колокольне. 75-метровая башня в романском стиле выполнена в XIV веке. По сей день это самая высокая колокольня в Риме. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV века. Вот для разглядывания всего этого роскошества и нужен бинокль.
Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks! Розарио Агро еще никто не догонял! (с) * * * Подошло время немного перекусить. В эти итальянские каникулы мы сознательно избегали длительных посиделок в ресторанах, предпочитая в обеденное время перекусить быстро и недорого. По пути к следующей достопримечательности нам попалась забегаловка с индийской кухней. Нестрашно. Дешево. Мало мяса и много костей. Зато риса вдоволь. Cucina indiana – Gasrtonomia Подкрепившись, идём смотреть на рогатого Моисея Микеланджело. Продолжение: Сан-Пьетро-ин-Винколи |
|