Путешествие из Петербурга в КрымЧасть 2: Пещерные города и пещерные люди |
|
Дорога |
Продолжаем наш рассказ об автопутешествии в Крым. Очередная познавательная вылазка из Евпатории предполагала знакомство с Севастополем. С нами поехал Паша, наш добрый евпаторийский приятель, друг, товарищ и даже брат одного из участников экспедици. Дорога ничем примечательным не запомнилась – ехали, судя по всему, по знакам на Севастополь, по сторонам поля, степь, редкие холмы… Перед Севастополем – указатель на Инкерман. Давно уже хотели заглянуть, решили, что час настал. Инкерман – северный пригород Севастополя, находится как раз на Симферопольском шоссе. Достопримечательности – справа от трассы. Прежде всего, это Инкерманский пещерный монастырь, что в нижней части Монастырской скалы, под развалинами древней крепости – ошибиться сложно. Предполагается, что монастырь возник в VIII–IX веках. К XIX в. здесь было восемь церквей. Все они – и пещерные, и наземные – сообщались между собой и с территорией крепости ходами и лестницей, высеченными в скале. В 1907 году на скале в память о Крымской войне был построен храм святого Николая. Инкерманский скит существовал до 1926 года. Во время обороны Севастополя в 1941-42 годах наземные постройки монастыря были разрушены, уцелели лишь пещерные храмы. С 1991 года началось постепенное возрождение монастыря. Инкерманский монастырь (после 1907 г.) * * * Над пещерным монастырем – полуразрушенные стены и башни, остатки крепости Каламита. Надвратная башня крепости Каламита. Крепостные ворота. Вид на Севастопольскую бухту. Удачно расположенная в устье Чёрной реки, византийская крепость защищала подходы к Херсонесу. После падения Константинополя, в 1475 году крепость была захвачена турками и переименована в Инкерман (что, если верить справочникам, означает "пещерная крепость"). Действительно, в известняковых скалах вокруг Инкермана вырублено множество пещер – в давние времена в них в случае опасности укрывались обитатели здешних мест... Еще одна башня древней крепости. После войны возле устья Чёрной речки добывали камень для строек Севастополя. Остатки заброшенных карьеров видны рядом с руинами древней крепости. В центре Севастополя, на берегу Артиллерийской бухты расположен морской аквариум-музей. В Аквариуме представлено более 180 видов животных: беспозвоночные, черноморские и тропические рыбы и всегда завораживающие взгляд рептилии. Севастопольский морской музей-аквариум Очередь оказалось слишком длинной – на ее фоне коллекция морских животных показалась какой-то маленькой… Даже не уверен, что дети смогли насладиться видом рыб. Поспешили отужинать на Графской пристани. Графская пристань – парадный вход (въезд? вплытие?) в город со стороны моря. По бокам лестницы установлены мраморные фигуры львов. Памятник адмиралу Нахимову.После ужина направились на Малахов курган, сердце Севастополя. Музей был уже закрыт, но это не помешало ощутить сильнейшую ауру этого места. Мемориальный комплекс «Малахов курган» Главный вход со стороны ул. Героев Севастополя Корниловский бастион. Орудия XIX века.Наблюдали закат над городом, потом поехали к Сапун-горе. Оружие времен Второй Мировой, выставленное на площадках Сапун-горы, пришлось рассматривать в темноте. Фотографии, к сожалению, не получились. В Евпаторию возвращались практически ночью все тем же маршрутом.
Мы встретились с Eeyore и его семьей у развилки на Красный Мак (бывш. Биюк-Каралез) и направились в Эски-Кермен. Из путеводителя в путеводитель кочует фраза следующего содержания: Доехать до села Красный Мак (на юго-запад от Бахчисарая, по дороге на Севастополь), от памятника на автостанции повернуть направо. Через разрыв в скалах в Каралезскую долину вливается балка, по которой проложена грунтовая дорога. Именно поэтому мы и поперлись по грунтовке, петляющей мимо балок, оврагов и свалок. Для водителя низкобрюхого "Пассата" езда по такой дороге – настоящее мучение. На самом деле до Эски-Кермена ведет если и не очень хорошо, то все же вполне асфальтированная дорога, по которой даже на "Пассате" можно проехать без излишнего стресса. Дорога привела нас к воротам фермерского хозяйства. От них налево – и мы паркуемся на стоянке. К нам прытко подбегает мальчонка с переносным кассовым аппаратом в руках и собирает бакшиш за стоянку и посещение заповедника. Народу немного. Идем по тропинке. "Храм трех всадников" высечен в отдельно стоящей глыбе известняка. Сохранившаяся на его стене фреска изображает трех святых: Феодора Стратилата, Георгия Победоносца и Дмитрия Салунского. Они – конные, отсюда и название храма. Он, к сожалению, был закрыт на амбарный замок, и фотографии фрески у меня не получилось. Мы поднялись по тропе, резко восходящей в гору – и обомлели на много лет: настоящий город! Разочарование наступило также внезапно – это были всего лишь картонные декорации к фильму. Киношники, очевидно, очень гордились ими, и, возомнив эту дешевую декорацию способной украсить творение рук человеческих, насчитывающее уже 1000 лет, оставили это на потребу невзыскательной публики.
Все вокруг загажено. В пещерах остались кучи мешков с мусором. Впрочем, разочарование длилось недолго – стоило лишь попасть в настоящие пещеры! "Судилище" – пещерный храм с крещальней. Лабиринты подземелий и пещер.
Фундаменты жилых наземных построек. Пещерный город. 5 баллов! Самый большой восторг вызывает длиннющая лестница, уходящая куда-то вниз: то ли к осадному колодцу, то ли к запасному выходу – разные источники по-разному трактуют ее назначение. Лестница вырублена в пещере, пещера в скале, ступени весьма сточены. Лезли мы по ним и лезли, периодически упираясь ногами в каменную стену, чтобы не сорваться вниз с головокружительной скоростью, пока ступени не стерлись совсем. Вниз, конечно, по ним спускаться можно очень легко, может быть, даже слишком легко... А вот наверх, боюсь, уже не подняться. Поэтому пришлось нам лезть наверх, так и не узнав, что же там, внизу, осадный ли колодец или просто запасной выход. В общем, лезли мы наверх и лезли, лезли и лезли... <Конец цикла> По дороге назад произошла одна неприятность – забоявшуюся спускаться четырехлетнюю дочку пришлось нести на руках. "Поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся" – рука болит. Но ребенок не пострадал. После Эски-Кремена пошли в храм Донаторов. Дорога живописна до восхищения – широкая лощина, здесь и там виднеются пещеры, а наверху – руины Кыз-Куле, девичьей башни. То ли донжон, то ли замок какого-то местного феодала. По дороге покормили лошадок. А такой вот жучара забрался на
руку нашего сына прямо под скалой у храма
Донаторов.
Путь в храм Донаторов (донатор – даритель по-латыни) весьма экстремален, особенно для дам в босоножках – подъем идет в крутую гору, лезть можно лишь цепляясь за стволы растущих на ней деревьев. Одно хорошо – деревьев там много. Скала Череп. Здесь, наверху, мы, не сговариваясь, замерли в молчании – настолько сильной оказалась аура этого места! Крест на скале. Под нами – пещерный храм. Время отпуска неумолимо близилось к концу. Пора было собираться в обратный путь. Стояли перед мучительным выбором – остаться еще на денек на море или наверстать упущенное в культурной программе по дороге в Крым – посмотреть на гоголевские места Полтавской губернии, выехав на день раньше. Но судьба самостоятельно сделала свой выбор. Мы сняли квартиру на 10 дней. Вечером девятого дня хозяйка нашего временного пристанища сказала нам, что продлить проживание еще на день нам не удастся – квартира уже сдана на длительный срок следующим постояльцам. Тем лучше – дилеммой меньше. Решили провести последнюю ночь у родственников (а заодно и сэкономить 25 долларов). Вечером загрузили машину и поехали в местный супермаркет (теперь в Евпатории есть и такой, "Фуршет" называется) – не с пустыми же руками идти в гости. Затарившись, поехали в новое жилище... и вдруг над Евпаторией разразилась буря. Как это часто бывает на юге, с неба лились такие потоки воды, что разглядеть что-либо за лобовым стеклом было решительно невозможно. С трудом рассмотрев на одном из перекрестков красный сигнал светофора, я остановился... и тронуться дальше уже не смог – что-то залил себе под капотом. То ли трамблер, то ли провода... Удивило хамское сознание евпаторийских водил – чуть ли не матом орали на меня, безуспешно пытавшегося завести машину. Жлобы! Посадил аккумулятор. Достаю трос, стою-голосую. Останавливаться никто не собирается, а дождь и не думает переставать. Насквозь вымок. Вижу, напротив останавливается такси, таксист идет в магазин. Поймал его, насилу уговорил отбуксировать. Поехали к родственникам на веревке. Завестись на буксире удалось лишь при подъезде к их дому. Пока выгружали из машины то немногое, что требовалось нам для одной ночевки, машину не глушили, чтобы хоть сколько-нибудь зарядить аккумулятор. Отогнав машину на охраняемую стоянку, вернулся домой с уже стучащими от холода зубами. Пришлось согреваться припасенной в качестве сувенира горилкой. Стало ясно, что стартовать рано утром не удастся. Утром мы все же решили заглянуть в ремонт перед дальней дорогой. Мастер уверил меня, что заглох я по причине залитого водой трамблера, и чудесным образом изготовленный из пластиковой бутылки чехол для этого агрегата решит все мои проблемы. Не очень-то доверяя подобным самодельным приспособлениям, я все же решил для пущей надежности поменять провода, но, к сожалению, в автомагазинах Евпатории их почему-то не нашлось. Солнце между тем перевалило за полуденную отметку, и давно пора было уже двигать в сторону дома. Вчерашний хмель уже выветрился, и можно было ехать назад. Продолжение: Полтава, Диканька, Вел. Сорочинцы и Смоленск Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks! |
|
||||