Путешествие из Петербурга в КрымЧасть 3: Полтавская битва, Сорочинская ярмарка и сражение под Смоленском |
|
Дорога |
Продолжаем наш рассказ об автопутешествии в Крым. Выехали из Евпатории в час дня. После вчерашней бури выдался удивительно тихий солнечный денек, было не так жарко, и дорога доставляла истинное удовольствие. Доехали до Раздольного, но на развилке не стали, как обычно, поворачивать на Красноперекопск, а поехали прямо в Джанкой, а оттуда по симферопольской трассе, чтобы иметь возможностью полностью сравнить легенду Tsn с нашей альтернативой через Новую Каховку. Скажу честно, "симферополька" разочаровала – такой поток сумасшедших курортников и тормознутых дачников, что обгон практически невозможен – то долго плетешься за каким-нибудь тормозом, который уверен, что 70 км/ч на трассе – это правильно, то с трудом уворачиваешься от гонщика с безумными глазами и московскими или днепропетровскими номерами. И вдоль всей дороги – гайцы, гайцы, гайцы... Это, впрочем, не мешает "ассам" неожиданно перепрыгивать через сплошную осевую... тут же попадаться ментам – и через некоторое время снова обгонять меня там, где это запрещено, опять попадаться гайцам, и опять нестись навстречу судьбе с выпученными глазами... Так доехали до Запорожья. По совету того же Tsn заранее запаслись картонными коробочками, которые в сложенном виде ждали своего часа в багажнике. Затарились по самое не могу помидорчиками, перчиками, арбузами, дынями – и в нагрузку, поддавшись уговорам усатого продавца-запорижца, взяли литровую баночку меда, которую, практически не успев отъехать, тут же и разбили. Это уже, кстати, не первый случай – в позапрошлом году мы также, возвращаясь из крымского похода, купили на Псковщине мед – и также разбили его при выгрузке. Эх, не везет нам с медом! Несколько раздосадованные, мы продолжили свой путь на север. Самое большое удовольствие в поездке – знать, что никуда не торопишься. Не надо нервничать, дергаться из-за невозможности обгона, можно просто наслаждаться дорогой. И наматывание километров на колеса – это тоже хобби. Смотрю сейчас в атлас – диву даюсь, сколько мы уже проехали – а сколько еще предстоит проехать! Впрочем, я несколько отвлекся. На днепропетровско-харьковские магистральные дороги мы выбрались уже к вечеру. Так и не разобрался с тем, как же построены эти автобаны – вроде, по всем признаком, надо ехать прямо, но знаки показывают, что нужно ехать куда-то направо. Нет, нет, со знаками все правильно, просто непонятно, почему нужно переходить с одного автобана на другой. Возможно, все дело в отсутствии достаточно подробной карты. Впрочем, короткие участки автобанов не должны излишне обольщать путешественника – они кончатся прежде, чем начнется удовольствие от езды по ним. Здесь, кстати, столкнулся с неприятным эффектом недавно приобретенной мною жидкости для мытья стекол – она превращала свет фар встречных в какое-то мутное пятно. Не спасал даже разделительный отбойник. Да и фары моего "Пассата" как-то тускло светили. В общем, не смог в полной мере насладиться прелестью скоростной дороги и сильно устал. В Перещепино почувствовали, что дальше ехать нет сил – и как ни странно, тотчас же нашли гостиницу. С "удобствами на этаже", зато цена приятно порадовала. Мотель в Перещепино Поужинали тут же, купив в ларьках напротив горячие хот-доги и пирожки. Утром выехали из гостиницы, после поста в Перещепино свернули на Красноград и поехали в Полтаву. Дорога Полтава-Харьков хороша, особенно после вчерашней под завязку забитой "симферопольки". Ближе к Полтаве превращается в автобан – лети – не хочу! Лететь, впрочем, не хочется – пасутся даишники. Крестовоздвиженский монастырь парит над Полтавой. Его невозможно не заметить – он возвышается на самом высоком холме города, приковывая к себе внимание позолотой куполов. Туда-то мы и направились в первую очередь. Крестовоздвиженский монастырь на холме в центре Полтавы. Отсюда, сказывают, Карл руководил шведским войском во время Полтавской битвы. Неудачно. Музей Полтавской битвы находится в 9 километрах от центра города, в пригороде Яковцы, на ул. Шведская Могила, 34. Принимает посетителей с 10 до 18 часов. Выходной день – понедельник. Крест на трассе Полтава – Диканька. От него и надо поворачивать к музею Полтавской биты. Храм в память павших напротив музея Полтавской битвы. Еще один поклонный крест.
Державний історико-культурний заповідник «Поле Полтавської битви» Панорама Полтавской битвы. Гордый русский и поверженный швед. * * *Из Полтавы поехали в Диканьку, 30 км по прямой, нам по пути.
Село это на слуху у каждого из нас благодаря бессмертному произведению Н.В. Гоголя, но "Вечерами" дело явно не ограничивается. Дворец князя В.С. Кочубея в Диканьке.(С дореволюционной открытки). Прежде всего, Диканька была вотчиной Кочубеев, а один из них, Василий Леонтьевич, был героем пушкинской "Полтавы". При Кочубеях Диканька обрастает шикарным дворцово-парковым ансамблем, почти полностью погибшем в годы Гражданской войны. Парк в усадьбе Кочубеев.(С дореволюционной открытки). Единственное упоминание о былом величии – Триумфальная арка, парадный въезд в усадьбу, возведенная в память о посещении сих мест Александром I. Еще один памятник минувшей эпохи – Троицкая церковь, та самая, что упоминается в "Ночи перед Рождеством": "... еще больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами. Это, однако ж, не все: на стене сбоку, когда войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: "Он бачь, яка кака намалевана!" – и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери." Мы, правда, в церковь не попали и малевания Вакулы не видели. Чтобы завершить обзор архитектурных достопримечательностей, упомяну также и Николаевскую церковь, построенную по проекту знаменитого столичного архитектора Львова. Фотография куплена в музее. Покатавшись по Диканьке в поисках упоминаний имени Гоголя, обнаружили лишь краеведческий музей с "локомобилем" (трактором на паровом двигателе) перед входом. Диканський державний історико-краєзнавчий музей імені Д. М. Гармаша В самом музее всего полно: о и флоре, и о фауне, и о древностях... Вот только о том, что сделало Диканьку знаменитой на весь мир, как-то мимоходом. Жаль! Бандура. Местная фауна.В некотором недоумении едем в Великие Сорочинцы. * * *
Нам категорически повезло: в эти дни августа в Сорочинцах проходила та самая знаменитая Сорочинская ярмарка. Об этом мы знали еще при выезде из Евпатории и подчинили наш маршрут домой этому событию. И ни разу не пожалели! Ярмарка в том виде, в каком существовала когда-то, кончилась, как и многое другое, в годы советской власти. И, конечно же, возрожденная ныне, она носит в себе очевидные элементы лубка, которые лишь острее заставляют почувствовать утрату. Но как бы то ни было, ощущение праздника все же есть: и гончары, и ткачи, и гарны дивчины с микрофонами – все создает нужный настрой, и вот уже мы втянуты в общую суматоху ярмарки, уже верим, что ряженый Гоголем имеет какое-то отношение к великим произведениям писателя, что все так и было когда-то... Даже предвыборные плакаты Януковича кажутся логичным антуражем на фоне происходящего. Погуляли, купили аутентичную миску, вкусно и недорого пообедали. Осталось поставить точку в нашем знакомстве с гоголевскими местами: именно Сорочинцам суждено было стать родиной писателя: здесь, в доме врача Трохимовского появился на свет Николай Васильевич. Поехали в музей. Сам дом Трохимовского сгорел во время войны, но в 1950-х был воссоздан. Музей вполне интересный, но после насыщенного событиями дня (Полтава, Диканька, Сорочинская ярмарка) запомнился мало. Посетили музей, поехали дальше по гоголевским местам...
Заезд в город стоил нам изрядного крюка, ибо логичнее было бы вернуться на Полтавскую трассу и ехать к границе. Но на знаменитый Миргород мне непременно хотелось взглянуть краешком глаза. Так и получилось: проехали по городу какими-то задворками. Во всяком случае, ни лужи, ни плетня, ни вообще чего-нибудь интересного нам не удалось увидеть. День клонился к вечеру, солнце – к закату, а нас ждала российско-украинская граница. До нее, тем не менее, еще надо было доехать. Из Миргорода мы взяли курс на Гадяч. Этот участок пути оказался самым мутным во всем нашем пути домой – даже сейчас, глядя на карту, я с удивлением обнаруживаю такие кренделя, выписанные нашими колесами по дорогам Украины, что диву даюсь – эк нас занесло! Эпизод 3: "Прокати нас, Ванюша, на тракторе!" Итак, мы проехали через центр Миргорода. Пользуясь тысячу раз испытанным при проездке таких городов способом, я проехал Миргород насквозь прямо, никуда не сворачивая, и выехал на дорогу. Если верить расположению солнца, мы ехали правильно – на север – северо-запад. Дорога была совершенно пустынна, узка, но замечательно укатана асфальтом. Причина такого высокого качества покрытия выясняется чуть позже – на одном из перекрестков висит указатель "Президентские охотничьи угодья". Что-то типа королевских лесов. Правильно ли мы едем – особенно не задумывались, лишь удивлялись полному отсутствию встречного и попутного транспорта. Такая пустынность, длившаяся с четверть часа, мало-помалу начала угнетать, и мы как-то неожиданно захотели уточнить у кого-нибудь дорогу. На счастье, нам навстречу попалась "Нива", вынырнувшая откуда-то с проселочной дороги. Я помигал фарами, притормозил, опустил стекло и высунул поднятую в приветствии руку в окно (обычно на такое обращение реагируют). Нива притормозила, поравнявшись со мной водительскими дверями. "А проеду ли я по этой дороге на Гадяч?" – поинтересовался я у сидевших в ней мужиков. "Нет, не проедешь. Надо бы обратно в Миргород, а оттуда по другой дороге ехать". Прощаемся, останавливаемся у обочины и думаем, как дальше быть. Понимаем, что мы едем по параллельной основной магистрали дороге, отмеченной на карте узенькой полоской. На ней выезд на Гадяч обозначен. Наконец, принимаем решение не слушать мужиков из "Нивы" и ехать по карте. В общем, ехали по ней долго: какие-то расползшиеся вдоль дороги села с непугаными утками, гусями, коровами и лошадями, далеко не первой свежести асфальт (видать, президент не часто заезжает сюда по дороге из своих угодий), нависающие над машиной деревья – все это было бы замечательно, если бы у нас не было желания поскорее куда-нибудь приехать после насыщенного экскурсиями дня. Чего уж греха таить, безумно хотелось домой. Долго ли коротко ли, выехали мы какими-то тропами в Камышню, слились с нормальной дорогой и, с облегчением вздохнув, притопили педальку. Поехали в Гадяч. Сложилось ощущение, что местные ни хрена не знают и дальше своей деревни носа не кажут. Но нам местные по барабану, если дорога на карте есть! Если нет – всегда можно с гордостью написать об ее отсутствии в конференцию автотуристов. Гадяч близился, но вечер близился быстрее. Подсчитываем расстояние по карте, прикидываем, во сколько мы перейдем границу и когда, наконец, кинем свои косточки в рыльской гостинице. Пока получается вполне вменяемое время. Но верно говорил старик Конфуций – "мы строим планы лишь для того, чтобы смочь отказаться от них в будущем". От планов приехать в Рыльск до полуночи очень быстро пришлось отказаться: узенький мостик недалеко от Гадяча оказался напрочь заблокирован комбайном. У бедняги срезало все болты на ступице, и комбайн, тяжело ухнув, намертво прижал колесо своим весом. И это должно было произойти именно на узеньком мостике, именно перед нами! Бывает... С двух сторон подъезжают машины, скапливается пробка. Комбайнер отсылает гонца в Гадяч за спецтехникой. Понимаем, что это надолго – нужно искать объездные пути. Смотрим карту, находим объезд – и видим, что местные дружно разворачиваются и едут обратно. Спрашиваю, где, мол, объезд? – "Езжай за нами через поле." – "!?!?" С моей низкой посадкой только по полям и ездить. Тем не менее, решаемся. Долго ехали по полевым дорогам, навстречу нам ехала вереница таких же жертв застрявшего на мосту комбайна... Много адреналина в крови и пыли в легких. Выехали, наконец, в Гадяч и взяли курс на Липовую Долину. Оттуда поехали в Сумы. Зачем поехали из Липовой Долины в Сумы, непонятно. Скорее всего, устали от "узких" украинских третьестепенных дорожек. Зато потратили лишний час времени (крюк 100 км). Надо было сразу ехать на Белополье! Сумы в темноте прошли по знакам "Транзит". Ужас! Совершенно иные ощущения – Европой и не пахнет. Впрочем, выбирая в Петербурге транзитные дорожки, не ищите там Европу – не найдете. Те же Сумы! * * * Границу перешли, нарвавшись на ту же смену. Еще 50 рублей в минус. Зачем платил рублями, спрашивается? Так всегда – при выезде с Украины денег кот наплакал. Даже на возлюбленную мною горилку им. Немирова не хватает (к слову, она стоит там в 3 раза дешевле). По приезде всегда в кармане нестиранных джинсов найдется полсотни украинских гривень (5 бутылок Немирова). В час ночи приехали в Рыльск, там и заночевали. Все стандартно, правда, ларек с пивом был закрыт, да курсанты с девчатами уже спали после любовных утех. Эпизод 4: Сражение под Смоленском
Утром просыпаемся в предвкушении быстрой встречи с домом. Грузимся, стартуем, едем в Брянск. Прямая бетонка позволяет ехать быстро, притормаживая только на постах ДПС у поворотов на Навлю, Локоть и Севск. Я попался у поворота на Локоть. Мерили скорость на прямом участке трассы. Мне насчитали 124 км/ч, что было похоже на правду. Почему-то в протокол записали 105 км/ч, не взяв с меня денег, но промурыжив с полчаса. Наверное, это у них такая воспитательная мера воздействия. В Брянске заплутали. Где-то час не могли вырваться из города. От Брянска до Смоленска чуть меньше 250 км. Мы приближаемся к Смоленску. Время приближается к 6 вечера. До дома еще 750 км. "Опять приедем за полночь," – с досадой подумал я. И вдруг почувствовал, что нажатие на газ не приводит к желаемому результату – машина стремительно замедляется. Быстро оглядываю приборную панель – бензин в норме, лампочки не горят. Выжимаю сцепление – зажигается "масленка". Машина пока еще катится по инерции. Чтобы чуть-чуть сберечь заряд аккумулятора, несколько раз отпускаю сцепление, педалирую газ – бесполезно. Накатом съезжаю на обочину. Мы на Смоленской объездной. Машин практически нет. Открываю капот. Визуально проверяю наличие всех ремней, мотора, аккумулятора – вроде все на месте. Долго кручу стартер. Аккумулятор постепенно садится. Всё... Крутить больше нечем – электричество кончилось. Достаю трос, долго голосую – этот участок смоленской объездной явно не пользуется популярностью у водителей. Где-то через полчаса останавливается старый "Скорпион". В нем – два молодых человека с девушкой. Один из парней заглядывает под капот. "Это бензонасос у тебя накрылся," – уверенно заявляет мне водитель. Столь же уверенно он берет меня на буксир и долго тащит в город. Мы договорились, что он отбуксирует меня на охраняемую стоянку, так как до завтрашнего утра я совершенно свободен – в субботу вечером в Смоленске вряд ли удастся найти работающее СТО или купить бензонасос. Нас затаскивают на парковку недалеко от авторынка. От денег ребята категорически отказываются. Мы прощаемся, преисполненные благодарности. Планы рушатся катастрофически. Сидим в машине, думаем, как дальше жить.
Принимаем решение проверить слова выручившего на водителя "Скорпиона" и самостоятельно убедиться в том, что магазины запчастей уже закрыты. Оставляю семью в машине на парковке и, разузнав как проехать до магазина общественным транспортом, еду искать бензонасос. Заехал в магазин. Он еще работает, но запчастей для "Пассата" в нем нет. Получаю наводки, ловлю такси, продолжаю поиски. Объезжаем еще пару-тройку магазинов – все закрыто. Понимаю, что придется останавливаться до завтрашнего утра в гостинце. Таксист рекомендует "Патриот". Возвращаемся на парковку. Семья расстроена внезапно рухнувшими планами – дети уже давно мечтают проснуться в своей кровати, жене надо готовить их к новому учебному году. В общем, все складывается прескверно. Величайшими усилиями убеждаю жену и детей в необходимости ночевать в Смоленске – запчасти и станции до завтрашнего дня отдыхают, запасного бензонасоса у меня нет. (Меня так поразила уверенность водителя "Скорпиона" в том, что, действительно, накрылся бензонасос, что я ни минуты не сомневался в этом мрачном диагнозе). Берем самое необходимое, ловим тачку, едем в гостиницу. Машина затонирована в ноль, как и многие другие такси в Смоленске. Поражаюсь, как можно передвигаться по городу с такой видимостью – тонировка настолько мешает обзору, что я судорожно держусь за ручку на пассажирской двери. Останавливаемся в гостинице "Патриот". Невысокая цена – и отсутствие горячей воды. Говорят, ее нет во всем городе – летние теплоиспытания. Несмотря на установленные проточные водонагреватели, воду вряд ли удается нагреть хотя бы 10 градусов. Ужас! Не знаю уж, из каких артезианских скважин ее берут. В остальном все шикарно – двухкомнатный полулюкс, дети с комфортом размещаются на раскладывающемся диване, мы с женой – на кроватях. Гостиница "Патриот" Утром бегу ловить такси и начинаю печальный объезд магазинов автозапчастей. Бензонасосов к "Пассату" нигде нет. В одном месте, наконец, нахожу восстановленные. Две тысячи рублей за штуку. Некисло! Правда, их на "Пассат" аж два разных, и это меня выручает – позже, на СТО, выясняется, что бензонасос здесь совершенно не причем. Прошу продавщицу отложить их для меня на часик, таксист везет меня на станцию. Обо всем договариваемся с мастерами. Но теперь возникает новая проблема – запасы наличности существенно уменьшились из-за неплановой ночевке в Смоленске. Надо искать банкомат. Едем с таксистом снимать деньги, затем обратно на парковку, цепляем машину, на буксире возвращаемся на сервис. Таксист сам снимает свой аккумулятор, ставит его на место моего севшего. Из высоковольтных проводов валится сноп искр. Вот так-то! Хотел же поменять их в Евпатории! Таксист – просто отличный парень! Дожидается, пока будет поставлен диагноз – смогу ли я самостоятельно уехать со станции, и, убедившись, что провода находятся, забирает свой аккумулятор и мы прощаемся. За полдня катания меня по городу, буксировку автомобиля и любезное отношение он запрашивает с меня 300 рублей. Оч-чень приятно! Чаевыми я его, разумеется, не обделил. Заменой перегоревших проводов, к несчастью, не удается обойтись – почти рассыпался трамблер. Новых в магазине нет, но мастер берется собрать новый из трех старых. Приходится повозиться. В это время на СТО на веревке приезжает "БМВ" с питерскими номерами. У товарища накрылась коробка-автомат, и его отбуксировал специально приглашенный из Смоленска тесть. Вот у кого действительно проблемы! Наконец, трамблер собран, провода заменены, аккумулятор заряжен. На часах – 4 часа времени. Опять-таки не удастся вернуть в Питер раньше полуночи. Возвращаюсь в гостиницу – своим ходом, ура! – быстро обедаем, кидаем вещи в машину и снова пытаемся вернуться домой. Проезжая через центр Смоленска, делаем несколько фотографий – зря, что ли, провели мы целый день в этом городе? Успенский собор на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска в 1609–1611 гг. Улица города. Памятник Кутузову. Оставшийся путь прошел почти без приключений, если не считать внезапной попытки уехать на Новоржев вместо Великих Лук. Домой мы все-таки приехали. Чуть позже полуночи. * * * Поедаем привезенные из Крыма арбузы.Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks! |
|
||||||||||