Путешествие из Петербурга в КрымЧасть 1: Преступление и наказание |
|
Дорога |
Август 2004 г. Маршрут: Дорога туда: Кобрино (Лен. область) – Порхов – Вел. Луки – Усвяты – Велиж – Смоленск – Брянск – Рыльск – Теткино – Сумы – Полтава – Кременчуг – Кривой Рог – Н. Каховка – Евпатория. Дорога домой: Евпатория – Джанкой – Чонгар – Мелитополь – Запорожье – Днепропетровск – Перещепино – Полтава – Диканька – Великие Сорочинцы – Миргород – Гадяч – Сумы – Теткино – Рыльск – Брянск – Смоленск – Велиж – Усвяты – Вел. Луки – Порхов – СПб. Радиальные поездки из Евпатории: Симферополь – Ливадия, Севастополь, Эски-Кермен. Время в пути: 16 дней, с 7 по 22 августа 2004 г. Протяженность маршрута: 5'850 км. Автомобиль: VW Passat Variant, 1989 г.в. Экипаж: Ворчун – водитель; жена Ворчуна – штурман; дети Ворчуна (молодой человек 9-и лет и барышня 4-х лет) – помощники штурмана. Зачем ехать в Крым? Этот вопрос часто задают себе те, кто собирается провести отдых на море. Одни находят массу убедительных положительных аргументов, другие их не находят и предпочитают отдыхать за границами бывшего СССР. Этим вопросом, безусловно, задавались и мы. За последние 5 лет мы дважды ездили в Крым, и, признаться, он уже поднадоел... Вот и сейчас мы кладем на одну чашу весов относительный дискомфорт все еще советского юга: неприкрытое желание получить побольше с "курортников", более чем скромные бытовые условия, неторопливое обслуживание, – на другую чашу весов падает дешевизна отдыха. Последний аргумент существенно перевешивает – сейчас мы находимся не в самой блестящей финансовой ситуации, а уложиться в тысячу долларов на две недели вчетвером где-нибудь кроме черноморского побережья нам не представляется возможным... И далеко не последний аргумент в наших рассуждениях – желание в очередной раз отправиться в путешествие на автомобиле. Так и поступаем. Дорога
В Крым мы поехали маршрутом имени С.Н. Тихомирова и Н.В. Гоголя с небольшой авторской редакцией. Давно уже вглядываясь в атлас автодорог России, пытались понять, каким образом можно было бы по дороге из Петербурга в Крым объехать Белоруссию и срезать нехилый крюк, который делает Киевское шоссе при заезде к Пскову. И тут очень удачно подвернулась легенда правильной дороги в Крым от Сергея (Tsn) – было решено ее опробовать. Впрочем, дух путешественника-первооткрывателя не позволял в точности ее скопировать, и мы решили совместить короткую дорогу и культурную программу, а также спрямить невнятный, как нам казалось, переход Богодухов – Перещепино и избежать загруженной "симферопольки" с дачниками, гайцами и экологами. В тщетной попытке выгадать часок-другой сна и обогнать утренний поток питерских дачников мы стартовали с дачи в Кобрино, что на 60 км южнее Петербурга по Киевскому шоссе. Выехали в субботу, 7 августа 2004 года в 7 утра, выбрались на трассу Петербург – Псков и поехали в отпуск, в Крым, к солнцу, морю и песку... В Лудонях уходим на Порхов – начинается интереснейшая часть пути. Дорога живописнейшая: поля, луга, холмы и речки; спуски, подъемы и крутые повороты; небольшие деревеньки, аисты и домашняя скотинка. Дочка смотрит во все глаза на этот зоопарк, долго спорим с сыном, безуспешно пытаясь доказать ему, что большие неподвижные птицы на крышах домов в псковских деревнях – живые аисты, а не игрушечные макеты, пока, наконец, один из них не вылетает из своего огромного гнезда, лениво взмахивая крыльями... Дорога достаточно извилиста, я, не сбрасывая скорость в поворотах, интенсивно работаю передачами, и дети играют в космонавтов на заднем сидении... Это вам не какая-нибудь тоскливо-прямая федеральная трасса! Между Павами и Порховом – небольшой участок грунтовой дороги, совершенно не страшный – ну да, трясет, ну да, пыльно, но совсем не долго. Грунтовка кончается аккурат перед Порховом. Крепость в Порхове. Порхов. Перебрались по мосту на другой берег Шелони, мельком взглянули на крепость – и, даже не успев ее сфотографировать, двинули дальше. Впрочем, мы уже сюда наведывались во время нашей поездки в Пушкинские Горы – и тогда крепость была закрыта на большой амбарный замок. Видимо, придется ехать сюда снова. Волышево – конный завод в бывшей усадьбе графа Строганова. Коней не обнаружено, но загоны выглядят внушительно. Много аистов. Великие Луки. Большой город (что не удивительно – все-таки второй по величине во Псковской области). Умудрились даже заплутать. Выехали на трассу по подсказке водителя маршрутки. Смоленск проехали по объездной в точном соответствии с указаниями Тихомирова. Успешно. Рославль. Ехали через центр. Достопримечательностей не обнаружено (но они где-то есть: в путеводителях упоминается Спасо-Преображенский монастырь и немного архитектурных памятников XIX в.).
Брянск – большой город, но, сильно разрушенный во время последней войны, восстановлен большей частью в убогом советском стиле.
На выезде из Брянска – памятник шоферам Великой отечественной. Читали, что при прохождении принято почтить их память длинным звуковым сигналом. Почти никто не гудел – лишь мы да еще пара машин издали скромный гудок... М3 – дорога Москва–Киев. Плиты бетонки кое-где вздыбились и неприятно бьют по подвеске, тем не менее можно держать приличную скорость. По дороге туда нарвались на поголовную проверку документов (включая техосмотр и страховку) на посту у поворота на Севск. На обратном пути попались у поворота на Локоть. Мерили скорость на прямом участке трассы. Нам насчитали 124 км/ч, что было похоже на правду. Дорога перед Рыльском в сгущающихся сумерках оставила, пожалуй, самое неприятное впечатление первого дня: без разметки, достаточно извилистая, да еще и с политым мелким дождичком лобовым стеклом – ничего не видно! Порой ехали на ощупь, периодически съезжая на обочину и пропуская вереницы комбайнов – началась страда. Ознакомительная поездка по городу была комбинирована с ночевкой. Интересный город, провинциальный, но совсем не спящий – вечером все укромные уголки наполнены сексуальной энергией курсантов и их подружек. Оказывается, город невест – вовсе не Иваново (там мы вообще никого, кроме монашенок и нетрезвых мужиков, не наблюдали), а совсем даже Рыльск. Видимо, у поэта-песенника название города в размер не подошло. Толпы юных девиц на центральных улицах в вечерних сумерках просто потрясают! Откуда? Ответ на этот вопрос нашелся в интернете:
В гостинице при авиационном колледже мы и остановились на ночлег. Она представляет собой бывшее общежитие для курсов повышения квалификации (несколько приличнее обычной студенческой общаги), даже есть несколько люксов/полулюксов. В люксе (1'320 руб/номер) мы и расположились: две комнаты, три кровати и диван, телевизор, холодильник, санузел в номере. О качестве сантехники деликатно умолчим, все остальное – вполне прилично. Гостиница при авиационном колледже Устроившись, водитель пошел за пывом, снять накопившуюся за день усталость. Дорога шла через жутковато-неосвещенный Парк культуры и отдыха. Насчет культуры ничего не скажу, но отдых рыльской молодежи удается, судя по всему, на славу – на всех скамейках обнимающиеся парочки, во всех кустах – шорохи. «По любви или насилие?» – «По любви», – отвечает мужской голос... Возвращаюсь обратно с «трофеями». На ресепшн переминаются с ноги на ногу два юных курсанта: «Пустите нас вчетвером в двухместный номер?» – «Ладно, идите, только чтоб девчата вели себя прилично», – привычно отвечает всепонимающая администраторша. Курсанты прытко убегают за девчатами... * * *
Проснулись не рано – солнце уже поднялось высоко над горизонтом. Позавтракали припасенными бутербродами и кофеем (всегда возим с собой электрический чайник) и вышли к машине. Освещенный солнцем Рыльск показался просто прекрасным – островерхие колокольни, большая (правда, сильно обглоданная) церковь рядом с техникумом (предположу, что сам техникум размещается в зданиях бывшей духовной семинарии), напротив – памятник мореплавателю Шелехову.
На пьедестале выбиты строки из стихотворения Г. Державина: "Проплыл моря, открыл страны безвестны". Памятник Шелехову в Рыльске был установлен в 1903 году, после реставрации перенесен на новое место, где он, на наш взгляд, совсем не к месту – эта площадь уже занята памятником воинам Великой Отечественной. Неужели во всем Рыльске иной площади не нашлось? Домик
Петра I.
Поклонный крест на горе Ивана Рыльского. Охранник училища, сменившись, напрашивается к нам в гиды, и мы зачем-то соглашаемся. Через минуту мы штурмуем гору Ивана Рыльского... Никогда не боялся горных дорог, крутых подъемов и головокружительных спусков, но тут струсил – доехав до половины, я, испугавшись слишком задранного вверх носа "корабля", съезжаю обратно задним ходом... Неприятно взбодренные этим небольшим приключением, мы спешим к границе. Граница в Теткино. 11 утра и несколько машин. Русские заставляют заполнять декларацию. Заполняю, подъезжаю к стоп-линии, стою, жду. Пограничник (зачем-то с автоматом) ходит туда-сюда (с автоматом!) и не обращает на меня никакого внимания. Стою, жду – может быть, зря? Точно, зря! Подъезжаю к будочке. Пограничник (с автоматом) резко выходит из коматозного состояния и набрасывается на меня (с автоматом!) с криками: «Куда едешь! Нарушитель государственной границы! Сейчас придет инспектор и покажет тебе кузькину мать!». Страшно, аж жуть! Сидим с женой в машине, пряча улыбки. Подходит таможенник. «А это – нарушитель!» – торжествующе обращается к нему пограничник-с-автоматом, указывая на меня. «Дык товарищ инспектор, я долго смотрел на пограничника, и мне показалось, что он мне подмигнул. Вот я и подъехал,» – объясняю я, безуспешно пытаясь скрыть стебучее настроение. Жена делает насколько возможно простодушное лицо и ослепляет его лучезарной улыбкой. Таможенник смотрит на нас с ленинской хитрецой в глазах (экспроприировать экспроприированное или просто пожурить?), почему-то решает лишь пожурить, ставит печать в декларацию... и все-таки колеблется: "Откройте багажник!". Открываю. Он смотрит – а вдруг там есть что-нибудь, подлежащее немедленной экспроприации? Нет, не находит. "Счастливого пути и впредь будьте внимательнее!" Закрываю багажник, трогаюсь... Хлоп! Стреляют в спину? Нет, это открылся багажник... Несколько сумок вываливаются на дорогу. Останавливаюсь, собираю сумки. "Я же сказал, будьте внимательнее," – смеется таможенник. Ему хорошо – он смеется последним. Украинская граница. Перед въездом под шлагбаум на нейтральной полосе водитель фуры из города Сумы поставил рядом два грузовика, чтобы поменять аккумулятор. На мой вопрос: «Как бы нам разъехаться?» – он бурчит что-то неприличное. Хам! Объезжаю его по полю. Украинцы заставляют заполнять иммиграционные карточки, причем пограничник у первого шлагбаума с удовольствием поможет их заполнить: "Там есть определенные тонкости;-)" – за вполне определенное вознаграждение. Тонкостей не находим, 100 рублей за подобную ерундовую консультацию платить ни чему, заполняем их сами. Пограничник проверяет карточки и поднимает шлагбаум. Въезжаем в таможенную зону. Таможенник вполне конкретен: "Декларироваться будем?" – "Мне нечего декларировать!" Второй таможенник бормочет мне на ухо: "Чтобы не декларироваться, надо бы... это... оказать материальную помощь таможне". Заполнять украинскую декларацию нет ни малейшего желания – 100 рублей покидают мой бумажник. Иммиграционные карточки и загранпаспорта проштампованы, шлагбаум поднят – Украина. Ласкаво просимо! Выпускаем детишек немного погулять...Сумы. Город внезапно впечатлил! Пару лет назад, проезжая Сумскую область по раздолбанным дорогам, мы были неприятно удивлены: "...ощущения от всей Сумской области – нищета и убогость. Даже украинские села, столь праздничные и сытые в Приднепровье, здесь больше походили на своих убогих российских собратьев – покосившиеся заборы, некрашеные стены и провалившиеся крыши". Центр же области, произведшей на нас тогда столь мрачное впечатление, оказался полной ей противоположностью: вполне европейский город с оживленным движением, яркими фасадами, ухоженными центральными улицами, фонтанами и вкусными запахами многочисленных ресторанчиков (время, видимо, подошло к обеду). Повсюду плакаты, смысл которых сводится к следующему: "Чтобы город процветал, надо платить налоги": Щоб мiсто сквитало – плати податки! Судя по процветанию Сум, реклама такого рода более эффективна, нежели пугающая российская про бессонницу как тяжкое последствие неуплаты налогов... Ахтырка. Указатели уводит куда-то за задворки. Наверное, висят для отвода с главной улицы тяжелых транзитных грузовиков. Мне показалось, что правильнее было бы ехать прямо. Здесь мы расстались с легендой Тихомирова и поехали в Полтаву. Нам захотелось взглянуть на гоголевские места Полтавской губернии (Диканьку, Сорочинцы, Миргород и прочее). Однако в мозгу глубоко засела идея доехать-таки до Крыма в два дня без ночных переездов. Поэтому запланированные до выезда достопримечательности вроде Порхова, Полтавы и окрестностей были безжалостно вычеркнуты по мере продвижения к морю. Довольствовались лишь проездом через центры городов, тщательно избегая знака Tранзитному транспорту => @. Полтава. Ожидали большего, предвкушая обилие исторических зданий в таком исторически важном городе. Обилия не наблюдали, из-за чего слегка разочаровались. Забегая вперед, замечу, что на обратном пути нам удалось познакомится с Полтавой намного ближе и узреть, наконец, историчность. Сейчас же мы лишь протранзитили город по центральным улицам, поглядывая по сторонам – очень много покосившихся деревянных двух- и трехэтажным домишек, соседствующих со сталинской застройкой и промышленной архитектурой. Выезд из Полтавы запомнился каким-то бесконечным плутанием по задворкам мимо ангаров, складов и гаражей по раздолбаннейшей дороге. Ползли медленно, нерешительно переступая через канавы и ямы, и матерились из-за того, что отклонились от легенды Тихомирова ("он-то не дурак, чтобы лезть в такие непроходимые места"). И вдруг – о, чудо! – мы увидели знак "Уступи дорогу", за которым машины неслись с совершенно нехарактерной для такой разбитой дороги скоростью. Высовываюсь под знак, поворачиваю направо и с радостным вздохом облегчения выезжаю на отличную дорогу Полтава – Кременчуг. Подозреваю, что знаки на выезде из Полтавы загнали нас на очередную объездную для транзитного транспорта. После Полтавы упали камнем вниз (если смотреть на карту, разумеется) на Кременчуг – Кривой Рог – Новую Каховку – Чаплинку – Армянск – Евпаторию. Кременчуг. Большой промышленный город, достопримечательностей не наблюдается. Но сюда стоит заехать ради роскошного вида на Днепр, открывающегося с огромного моста. Александрия. В отчетах автопутешественников неоднократно наталкивался на сетования по поводу сложности ориентирования в этом городе. Признаюсь честно, относился к таким отзывам с чувством превосходства – мне-то уже удавалось пересечь его без каких-либо затруднений. За высокомерие был наказан судьбой – заблудился сразу при въезде. Впрочем, не сильно – я ехал все время прямо и всегда куда-нибудь приезжал (совет вычитан в "Мертвых душах" Николая Васильевича. Пардон, я опять забегаю вперед – с Гоголем мы увидимся на обратном пути). Итак, мне куда-то удалось выехать из Александрии. До сих пор вспоминаю эту дорогу с непреодолимым желанием поежиться – [...] цензурных слов для описания этого безобразия у меня не найдется. Через пять-десять километров, которые я буквально полз, судорожно пытаясь сообразить, не стоит ли нам вернуться и ехать через Пятихатки или на худой конец через Желтые Воды с их огромными дырами в асфальте – но так и не решился в тщетной надежде, что дорога рано или поздно улучшится. Наш путь лежал в сторону Петрово. Дорога, действительно, вскоре стала получше. Можно было ехать 60 км/час. Негусто! Так доползли до Петрово. Название, очевидно, восходит к первому дорожному строителю города, Петру I, не иначе. С тех пор дороги в этом городишке не ремонтировали. "Увага! Аварийный мост". Потом пошла... брусчатка. Я даже засомневался, а дорога ли это. Обратился за подсказкой к едущему мне навстречу велосипедисту: "Скажите, а эта дорога выведет нас в Кривой Рог?" – "Да, – было мне ответом. – Йизжайтэ по цей дорозе, вина пийде-пийде влево, та на Кривый Рих". Эх, малороссийская речь! Слушал бы и слушал. Впрочем, надо ехать. Благодарю дядьку, и мы продолжаем наш тоскливый маршрут среди украинских полей. Дорога, действительно, через какое-то время улучшается, но остается достаточно узкой, с сильно потрескавшимся асфальтом, и скорость в 90 км/час здесь является более чем естественным ограничением. * * *
Кривой Рог. Кривая дорога. Ужасы путешественников при попытке с наскока проехать через город не выглядят паникой и преувеличением. Но я-то уже благополучно проезжал его в позапрошлом году! С решительностью ныряльщика мы вбрасываемся в криворожские улицы. Начинается дождь, но солнце, по счастью, пробивается сквозь тучи. Пока можно контролировать направление. Нам на юг. Едем. Дождь усиливается. Дворники уже не справляются. Дороги искривляются, и туда ли мы едем, не знаем. Выезжаем на площадь с круговым движением. Она, наверное, находится в низине, и сюда стекла вода со всех выходящих на нее улиц. Поток нерешительно замедляется – не все рискуют влезть в воду по самое брюхо. Кое-кто из смельчаков глохнет и с криками и какой-то матерью вываливается в огромную лужу по самую щиколотку. Страшно! Помолясь, выезжаю на площадь и я. "Только бы не въехать в какой-нибудь открытый люк!" – я стараюсь идти в кильватере впередиидущего автомобиля. Едущая нам навстречу маршрутка глохнет и останавливается – а у нее-то посадка повыше моей! Матерясь про себя и проклиная тот час, когда дух первопроходца не к месту заставил нас отклониться от легенды Тихомирова и переться через этот Кривой во всех смыслах Рог, мы, наконец, продираемся сквозь толщу воды и выплываем на сухую дорогу. Солнце впереди – нам туда. Едем, пока не упираемся в железную дорогу. По карте видно, что она пересекает город с запада на восток, значит, нам нужно найти переезд. Куда ехать, направо или налево? Указатели на Днепропетровск, что на востоке, и на Кировоград, что на западе, есть. Но нам-то нужно на юг! И, естественно, никаких щитов с надписями типа "Крым", "Новая Каховка" или, на худой конец, "Нововоронцовка", нет и в помине. Приходится выбираться на ощупь. Сначала мы едем вдоль железки строго на запад, потом мне это надоедает, и я разворачиваю машину на восток. Штурман уже не смотрит ни в карту, ни на распечатки, ни на солнце, пни и муравейники; водитель получает мягкий укор: "Дорогой, разве ты не видишь, что отклонение от маршрута, любезно предложенного нам Сергеем Тихомировым, существенно увеличивает время в пути?". Говорят, правда, что в детских садах Кривого Рога дети до сих пор дружно матерятся... Водитель, вдвойне пристыженный столь мягким укором, вдруг замечает виадук, ведущий через железную дорогу в нужном направлении. Радости путешественников не было предела! Бодро перескочив через виадук, мы наконец-то увидели указатели. Один из них гласил "Мартеновские печи", другой "Сталепрокатный цех". Виадук вел к проходной местного сталелитейного гиганта "Криворожсталь". И никуда более! Возвращаемся. Продолжаем движение вдоль железной дороги. Еще один переезд, но радоваться не спешим. Снова пересекаем железку. Дорога ведет нас мимо огромных цехов "Криворожстали". Кто-то где-то стучит могучим паровым молотом, из огромных труб, нависающих над дорогой, с ужасающим свистом вырываются клубы пара. Местами земля докрасна проржавела от металла. Любимые голливудскими режиссерами сцены утопления роботов в чанах расплавленного металла – жалкая пародия на то, что предстает случайному путнику меж стен криворожского гиганта. Никогда не был сторонником техногенного туризма, но Криворожсталь оставила, пожалуй, самое сильно впечатление по дороге на юг. В общем, выехали мы из Кривого Рога и, на всякий уточнив направление движения на бензоколонке, с радостью устремились к морю. Последний рывок. До Евпатории еще 360 км. В это время нам позвонили наши родственники из Евпатории. Цены на жилье стремительно растут. Им удалось зарезервировать последнюю двушку за более-менее вменяемые деньги (25 долларов в сутки). Обещаем быть через 4-5 часов. Времени уже 6 вечера... Дорога Кривой Рог – Нововоронцовка – Новая Каховка нам была известна – мы уже ездили здесь два года назад. Правда, в прошлый раз мы ехали по ней ночью, и сейчас, в еще не поздний вечер, я надеялся быстро наверстать упущенное. Не тут-то было! До Нововоронцовки доскакали относительно легко. Двухполосная дорога не сильно загружена, но на изгибах местные шумахеры пытались идти на обгон в закрытом повороте. Несколько раз оттормаживался в пол и неистово сигналил. Только без толку... После Нововоронцовки дорога пошла в гору. Начинался дождь, наверное, тот самый, который уже неплохо намочил нас в Кривом Рогу. У дороги – щит: "Увага! Рух транспорту по чему-то там Каховской ГЭС заборонен". – Смотри, дорогая, – радостно обращаюсь я к жене. – Я уже неплохо понимаю украинский. На знаке было написано: "Движение транспорта по плотине Каховской ГЭС запрещено". – ЧТО?!?! Каховская ГЭС – единственная переправа, соединяющая берега Днепра на нашем пути... Судорожно разглядываем карту. Ближайший мост в Херсоне (плюс 70 км в одну сторону). Попали! Тут я вспоминаю, что за несколько недель до нашей поездки в конференции проскакивало сообщение об этом важном событии. "А я взял и проехал по плотине. С одной стороны вода, с другой стена. Страшновато," – написал тогда путешественник. Что ж, нам, видимо, придется поступить также. В крайнем случае поедем через Херсон. Других вариантов нет. Тем временем мы взбираемся на гору. Нам открывается величественная картина: далеко впереди, наверное, там, где широко разлился Днепр, черное небо ежеминутно рассекают тонкие полоски молний. Каких только там не было цветов – ярко-белые, желтые, красные, розовые, синевато-зеленые! Эти разноцветные ниточки беззвучно резали небо на клочки, освещая дали грозными секундными вспышками, и наша дорога лежала прямо в эпицентр этого безумия стихии! "Ничего, такой ливень быстро пройдет," – успокаивал я себя и спутников. Ничего подобного! Облака, очевидно, несколько лет копили в себе воду и решили продемонстрировать свою могучую емкость именно перед нами. Нашу машину захлестнули такие потоки воды, что не видно было вообще ничего. Две узенькие резиночки стеклоочистителей явно были бессильны против такого напора. Мы ползли со скоростью пешехода, и невозможно было рассмотреть что-либо кроме двух еле заметных красных лампочек впередиидущей машины. Встречные превращали своими фарами водяную стену в ярко-белую пелену, и сказать, что ничего не было видно, значит, не сказать ничего. "Ничего, такой ливень быстро пройдет," – продолжал успокаивать я себя... Прошел, по меньшей мере, час. Дождь и не думал затихать. В тщетной попытке хоть как-то улучшить видимость я выскочил из машины и полил на стекло какой-то дрянью для мытья окон. Стало еще хуже. Дворники не справлялись... Стоп, это я уже писал. Так прошло еще... очень много времени. К 11 вечера мы доползли до поста ГАИ у Новой Каховки. "Скажите, – бросился я к гаишникам, – а через плотину можно проехать?" – "Да убери ты свою машину с дороги! Въедет же кто-нибудь в зад по такой погоде. Езжай смело!". Кидаюсь к машине, ухожу по знаку на Н. Каховку, как раз под щит, запрещающий "рух транспорту". После моей пробежки стекло стремительно запотевает. Приоткрываю окно – и тотчас получаю в салон ведро грязи из-под колес встречного. Моему сыну, сидевшему за мной, не повезло больше всех. Благо, что в универсале багажник доступен из салона – сразу переодели... Новая Каховка. Жуткий дождь и ремонт плотины. По ней можно ехать только в одну сторону. Реверсивное движение регулируется тормозным светофором. Очередь такой длины, что здание ГЭС растворяется в ночной темени. Стоим минут двадцать, пропускаем бесконечный поток встречных. Наконец, трогаемся. Поток не очень расторопен – не все в силах справится с габаритами своих машин, пытаясь протиснуться между стеной электростанции и ограждением, нависающим над бушующими потоками воды далеко внизу. Судорожно вглядываюсь в темноту – Днепра не видно, лишь мощный гул водостока перекрывает шум моторов. Уф, проехали! "Рано радуетесь," – подумал дождь и призвал на помощь тучи из резерва главного командования. Помните, я вам говорил, что тот дождь, который застал нас перед плотиной, был ужасным? Так то был еще марципанчик... Крадемся в Чаплинку. При разъезде со встречными я практически останавливаюсь – ВООБЩЕ ничего не видно. Дождь угомонился лишь у Чаплинки. Заправляемся. Армянск, оплата курортного сбора. От основной дороги сделано ответвление, там стоят будочки – точь-в-точь как при въезде на платный автобан. Дело поставлено на поток. Дождь лишает нас сил к борьбе за 10 гривень (55 рублей), мы безропотно оплачиваем курортный сбор, получаем чек и въезжаем в Автономный Крым. Ура! Далее все тривиально – Красноперекопск, поворот на Раздольное, собственно Раздольное, Воронки, Столбовое, Победное, Евпатория. В Евпаторию мы въехали в час ночи. Нас, слава Богу, ждали. Мы разместились на ночлег, я отогнал машину на парковку, и мы начали вторую часть отдыха – курортную. Резюмируя маршрут, скажу, что основной минус – проезд по крупным городам вроде Кременчуга (не очень сложно) и Кривого Рога (не без путаницы). Узкое место (в прямом смысле слова) – ремонт плотины Каховской ГЭС. Подробно о маршруте можно почитать в специальном Листке штурмана (см. "Приложение к Отчету"). Керкинитида – Гезлев – ЕвпаторияПутешествие длиной в две с половиной тысячи лет
2500 лет Евпатории исполнилось аккурат в 2003 году. Видимо, это было «симметричным ответом» Украины на празднование 300-летия Петербурга. Говорят, что Академия Точных Наук Украины с точностью до дня рассчитала ту дату, в которую на благословенную землю Крыма ступила нога древнегреческих поселенцев и основала Каркинитиду. Ученые считают, что городу было присвоено имя древнегреческого предводителя Каркина, но не имеют единого мнения насчет того, почему же впоследствии город стал называться Керкинитидой. На этот счет я выскажу следующее предположение:
Евпатория Итак, Евпатория отпраздновала свое 2500-летие. В городе появились кое-какие изменения. Во-первых, восстановили Гезлевские ворота бывшей крепости. Чтобы понять, откуда они взялись, необходимо сделать совсем коротенький экскурс в историю Евпатории (тем более что я не нашел внятных упоминаний о Гезлевских воротах в открытых источниках). После череды завоеваний Крыма здесь, наконец, обосновались турки и татары. В XIV веке на месте разоренной Керкинитиды возникает новый город – Гезлев. Он укрепляется стенами; в город ведут многочисленные ворота. Крепость разрастается и постепенно становится одним из наиболее укрепленных оборонительных сооружений полуострова. После падения Крымского ханства и опустошительных походов графа Миниха некогда крупный город приходит в запустение и упадок. Пытаясь как-то исправить ситуацию, российские власти бросают клич европейцам, дескать, приезжайте к нам пожить, будем безмерно рады! Тем, кому жить негде, дозволяется разобрать на камни бывшие городские стены (комитетов по охране памятников в те годы, разумеется, не существовало). Так крепость была банально разобрана на стройматериалы в начале XIX в. Евпатория. Свеже(-вос-)созданные Гезлевские ворота. Сегодняшние "воссозданные" ворота – в чистом виде новодел. Но, отдавая должное архитекторам, замечу, что они великолепно вписываются на площади перед текие дервишей. Кстати о текие: это мусульманский монастырь, уникальное сооружение, в существовании коих в Европе мы сильно сомневаемся. Впрочем, мы уже подробно описывали этот архитектурный комплекс в отчете о путешествии 2002 года. Изменения затронули и его: отреставрировали медресе, но закрыли доступ на территорию монастыря. Якобы падает минарет. Наиболее настойчивых отправляют за разрешением в администрацию города. Почему-то не захотелось туда идти. Евпатория. Свежеотреставрированное медресе. Медресе – это мусульманское богословское училище. До революции в Евпатории таких было 33. Это здание – единственное, пережившее катастрофы XX века. "Здание медресе в ансамбле «Текие-дервиш» вскоре после аннексии было закрыто, там была устроена кофейня, в советский период в нем сделали «Чайную». В 80-х годах XX столетия археологи Крыма решили для себя построить гостиницу, пристроили второй этаж. В таком виде представлен ансамбль «Текие-дервиш»," – пишет об этом крымский историк Алифе Яшлавская, автор книги "Гезлевские «Текие-дервиш»". Сама она ныне обретается в отреставрированном здании медресе. Пару лет назад, когда мне удалось попасть в текие, Яшлавская с видимым удовольствием проводила экскурсии по монастырю. В обветшавшем медресе в жутких условиях жили реставраторы: железные кровати, минимум мебели, облупившаяся штукатурка... Сейчас, когда в окнах медресе появились стеклопакеты (да и интерьеры, судя по всему, удалось привести в порядок), крымско-татарские реставраторы устроили здесь гостиницу для себя. Вход на территорию ансамбля опять закрыт. История повторяется. Впрочем, довольно о достопримечательностях Евпатории (тем более что мы их уже подробно описывали). Вернемся к делам житейским. В 2004 году Крым постиг небывалый рост цен недвижимость вообще и на размещение "курортников" в частности. Нам удалось буквально выхватить (и то благодаря помощи родственников) последнюю двушку за более-менее вменяемую цену (25$/сутки). Находилась она в районе новостроек на пр. Победы, достаточно далеко от моря. Это обстоятельство, впрочем, нас абсолютно не смущало – мы были на машине и ездили купаться подальше от Евпатории, тем более что городские и близлежащие пляжи были переполнены отдыхающими. Быть в Крыму и не побывать на море, наверное, так же странно, как и сходить в баню – и не помыться. Море – живой организм. Никакие бассейны с имитаторами океанской волны, паро- и дизель-генераторами не сравнятся с восторгом от погружения в соленую воду. Не знаю, есть ли что прекраснее мгновения, когда разомлевшее на жарком солнце тело обволакивается бурлящими потоками огромного океана, давшего жизнь всему живому, где каждая частица связана с миллионами других частиц в разных концах земного шара, где земля, вода и воздух уживаются вместе и нет места лишь огню. Но стоит лишь вынырнуть – и палящее солнце напоминает о единстве всех стихий... Стоп-стоп-стоп, что-то меня понесло. Очевидно, давно не был в отпуске и уже успел соскучиться по морю. На самом же деле после трех окунаний становится нестерпимо скучно, и еще раз приходится убеждаться в отстойности пляжного отдыха. Единственное исключение – шторм на море! Шторм на море – это восторг! Волны так и норовят сбить с ног незадачливого купальщика, песок утекает из-под ног, и новый вал стремится дожать человечишку, осмелившегося бросить вызов стихии. Возомнив себя Рембо, я в боксерской стойке легко пробиваю кулаком налетающие на меня волны, пока не получаю неплохой апперкот от разозлившегося Посейдона. Желание драться с морем улетучивается. Море – живое! ...Впрочем, в затянувшемся лирическом отступлении чуть не забыл сказать, что купаться мы ездили подальше от города (10 км), на пустынный пляж в Витино, рядом с Национальным Космическим Центром. Не все знают, что известный на всю страну Центр управления космическими полетами работал именно в Евпатории. "Космические аппараты запускались с Плесецка и Байконура, но до конца 70-х годов все они управлялись из Евпатории. Этот выбор объясняется тем, что именно здесь, на западе Крыма, чистый, свободный от выступов рельефа горизонт, большое количество солнечных дней в году, редки серьезные перепады температуры, плюс другие благоприятные условия. Вначале функционирование в городе ЦУПа являлось строгой государственной тайной. Репортажи из него начинались словами: "Говорит и показывает Москва..." Лишь в начале 70-х было признано существование "Центра дальней космической связи". Именно здесь, на чистом курорте с "большим количеством солнечных дней", позиционированном как "всесоюзная детская здравница", были установлены "уникальные огромные антенны. Антенные системы имеют эффективную поверхность около 1000 кв.м. Излучаемая передатчиком мощность радиосигнала достигала 120 кВт, что позволило осуществлять радиосвязь на дальности до 300 млн.км. Таких радиотелескопов не было нигде в мире." Сейчас ЦУП преимущественно молчит – не все гладко с украинской космонавтикой. И, в общем-то, слава Богу – мне не хотелось бы загорать под воздействием такого излучения. Понравился ресторан "Бювет" – симбиоз фаст-фуда и полноценного заведения с меню a la carte. Выбирай по вкусу! Рядом – открытые (очевидно, к 2500-летию) минеральные источники с бесплатной водой. Платишь только за стаканчики (10 украинских копеек, т.е. примерно 50 российских). Впрочем, никто не запретит придти со своей тарой. "Бювет" предваряет вход в одну из аллей евпаторийского парка культуры и отдыха, "курзала" по-местному. Вечером парк превращается в центр культурной жизни курорта. Однажды, откушав в ресторанчике (во мне сидело грамм 200 немировской горилки), мы с нашими евпаторийскими друзьями отправились на прогулку в парк. Эпизод 1: Преступление и наказание
Мы гуляли по евпаторийском парку культуры и отдыха (имени Фрунзе), культурно отдыхая: катали детей на аттракционах, глазели на бесчисленные витрины со всякой сувенирно-туристической лабудой, уворачивались от велорикш, смотрели на девчонок, "на весенних девчонок и немного на парнееееей" (пардон, это не оттуда). Дошли до конца аллеи. Она упиралась в море, и здесь, на узкой полоске пляжа, раскинули свои фетишистские атрибуты фотографы: можно прикинуться каким-нибудь мышцатым крутягой в окружении сногсшибательных фигуристых блондинок и запечатлеться в таком образе. Наверное, для того, чтобы по возвращении сказать коллегам: "Это я на работе такой паршивенький и плюгавенький, не то, что на отдыхе"... Посмотрели, свернули на одну из многочисленных полутемных аллей, идущих вдоль моря. Прошли мимо бесконечной череды ресторанчиков, оглушающих окружающих безумным ревом динамиков с модной и не очень музыкой, углубились в темную украинскую ночь. И тут мне захотелось отлить. Поотстав от спутников и выбрав абсолютно пустынный и достаточно темный уголок парка, я свершил задуманное. Оправившись, услышал оклик: "Эй, молодой человек, иди-ка сюда!". Мысли о бандитах не было, всплыла подсказка рыльского охранника о том, что не стоит таким бесстыдным образом безобразничать в Рыльском парке культуры и отдыха – менты отловят и оштрафуют. Подсказка всплыла в тему – действительно, менты. Две фигуры в черном выплывают из глубины парка. Видать, сидели в кустах, ждали своего клиента. Надеюсь, не забрызгал. Догнали: "Вы нарушили статью такую-то такого-то кодекса Украины. Штраф 150 гривен". Предлагаю 10. Встречное предложение – ехать с ними составлять протокол. Соглашаюсь – 150 гривен составляет 825 рублей. Дороговато для окропления кустов. Идем в еще большую глушь парка. Чувствую себя неуютно – откуда мне знать, что придет в голову местным борцам за правопорядок и высокую нравственность. Милиционеры бодро шагают впереди. Во мне пробуждается злость – я что, " тварь дрожащая"? Резко поворачиваюсь и даю деру. Я правда, не учел того, что в местный парк нужно идти после хорошей разминки, облачившись в спортивную одежду и смазав тело гусиным жиром. Несмотря на хороший старт и уверенный выигрыш в дистанции, падаю, споткнувшись о корни деревьев. Вскакиваю, немного потеряв ориентацию (да и водочка как-то очень не в тему бьет в мозжечок), и бегу не совсем туда, ощущая ноющую боль в колене. Выскакиваю на аллею в достаточном отдалении от того места, где расстался с семьей и друзьями – и тут же натыкаюсь на верных охранников правопорядка. Догнали... На этот раз они, наученные пробежкой, уже забирают у меня документы (здесь я минуту колебался – кричать или нет, аллея полна отдыхающими, вдруг отобьют? Колебание стоило мне потери контроля над ситуацией), и мы опять идем "составлять протокол". – А почему у Вас старый паспорт? –
интересуется один милиционеров.
Менты продолжают зудеть о том, какой я нехороший человек, и какая у них хорошая спортивная подготовка, угрожая мне в следующий раз применить спецсредства (интересно, какие, ведь оружия, дубинок, газа и наручников у них нет – все это я оценил при попытке бегства. Ребята явно на лоха рассчитывают, прячась в кустах. Вполне возможно, в свободное от работы время). Прошу разрешения созвониться с семьей. Блюстители порядка не возражают. Появляются мои – жена с детьми и наши евпаторийские друзья. На такую толпу милиционеры явно не рассчитывали. Начинаются "переговоры". После длительной и крайне неприятной дискуссии наш друг пускает в ход весомый аргумент – он майор вооруженных сил Украины. На парней аргумент неожиданно подействовал, тем более что сами они при ближайшем рассмотрении оказались недостаточно трезвы. Мне возвращают документы. Но настроение от отдыха категорически испорчено.
Вместо послесловия: Для тех, кто считает, что я действительно нарушил закон и получил по заслугам, написан эпиграф. Там все сказано. Тем, кто считает, что я "нечестно" выкрутился, скажу, что был абсолютно готов ехать с ними оформлять протокол. Пусть пишут. Денег платить не собирался. Моя жена полностью меня поддерживала. Возможно, если бы мы прошли все перипетии до конца, мой рассказ был более ярким. Но за неимением героической концовки описываю все как есть – страшно далек мой рассказ от концепций соцреализма. Для чего я все это так подробно расписал? Не знаю. Описываю свои путешествия и приключения, почти ничего не скрывая и ни о чем не жалея. Обидно только, что моя младшая дочь после того события долгое время не хотела идти в парк, боясь... милиционеров. Да и нам больше не хотелось тратить свои деньги на развлечения в Евпатории. Крымом мы насытились и нескоро еще соберемся туда повторно. В общем, ущерб, который нанесли Крыму два борца за чистоту, во много раз превзошел тот ущерб, который я нанес кустам в отдаленном уголке парка. * * * Попереживав и благополучно пережив события того злосчастного вечера, мы отправились на знакомство с Южным берегом Крыма. В планах были Симферополь, Ливадия, Севастополь и что-нибудь еще на закуску. Симферополь. Неаполь СкифскийВ путеводителях часто упоминается о скифском городище, Неаполе Скифском. Мы долго восторгались, когда увидели фотографии этого места (с неясными, впрочем, описаниями): после скифов сохранившихся построек не осталось, лишь курганы да произведения искусства (с которыми, кстати, более полно можно познакомиться в Эрмитаже, а не в Крыму). Историческая справка: Неаполь Скифский (греч. Neapolis – новый город), одна из скифских царских крепостей в Крыму. Предположительно находится на юго-восточной окраине Симферополя, где на высоком плато расположено крупнейшее в Крыму скифское городище, центр государства поздних скифов. Барельеф скифских царей, найденный в Неаполе Скифском.
Наибольшего расцвета город достиг во II в. до н.э., прекратил существование после нашествия готов в III в. н.э. На городище раскопаны остатки оборонительной стены с башнями, остатки жилых и общественных зданий. Неаполь Скифский. Деталь росписи
склепа.
В некрополе найдено свыше 200 погребений: вырубленные в скале богатые фамильные склепы и могилы простого люда. Роспись в одном из склепов изображает всадника, скифа с лирой, псовую охоту на кабана, в другом – скифа-лучника, танцующие фигуры и др. Поиск этого городища – отдельная песня. Намотали кругов двадцать по старому Симферополю, пока его нашли... И что? Неухоженный пустырь, посередине которого квадратная в плане башенка. Внутри – отнюдь не древние надписи да металлические балки перекрытий. Разумеется, все загажено. В общем, наши восторги оказались совершенно напрасными (и, более того, необоснованными): башенка была 70-х годов постройки. Причем XX века. Раскусил обманку наш друг Eeyore (о встрече с ним – позже): воодушевившись нашими находками, взобрался он на этот холм и встретил там человека, который и открыл глаза исследователям на историческую правду. «Причем с такой злостью, будто его самого в далекие студенческие годы заставляли выкладывать из камней эту башню», – поведал нам Eeyore впоследствии. ЛивадияИз Симферополя поехали в сторону Ялты. Ливадийский дворец(с открытки) В довоенном путеводителе «Курорты Южного берега Крыма» о Ливадии совсем коротенько: «На живописных горных склонах растут мамонтовые деревья, пальмы, кипарисы, платаны, сосны… Территория Ливадии с парком, пересеченным многокилометровыми дорожками, занимает свыше 176 гектаров. В бывшей царской усадьбе, где, по образному выражению Маяковского, «Романов дулся с маркерами, шары ложа под свитское ржание», отдыхают трудящиеся со всех концов нашей великой Родины». Собственно, именно царская усадьба, бывший "санаторный комбинат №1 имени И.В. Сталина" и был целью нашего визита. На вход – толпа неимоверная, причем вход только с экскурсиями… Да кому они нужны, эти экскурсии, по 40-градусной жаре? Ливадийский дворец Ожидание будет долгим – нас предупредили о том, что стоять не меньше часа, а то и все два. Испытывая негодование и раздражение – переться в такую даль ради царской дачки? – идем в музей восковых фигур, что занимает дворцовый флигель. Конечно же, основные экспонаты музея – две инсталляции. Одна посвящена пребыванию в Ливадии царской семьи, вторая – Ялтинской конференции, определившей облик послевоенного мира. По сути, именно здесь и было принятое секретное решение о разделе сфер влияния. Именно после Ялты планета раскололась на «капиталистический мир» и «социалистический лагерь». Стол, за которым собирались участники Ялтинской конференции 1945 года(Это уже из основной экспозиции). Вернулись обратно – очередь уже уменьшилась. Наконец, прорвались во дворец – зря, что ли, убили мы целый день отпуска на эту экскурсию? Тематика ее была предопределена теми же событиями: первый этаж про Ялтинскую конференцию 1945 года, второй этаж посвящен августейшей семье Романовых. Трогательно, признаюсь сразу. Аж слезу вышибает, каким все же хорошим мужем и отцом был Николай II. Кстати, первый крымский автотурист: интересные фотоматериалы на эту тему. Респект бы ему, да вот такую страну про…воронил! И еще одна тема экскурсии – интерьеры Ливадийского дворца: Белый зал, Арабский дворик и, конечно же, бесспорная удача архитектора Краснова, Итальянский дворик. Итальянский дворик, действительно, получился настолько аутентичным, что многие российские кинематографисты снимали здесь лучшие сцены своих фильмов: «Собака на сене», «Анна Каренина», «Овод», «Отелло», «Двенадцатая ночь»… Да, к сожалению, внутри снимать нельзя, поэтому фотография Итальянского дворика – скан с купленной в Ливадии чьей-то фотоработы. Впрочем, запреты всегда можно обойти :-) Скамейка в итальянском дворике.Вышли из дворца. Еще одно напоминание о царской семье: в этой небольшой церкви, лишенной купола, приняла православное крещение Александра Федоровна, впоследствии великомученица российская. * * * Погрустили, немного погуляли по огромному парку – но так и не смогли добраться до пляжа. К морю пришлось спускаться на машине. Купались между волнорезами – непривычно! Такое ощущение, будто плещешься в бетонном бассейне. В общем, евпаторийский песок милее. Обратно в Евпаторию поехали по традиционному уже маршруту через Ялту – Симферополь. Продолжение: Инкерман, Cевастополь и Эски-Кермен Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks! |
|
||||||||||||||