Путешествие в КарелиюПетрозаводск, Кижи, Кондопога и Кивач |
|
Лодейное Поле |
Июнь 1998 г. Маршрут: Петербург – Петрозаводск – Кижи, Кондопога, Кивач – Петрозаводск – Петербург Экипаж: Ворчун с супругой Транспорт: Автомобиль ВАЗ-2107, теплоход "Метеор" Продолжительность: 4 дня, ~1000 км
Возможно, кто-то удивится, услышав, что отметить очередную дату совместной жизни мы собрались именно в этом городе. Удивился бы и я, ибо прежде, чем дела связали мою работу с этим маленьким приятным городом на берегу Онежского озера, Петрозаводск почему-то (возможно, из-за названия) представлялся мне неким городом-заводом с десятком фабричных труб, извергающих черный дым. Однако во время одной из командировок в Петрозаводск мне удалось выкроить время и прокатиться по городу. Уютный и опрятный, он произвел на меня очень приятное впечатление. Дело было зимой, и мой сопровождающий настоятельно рекомендовал мне посетить Петрозаводск летом. Так зародилась у меня мысль обязательно съездить сюда с "неделовым и дружеским визитом". Накануне июньских праздников (в тот год День независимости России от Советского Союза выпал на пятницу и впереди было три выходных дня), я вспомнил о своем намерении и, созвонившись с карельскими партнерами, забронировал гостиницу на выходные дни. Следующий звонок был жене: "Дорогая, собирай вещи – сегодня вечером едем в Петрозаводск. Нам забронирован номер "люкс". Выезжаем после ужина!". Дорогая удивилась, но к моему возвращению с работы ужин был готов, а вещи собраны. Сумка в багажнике, ключ – в замке зажигания. Ну, поехали! * * * Выезжая летом, накануне выходных, путешественник должен заранее смириться с соседством дачников на трассе и, согласно Уставу Автотуриста, "обязан стойко выносить все тяготы" локального трафика и воспринимать их как данность вроде землетрясений, цунами и ГАИ. Впрочем, тяготы несколько скрашивала дорога "магистрального типа", и, заняв свое место в ряду, мы наслаждались ровным покрытием, приятной музыкой неторопливой беседой. Езда тоже была неторопливой – разгоняться не давали дачники на загруженных под завязку "Москвичах" и гаишники, залегшие в разрывах разделительной полосы. Через несколько десятков километров от Петербурга "локал", а вместе с ним и магистраль закончились и уступили место тихой "двухрядке". Лодейное Поле Заштатный город СПб губернии (хоть и районный центр Лен. области) с разбитыми дорогами. В историческом плане, якобы, интересен. Но мы этого не обнаружили. Мы пересекли мост через Свирь и вскоре въехали в Карелию. У щита, приветствовавшего нас на карельской земле, мы решили устроить небольшой отдых. Я тщетно старался отодрать от лобового стекла и фар тучи прилипшей мошкары и теперь ответственно могу рекомендовать всем путешественникам, следующим на север, заранее обзавестись жидкостью для отмыва насекомых – вода не поможет. Олонец Живописный городишко, одно из древнейших поселений Карелии. Олонец известен с 1134 г. К нему достаточно велик интерес финнов (там даже есть гостиница, специально для них построенная). От Олонца начинается серпантин. Здесь водителю надо быть особенно внимательным – в некоторые повороты можно вписаться на скорости максимум в 50 км/час и риск налететь (в прямом смысле этого слова) значителен. В одном месте мы обратили внимание на строительство прямой дороги к Петрозаводску. С той поры прошло немало времени, и я не знаю, как далеко удалось продвинуться нашим доблестным дорожникам. Наиболее неприятным моментом на этом участке было то, что как раз в месте отвода "прямой" дороги от серпантина трасса делает поворот под практически прямым углом, и вылететь на недостроенную дорогу не составляет труда. Впрочем, карельские дорожники заблаговременно предупреждают об опасности надписями, поэтому водителям перед поездкой нелишне будет вспомнить основные правила чтения русских слов. Петрозаводск, часть 1 В Петрозаводск мы въехали далеко за полночь. Администраторы гостиницы оказались на редкость любезны, и через несколько минут мы с удовольствием обозревали наш "люкс": две комнаты, душ, балкон… Все чистенько и по-советски знакомо.
Туристический комплекс "Карелия" (а именно здесь мы запланировали провести наш очередной медовый месяц) расположился на берегу реки Лососинка, при ее впадении в Онежское озеро, рядом с городским парком. Тихое и уютное место прекрасно дополняли виды на Онегу из окна нашего номера. Лишь шум маленькой бурной речки, скрип пружин кровати и наше тяжелое дыхание нарушали покой ночного отеля…
Пойма реки Лососинки (с открытки) Утром мы направились на осмотр достопримечательностей. Экскурсия началась у памятника Петру, что на набережной Онежского озера, и закончилась в 200 метрах от него, у причала "Метеоров". В кассах билетов в Кижи не было и не предвиделось: все они были распроданы на неделю вперед. Но что может помешать путешественнику в его стремлении достичь желаемого? Узнав, какой теплоход отправляется в Кижи прямо сейчас, мы договорились с экипажем об оплате "на месте" и за ту же цену получили бонус в виде дополнительного сервиса: нам поставили складные стульчики рядом с буфетом и всю дорогу обхаживали, как дорогих гостей. К слову сказать, карельские жители отличаются какой-то особенной любезностью и внимательностью, качествами, утраченными жителями больших городов. Близость буфета и отсутствие автомобиля сделали дорогу весьма приятной: приятность эта была вызвана двумя или тремя банками пива, выпитыми нами за получасовое путешествие по озеру. Какое это наслаждение – пить пиво прямо из бутылки и, жмурясь, смотреть на солнце, отраженное бескрайним зеркалом воды! Кижи За удовольствие надо платить. Мы поняли это после выгрузки с теплохода, когда скакали козлами вокруг маленького туалета, силившегося вместить пассажиров прибывшего теплохода, пассажиров отправляющегося теплохода и туристов, с пивом ожидающих очередного рейса. Поэтому рекомендую читателям позаботиться об оплате удовольствия заранее и воспользоваться удобствами, не покидая теплохода. Все, как говорится, оплачено! Нам, наконец, удалось выяснить причину отсутствия билетов в кассах речного вокзала – в Кижах проходил фестиваль искусств Заонежья, чему мы немало порадовались – это придавало острову какую-то замечательную свежесть. В XIV в. Кижи были административным центром (погостом) карельских деревень, раскинувшихся на островах Заонежья. До наших дней от погоста сохранились приказная изба, небольшая церковь и Преображенский собор с колокольней. В 60-х гг. нашего века на остров перевезли избы, мельницы и часовни из других районов Карелии и создали в Кижах музей, известный сегодня, как когда-то говорили, "далеко за пределами России". Кижи вписаны в “Список мирового наследия ЮНЕСКО”. Возможно, именно это было причиной появления в Кижах толп иностранцев, в буквальном смысле оккупировавших остров. На теплоходе вместе с нами плыла делегация французов, а возле пристани мы встретили группу молодых янки. Очевидно, жители "страны заходящего солнца" никогда не видели "Метеоров", рассекающих озеро на подводных крыльях, и с возгласами дикого восторга бросились фотографировать проплывающий катер. Кижи (с открытки) Преображенский собор от ветхости своей накренился. В советские времена его надели на металлический каркас, закрыли двери, да так и оставили потомкам… Что ж, возможно, его удастся когда-нибудь открыть для доступа публики. А сейчас торопитесь – крен собора заметен невооруженным взглядом. Вдоволь надышавшись свежим воздухом и налюбовавшись шедеврами деревянного зодчества, мы отправились в обратный путь. В Кижи мы попали в некотором роде диким способом и, чтобы обезопасить себя от несговорчивости экипажей других теплоходов и не остаться на этом острове вечными робинзонами, мы заранее договорились с "нашим" экипажем о времени отправления их катера в обратный путь. Рядом с местом, которое мне любезно выделила буфетчица, расположились местные рыбаки. Рыбу они ловили сетью, водку же, судя по всему, кушали литрами. Почувствовав себя как-то невыразимо печально в их компании, я отправился на корму, где вскоре ко мне присоединились участницы фестиваля. Беседа с молодыми особами из местных школ и училищ, признаюсь честно, весьма приятно скрасила обратный путь… Петрозаводск, часть 2 Вечером мы отправились на изучение окрестностей Петрозаводска… Круглая площадь (с открытки) Круглая площадь с несколько громоздким памятником национальному финскому герою Lenin'у заслуживает отдельного абзаца. Согласно легенде, о которой мне поведали местные жители, во время оккупации Петрозаводска во вторую мировую войну финны вывезли памятник Ленину в Финляндию. Как известно, именно Ленин подписал в декабре 1917 г. декрет о независимости Финляндии и с той поры прослыл финским народным кумиром, и всякий финн его уважал. После войны памятник вернули на его прежнее место (где, на мой скромный вкус, он не совсем к месту), а братскому финскому народу подарили его копию. Где она установлена, я не знаю, как не знаю и того, насколько правдоподобна эта история. Театральная площадь (с открытки) Другой достопримечательностью города, любимой местной молодежью, является памятник г-ну Кирову, установленный на Театральной площади. Молодежь любит этот памятник за смелое решение, найденное скульптором: дело в том, что если встать за спиной памятника у пятой, если не ошибаюсь, слева колонны театра, то рука памятника пикантно торчит между его ног… Говорят, местные девушки любят оттянуться перед фотообъективами во время школьных выпускных балов. Впрочем, проверить правдивость этих историй нам не хватило ни сил, ни времени. Мы просто прошлись по улицам Петрозаводска и отправились на набережную. Неторопливая прогулка по городу оставила у нас очень приятные воспоминания, а встреча заката на берегу Онеги, поверьте, стоит того, чтобы проехать пять сотен километров. На следующий день мы решили познакомиться с другими достопримечательностями Карелии и отправились дальше, на север. Кондопога В Кондопоге находится интересная деревянная шатровая Успенская церковь, памятник архитектуры XVIII в., и живописен онежский ландшафт (хотя город порядком изуродован промышленностью). Кивач Заповедник. Мы обозревали водопад, и зрелище было весьма прельстиво. * * * На следующий день мы оправились в обратный путь.
Ровная дорога (в Карелии принято вешать знаки, предупреждающие о колдобинах, на таких участках, которые в Петербурге считаются "хорошими"), отсутствие ГАИ (говорят, что карельские гаишники – самые принципиальные и справедливые гаишники в России. К счастью, мне это не удалось проверить) и незначительное число деревень на трассе сделали дорогу домой очень легкой и приятной. Я давил на газ так, что на поворотах визжали покрышки, и мы добрались до дома за пять с половиной часов. Похожее: Тамбов – Саратов – Пенза. Художественно-литературное автопутешествие из Москвы, 7 дней. Нижний Новгород, Борский перевоз и Муром. 3-хдневный развлекательно-познавательный маршрут. Пчела, Орел и курский соловей: Мценск – Орел – Спасское-Лутовиново – Курск. Рязань и Константиново. Автопутешествие из Москвы, 3 дня. Владимир и Шуя. Автопутешествие из Москвы, 2 дня. Плес – Кострома – Щелыково. Левитан, Островский и немного Сусанина. Великий Устюг. Новогодние приключения в Северной Руси. |
© trassa.narod.ru |