Тамбов – Саратов – ПензаХудожественно-литературное автопутешествие |
|
Ивановка
Тамбов
Саратов |
Часть 2: Тамбов. Переезд в Саратов День 3, вторник, 5 января 2016: Тамбов – Саратов, 460 км Просыпаемся в отеле "Ажур" (в его адрес еще вчера я спел достаточное количество дифирамбов, поэтому не буду повторяться). Он расположен относительно недалеко от центра; во всяком случае, поездка на такси стоит 100 руб. Решаем оставить свою машину на стоянке при гостинице, а самим гулять пешком, пользуясь время от времени услугами таксомоторов. Забегая вперед, скажу: это было ошибкой – с парковками в Тамбове проблем не наблюдалось, поэтому выгод от прогулки без машины мы не обнаружили. Причем расстояния в этом небольшом городе мы недооценили и порядком замерзли на 15-градусном морозе. Утешаем себя тем, что смогли прогуляться по красивой набережной реки Цны, проезд по которой автомобилям запрещен. После сытного завтрака отправляемся на такси в центр. Просим высадить нас "у танка".
Архитектура Тамбова характерна для большинства русских купеческих городов. Разумеется, здесь есть гостиный двор (построенный, как и должно, в классическом стиле), особняки разной степени сохранности провинциально-модернистского вида, несколько храмов, чудом уцелевших в кровавом вихре безбожия ХХ века, удивительно гармонично возвышающихся на высоком берегу реки Цны. При этом Тамбов не выглядит совсем уж провинциальным захолустьем, стараясь, как говорится, "идти в ногу со временем". На остановках общественного транспорта установлены электронные информационные табло. Сам модуль Wi-Fi находится под постоянным видеонаблюдением – как бы чего не сперли! В городе работает "мобильный гид" (реально работает – проверяли!), но на морозе телефон примерзал к ушам, и долго наслаждаться достижениями тамбовских информационно-коммуникационных технологий у нас не получалось. Памятник Гавриле Романовичу Державину, Говорят, он был неплохим наместником, даром, что поэт... При нем город, представлявший до назначения Державина на должность изрядную дыру, на короткое время, как пишут в некоторых источниках, стал чуть ли не "культурным центром" Центральной же России. Это, впрочем, они хватили... Забавно, что Державин нашел губернский центр утопающим в грязи. Для улучшения ситуации он тот час же распорядился заготовить камень для мощения улиц... В своем губернаторском кресле поэт продержался недолго, всего три года, и замостить улицы булыжником не успел. Камень пролежал без дела 40 лет, пока, наконец, не был использован по назначению. Как не вспомнить классические строки про немытую Россию! Впрочем, к наследию Лермонтова мы обратимся чуть позже... По счастию, перед нами центр Тамбова предстал в довольно-таки отмытом виде: дороги ровные, дома опрятные, улицы почищены, солью не посыпаны, отчего возникает ощущение чистоты, Нового года и правильной русской зимы. В общем, по результатам краткого визита поставим городу зачет! Возвращаясь к Державину, отметим, что поэт екатерининской эпохи пользуется популярностью в городе – например, его имя присвоено Тамбовскому государственному университету. Здесь же, на Державинской опять-таки улице, находится краеведческий музей. Решаем начать знакомство с Тамбовом именно с него (заодно и согреемся). Тамбовский областной краеведческий музей
Экспозиция, в целом, для российского краеведческого музея достаточно стандартная – от ископаемых артефактов мезозоя до событий последних времен. Трилобиты – один из самых распространенных видов Остаток раковины аммонита. Из условных откровений (во всяком случае, для нас) стал некий поворот в сознании – чисто по-древнерусски (как мне представлялось) одетые манекены старика с девушкой на поверку оказались представителями мордовского племени мокша, на землях которых и был поставлен Тамбов. Слово само, по одной из версий, на финно-угорских языках значит "топь", "болото"...
"Тамбовский летописец" – стилизованное под древнерусскую летопись описание жизни города, Крупным планом – первая страница "Летописца" для любителей разбирать старинное письмо. Несколько залов посвящено разным аспектам жизни губернии. Этот, например, – истории Тамбовской епархии. О том, что среди местной мокши языческие верования сохранялись вплоть до революции, ничего особо не сказано. Во всяком случае, идолищ поганых (и не очень) не наблюдалось. Не раскопали еще археологи, видимо. В этом зале рассказывается о жизни аристократов. По словам столичного поэта Державина, к его приезду местное дворянство "так было грубо и необходительно, что ни одеться, ни войти, ни обращаться, как должно благородному человеку, не умели..." Прялка и веретено. О крупнейшем крестьянском восстании против большевиков 1920–1921 гг. рассказывает экспозиция, занимающая совсем уж небольшой зал, скорее, комнату. Понимая сложности в розыске артефактов тех лет, замечу вскользь, что раскрытие темы оказалось невнятным и совсем уж без откровений. Хоть какое-то впечатление об этих событиях удалось составить лишь благодаря Википедии, загруженной через интернет на телефоне (слава богу, национальный роуминг при передаче данных уже не грозит разорить любознательного путника). Пятилетку за три дня! Довольно много места занимает демонстрация достижений и успехов Советской власти. О катастрофе сталинских репрессий 1930-х – лишь скромная витрина. Флаг тебе в руки и барабан на шею! В музее проводилось какое-то детское мероприятие. Заслышав напутственные слова организаторов, указывающие на скорое завершение празднования, мы поспешили в гардероб, дабы не быть сметенными толпами детворы. * * * На улице было по-прежнему холодно. Решили испить горячего чаю на пешеходной улице Тамбова. На очереди – картинная галерея. Пешеходная улица носит какое-то непривычное по нынешним временам название Коммунальная, впрочем, явно не в честь жилищно-хозяйственных служб. Много милых особнячков, атмосферно. И, конечно же, магазины, рестораны, кофейни. Заходим в одну из них. Пафосная подача чая в одном из самых помпезных кафе города. Кофейный домик "Кардинал" Из плюсов: эспрессо стоит 65 рублей. Из минусов: очень долго делали десерт, Согревшись и подкрепившись, направляем свои стопы в Картинную галерею. А она оказывается закрытой. Вот те раз! Сегодня же вторник... Действительно, Тамбовская картинная галерея отдыхает именно по вторникам, учтите при планировании! Тамбовская областная картинная галерея Обескураженные, обходим здание галереи (которое само по себе примечательно – это бывшая Нарышкинская читальня) и обнаруживаем вход в парк (культуры и отдыха, разумеется). Что ж, будем культурно отдыхать! Скамейка больших возможностей. Колесо обозрения. Пешеходный мост через реку Цну. Вечный огонь. Спасо-Преображенский собор, первый каменный храм Тамбова, заложен в 1694 году епископом тамбовским Питиримом (памятник ему стоит на площади перед храмом), завершен в 1783. В нем до недавнего времени располагался краеведческий музей (только что мы его обозревали). Колокольня у храма советское время не пережила, воссоздана совсем недавно. Симпатичная, хотя и типовая! Заходим внутрь. Нижний храм оформлен аскетично, красоту росписей обещают на втором этаже: в безбожные времена они были закрашены и расчищены только после передачи собора епархии. Наверх нас не пускают – идет подготовка к Рождественской службе. Убалтываем служительниц (только глазком взглянуть, специально ехали из самого Петербурга): что ж, глазком только и взглянули. Оценить красоту, в общем, не удалось. Ничего не поделаешь, насильно мил не будешь, идем гулять по набережной. Нашей следующей точкой должен быть особняк купцов Асеевых. Набережная реки Цны. Здесь обустроена пешеходная зона с дорожками, ресторанами, сценой и современной (и не очень) малой (и не очень) скульптурой. Казанский мужской монастырь. Памятник С.В. Рахманинову. Традиционное уже дерево с замками и памятник муромским святым Петру и Февронье, покровителям семейной жизни. Река Цна. На высоком обрывистом берегу установлен памятник С.Н. Сергееву-Ценскому. Интересно, что вторая часть его фамилии – псевдоним, взятый писателем от названия реки Цны, где и прошло его детство. Примечательно, что прямых упоминаний о Тамбове в творчестве писателя нет, его талант расцвел в Крыму. В то же время можно не сомневаться в происхождении лесных топей, болотных шишиг и прочей явно неюжной нечисти, которые так или иначе присутствуют в его ранних рассказах. "Сергеева-Ценского можно упрекнуть в излишнем нагораживании внешних ужасов. Теряется правдивость от такой неумеренности, от такого скопления в одном месте всех представимых и даже непредставимых гадостей," – писала о нем Зинаида Гиппиус в своей статье "Человек и болото". Ну как тут не поверить версии о значении слова "Тамбов"! Забота о благоустройстве. Катание с горки запрещено. До усадьбы Асеевых пройти пришлось прилично, не меньше получаса активной ходьбы (расстояние от Соборной площади – около 3 километров). Успели основательно замерзнуть. Тут бы и пригодилась машина, неразумно оставленная около гостиницы. Усадьба Асеевых Музей этот относительно новый. До недавнего времени здесь располагался кардиологический санаторий. В 2014 г. после тщательной реставрации здание передали (почему-то) Петергофскому музею, и теперь здесь его филиал. Как петербуржцы, мы просто обязаны сюда зайти! Экскурсионная группа собралась практически мгновенно, ждать не пришлось. В ходе экскурсии особое внимание уделяется купеческой семье прежних владельцев дома. И, разумеется, интерьерам. До революции усадьба принадлежала местному фабриканту Михаилу Васильевичу Асееву. Весной 1918 года дом был реквизирован, а семья Асеевых эмигрировала за границу. Впрочем, на их судьбе мы не будем особо останавливаться – на экскурсии об этом расскажут куда лучше. Намного интереснее фигура архитектора, создавшего всю эту красоту (а о нем в музее почему-то говорят мало). Дом Асеева был создан в 1905 году по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева. Именно ему приписывают строительство первого московского особняка в стиле модерн в Глазовском переулке. Особняк Кекушева в Глазовском переулке, Москва. Кекушев практиковал ранний, "франко-бельгийский" вариант модерна. Его профессиональный почерк – высочайшее качество проработки интерьеров, именно то, что можно видеть в усадьбе Асеевых: тонкая лепнина, фрески, горельефы, масштабные панно, деревянные полотна, оригинальные люстры, встроенная мебель. Им было построено довольно много интереснейших зданий в этом стиле, но, насколько мне известно, музей-усадьба Асеевых – единственная постройка, где в полной мере мере можно насладиться работой мастера, осматривая интерьеры с тщательно продуманными мелочами. Творчество Кекушева, бесспорно, достойно внимания и, несомненно, представляет огромный интерес для любого неравнодушного к модерну созерцателя. Во всяком случае, в Барселоне, например, нам пришлось отстоять приличную очередь для того, чтобы попасть внутрь творений другого архитектора той эпохи, Антони Гауди. Понимаю-понимаю, Кекушев (при всем уважении к его таланту) все же не равновелик гениальному каталонцу, но его имя плотно стоит в первом ряду мастеров московского модерна. Как и положено истинному гению, в биографии Льва Кекушева много неясного. Родившийся, по одним источникам, в Вильно, по другим – в Саратове, он сделал головокружительную карьеру на строительстве общественных сооружений и особняков для предпринимателей на рубеже XIX–XX вв., но оказался неспособным изменить свой стиль после 1905 года, когда общественное мнение отвернулось от роскоши раннего модерна в сторону неоклассики и сдержанного «северного югендстиля». В известном издании «Архитекторы московского модерна» высказывается предположение, что причиной устранения Кекушева от активной деятельности стало психическое заболевание (эта информация подтвердилась в 2006 году, когда была обнаружена автобиография дочери архитектора), но ни дата смерти архитектора, ни место его погребения до сих пор не установлены. Впрочем, вернемся к интерьерам особняка Асеевых. Экскурсия, в целом, понравилась. Темп ее позволяет спокойно фотографировать, отстраивая объектив от группы, в то же время не теряя нити повествования. Белый зал – самое большое и торжественное помещение первого этажа, предназначенное для приема гостей. "Кисынька", вальс К. Тидемана. Желающие прослушать могут воспользоваться проигрывателем с сайта www.russian- records.com. На второй этаж ведет эффектная парадная лестница из белого мрамора, с монументальной росписью на потолке и обильной лепниной на стенах. Главное помещение второго этажа – Колонный зал, обрамлением которого служат расположенные по периметру и расписанные позолотой сдвоенные колонны. Хитроумный Кекушев разместил в них радиаторы парового отопления. Потрогали рукой – действительно, теплые. Зал накрыт стеклянным куполом для естественного освещения. Здесь устраивают разные торжественные мероприятия. Интерьеры подсобных помещений и комнат для прислуги, расположенные на верхнем этаже, не сохранились. Небольшие помещения отданы под проведение временных выставок. Во время нашего визита их было две. Н.М. Шевченко. Набережная Тамбова
Вторая временная выставка была посвящена
Тамбовские слоники. * * * В общем и целом, музей оставил благоприятное впечатление. Небольшой ложкой дегтя была финальная сцена: девушек, пришедших как раз за 30 минут до закрытия музея (т.е. к последней по времени экскурсии) отправили восвояси: мол, экскурсий сегодня больше не будет, а без нее мы вас не пустим. Неприятно! В парке при усадьбе проводилась выставка ледовой скульптуры. Походили между инсталляциями в ожидании такси, которое отвезло бы нас в ресторан.
Ресторан для ужина подобрали при помощи все того же TripAdvisor'a. Общим мнением путешественников была рекомендована "Галерея". Арт-кафе «Галерея» Сделав заказ, отец семейства, оставив девочек за столиком, на такси вернулся к отелю, чтобы забрать машину. Администратор гостиницы, заприметив замерзшего путника, предложила выпить чаю – бесплатно. Приятный штрих к и без того положительному впечатлению от гостиницы! Отказался, сославшись на спешку, перегнал машину к ресторану. К этому времени как раз принесли заказ. На стене в ресторане висела забавная елочка из учебника... физики! Подкрепившись фиш-н-чипсами (снова привет "проклятой" глобализации), – к слову сказать, весьма недурственными, – мы поехали в Саратов. * * * Связались с саратовскими автопутешественниками Луничкиными (lvg_64), чтобы узнать,
Тамбов – Саратов (через Борисоглебск), 460 км, 6 ч (или немногим больше) Дорога до Борисоглебска, в целом, хорошая, но слишком пустая, порой ни встречных, ни попутных уже минут двадцать... иногда страшно. Боялись тамбовских По дороге видели интересный эффект от фар: идущая вдалеке машина направляет вверх два луча света, будто зенитный прожектор выискивает в небе вражеский самолет... А когда дорога извивается, и фары светят не совсем впереди, а где-то сбоку от дороги, ощущение "огненного столпа с небес" только усиливается. Никогда раньше внимания не обращали. Кстати, вот и зенитный прожектор в Парке победы на Соколовой горе Борисоглебск показался на удивление живым городком: только что было белое безмолвие, а тут люди куда-то идут, машины ездят, всюду жизнь... После Борисоглебска покрытие ухудшилось, появились ямы. В одном месте совершенно случайно увидел на дороге что-то, заваленное еловыми лапами. Начал тормозить, а под колесами скользко, и на встречке – фуры (им надо было там появиться именно сейчас, до этого момента дорога была абсолютно пустой!). В общем, насилу затормозили. Наша полоса оказалась полностью занятой фурой, пребывающей в неподвижном состоянии уже продолжительное время (судя по слою снега на ней). Ни огней, ни фонарей! Наваленный на дороге ельник, по видимости, должен был имитировать знак аварийной остановки. В общем, отделались легким испугом. На перекрестке с Калининском остановились, чтобы залить бензин. Заправка ТНК с более-менее приличным туалетом, рекомендуем. Приехали в Саратов уже за полночь. Об этом городе мы расскажем в следующей части.
Продолжение: Саратов. Музей шоколада, Радищевский музей, Соколовая гора
|
|
||||||