Главная страница

Тамбов – Саратов – Пенза

Художественно-литературное автопутешествие

Главная страница

Наши путешествия

Поездки по России

Информация в дорогу

Полезные ссылки

 

Ивановка
Музей-усадьба
Рахманинова

Тамбов
Центр
Краеведческий музей
Набережная
Дом-музей Асеева
Переезд в Саратов

Саратов
Музей шоколада
Радищевский музей
Соколовая гора
Центр города

Тарханы
Белинский
Пенза
Дорога домой

 

К началу поездки

Часть 3: Саратов

День 3, вторник, 5 января 2016 (продолжение)

В Саратов мы прибыли уже за полночь. Въезд в город не понравился – долгие промзоны с железнодорожными путями и разбитыми переездами, ямы и соль на дорогах, много явно простаивающих бывших военных заводов, в противовес им довольно мало бизнес-центров, где могли бы размещаться современные офисы. Общее впечатление неухоженности и запустения, налицо все признаки экономического упадка.

Центр Саратова представляет собой скопление одноэтажных, преимущественно деревянных, домиков, кое-где внезапно разбавленных многоквартирными панельками. Иногда среди потемневших от старости стен проглядывает что-то интересное, но тоже убитое. Например, бывший купеческий особняк с просевшей аркой и остатками отбитой лепки.

Размещаемся в гостинице, расположенной среди покосившихся халабуд. Она возвышается над ними в виде трехэтажного коттеджа, который хозяева превратили в гостевой дом.

Гостевой дом «7luxe»
Адрес: Саратов, ул. Рахова, 243
Телефон: +7 953 630-66-66
Сайт: www.7luxehotel.ru

Гостиница привлекла наше внимание хорошей ценой (особенно для номера люкс с двумя спальнями), парковкой во дворе и центральным расположением. Впрочем, наши саратовские друзья место не одобрили, посетовав на близость рынка с соответствующим контингентом.

Враскорячку поднялись по опасно скользкой плитке, уложенной на ступенях при входе. В отеле принимают только нал. Оплатили частично, договорились, что завтра снимем денежку с карточки и доплатим. Нет проблем! Ребята на ресепшн произвели положительное впечатление, явно стремясь угодить постояльцам. Еще бы, гостевой дом только начал работу. Все настолько новое, что отделочные работы продолжаются, повсюду строительная пыль. На стенах в ванной нет крючков и полочек, чтобы можно было хоть что-нибудь повесить, нет ни шкафов, ни вешалок в самом номере. Зато роскошь отделки – невероятная! Makhachkala-style: стразики на обоях, зеркала на потолке, большущий телевизор в полстены (правда, показывающий всего два с половиной канала), широченные кровати-аэродромы (почему-то без белья и с одеялом явно не по размеру). Белье, впрочем, скоро принесли. Смешанные чувства!

День 4, среда, 6 января 2016

Утро. Завтрак прямо в номер: пришел мальчик с ресепшн, принес поднос с тарелками. Вполне приличная яичница с зажаренными сосисками, чай в пакетиках, а вот кофе – только растворимый. Ладно, догонимся где-нибудь в городе.

После завтрака садимся в машину, начинаем культурную программу. Сегодня на ужин нас ждут наши саратовские друзья-автомобилисты, Валерий Луничкин lvg_64 с его очаровательной супругой Диной и сыном Егором, определенно приятным молодым человеком. Поэтому время для знакомства с городом на сегодняшний день ограничено, посвятим его самому, пожалуй, знаменитому музею города.

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес: Саратов, ул. Первомайская, 75
Телефон: (8452) 26 28 55
Сайт: radmuseumart.ru

Открываем TripAdvisor, найденный в нем адрес забиваем в навигатор и вскоре паркуемся у стен серого здания с колоннами.

Здание 2-й женской гимназии
(XIX – начало XX века, арх. С. Каллистратов).

В кассе – технический перерыв. Мы неудачно пришли к самому его началу, придется чем-то занять полчаса. Карточки, кстати, в музее не принимают, ищем банкомат, снимаем наличные. Пока ходим туда-сюда, касса как раз начинает работу. Покупаем билеты, поднимаемся наверх в предвкушении знакомства с прекрасным.

К нашему удивлению, вместо картинной галереи мы оказываемся в музее шоколада.

Эта передвижная выставка от якобы «именитого» и чем-то «знаменитого» крымского кондитера Николья (Nikolya) уже не первый год катается по задворкам вселенной. Ее единственное назначение – показать неискушенному посетителю, что шоколад при определенном соблюдении технологии может заменить собой пластилин. И из него, как из пластилина, можно всякого налепить.

Замечу, что прийти к этому глубокому умозаключению можно и без посещения выставки, тем более не тратя на нее час жизни и 750 рублей семейного бюджета (а вы понимаете, как дорого и то, и другое в путешествии), но мы-то зашли сюда по ошибке, будучи полностью уверенными в том, что основная экспозиция расположена здесь же.

Что ж, раз уж купили билеты, пощелкаем затвором. Хорошо хоть фотосъемка бесплатная!

Шоколадный дворец Румянцевых и Паскевичей в миниатюре.
г. Гомель, Республика Беларусь.
Состав: шоколад, марципан, пищевые красители. Вес 12 кг.

Эйфелева башня.
Оригинал выглядит намно-о-о-ого изящнее!

Портрет Одри Хепберн.
Такая же (но не шоколадная) картина продается в Икее за 1999 рублей.

Корона Российской империи.
Можно было бы рядом сварганить шоколадных неуловимых мстителей. Если делать кич, чего уж стесняться!

В скобках заметим, что упоминаемый в рекламе факт съедобности экспонатов никак не обыгран на выставке. Лишь на выходе продаются какие-то безумные медальоны по 150 руб. за штуку. Однако!

В общем, глубина безвкусия (во всех смыслах!) подчеркивается наличием таких щитов с прорезью для лица (по-умному это называется тантамареска, узнал новое слово, хоть какая-то польза). В целом, скучно, безыскусно, утомительно!

Мы начали приставать к сотрудницам музея, где тут у вас картины, на что получили удивленные глаза и предложение ознакомиться с творчеством местной художницы Натальи Леонтьевой.

Наталья Леонтьева «Гитаристка»
2013–2015, холст, масло.
Частное собрание.

Вскоре, наконец, выяснилось, что основная экспозиция Радищевского музея находится совсем в другом здании. И как, по-вашему, ми-таки должны были об этом догадаться? И никто ведь не предупредил на кассе. В общем, обидно, досадно, ну ладно… Бежим в основной корпус.

Последователям настоятельно рекомендуем обратить внимание на два (!) адреса, указанных в контактах на сайте музея, а так же на технические перерывы в работе касс.

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес: Саратов, ул. Радищева, 39
Телефон: (8452) 26 16 06
Сайт: radmuseumart.ru

Наконец, оказались в основном корпусе, на правильной экспозиции.

Памятник А.Н. Радищеву у входа в музей.

Саратовский художественный музей принадлежит к числу старейших в России. Он был создан стараниями известного художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова, передавшего в дар городу свою коллекцию произведений искусства. Боголюбов был внуком писателя А.Н. Радищева, того самого travel-blogger'a, творчество которого мы изучаем со школьной скамьи. Немудрено, что Радищев жестоко поплатился за свое вольнолюбие – какие только мысли не лезут в голову при путешествии из Петербурга в Москву! Кстати, по какой-то иронии судьбы внук Радищева родился в селе Померанье, расположенном на этой же дороге.

Руины почтовой станции на трассе Москва–Петербург, с. Померанье, Ленинградская область.

Эх, будь у меня хотя бы часть энергии директора-энтузиаста Александра Ивановича Ермакова из рахманиновской Ивановки, я бы замутил какую-нибудь выставку Боголюбова на этих развалинах... Впрочем, я отвлекся. Вернемся к художественному музею. Саратовцы, кстати, называют его Радищевским. Коллекция музея довольно обширна и представляет русское искусство, начиная со старинных икон и кончая "серебряным" веком. Много известных шедевров. Еще больше малоизвестных, но очень интересных работ признанных мастеров.

Икона "Неопалимая купина".

Евангелие
Москва, Синодальная типография, 1779

Сальваторе Альбано. Счастливый сон.

Фальконе. Амур грозящий.

Скульптор выполнил эту работу по заказу маркизы Помпадур, за что и получил звание академика. Статуя неоднократно повторялась в различных вариантах как при жизни скульптора, так и в последующие годы. Один из авторских повторов хранится в петербургском Эрмитаже. Вариант, принадлежащий Радищевскому музею, исполнен в конце XIX века на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.

Ваза
I четв. XIX в. Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод

Один из залов музея с классическим "500-рублевым" Петром I скульптора Антокольского.

Небольшая коллекция европейского фарфора.

Кузьма Петров-Водкин «Две девушки».

Кстати, Петров-Водкин – уроженец Саратовской губернии. На заднем плане его "Девушек" исследователи традиционно видят Волгу.

Как написано на сайте музея, "во многом благодаря открытию Радищевского музея в Саратове появилась блистательная плеяда мастеров совсем не провинциального масштаба – Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Савинов, Александр Матвеев". В историю русского искусства было введено даже такое понятие, как "Саратовская школа"... Удивляться, в целом, нечему: на рубеже XIX–XX веков город был подлинной столицей Поволжья, и, разумеется, его богатство не могло не способствовать развитию культуры. А потом произошло то, что мы и так все знаем. Впрочем, предаваться унынию не будем: нам повезло, в эти дни в музее проходила выставка графики «Русский авангард: столицы и провинция».

Экспозиция графики продолжает тему диалога столичных авангардных течений и саратовских «левых» поисков. Ее центром являются превосходные работы лидеров русского авангарда К. Малевича, В. Татлина, М. Шагала, В. Кандинского [...] Новаторские тенденции московского «Бубнового валета», возникшего в ранний период русского авангардного движения, связаны с ориентацией на сезаннизм и кубизм, отказом от традиционной повествовательности сюжета в пользу выразительности цвета, линии, формы, фактуры. Эти черты прочитываются в выставочных произведениях А. Лентулова, А. Осмёркина...

Цитата с сайта музея.

Было много достойного: например, оформление книг поэтов и писателей "серебряного" века, среди которых любимые мною Бальмонт и Бурлюк. Последний, к слову, присутствовал в виде полноразмерных полотен из собраний музеев Саратовской области.

Давид Бурлюк «Женский портрет».
Из коллекции Вольского краеведческого музея

Наталия Гончарова «Листва».
Из коллекции Вольского краеведческого музея

Александра Экстер. Конструкция цветовых плоскостей.

Филипп Малявин. Портрет Мары Константиновны Олив.

Таким образом, практически весь день ушел на музей. Едем в гостиницу – подготовиться к встрече с прекрасным, т.е. с Луничкиными.

В гости поехали на такси. Машину попросили вызвать с ресепшн, что было ошибкой: таксист оказался весьма дурковатым – всю дорогу он бормотал себе под нос какие-то нелестные эпитеты неясно в чей адрес, один раз ломанулся под знак "уступи дорогу", не пропустив машину на главной (как уж тот не въехал в мою дверь, я не знаю!), и в заключение попытался содрать с нас лишние 50 рублей якобы за ожидание.

Впрочем, это было единственным негативом того вечера, все остальное прошло на высшем уровне: гостеприимство хозяев, изысканная еда и теплая компания. Я, правда, умудрился несколько переусердствовать, увлекшись рассказами о былых поездках, поэтому Валера на следующий день любезно выразил желание быть нашим гидом и водителем в одном лице.

День 5, 7 января, четверг

На завтраке сегодня отельеры сэкономили, сосисок к яичнице на этот раз нам почему-то не досталось. Но не ругаться же с ними по этому поводу! Впрочем, ребята испортили себе карму: забирая тарелки после ужина, парнишка поскользнулся на лестнице, уронил поднос, разбил посуду, больно ушибся. Даже жалко его стало! Что ж, в следующий раз не будет сосиски зажимать. Может быть.

Валерий смог вытащить нас из отеля лишь к полудню. Направились на изучение города. Решили начать со смотровой площадки.

Соколовая гора

Соколовая гора возвышается над городом, и в ясную погоду с нее могли бы открываться шикарные виды. Впрочем, как видно, дело не только в погоде. Вид на Саратов удивительно нефотогеничен. Тому, бесспорно, есть очевидное объяснение: если бы все эти деревянные домики, так называемый "частный сектор", принадлежали бы состоятельным людям, сейчас перед нами распростерся бы вид на богатые особнячки причудливой архитектуры с характерными крышами, покрытыми, например, красной черепицей, а если бы градоначальники обладали хоть толикой вкуса, они бы более разумно подошли к многоэтажному строительству. И тогда бы отбою желающих посмотреть на город с Соколовой горы не было!

Сегодня же возвышенность представляет собой достопримечательность благодаря выставке вооружений со времен Второй мировой и до наших дней, а также этнографической деревне.

Парк Победы на Соколовой горе.

Поезд с санитарными вагонами и зениткой на платформе.

Реактивные минометы – от "Катюши" до "Града".

Самоходный зенитно-ракетный комплекс "Круг".
Принят на вооружение в 1965 году.

Вообще, количество экспонатов, представленных на выставке, восхищает! Мы, разумеется, сильно проредили фотографии перед публикацией, чтобы не утомлять вас бесконечными видами разных смертоносных орудий, но настоящему милитаристу будет чем занять несколько часов на Соколовой горе. Аннотации под экспонатами весьма подробны (хоть и часто занесены снегом). Ну, кто же сказал, что в Парк Победы надо приходить обязательно зимой?

Сверхмалая подводная лодка "Тритон 1М".

На табличке под нею написано, что эта лодка относится к так называемому "мокрому" типу, т.е. предназначена для аквалангистов. Автономный режим работы – до трех дней.

Нашлось местечко и для экспозиции сельскохозяйственной техники.
Видимо, общим у этих машин является их гусеничный ход.

Памятники российским полководцам.

"А где же Чапаев?" – спросит неравнодушный читатель. А Чапаев был раньше, в музее шоколада.

Центр Саратова

Спускаемся в центр. К нам присоединяется сын Валерия Егор. Очень хочется чем-нибудь подкрепиться. Пьем кофе в замечательном местечке под названием "Кофе и шоколад", любезно рекомендованном нашими саратовскими друзьями.

Кофе и шоколад
Адрес: Саратов, ул. Вольская, 97
Телефон: +7 845 274-45-03
Сайт: coffeechoco.ru

После свежего воздуха на Соколовой горе и свежайшего же кофе из саратовской кофейни в голове проясняется. С новыми силами продолжаем знакомство со столицей Поволжья.

Саратовский академический театр оперы и балета.

Дворец пионеров (бывший Городской общественный банк).

Напротив Дворца пионеров, где началась карьера Олега Табакова, установлен памятник актеру (а по этой же улице, Большой Казачьей на пересечении с Мирным переулком, находится дом, в котором жила семья Табаковых – цитата с сайта www.tabakov.ru).

Памятник выполнен в традиционной для современной скульптуры манере: без пьедестала, в масштабе, близком человеческому росту, так, чтобы каждый мог подойти, взять экспонат под локоть и доверительно сообщить: "Пройдемте, гражданин!" А вообще, не похож...

Памятник П.А. Столыпину перед зданием областной Думы.

Этот симпатичный дом принадлежал Андрею Ивановичу Бендеру.

Он сделал свое состояние на торговле "сарпинкой", хлопчатобумажной тканью, которая производилась преимущественно поволжскими немцами-колонистами.

Дом Бендера ныне занимают городские власти. Не оттого ли в городе такие плохие дороги?

Прошлись по пешеходной улочке со скучным названием проспект Кирова. Когда-то она называлась Немецкой, но откуда им тут взяться теперь? О судьбе немцев с противоположного берега Волги, я думаю, все знают...

Конечно же, как и подобает пешеходной улочке любого современного российского города, в простонародье ее традиционно именуют Арбатом, хотя, будучи главной улицей Саратова еще до революции, она неофициально называлась Невским проспектом. O tempora, o mores! Впрочем, какой уж это Невский? Арбат, только Арбат!

Чтобы уподобление всем остальным современным русским променадам было завершенным, улочка украшена новодельной скульптуркой, мотивы которой обыгрывают упоминание города в фольклоре.

"Парней так много холостых на улицах Саратова..."

Не знаю насчет холостых парней, но удивило какое-то неимоверное количество обувных магазинов известных брендов на улицах Саратова, причем всюду – колоссальные скидки, широчайший ассортимент и полное отсутствие покупателей, что не может не радовать после сумасшедшей (как по ценам, так и по толпам) Москвы. Мы, разумеется, не удержались, и вам советуем переориентировать свои шоппинг-туры с запада на восток. Жаль, tax free не оформить...

Памятник Саратовской гармошке.

Саратовская гармонь отличается от обычной колокольчиками, прикрепленными к ее корпусу. Как пишут в Википедии, "ныне саратовская гармонь не производится, и секреты ее изготовления могут быть утрачены". Неужели разучатся бубенцы пришивать? – с недоумением вопрошает возлюбленная моя супруга.

Послушать звучание знаменитой гармошки можно в исполнении Геннадия Ганюшкина, например.

Один из символов города – здание Саратовской консерватории
(1902, арх. А. Ягн, перестройка 1912 года выполнена С. Каллистратовым).

Храм в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

Н.Г. Чернышевский.

До революции на этом месте стоял памятник Александру II, даровавшему личную свободу огромной части населения аграрной России. Упоминал как-то, что в нашей стране до начала XXI века памятников царю-освободителю не было, ближайший находился на Сенатской площади в Хельсинки.

Против Николая Гавриловича, впрочем, ничего личного не имеем. Интерпретация одного из снов его незабвенной Веры Павловны стала счастливым вопросом среди экзаменационных билетов возлюбленной моей супруги, благодаря отличному знанию которого, в частности, она успешно поступила в Санкт-Петербургский Университет. В общем, в некотором роде причастны, так сказать, к творчеству признанного лидера публицистической школы русского философского материализма...

Чернышевский был, пожалуй, самым известным уроженцем города, здесь он родился, встретил свою любовь, здесь же закончился жизненный путь писателя. Разумеется, в Саратове есть дом-музей Николая Гавриловича, в который мы, к сожалению, не попали, хотя обвязать его тематикой нашего литературно-художественного путешествия было бы неплохо. Впрочем, не все по музеям ходить, иногда можно и свежим воздухом подышать.

Саратовский мост через Волгу ведет в город Энгельс, бывшую столицу республики немцев Поволжья.

Свято-Троицкий кафедральный собор.

Делаем последнюю попытку погрузиться в местную культуру. Идем в краеведческий музей. Он оказывается закрытым по неизвестной причине. Ну и слава богу!

Саратовский областной музей краеведения
Адрес: Саратов, ул. Лермонтова, 34
Телефоны: (8452) 28-24-91, 28-23-94, 28-23-92, 28-23-86
Сайт: www.comk.ru

Обеденное время давно пропущено, впереди – долгая дорога в Пензу. Надо подкрепиться, Валерий везет нас в "прикормленное" местечко, где потчуют русской кухней. Очень уместно!

Кафе "Матрешка"
Адрес: Саратов, ул. Чапаева, 8/12
Телефон: +7 845 257-44-48
Сайт: cafe-matreshka.ru

Сытые и довольные, мы тепло распрощались возле саратовской гостиницы, где с разрешения хозяев осталась на стоянке наша машина, еще с утра погруженная. Соскребли с нее снег, поехали в Пензу.

 

Продолжение: Тарханы. Белинский. Пенза. Дорога домой

 

К предыдущей части Яндекс.Метрика

Дальше