Один день в Нижнем. Горький и немного сладкогоЧасть 3: Нижегородский Художественный музей и Верхневолжская набережная |
|
Гостиница
Художественный музей
Канатная дорога |
Нижегородский государственный художественный музей Дом губернатора (экспозиция русского искусства) Адрес: 603082, Нижний Новгород, Кремль, корпус 3 Тел.: (831) 439-13-73 Сайт: artmuseumnn.ru Режим работы: ежедневно с 11:00 до 18:00, четверг с 12:00 до 20:00, вторник – выходной день. На территории Кремля находится бывший губернаторский дворец, построенный по проекту первого губернского архитектора Я.А. Ананьева в 1786–1788 г. для вице-губернатора П.В. Елагина. На одном из этажей размещались покои для царской семьи. Ныне здесь художественный музей. Б.М. Кустодиев Собрание музея очень неплохое. Есть Рокотов и Левицкий, большие коллекции Рериха и Кустодиева, из хрестоматийных полотен – «Гадающая Светлана» Брюллова, «Мужичок из робких» Репина. Шишкин, Серов, Васнецов, Куинджи, Кончаловский, Серебрякова, Пименов, Малевич и многие другие. Некоторые картины известны нам с самого детства, некоторые открылись только что. Б.М. Кустодиев Например, последняя картина Б.М. Кустодиева "Русская Венера". Полотно это не висит на стене в раме, а находится в особом стенде, расположенном перпендикулярно стене, так, чтобы зритель мог рассмотреть ее другую сторону. На обороте того же холста изображена дачная сцена из летней жизни двух интеллигентных семей – художника и его друга, Василия Кастальского. Б.М. Кустодиев Что заставило Кустодиева использовать полотно таким образом? Возможно, тяжело больному уже художнику банально не хватило средств на приобретение нового холста, но некоторые видят в этом сюжете "двойное дно":
На третьем этаже музея демонстрировались работы небезызвестного Никаса Сафронова. Неужели можно было устоять и не посмотреть воочию на шедевры мастера? Вообще говоря, можно, но это мы знаем только теперь, своими глазами увидев его картины и составив свое мнение. Ну, что сказать? Многолюдно. Душно. Неглубоко, прямолинейно, вторично. Одна дама, разглядывая картину Сафронова, на которой изображенный с фотографической точностью римский Пантеон украшен невесть откуда взявшимися химерами, обратилась к нам в попытке обсудить эту работу. Мы предположили, что, возможно, автор пытается таким образом обыграть языческое прошлое храма, переосвященного впоследствии в христианскую церковь, но почувствовали, как притянута за уши сия мысль. Поэтому от развития темы уклонились и поспешили ретироваться.
Обед Возвращаемся на Большую Покровку – пора обедать. Среди многочисленных кабачков выбираем "Тарелкин" – возможно, по той простой причине, что там было нешумно и вполне уютно. Ресторан «Тарелкин» Отзывы, кстати, о ресторане противоречивые, даже мы с женой не смогли придти к общему знаменателю: ей понравилось, мне показалось – так себе (и не спрашивайте меня, почему. То ли из-за того, что официантки все время с барменом что-то недовольно выясняли, то ли потому, что все хмурые какие-то). И карточки они, кстати, не принимают. Возвращаемся на площадь Минина. Памятник воеводе Минину, вместе с князем Пожарским возглавившему ополчение 1612 года. В результате последующих событий на Московском престоле оказались Романовы, которые и приложили все усилия для той трактовки событий, которую мы сейчас и изучаем в школе, несмотря на все очевидные противоречия истории. Памятник Минину и Пожарскому в Кремле.
Памятник летчику Валерию Чкалову, совершившему первый в истории авиации беспосадочный перелет Москва – Нью-Йорк через Северный Полюс. Сразу за памятником к Волге спускается помпезная лестница, прозванная (по венчающему ее вершину монументу) Чкаловской. Лестница была построена немецкими военнопленными в 1949 году. Откровенно говоря, непонятно, какую градостроительную задачу она решает – внизу нет ни жилья, ни работы, ни даже пристани, с которой высокие гости могли бы торжественно подниматься в город (так, например, оформлен въезд с Волги в Кострому – впрочем, сделано было это еще в царское время). С другой стороны, почему бы и не построить такую красоту на дармовом труде пленных солдат?
У подножия лестницы на берегу установлен баркас «Герой», 90 лет проработавший на Волге. Катер начинал свою "трудовую деятельность" еще в компании братьев Нобель под названием «Финн», принимал участие в Гражданской и в Великой Отечественной в боях под Сталинградом: на его борту был установлен зенитный пулемет, экипаж состоял из 3 человек. Верхневолжская набережная Наша прогулка продолжилась по набережной, что идет вдоль Волги по самому верху. На ней находится немало интересных домиков, что неудивительно – виды-то какие отсюда открываются! Пока шли по набережной, вместе с нами шел дождь. По счастью, не сильный, вымокнуть не успели. В особняке Сироткина находится отдел западноевропейского искусства Нижегородского художественного музея. Сегодня он закрыт по техническим причинам, да и, честно говоря, наш лимит музеев после Кремля уже выбран. Дом Д.В.Сироткина Попов и Бонч-Бруевич – вечные спутники связистов: один, как мы знаем, изобрел радио, другой тоже всегда где-то рядом. И здесь, на фасаде здания, их мемориальные доски почему-то расположены одна подле другой. Усадьба Рукавишниковых – самый богатый дом в Нижнем Новгороде. С середины XIX века дом принадлежал "владельцам заводов-газет-пароходов" Рукавишниковым. (Специально проверил – нижегородский Рукавишников не имеет отношения к Владимиру Набокову.) Обильное скульптурное убранство было оформлено известным Михаилом Микешиным, автором памятника Тысячелетию России в Великом Новгороде и Екатерине II в Санкт-Петербурге. Получилось дорого-богато. Я бы даже сказал, слишком дорого, слишком богато. Усадьба Рукавишниковых На посещение усадьбы Рукавишниковых сил не хватило, но масштаб как собственно постройки, так и реконструкции, бесспорно, внушает. Дама в изысканной шляпке. Памятник летчику Нестерову.
27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем Петр Нестеров впервые в мире выполнил на самолете «Ньюпор-4» замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Согласно рапорту, летчик на высоте 800–1000 метров выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров включил мотор, поднял самолет вверх, описал вертикальную петлю и пошел в пике. Мотор снова выключил, выровнял самолет и, спускаясь по плавной спирали, благополучно приземлился. Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу. Спустя шесть дней такую же авиационную фигуру выполнил француз Адольф Пегу. Именно это событие получило широкую огласку и в иностранной, и в российской прессе. В мае 1914 года Пегу прибыл в Санкт-Петербург для демонстрации «мертвой петли». В ответ Нестеров разослал телеграммы в редакции российских газет: «Императорскому аэроклубу уже давно необходимо подтвердить, что первую „мертвую петлю“ совершил русский летчик». В зарубежной исторической литературе авторство «мертвой петли» приписывается асу кайзеровских ВВС Максу Иммельману. Главный корпус Нижегородского Технического Университета. Интересно, что своим основанием бывший Политех обязан Варшавскому политехническому институту, эвакуированному в начале Первой мировой войны в Москву. Затем министерство торговли и промышленности приняло решение о переводе института в Нижний Новгород. В 1917 году институт был переименован из Варшавского политехнического в Нижегородский. Украшенная помезными зданиями набережная кончилась. Мы вышли на Сенную площадь, неуютную и неблагоустроенную. Было неясно, как пересечь ее – нашей целью было покататься по канатной дороге, соединяющей берега Волги где-то рядом. После некоторых плутаний нам удалось, наконец, справиться с организацией дорожного движения, и мы какими-то задворками вышли к мечети – судя по карте, здесь и должна располагаться станция канатки. Соборная мечеть на Казанской набережной 1915 года постройки.
Продолжение: Канатная дорога и город Бор
|
|||||||